Да, человек – и корень своего дерева, и ветвь его, и плод

(181 слово) Из журнала

Если человеку выпадает случай писать о матери, ему так и хочется надеть чистую рубашку, выбить из самых отдалённых складок своей души пыль прежнего гнева, досады или неприязни, придвинуть стол к хорошо вымытому окну и до ночи трудиться в надежде открыть хотя бы одно не сказанное до него нежное и прекрасное слово. И хоть это желание заранее обречено, поколение за поколением, невзирая на тома книг, сочинённые предками, пишет оду материнской любви. Но что можно добавить к этой оде, в которуþ вместе с нашими мате

Русский язык. 9 класс
рями навсегда вошли наши болезни и прививки, наши влþ блённости и разочарования, наши крушения и подъёмы? В эту оду, в сущности, вмещается история, ибо что такое матери и их дети, если не всё, что мы называем человечеством.

Материнство неистребимо до конца дней, и матери переносят его на детей своих детей, на детей своих внуков и выхаживаþт их, растят, только бы была милостива к ним загадочная судьба. С запозданием мы узнаём о чудесах их любви, совершённых ради нас, и ни перед кем не испытываем такой глубокой вины за своё несовершенство, как перед ними.

(173 слова) Из журнала

Лþдям в первуþ очередь нужно осознать, что лþбовь – понятие не абстракт ное. Это явление конкретного плана. Ïервая ступень – это лþбовь к детям и близким. Íельзя говорить о лþбви всеобщей, не познав лþбви конкретной. Зверь не бросает своего детёныша, не выкормив его, чего не скажешь о людях. Детям в первуþ очередь нужны конкретная лþбовь и хлеб насущный. Íельзя, прино ся страдания близким, подниматься по ступеням высокой нравственности.

Íе подобает человеку забывать и своих родителей, ибо он выше животно го, и забота о тех, кто породил, выкормил и научил жизни, должна быть первейшим долгом человеческого существа. Îтказ от тех, кто дал жизнь, есть грех, который искупить невозможно... Лþди, не испытываþщие лþбви и не знаþщие чувства долга по отношениþ к своим родителям, именуþтся бездушными. Ñын, забываþщий о сынов нем долге, не достигнет духовных высот, как бы он к ним не стремился. Мать, приносящая детям боль, не познает собственного счастья, потому что будет лишена его. Тот, кто забыл о ближнем в стремлении к духовным высотам, не будет иметь успеха.

(162 слова) Из журнала

Каждому народу достаётся наследство от предыдущих поколений, сделанное их руками, созданное их гениями и талантами. Уходило и терялось многое. Время не щадило человека и его творения, но сохранившееся, дошедшее до нас открывает нам неповторимый, дивный лик народа-творца. Этот лик очищен от всего случайного, наносного, которое способно исказить истинный смысл всего созданного предками.

Русский язык. 9 класс
Îбщественные здания Древней Руси – соборы, церкви – были местом, где собирались лþди для решения важных вопросов их существования, а в тяжкие времена народных бедствий, вражеских набегов, войн и пожаров эти храмы служили надёжной и часто единственной защитой окрестных жителей. Ïоэтому народ дорожил ими и в монументальных формах храмов воплощал своё понимание красоты. Красотой противостояли они злу. Возводили ли крепостные стены, строили ли свои жилища и города, самоотверженные воины, защитники родной земли, они больше надеялись на свои силы, чем на силы окружаþщей их природы.

В этом обращении к добру, воплощённому в совершенстве художественных ôорм и наивных, но прекрасных символах, сказывалось миропонимание народа, и нигде в зримых образах не были запечатлены все ужасы пережитого.

Благоговейное отношение к творчеству, к искусству – радости в лþбых его ôормах – вот что раскрывает нам наследие предков.

(180 слов) Из журнала

Ñобор был заложен на месте победоносной битвы киевлян с печенегами. Ему было отведено самое высокое место города. Путнику, через какие бы ворота он ни вошёл в Киев, открывался многокупольный Ñоôийский собор.

София Киевская не возносилась победно над землёй, а непринуждённо выстраивалась по земле: она была не только величественной, но и живописной, гармонично разрослась и вширь, и ввысь, и в длину.

Такого храма не видали даже в Византии. Две галереи обходили его с трёх сторон, и две лестничные башни стояли у входа. Íа огромнуþ высоту возносил он тринадцать глав своих, сверкаþщих золотыми куполами, и путникам у ворот его казалось, войдёшь туда – и голова закружится от необъятности простора. Темно, тесно, низко в храме: целый лес толстых опор загромождает его, двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяþт огромное внутреннее пространство. Заблудиться можно было бы, если бы не брезжил где-то впереди слабый свет. Идёшь туда под угрюмо нависшими сводами, и вдруг – как озарение, как удар – своды разверзаþтся, взмываþт вверх столбы, сверкаþт яркие краски, льþтся солнечные лучи из окон центрального купола. В центре пространство развивается свободно, ослепляя великолепием мозаик, чаруя строгой продуманностьþ архитектуры.

(176 слов) Ïо È. Èониной

Русский язык. 9 класс
28

Киевский Ñоôийский собор был построен великим князем Ярославом Мудрым.

Íа стенах Ñоôии Киевской сохранилось множество настенных надписей. Храм богато украшен мозаиками и ôресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. Мозаики выделяþт главные части интерьера – центральный купол и алтарь. Всё остальное пространство было украшено фресками. До наших дней сохранилось двести шестьдесят квадратных метров подлинных мозаик ХІ века и около трёх тысяч квадратных метров ôресковой росписи. Ñреди священных изображений Ñоôии Киевской наиболее известны мозаичная икона Божией Матери «Íерушимая стена», а также икона Благовещения, расположенная на столпах восточной арки.

Ïо своим размерам и богатству убранства Ñоôийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. И размах, с которым был построен главный храм крещёной Руси, и его посвящение не столько подражали Ñоôии Константинопольской, сколько соперничали с ней.

Ñобор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков.

До тысяча девятьсот двадцать девятого года это был действующий храм, а с тысяча девятьсот тридцать четвёртого года – музей. Ныне Софийский собор внесён в список Всемирного наследия ЮÍЕÑКÎ.

(171 слово) Из журнала

В старинных залах картинных галерей, особенно когда они пустынны, в покое и тишине мы отдаёмся созерцанию: стоим перед полотнами, забываем о себе и становимся как бы частьþ картины – деревом, облаком или улыбкой молодой женщины, жившей в далёкие века. Мы выпадаем из сегодняшней жизни.

В наши дни созерцание стало роскошьþ и, как лþбая роскошь, кажется излишним. Íам созерцать некогда – мы действуем. Ñозерцание бескорыстно, оно ничего не хочет, а мы постоянно хотим чего-то. Ñозерцая, мы отдыхаем от желаний и суеты. А выходя на улицу, чувствуем, что нас будят – для деятельной жизни.

Îдин старый ôилосоô говорил, что, созерцая, мы входим в вечность. И вот из вечности мы возвращаемся в сегодняшнþþ жизнь.

Русский язык. 9 класс
В бывшем Андрониковом монастыре, в залах музея Андрея Рублёва, – покой и тишина, не часты посетители, мерцает, меркнет золото икон. И созерцание тут особое, отличное от того, что успокаивает, углубляет душу в залах живописи неиконной, – созерцание, обращённое не от себя, а к себе.

Побывав здесь, понимаешь полнее одухотворённость женщин на портретах Рокотова, мудрость и человечность Льва Толстого и Достоевского, как лучше чувствуешь реку, испив из родника, откуда и началась она.

(182 слова) Ïо Е. Боãату

Москва – это не просто столица, это сердце России. «Та земля извечно от прародителей наших». Со времён собирания земель вокруг Москвы она, словно магнит, притягивала к себе тысячи людей. Её история неразрывно связана с историей России.

В ХІІІ веке Москва стала центром объединения русских земель, центром борьбы с Золотой Îрдой. До начала ХVIII века Москва была столицей России, которуþ в Западной Европе называли Московией. В петербургский период русской истории Москва сохранила за собой звание «сердца» России, потому что она считалась воплощением истинно русской культуры, русской самобытности.

Во все времена не было поэта или писателя, который в своём творчестве не коснулся бы темы Москвы, её истории, её судьбы. «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!» – писал Александр Ñергеевич Ïушкин. «Москва, Москва!.. лþблþ тебя как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно!» – признавался Михаил Юрьевич Лермонтов. Владимир Маяковский, не склонный к чувствительным излияниям, сказал: «Я хотел бы жить и умереть в Ïариже, если б не было такой земли – Москва». Леонид Леонов высказал такуþ мысль: «Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского».

(179 слов) Из журнала

Во все века своей истории Íовгород был не просто городом, жившим отличным от деревни образом. Îн был центром громадной округи, которая простиралась на многие сотни километров, а владение этой округой было главной основой его

Русский язык. 9 класс
экономического процветания, политических успехов и культурного развития. Власть над новгородской землёй Новгород не делил ни с кем, и другим городам, основанным здесь новгородцами с самого начала, была отведена только одна роль: служить крепостями на дальних подступах к столице. Лишь Ладога и Русса были городами в полном смысле этого слова, и новгородцы бдительно следили за ними, отправляя к их жителям посадников, чтобы не повторился опыт Ïскова, который некогда входил в состав новгородской земли, но затем обрёл независимость.

Îтними у Íовгорода земли, и город погибнет, лишившись питаþщих его соков. Это прекрасно понимали новгородцы, запретив приглашаемым к ним князьям владеть землями на большей части новгородских владений. Ñам город не имел возможности значительно расширять собственнуþ территорию. Он окружён с трёх сторон заливными лугами, болотами и низменными местами. И сегодня древний городской вал, как и шесть веков назад, служит границей города и земли.

(173 слова) Ïо В. Янину

Ты совершенно прав, лþбя старые здания, старые вещи – всё то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в теперешней жизни. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частьþ нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души» или «сделано с душой». Вот так! Всё то, что сделано с душой, идёт от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто ôормальном отношении к работе, к учениþ, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству – нет этой «духовной куль туры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствуþщего, неспособного лþбить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Давайте будем лþдьми счастливыми, то есть имеþщими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеþщими жертвовать собой ради лþбимого дела и лþбимых лþдей. Лþди, не имеþщие всего этого, – несчастные, растворяþщие себя в пустом приобретательстве или мелких наслаждениях.

(178 слов) Ïо Д. Лихачёву

Русский язык. 9 класс
33

Íа высоком берегу, владычествуя над рекой, стоят рядом две деревянные церкви. Îдна – величественная развалина – вскинула к серому небу свой позеленевший от непогод шатёр, купола её покосились, тёс ободран с боков, и всё же она красива. Íо эта церковь красива не своим обветшанием, напротив, обветшание мешает увидеть её внутреннее благородство, а покосившиеся купола нарушаþт скупуþ простоту возносящихся вверх линий. Церковь красива сама по себе: ничего лишнего, никаких затейливых украшений, всё просто. Могучий сруб венчается шатром, над входом – второй шатёр, поменьше, и всё это устремлено вверх. Место, где стоит церковь, – высокий берег – подчёркивает устремление.

Древнее сооружение было прекрасно в молодости – оно остаётся красивым и сейчас. Вторая церковь построена совсем недавно, быть может, в начале двадцатого века, она низковата, невыразительна.

Я разглядываю их и стараюсь разгадать загадку: почему более древние сооружения, как правило, построены с большим вкусом? Уж не потому ли, что у архитектора древней церкви было меньше образцов и ему приходилось полагаться больше на самого себя, чем на готовый пример, доверяться не чужому, а собственному вкусу?

Две церкви стоят на берегу: одну строили вдохновенные художники, другуþ – подрядчики, одна – произведение искусства, другая – ширпотреб.

(180 слов) Ïо В. Тендрякову

Эстетически невосприимчивый человек – несчастный. Íе умеþщий понять другого человека, приписываþщий ему только злые намерения, вечно обижаþщийся на других – это тоже человек несчастный, обедняþщий своþ жизнь и мешаþщий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической слабости. Я не врач, но я в этом убеждён. Многолетний опыт меня в этом убедил.

Ïриветливость и доброта делаþт человека не только ôизически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, искажённое злобой, становится безоб разным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Ñоциальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры

Русский язык. 9 класс
доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).

Всё, о чем я разговариваю с молодыми читателями, – призыв к интеллигентности, к ôизическому и нравственному здоровьþ, к красоте здоровья. Будем долголетни как лþди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерьþ нашей современности, принадлежать к которой – великое счастье.

(172 слова) Ïо Д. Лихачёву

Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Îна делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца лþдей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велениþ моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится. Вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте ещё раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружаþщим. Этим поднять настроение, разрядить обстановку, посмешить или просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

(171 слово) Ïо Д. Лихачёву

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей.

Друзья эти – книги.

Книги встречаþт нас в самом раннем детстве и сопровождаþт нас всþ жизнь. Îни заставляþт нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими лþдьми. Îгромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц лþбимых книг.

Русский язык. 9 класс
Всего не перечислишь, не расскажешь. Ïоэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые события? Какие инте ресные люди и увлекательные познания?

Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.

Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы. Ñначала учение, потом чтение. Это – закон.

Мощь, мудрость и красота литературы открываþтся во всей своей широте только перед человеком просвещённым и знающим.

Учитесь у героев любить свою землю – её поля и леса, её города и заводы, её небо, её реки, её язык и искусство.

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.

(174 слова) Ïо Ê. Паустовскому

Есть в любой школе небольшая комната, где живёт тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит сþда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми и учёными друзьями. А они всем рады услужить. Эти умнейшие и мудрейшие и к тому же услужливейшие друзья – книги. И живут они в доме, который называется «библиотека». Ведь «библио» по-гречески – «книга», а «текос» – «хранилище»: книгохранилище.

Библиотеки существуþт очень давно, не менее пяти тысяч лет. Ñамые древние из них были в Египте. Знаменитуþ Александрийскуþ библиотеку в Египте основал в начале III века до нашей эры один из правителей царской ôамилии. Из разных стран стекались сþда книги – папирусные свитки, – и стало их около 700 тысяч!

В другой, тоже очень древней, библиотеке хранились не книги-ленты, а книги — глиняные таблички. Это была знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала. Кроме библиотек глиняных и папирусных книг, в старину были и библиотеки книг пергаментных, сделанных из шкур животных. Îдна из них – библиотека сирийского города Ïергам. В ней были собраны тысячи пергаментных свитков.

Много больших библиотек было и на Руси: в Киеве (при Ñоôийском соборе), в Íовгороде Великом, в Курске, во многих монастырях.

(181 слово) Ïо Н. Èониной

Русский язык. 9 класс
38

Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. А если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

Я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Нет времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор!

Ñтраница книги – такой огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Ñоветуþ вам, прошу вас, уговариваþ – попробуйте! Ïопробуйте читать дома вместе и вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нём с волнением и благодарностьþ вспоминаþт лþди разных поколений.

Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах собравшихся за столом. Все чувства усиливаþтся и обостряþтся. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого.

(174 слова) Ïо С. Лüвову

Как биограôия Ïушкина неотделима от его творчества, так и личность поэта не может быть правильно понята вне связи с жизньþ лþдей, которые были ему близки и дороги.

Ñреди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделён Пушкин, есть один, особый – талант дружбы. Îтношения Ïушкина с лþдьми, близкими ему по душе и мыслям, запечатлённые в его стихах, в строчках дневниковых записей, остаþтся и сегодня прекрасным образцом человеческих отношений, верности, преданности и постоянства. Ïушкин поразительно умел как бы настраиваться на волну милого ему собеседника, поэтому он с одинаковой лёгкостью находил общий язык с неграмотной старухой-няней и высокообразованны ми лþдьми. Дружба, по Ïушкину, – это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. Такое понимание дружбы спасительно, потому что при всей суровости судьбы возможны «дни соединения», а это ведёт к гармонии с миром.

Русский язык. 9 класс
Жизнь сталкивала Ïушкина с самыми разными лþдьми: с поэтами и писателями, с умными и прославленными воинами, офицерами и выдающимися мыслителями, с актёрами, художниками и музыкантами.

И среди всех этих разных лþдей Ïушкин находил друзей:

одних на всþ жизнь, других – на краткие мгновения.

(178 слов) Ïо С. Êарïуøину и др.

В Ïушкинском заповеднике три огромных парка: Ми хайлов ский, Тригорский и Ïетровский. Все они отличаþтся друг от друга.

Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остаётся от него даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на весёлой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Îнегина. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под чёрными шатрами листьев. Он полон Пушкиным.

Михайловский парк – приþт отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Îн создан для одиночества и размышлений. Îн немного угрþм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в пустынные леса.

Главная прелесть Михайловского парка – в обрыве над Ñоротьþ и в домике Арины Родионовны. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его крыльцо.

Петровский парк хорошо виден из Михайловского. Он чёрен, сыр, зарос лопухами, в него входишь, как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. На вершинах тёмных деревьев гнездятся хриплые галки.

Ïрироду Ïушкинского заповедника очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землёй, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу разрушили бы неповторимое очарование этих мест.

(182 слова) Ïо Ê. Паустовскому

Íет двух поэтов столь существенно различных, как Ïушкин и Лермонтов. Ïушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли истины. Ïаôос Ïушкина заклþчается в сôере самого искусства как искусства; паôос поэзии Лермонтова заклþчается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности. Ïушкин лелеял всякое

Русский язык. 9 класс
чувство, и ему любо было в тёплой стороне предания, встречи с демоном нарушали гармониþ духа его, и он содрогался от этих встреч; поэзия Лермонтова растёт на почве беспощадного разума и гордо отрицает предание... Демон не пугал поэта: Лермонтов был его певцом. Ïосле Ïушкина ни у кого из русских поэтов не было такого стиха, как у Лермонтова, и, конечно, Лермонтов обязан им Ïушкину; но, тем не менее, у Лермонтова свой стих.

Îчевидно, что для Лермонтова стих был только средством выражения его идей, глубоких и вместе простых своеþ беспощадноþ истиноþ, и он не слишком дорожил ими. Как у Ïушки на грация и задушевность, так у Лермонтова жгучая и ост рая сила составляет преобладаþщее свойство стиха: это треск грома, блеск молнии, взмах меча, визг пули.

(167 слов) Ïо В. Беëинскому

Лермонтов не знал точно, откуда происходит его род. Иногда он считал, что корни его в Шотландии, иногда возводил свой род к испанскому герцогу Франсиско Лерме и ôантазировал на испанские темы. Теперь точно установлено, что справедлива первая версия. Родоначальник рода Лермонтовых, ротмистр Георг Лермонт, был шотландцем, в 1613 году перешедшим на русскуþ службу.

С одним из предков этого Лермонта, жившим в ХІІІ веке, связана замечательная легенда. Îн был скальд (поэт) по прозваниþ Томас Риôмач. Его будто бы похитили ôеи и унесли в волшебный замок. Затем он вернулся к лþдям, рассказал, что с ним случилось, и вновь исчез – навсегда. Лермонтов не знал этой легенды – иначе он её непременно бы использовал. Но удивительно, что один из самых важных его поэтических мотивов – русалка, зовущая человека в свой мир.

Ïо материнской линии Лермонтов происходил из старого русского дворянства. Добруþ половину Ïензенской губернии занимали поместья его ближайших родственников – Арсенье вых, Ñтолыпиных, Верещагиных. Из рода Ñтолыпиных про ис ходила бабушка поэта. Её родной брат был видным государст венным деятелем, сподвижником знаменитого реô ор- матора Михаила Ñперанского. Другой выдаþщийся русский реформатор, премьер-министр Пётр Аркадьевич Столыпин, также был с Лермонтовым в родстве.

(182 слова) Из «Энциклопедии для детей»

Русский язык. 9 класс
43

Этот уголок русской земли известен всему миру. Родина одного из величайших художников давно перестала быть лишь его родиной. Ясную Поляну нельзя не любить. Ясная Ïоляна – это родина нашего сердца, нашего разума...

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой прожил более полу века. Здесь он родился. Здесь же и похоронен. Каждый уголок здесь хранит память о писателе.

Вот белый дом в два этажа на зелёной поляне – это дом Тол стого. Здесь всегда много народа. Увидеть мемориальный музей писателя стремятся лþди из многих стран мира. Большинство сво их произведений Толстой написал в этом доме. В знаменитом ка бинете под сводами были созданы начальные главы романа «Война и мир».

Физический труд приносил хозяину Ясной Поляны постояннуþ радость. Íа месте одного из участков старой поляны Лев Íиколаевич разбил молодой сад. Ñажая яблони, писатель сохранил два постаревших дерева. Îни напоминали ему о детстве и þности.

Трудно сразу уйти от этого дома. Ещё и ещё раз взгляд обводит всё кругом: деревянные ворота, бочку для воды, около них простой деревянный столб с фонарём, могучий вяз, под кроной которого простые лþди делились с писателем своими тревогами и бедами...

(177 слов) Ïо Г. Обернихиной

Íаташа с утра не имела ни минуты свободной и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей сегодня.

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и темноте колы хавшейся кареты Íаташа в первый раз представила себе то, что ожидает её там, на бале, в освещённых залах, – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодёжь Петербурга... То, что её ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет. Она поняла, что её ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подúезда, во шла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Ñоней впереди матери между цветами по освещённой лестнице. Но, к счастью, она почувствовала, что глаза её разбегались: она ничего не видела ясно, пульс её забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у сердца. Îна шла, замирая от волнения и всеми силами стараясь скрыть это.

Íаташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую про

Русский язык. 9 класс
цессиþ... Îна слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про неё. Она поняла, что понравилась тем, которые обратили на неё внимание, и это наблюдение успокоило её.

(182 слова) Ïо Л. Тоëстому

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долþ Михаила Ïришвина. Его жизнь – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велениþ сердца». В таком образе жизни заклþчается величайший здравый смысл. Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник. Íеизвестно, что сделал бы в своей жизни Ïришвин, если бы остался агрономом (это была его первая проôессия). Îн вряд ли открыл бы миллионам лþдей природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Ïросто на это не хватило бы времени.

Î Ïришвине писать трудно. Его нужно выписывать для себя в заветные тетрадки, перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором клþчей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому человеку.

Книги Ïришвина, говоря его словами, – это «бесконечная радость постоянных открытий». Ñекрет пришвинского обаяния, его колдовства как раз в этой его зоркости.

(180 слов) Ïо Ê. Паустовскому

Ïришвин думал о себе как о поэте, распятом на кресте прозы. Íо он ошибался. Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы. Книги Ïришвина – это бесконечная радость постоянных открытий.

Íесколько раз я слышал от лþдей, только что отложивших прочитаннуþ пришвинскуþ книгу, одни и те же слова. Это настоящее колдовство! Ñлова «колдовство», «волшебность» относят обыкновенно к сказкам. Íо ведь Ïришвин не сказочник. Îн человек земли, матери сырой земли, свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

Я беру книгу Пришвина, открываю её и читаю: «Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось

Русский язык. 9 класс
солнце, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».

Ïрисмотритесь к словам в этом отрывке и вы согласитесь с Горьким, когда он говорил, что Ïришвин обладал совершенным умением придавать гибким сочетаниям простых слов почти ôизическуþ ощутимость.

(164 слова) Ïо Ê. Паустовскому

Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Îба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. Ñ тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такуþ несчастнуþ жизнь, прилетал сþда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на всё Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх своþ оструþ мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

(162 слова) М. Приøвин

Болото не радует никого: что-то чавкаþщее, мокрое, грязное. Íи присесть, ни прилечь. Хлþпь и зыбь под ногами.

Íо бываþт другие болота – неправдоподобной, удивительной красоты.

Поднялось солнце. Всё стало ярким, резким, гранёным. А впереди под синей водой на стройных ножках-стеблях стояли зелёные чаши из малахита! И в каждой чаше лежал розовый бутон размером в два кулака!

Вот солнце коснулось чаш-лопухов и немыслимо огромных нежных бутонов. Бутоны проснулись и зашевелились! Íаруж

Русский язык. 9 класс
ные белые лепестки – не меньше ладони – раскрылись, подставив солнцу краснуþ сердцевину цветка. Íа глазах расцветали лотосы. Ñловно нежные белые ладони, осторожно и ласково грели они на солнце прозябшие за ночь цветы. Ñловно каждый ло тос, воздев в небо тонкие руки, протягивал к солнцу своþ красоту!

Медленно поднималось солнце, и, словно зачарованные, поворачивались за ним и цветы лотосов, ловя его живительные лучи. И лужицы тяжёлой росы внутри чаш колыхались и матово переливались.

Чуть видный розовый пар курился над лотосами. Медленно, словно во сне, махая белоснежными крыльями, пролетела белая цапля. Пронизанные солнцем крылья её вдруг вспыхнули и запылали.

Ïотянул ветерок, сморщил воду, озорно расталкивая цветы. Íеобычно розовое болото зашевелилось, засуетилось, залопотало, разбуженное солнцем.

(181 слово) Ïо Н. Сëадкову

В природе есть праздники. Ледоход. Ïервая зелень. Ïервый снег. Ïервые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Вы замечали, наверно: идёшь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. Тёплый красный свет идёт от осины. Березняки наполнены белым матовым и поразительно-жёлтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обострённый слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синþþ струйку костра между ветками, синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный гриб. Заросли ежевики. Îгонь рябин. Ñеребристые ниточки паутины на стерне за опушкой. Что ни шаг – новые краски.

В картинах осени есть немного щемящей грусти. Íо это светлая грусть, без которой невозможна большая лþбовь. Îсеньþ мы лучше видим и глазом и сердцем. Ïрозрачны дали. Чиста и прозрачна вода в озёрах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Всё устоялось и замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины.

(181 слово) В. Песков

Русский язык. 9 класс
50

Îднажды ночьþ я проснулся от какого-то горького запаха, – он проникал вместе с ночным ветром через открытое окно. Раньше я его не замечал. Это было первое дыхание настоящей осени – она уже шелестела до горизонта дождём палой листвы.

Утром я вышел на крыльцо – вчерашняя чёрная земля стала золотой. Бледный желтоватый свет подымался от земли, засыпанной листьями, и дни сразу сделались светлее и чище.

Начиналось бабье лето. Воздух, трава, сухие ветки – всё было затянуто цепкой паутиной. Îна тянулась с запада на восток – так дуþт осенние ветры. Каждое утро тысячи маленьких пауков покрывали всþ землþ, как сказочные ткачи, своеþ пряжей.

Ледяное небо по ночам блистало над садом неведомыми созвездиями. Я плохо знал звёздное небо. «Каждая такая ночь может быть последней в жизни», – говорил я себе и торопился изучить величественнуþ карту неба. Ñириус сверкал в глухой воде озёр, как синий алмаз. Я видел созвездие Дельфина итуманные огни, что носят название Волосы Вероники, и огненнуþ черту Ïерсея. Ñатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки, Юпитер закатывался в лугах, за Îкой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные по осени сенокосные дороги.

(180 слов) Ïо Ê. Паустовскому

Îсени без грибов не бывает. В лесах, на лугах, в огородах – везде осеньþ набирается не менее двадцати видов только сúедобных грибов. Ñамый многосемейный гриб – настоящий осенний опёнок. Во множестве эти грибки повсюду: лепятся по дубовым, ольховым, осиновым, берёзовым пням, по сухим стволам забираются выше нашего роста, прячутся под полёгшей, перепутанной травой, под опавшими листьями. Увидел семейство опят – ищи рядом другие. Ñобирая их, не надо ни помнить, ни соблþдать никаких правил грибной охоты – можно только шляпки резать. От этого опёнка в лесу не убудет.

Чуть приподняв над собой бугорок, как в уютном моховом гнезде, прячется молоденький рыжик. Весь в росных каплях, твёрдый, скользкий; как живого лягушонка, не удержишь в пальцах такой. Наберётся сил, выпрямится, разрывая перепутаннуþ траву. Ïорвать не удастся – сам себе обломит половинку шляпки и такой ценой освободится.

Из густо-зелёного мха торчат разноцветные сыроежки: одни тёмно-красные, другие телесного цвета. Это не летние недо

Русский язык. 9 класс
троги-сыроежки, это упругие, крепкие грибки. У них хватает силёнки, чтобы разорвать плотную моховую подушку и вызываþще развернуть яркуþ шляпку.

Îсенние грибы – последний и самый щедрый дар наших лесов.

(170 слов) Ïо Л. Семаãо

Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти.

Я узнал, что осень смешала все чистые краски и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.

Я видел листву не только золотуþ и пурпурнуþ, но и алуþ, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, обсыпанные позолотой. Эхо от ударов топора и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

(182 слова) Ïо Ê. Паустовскому

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или берёзы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замёрзшие листья и приносить их домой. Ñкоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев.

Лучше всего было в лесах. Ïо лугам дул ветер, а в лесахстояла похрустываþщая ледком сумрачная тишина. Может быть, в лесах было особенно тихо от тёмных облаков. Они так низко нависали над землёй, что кроны сосен закутывались подчас туманом.

Русский язык. 9 класс
А потом полили дожди, растрепали сад, прибили к земле почернелуþ траву. В воздухе запахло водянистым снегом.

Много было примет осени, но я не старался запоминать их. Однако я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумагу слова.

(176 слов) Ïо Ê. Паустовскому

Я сидел в берёзовой роще осенью, около половины сентября. Ñ самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то местами расчищалось на мгновенье. Я сидел, глядел и слушал. Листья шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года.

То был не весёлый смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетание поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.

Ñлабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Роща, влажная от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило солнце или закрывалось облаком. Îна озарялась, словно вдруг в ней всё улыбалось. Тонкие стволы берёз внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья загорались червонным золотом. То вдруг опять всё кругом синело: яркие краски мгновенно гасли, берёзы стояли белые, как только что выпавший снег, которого ещё не коснулся холодно играþщий луч зимнего солнца. И украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Íи одной птицы не было слышно, все приþтились и замолкли, лишь изредка звенел стальным колокольчиком на смешливый голос синицы.

(181 слово) Ïо È. Турãеневу

Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна. Их ежегодно выставляет напоказ золотая осень. Каких только красок не увидишь здесь!

Русский язык. 9 класс
У самого края леса, в зарослях болотного вереска, блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепко настоянного чая. На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесённых ветром. У берега горбится верша, брошенная за ненадобностьþ. Это Ïоленов.

А на косогоре узнаþ Левитана. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываясь сразу всеми своими листочками. Трепещут листья на ветру и мелькаþт, поворачиваясь к солнцу то золотом, то серебряной изнанкой, и, путаясь в этом живом, колеблþщемся кружеве, тоже трепещет синева осеннего неба.

Мы с дедом идём мимо развешанных полотен по пёстрой лесной дорожке. Она то желтеет лимонными листьями берёз, то розовеет осыпьþ бересклета, то окрашивается в оранжевое и багровое. Узорчатые листья рябины стали пунцово-красными, и в тон им, только ещё ярче, пламенеют тяжёлые грозди ягод. Тропинка ведёт всё дальше и дальше, а этому беспечному расточительству нет конца.

(165 слов) Ïо Е. Носову

Русского художника Ивана Ивановича Шишкина по праву называþт певцом русского леса. Во всей истории мировой живописи вряд ли найдётся другой художник, который бы так ясно, величаво, спокойно и строго показал в своих картинах сокровеннуþ красоту необúятных лесных просторов.

Ïоэтическое изображение леса, деревьев лþбой породы в различном их сочетании, группами и поодиночке, в разные времена года: едва тронутые первой зеленью, роскошные в своём летнем убранстве, глухо шумящие осенней пороþ, покрытые тяжёлыми и пышными шапками снега зимой – вот что стало главной и лþбимой темой творчества Шишкина.

Войдём вместе с художником в зелёное царство сказочного леса, прислушаемся к его таинственной тишине, к едва заметному шороху листвы и трепету перелетаþщих с ветки на ветку птиц, вдохнём аромат хвои, пристальнее вглядимся и попробуем различить отдельные породы деревьев и цветов.

Ïодобно волнам моря, колышутся вершины сосновых лесов, убегаþщих в голубуþ даль. Ïробежав взглядом небольшуþ солнечнуþ полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди тёмной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки. В высоком небе плывут и тают лёгкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкаþщей глади воды. Кажется, всþ лþбовь к Îтчизне выразил здесь художник.

(181 слово) Ïо Г. Даниëовой

Русский язык. 9 класс
57

Русский лес был пробуждён в живописи Иваном Ивановичем Шишкиным.

Ñ полотен художника подлинный русский лес впервые зашумел, задышал, поманил уходящей в неведомуþ глубь тропоþ. «Ñосной на выставке запахло», – восторженно говорили первые зрители его картин. Крепко настоянный запах смолы, хвои, согретой солнцем коры неотделимо связался для современников с творчеством Шишкина, с самим именем его.

«Лесовик», «лесной богатырь», «лесной царь» называли его при жизни. Даже наружность живописца – крупные черты лица, густые спутанные волосы, взлохмаченная борода, кряжистая, несокрушимо сбитая ôигура – удивительно цельно сопрягалась с его созданиями, тотчас вызывала в памяти едва ли не у всех, кто встречался с ним, всё те же образы освещённых солнцем корабельных сосен, могучих дубов. «Как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем и прав дивой русской речьþ», – читаем у Ильи Еôимовича Репина.

Всякий, кому довелось видеть Шишкина на натуре, лþбовался тем, как легко, свободно, смело – в своей стихии! – чувствовал он себя в лесной глуши. Эта свобода и смелость и от глубокого знания природы, и от лþбви к ней, и от веры в лþбовь ответнуþ.

(167 слов) Из «Книги природы»

Зимой одна тысяча восемьсот девяносто восьмого года Шишкин оканчивает последнþþ своþ картину – «Корабельная роща». Это одно из самых больших по размеру, самых величественных по замыслу, самых сильных чувством и самых совершенных его творений.

Кажется, до самого неба поднимаþтся могучие сосны. Íедаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство кораблей. А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие, молодые сосёнки – зелёная семья.

Деревья ярко освещены солнцем. Ñолнечный свет словно омывает крепкие золотистые стволы. А справа деревья теснятся, набегают одно на другое, сливаются в густую зелёную чащобу. И мы понимаем, как обширны просторы этого леса.

Из глубины рощи течёт мелкий ручей. Сквозь прозрачную воду желтеет песчаное дно.

Русский язык. 9 класс
Разлапистые ветви, хвоя, яркая и тёплая на свету и мрачная в тени, прозрачная вода, серый камень, зелёная трава, подмытый берег, выбравшиеся из-под земли наружу кривые корни – всё замечает взгляд живописца. Но при этом художник помнит о главном, а главное на картине – лес. Ñтройные, сильные стволы, чуть ли не до самого неба.

«Картина заиграла, нота сильная, чудесная...» – восторженно отозвались, увидев картину, современники Шишкина.

(182 слова) Ïо Ю. Дмитриеву

Чем ближе к зрелости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

Ïравда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была весна, похожая на осень. Левитан, так же как Ïушкин, Тþтчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года.

Îсень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Îн делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

Îсень на картинах Левитана очень разнообразна. Íевозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этþдов. Íа них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палуþ листву; одинокие золотые берёзы, небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Íо во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогреваþщего землþ.

(181 слово) Ïо Ê. Паустовскому

«Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка!» – сказал Чехов Левитану, привёзшему много картин и этюдов, написанных на Волге. И не удивительно: это было самое счастливое время в жизни художника. Он любит и любим, окружён заботой, чувствует поддержку в творческих начинаниях.

Русский язык. 9 класс
Жизнь Левитана – цепь тяжёлых испытаний. Но всё искупалось одним – всепоглощаþщим поклонением искусству. Жить – это писать, писать – значит жить. Îн терзался в муках, когда не мог выразить в красках то, что хотел. Искусство – испепеляþщая страсть, божество, которому Левитан отдавал жизнь капля за каплей. Îн писал картины азартно, неистово, страстно. Часами, днями, при восходе солнца, на вечерней заре, в луннуþ ночь долго ходил где-нибудь в лесу, по берегу реки, в овраге вокруг места, которое приметил и решил написать. Влюблённый в природу, он робел перед ней. От этой целомудрен ной робости художника и родились его творения, в которых многое словно недосказано до конца. И это недоговорённое очарование или высказанная боль – главное, что пленяет в творчестве Левитана, который говорил: «Íадо жить, и жить красиво! Íадо работать и забыть свои страдания, надо пользоваться жизнью, её светом, её радостью, как блеском солнечного дня».

(182 слова) Ïо Н. Яновскому-Максимову

Три замечательных художника неразрывно связаны в нашем сознании друг с другом и олицетворяþт собой Россиþ. Это Чехов, Чайковский и Левитан.

Ïожалуй, не было в истории другого такого примера, чтобы три соотечественника и современника – писатель, композитор и художник – так органически дополняли друг друга в своём творчестве и все вместе так ясно и полно выражали своё время. В этом отношении России повезло.

Всегда удивительна, но порой неожиданна власть гения над человеческими сердцами. Îна выражается не только в непосредственном и неотразимом воздействии на нас со стороны всего, им созданного, но и во всём, что так или иначе связано с ним самим, с его жизньþ.

Мы хотим знать о нём всё. Мы хотим видеть всё, что он видел, всё, на чём останавливался его взгляд. Мы хотим по самой обстановке его жизни восстановить ход его сокровенных мыслей и порывы его воображения.

Этим, очевидно, и обúясняется очарование тех мест, что связаны с памятьþ замечательных лþдей. Îно бесспорно, это очарование, и сила его находится в прямой зависимости от степени нашей лþбви к тому или иному великому человеку и от знания его биограôии.

(175 слов) Ïо Ê. Паустовскому

Русский язык. 9 класс
62

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. Так же как и пресловутые «муки творчества».

Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всþ своþ силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек хотя бы несколько раз за своþ жизнь, но переживал состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

Вдохновение входит в нас как сияþщее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Îно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение – как первая лþбовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни.

(160 слов) Ïо Ê. Паустовскому

Покорённые бессмертной красотой музыки Петра Ильича Чайковского, мы остаёмся на всю жизнь в прекрасном плену. Îна рождает в нас поток свежих, ярких и сильных чувств. Может быть, никто из русских композиторов ХІХ века не сказал своей музыкой так много о внутреннем мире человека, его духовной жизни; никто с такой силой и остротой не раскрыл трагическуþ судьбу своего современника.

Жизнь для Чайковского – борьба добра и зла, света и тьмы, человечности и правды против лжи и жестокости, борьба, которая часто кончается трагически. Ñлушая «Ïиковуþ даму» и Шестую симфонию, глубоко потрясённые, мы стремимся снова и снова слышать их. Почему? Наверное, потому что испытываем не ужас и подавленность, а прекраснейшее чувство сострадания, душевный подъём и готовность к действию.

Чайковский не только трагик. Рядом с «Пиковой дамой» и Шестой симôонией стоят светлая и мудрая «Ñпящая красавица», лучезарный Ïервый концерт для ôортепиано с оркестром.

Русский язык. 9 класс
Радость жизни, лþбовь, счастье, красота природы и человеческих чувств – всё, к чему стремится и о чём мечтает человек, выражено в музыке Чайковского с не меньшей силой, чем трагические стороны жизни. Лþбящий, гневный, мудрый, нежный, бесконечно отзывчивый и всегда человечный – таков великий русский композитор.

(183 слова) Ïо Е. Ру÷üевской

Я прошёлся по террасе. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши такие высокие, что даже и не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил её от воров и скворцов мужик, живший в шалаше.

Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенноþ крышей, неистово квакали лягушки. Íа воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлою рыбой. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.

(183 слова) Ïо А. Чехову

Всё на свете имеет начало. Когда-то первый раз вы увидели человека, ставшего вашим другом. Когда-то первый раз почувствовали запах осеннего леса... Ïервый раз победили в споре.

Ïервый раз прочитали слово.

Научившись читать, человек долгое время берётся за разные книги. Человек примеривается, ищет. И постепенно среди бесконечного разнообразия книг начинаþт проступать контуры круга: очень интересно про историþ... Ïушкина хочется прочитать всего. А Чехова?

Русский язык. 9 класс
Íе отказывайтесь сразу от книги, которая показалась трудной. Может, неожиданно появится книга, которая прибавит к сложившимся интересам новые. Чтение должно быть радостью и открытием, иначе оно теряет смысл.

Можно назвать вполне конкретные признаки культурного читателя: он читает систематически, он привык делать выписки, а если нужно, может составить конспект.

Но главное всё-таки в другом. Настоящий читатель – это человек, который умеет использовать то, что почерпнул из книги, в своей собственной жизни. Îн превращает книги в своþ жизнь.

Встреча с книгой может быть безоглядной радостьþ, когда не чувствуешь, что читаешь, – просто живёшь жизнью книжных героев. Чтение может быть сложной, кропотливой работой, когда книга не читается, а изучается, исследуется, используется для дальнейших собственных размышлений.

(174 слова) Из книги «Юному книголþбу»

Берестяные грамоты – это частные письма на берёзовой коре, обнаруженные археологами. Буквы процарапывались на берестяной поверхности костяной или металлической палочкой, у которой один конец был заострён, а другой представлял собой лопаточку. За всё время раскопок в Новгороде найдено более двухсот таких палочек, среди которых встречаþтся даже экземпляры, изготовленные из бронзы.

Древнейшая запись на берёсте датируется первой половиной ХІ века, а самая поздняя – второй половиной ХV века, причём две грамоты этого времени написаны чернилами. Большинство грамот написано на разговорном древнерусском языке, но есть и такие, которые написаны по-церковнославянски.

Тексты грамот доносят до нас бытовуþ переписку – иногда весьма трогательнуþ. Интересны грамоты, составленные детьми, которые только учились правописаниþ.

Î Древней Руси у нас не так много источников. Îсновными, конечно, являþтся летописи – краткие оôициальные указания на важнейшие события по годам. Íо по ним сложно понять, каким был быт простых лþдей, что их заботило, чем они жили. И этот пробел в наших знаниях о прошлом восполняþт берестяные грамоты.

Сегодня сложно сказать, сколько ещё писем на берёсте сохранила для нас земля. Ïожелаем удачи археологам, которые открываþт нам неизвестные страницы прошлого.

(173 слова) Ïо В. Пономарёву

Русский язык. 9 класс
67

Воспринимать книгу как набор жизненных рекомендаций, как рецепт – довольно распространённый читательский недуг. Îсобенно восприимчивы к нему в þности. Каждый из нас знает ребят, подражаþщих тому или иному литературному героþ.

Но отражённый свет бесплоден. Воспитательное воздействие литературы заклþчается не в заимствовании. Если вам нравится литературный герой, то это вовсе не означает, что следует буквально копировать все его поступки.

Быть кем-то нельзя. Íужно уметь быть самим собоþ. Кстати, это гораздо труднее, чем подражать кому-то. Ïомочь человеку найти себя, стать личностьþ и призвана художественная литература...

Ñþжетная проза обладает одним важным воспитательным качеством: она даёт возможность читателю учиться на ошибках литературных героев. Даже тех, которые в целом вызываþт симпатиþ. Даже преимущественно на ошибках симпатичных героев. Их принимаешь ближе к сердцу...

Во время чтения мы перевоплощаемся в кого-то, живём его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с ним делаем важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем книгу и возвращаемся к самим себе. Íо пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя книги остаётся внутри нас. Он помогает нам принимать решения в своей реальной, не книжной жизни.

(177 слов) Ïо В. Êраковскому

Ñамая главная библиотека – книжная столица. Íи в одном городе на свете нет столько жителей, сколько здесь книг. Если протянуть в одну линиþ все полки этой библиотеки, они заняли бы несколько сот километров.

Тут и книги-великаны в восемь с половиной тысяч страниц, и книжечки-лилипуты. Îдна из таких книжек с ноготок – «Басни Крылова». Чтобы её прочесть, надо положить малютку на ладонь, страницы перелистывать пинцетом, а строчки разглядывать через увеличительное стекло.

Каждая страничка редких книг сфотографирована на плёнку. Читателям выдают не сами эти книги, а их фотокопии. В книжной столице заботятся о бумажных жителях. К их услугам удобные дома-полки, для них создаётся искусственный климат, как раз такой, какой им полезен. Ездят они от дома до читальных залов в св


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: