Раскройте роль ЦНС и сенсорных систем (зрение, слух и др.) в обучении и управлении движениями

Нервная система подразделяется на центральную нервную систему – головной и спинной мозг – и периферическую нервную систему - отходящие от головного и спинного мозга черепно-мозговые нервы и нервные узлы.

Единая нервная система условно подразделяется на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система («сома» - тело) преимущественно осуществляет связь организма с окружающей средой, обусловливая чувствительность (с помощью нервных окончаний и органов чувств) и движение тела, управляя скелетной мускулатурой. Передвижение и чувствительность свойственны животным организмам, поэтому соматическая часть нервной системы получила также название анимальной («анималь» - животное).Вегетативная нервная система оказывает влияние на обмен веществ, кровообращение, выделение, размножение, на внутреннюю среду организма, т.е. на процессы так называемой растительной жизни («вегетатио» – растительность)

Вегетативная нервная система обладает определенной самостоятельностью, в силу чего ее называют также автономной нервной системой. Вегетативная нервная система делится на симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Раздражение симпатической нервной системы усиливает и учащает сокращения сердца, повышает артериальное давление, расширяет бронхи, зрачки, усиливает секрецию надпочечников, понижает тонус желудочно- кишечного тракта. Раздражение парасимпатической нервной системы оказывает влияние на функции внутренних органов противоположное действие.

Центральная нервная система играет огромную роль в поддержании жизнедеятельности организма.

ЦНС регулирует и обеспечивает функциональное единство всех органов и систем человека и осуществляет двустороннюю связь организма с окружающей средой. Деятельность ЦНС происходит поэтапно.

Двигательная активность человека имеет очень широкий диапазон - от мышечных координаций, требуемых для грубой ручной работы или перемещения всего тела в пространстве, до тонких движений пальцев при операциях, которые выполняются под микроскопом. Обеспечение всех видов двигательной активности осуществляется на основе движения двух потоков информации. Один поток берет начало на периферии: в чувствительных элементах (рецепторах), которые находятся в мышцах, суставных сумках, сухожильных органах. Через задние рога спинного мозга эти сигналы поступают вверх по спинному мозгу и далее в разные отделы головного мозга.

Взятые в совокупности сигналы от перечисленных структур образуют особый вид чувствительности — проприорецепцию. Хотя в сознании человека эта информация не отражается, благодаря ей мозг в каждый текущий момент времени имеет полное представление о том, в каком состоянии находятся все его многочисленные мышцы и суставы. Эта информация формируют схему, или образ, тела. Не имея такого интегрального образования, человек не мог бы планировать и осуществлять ни одно движение. Схема тела — исходное основание для реализации любой двигательной программы. Ее планирование, построение и исполнение связано с деятельностью двигательной системы.

В двигательной системе основной поток информации направлен от двигательной зоны коры больших полушарий — главного центра произвольного управления движениями — к периферии, т.е. к мышцам и другими органам опорно-двигательного аппарата, которые и осуществляют движение.

Структуры, отвечающие за нервную регуляцию положения тела в пространстве и движений, находятся в разных отделах ЦНС — от спинного мозга до коры больших полушарий. В их расположении прослеживается четкая иерархия, отражающая постепенное совершенствование двигательных функций в процессе эволюции.

В соответствии с теорией сенсорных коррекций для выполнения какого-либо движения мозг не только посылает определенную команду мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании дает новые корректирующие команды. Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом и исполнительными органами существует не только прямая, но и непрерывная обратная связь.

Основные процессы, происходящие в нервной системе во время интенсивной физической нагрузки:

1 Формирование в головном мозге модели конечного результата деятельности.

2 Формирование в головном мозге программы предстоящего поведения.

3 Генерация в головном мозге нервных импульсов, запускающих мышечное сокращение, и передача их мышцам.

4 Управление изменениями в системах, обеспечивающих мышечную деятельность и не принимающих участие в мышечной работе.

5 Восприятие информации о том, каким образом происходит сокращение мышц, работа других органов, как изменяется окружающая обстановка.

6 Анализ информации, поступающей от структур организма и окружающей обстановки.

7 Внесение при необходимости коррекций в программу поведения, генерация и посылка новых исполнительных команд мышцам.

14. Перечислите и кратко охарактеризуйте специфические принципы физического воспитания. Укажите требования к реализации данных принципов.

СП позволяют учитывать особенности (специфические закономерности) того или иного направления ФВ. Специфические принципы ФВ: 1. непрерывности – предусматривает преемственность эффектов занятий, не допуская перерывов, снижающих их суммарных эффект; 2. чередование нагрузки и отдыха – вытекает из необходимости чередовать повышенную активность с отдыхом, способствуя кумуляции эффекта занятий; 3. прогрессирования тренирующих воздействий – предусматривает повышения развивающе-тренирующих воздействий (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке; 4. цикличности – определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса; 5. возрастной адекватности нагрузок – обуславливает целенаправленное регулирование меры воспитательного воздействия на различных этапах онтогенеза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: