Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
В каждой из подсистем имеются соответствующие силы и средства наблюдения и контроля, а также ликвидации ЧС.
В состав сил и средств наблюдения и контроля входят службы предупреждения об опасных стихийных явлениях, сеть пунктов наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды и потенциально опасных объектов соответствующих министерств, ведомств и организаций. Задачи по наблюдению и контролю в интересах РСЧС могут решаться также космическими средствами.
Силы и средства ликвидации ЧС состоят из сил постоянной готовности - профессиональных аварийно-спасательных формирований, укомплектованных с учетом работы в автономном режиме не менее трех суток; специально подготовленных сил и средств Вооруженных сил, войск ГО, МВД (пожарных и спасательных), а также нештатных аварийно-спасательных формирований на базе строительных, ремонтных, медицинских и других организаций.
|
|
Нештатные аварийно-спасательные (невоенизированные) формирования являются составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они представляют собой специально организованные группы людей, оснащенных специальной техникой и имуществом и подготовленных к выполнению возложенных на них задач.
Основными задачами формирований являются:
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий, катастроф и стихийных бедствий;
- проведение первоочередных мероприятий по спасению людей, локализации очагов чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- обеспечение и наращивание группировки сил в зоне чрезвычайных ситуаций.
По предназначению формирования подразделяются на формирования общего назначения, специального назначения и специализированные.
Формирования общего назначения предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах возникновения чрезвычайных ситуаций.
К формированиям общего назначения относятся сводные команды (группы), сводные команды (группы) механизации работ и спасательные команды (группы).
Формирования специального назначения предназначены для проведения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий при выполнении ими задач в зоне чрезвычайных ситуаций. Также для выполнения задач по защите населения, сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, водных источников, объектов водоснабжения от радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения. Специальные мероприятия включают: разведку всех видов, обеспечение связи, оказание медицинской помощи, локализацию и тушение пожаров, охрану общественного порядка, дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию, санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, обеззараживание продовольствия, пищевого сырья и кормов, материально-технического обеспечения, перевозки, аварийно-технические работы на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства и другие мероприятия.
|
|
К формированиям специального назначения относятся:
- разведывательные группы, звенья и посты радиационного и химического наблюдения - для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, местах размещения формирований и населения, а также для наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой;
- команды, группы и звенья связи - для обеспечения связи комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с подчиненными и взаимодействующими силами;
- медицинские отряды, бригады, группы, дружины и санитарные посты - для ведения медицинской и бактериологической разведки, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения, а также для ухода за пораженными;
- противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров (создаются только объектовые формирования);
- инженерные команды, группы и звенья - для ведения инженерной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ;
- аварийно-технические команды - для ведения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;
- отряды, команды группы, станции и пункты радиационной и химической защиты - для ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения и обеспечения действий формирований на маршрутах выдвижения и в очагах поражения (зонах заражения);
- автомобильные отряды и колонны - для перевозки в загородную зону эвакуируемого населения, вывоза материальных ценностей, перевозки сил РСЧС к очагам поражения (заражения), эвакуации пораженных в больничные базы;
- команды и группы охраны общественного порядка в населенных пунктах, на объектах, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза (вывода) населения в загородную зону ведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;
- команды, бригады, группы и звенья по защите сельскохозяйственных растений - для проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растениеводства.
В зависимости от местных условий и при наличии базы по решению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям могут создаваться и другие формирования специального назначения.
Специализированные формирования предназначаются для повышения эффективности аварийно-спасательных работ непосредственно в зонах чрезвычайных ситуаций и участия в ликвидации последствий возможных аварий и катастроф на радиационно и химически опасных объектах, а также на предприятиях, использующих в производстве аварийно химически опасные вещества, ядовитые и другие опасные для жизни людей вещества.
|
|
К специализированным формированиям относятся сводные команды, группы радиационной и химической защиты.
По подчиненности формирования подразделяются на территориальные и объектовые.
Территориальные формирования создаются в республиках, краях областях, автономных областях и округах, городских и сельских районах на базе одного или нескольких объектов экономики, расположенных в пределах соответствующей административно-территориальной единицы и подчиняются соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.
Объективные формирования создаются на объектах экономики для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на этих объектах.
Территориальные и объектовые формирования могут быть общего и специального назначения. Объектовые могут быть специализированными.
По срокам готовности к выполнению задач формирования подразделяются на формирования повседневной готовности и повышенной готовности.
К формированиям повышенной готовности относятся все формирования, которые могут быть привлечены для борьбы с пожарами, ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также все специализированные формирования. Перечень этих формирований определяется координирующими органами РСЧС территориального, местного и объектового уровней и учитывается в общем составе сил и средств РСЧС.
Порядок приведения формирований в готовность, сроки их готовности устанавливаются соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям.
Формирования создаются по территориально - производственному принципу в субъектах Российской Федерации, городах, городских и сельских районах, на объектах экономики.
Общее количество формирований, их численность определяются с учетом характера и объема выполняемых задач РСЧС, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники, материальных средств, а также местных условий.
|
|
На объектах экономики с численностью работников до 100 человек, в общеобразовательных учреждениях (школы, гимназии, лицеи и т.д.) профессионально-технических училищах, средних специальных учебных заведениях формирования общего назначения не создаются.
Общая численность личного состава формирований должна составлять 10-15% от общей численности работников объекта экономики за исключением специальных формирований, которые создаются на базе специализированных организаций.
Расчеты потребности в формированиях разрабатываются для:
- территориальных формирований общего и специального назначения - органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, городов, городских и сельских районов;
- специальных медицинских формирований - территориальными органами здравоохранения по согласованию с органами управления по делам ГО и ЧС;
- объектовых формирований - отделами (секторами или специально назначенными лицами) по делам ГО и ЧС по согласованию с территориальными и местными органами управления по делам ГО и ЧС.
Расчеты потребности в формированиях утверждаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, городских и сельских районов, в пределах которых расположены объекты.
ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА
ГО ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ
Начальник ГО объекта (руководитель предприятия) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Штаб по делам ГО и ЧС | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зам.нач. ГО | Зам.нач.ГО по рассред. и эвакуации | Зам.нач.ГО по опер. работе | Зам.нач.ГО по инж. тех. части | Зам.нач.ГО по мат. тех. снабжению | Председ. профкома | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | Л | У | Ж | Б | Ы | Г | О | О | Б | Ъ | Е | К | Т | А | |||||||||||||||||||||||||||||||
Оповещ. и связи | Охраны общественного порядка | Убежищ и укрытий | Радиационной и химической защиты | Противо-пожарная | Аварийно-техническая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
группа, звено | команда, группа | звено | группа, звено | команда | команда, группа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортная | Материально - техническая | Энерго-снаб. и светомаск. | Медицинская | Д.р. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
команда, звено | группа, звено | группа, звено | сандружина, санпост | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы) | Сводные отряды (команды) механизации работ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объектовые формирования создаются на объектах экономики независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации по решению руководителей этих объектов.
Решение о создании формирования согласовывается с руководителем местного органа исполнительной власти.
Перечень объектов, на которых создаются специализированные формирования, определяется решением комиссий по чрезвычайным ситуациям объектов Российской Федерации с учетом следующих данных:
- наличие, количество и степень токсичности аварийно химически опасных веществ для жизни людей в виде исходного, промежуточного или конечного продукта;
- возможность образования токсичных веществ (продуктов) как вторичных факторов поражения при взрывах, пожарах, химических реакциях, не предусмотренных технологическими процессами.
Допускается создание объектового формирования общего назначения на базе нескольких близко расположенных малых объектов экономики на договорной основе с утверждением руководителя местного органа исполнительной власти.
Объектовые формирования при необходимости могут усиливаться техникой за счет других объектов экономики решением руководителя местного органа государственной власти и на основании договоров между руководителями объектов экономики.
Территориальные формирования создаются по решению органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, местных округов Российской Федерации, местных органов исполнительной власти районов и городов. Решение на создание территориальных формирований повышенной готовности принимается по согласованию с Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Базой для создания территориальных формирований являются организации и предприятия республиканского, краевого, областного, городского, районного подчинения (строительные, строительно-монтажные, коммунального хозяйства, местной промышленности), а в сельских районах - районные организации и предприятия, а также ближайшие к районным центрам колхозы, совхозы, товарищества, акционерные общества, крупные фермерские хозяйства.
В решении на создание формирования указывается:
- место создания, назначение, подчиненность, степень готовности, организационная структура, обеспечение необходимой техникой и имуществом и другие данные.
Личный состав формирований занимается повседневной деятельностью, проходит обучение по месту работы. Материально-техническое имущество находится на складах мобилизационного резерва. Приписанная к формированиям техника используется в повседневной деятельности объектов экономики.
Руководители органов исполнительной власти несут ответственность:
- республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, районов, городов, административных округов городов - за создание, подготовку и готовность соответствующих территориальных формирований;
- министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих радиационно и химически опасные объекты, а также предприятий, использующих в производстве аварийно - химически опасные для жизни людей вещества - за создание специализированных формирований и готовность к выполнению возложенных на них задач.
Руководители объектов экономики несут ответственность за создание объектовых формирований, их подготовку и готовности к выполнению возложенных на них задач; за комплектование личным составом, оснащение техникой и имуществом, подготовку и своевременное приведение в готовность территориальных формирований, создаваемых на базе этих объектов.
Руководители федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль за созданием и подготовкой формирований на подведомственных объектах экономики.
Учет общей численности личного состава формирований проводится Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, объектов экономики. Уточнение общей численности формирований и личного состава в них производится ежегодно.
Комплектование формирований личным составом производится: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины - от 16 до 55 лет, за исключением инвалидов I, 2, 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих ребенка до восьми лет, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих ребенка до трех лет.
Зачисление личного состава в формирования производится приказом соответствующего руководителя органа исполнительной власти (объекта экономики).
Особо ответственные должности в формированиях повышенной готовности могут занимать граждане Российской Федерации в порядке альтернативной службы сроком до 10 лет.
Перечень и количество формирований, содержащихся в повышенной готовности, определяется решением руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, городских и сельских районов, руководителей объектов экономики.