Силы и средства РСЧС

Федеральные органы исполнительной власти располагают специ­ально подготовленными и аттестованными силами и средствами, пред­назначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

В каждой из подсистем имеются соответствующие силы и сред­ства наблюдения и контроля, а также ликвидации ЧС.

В состав сил и средств наблюдения и контроля входят службы предупреждения об опасных стихийных явлениях, сеть пунктов наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды и потенциально опасных объектов соответствующих министерств, ведомств и организаций. Задачи по наблюдению и контролю в интересах РСЧС мо­гут решаться также космическими средствами.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят из сил постоянной го­товности - профессиональных аварийно-спасательных формирований, укомплектованных с учетом работы в автономном режиме не менее трех суток; специально подготовленных сил и средств Вооруженных сил, войск ГО, МВД (пожарных и спасательных), а также нештатных аварий­но-спасательных формирований на базе строительных, ремонтных, меди­цинских и других организаций.

Нештатные аварийно-спасательные (невоенизированные) формирования являются составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они представляют собой специально организованные группы людей, оснащенных специальной техникой и имуществом и подготовленных к выполнению возложенных на них задач.

Основными задачами формирований являются:

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий, катастроф и стихийных бедствий;

- проведение первоочередных мероприятий по спасению людей, локализации очагов чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

- обеспечение и наращивание группировки сил в зоне чрезвычайных ситуаций.

По предназначению формирования подразделяются на формирования общего назначения, специального назначения и специализированные.

Формирования общего назначения предназначаются для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах воз­никновения чрезвычайных ситуаций.

К формированиям общего назначения относятся сводные команды (группы), сводные команды (группы) механизации работ и спасательные команды (группы).

Формирования специального назначения предназначены для про­ведения специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначе­ния и всестороннего обеспечения их действий при выполнении ими задач в зоне чрезвычайных ситуаций. Также для выполнения задач по защите населения, сельскохозяйственных животных, растений, про­довольствия, пищевого сырья, водных источников, объектов водоснабжения от радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения. Специальные мероприятия включают: разведку всех видов, обеспечение связи, оказание меди­цинской помощи, локализацию и тушение пожаров, охрану общественного порядка, дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию, санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, обеззаражива­ние продовольствия, пищевого сырья и кормов, материально-технического обеспечения, перевозки, аварийно-технические работы на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства и дру­гие мероприятия.

К формированиям специального назначения относятся:

- разведывательные группы, звенья и посты радиационного и химического наблюдения - для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, местах размещения формирований и населения, а так­же для наблюдения за радиационной, химической и бактериологической обстановкой;

- команды, группы и звенья связи - для обеспечения связи комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с подчиненными и взаимодействующими силами;

- медицинские отряды, бригады, группы, дружины и санитар­ные посты - для ведения медицинской и бактериологической развед­ки, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения, а также для ухода за пораженными;

- противопожарные и лесопожарные команды, отделения и зве­нья - для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожа­ров (создаются только объектовые формирования);

- инженерные команды, группы и звенья - для ведения инженер­ной разведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ;

- аварийно-технические команды - для ведения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетичес­кого хозяйства;

- отряды, команды группы, станции и пункты радиационной и хи­мической защиты - для ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения и обеспечения действий формирований на мар­шрутах выдвижения и в очагах поражения (зонах заражения);

- автомобильные отряды и колонны - для перевозки в загород­ную зону эвакуируемого населения, вывоза материальных ценностей, перевозки сил РСЧС к очагам поражения (заражения), эвакуации пораженных в больничные базы;

- команды и группы охраны общественного порядка в населен­ных пунктах, на объектах, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза (вывода) населения в загородную зону ведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;

- команды, бригады, группы и звенья по защите сельскохозяй­ственных растений - для проведения мероприятий по защите расте­ний и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяй­ственных угодий и продуктов растениеводства.

В зависимости от местных условий и при наличии базы по реше­нию соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям могут создаваться и другие формирования специального назначения.

Специализированные формирования предназначаются для повы­шения эффективности аварийно-спасательных работ непосредственно в зонах чрезвычайных ситуаций и участия в ликвидации последствий возможных аварий и катастроф на радиационно и химически опасных объектах, а также на предприятиях, использующих в производстве аварийно химически опасные вещества, ядовитые и другие опасные для жизни людей вещества.

К специализированным формированиям относятся сводные команды, группы радиационной и химической защиты.

По подчиненности формирования подразделяются на территориальные и объектовые.

Территориальные формирования создаются в республиках, краях областях, автономных областях и округах, городских и сельских районах на базе одного или нескольких объектов экономики, расположенных в пределах соответствующей административно-территориальной единицы и подчиняются соответствующим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.

Объективные формирования создаются на объектах экономики для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на этих объектах.

Территориальные и объектовые формирования могут быть обще­го и специального назначения. Объектовые могут быть специализированными.

По срокам готовности к выполнению задач формирования подраз­деляются на формирования повседневной готовности и повышенной го­товности.

К формированиям повышенной готовности относятся все формиро­вания, которые могут быть привлечены для борьбы с пожарами, лик­видации последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также все специализированные формирования. Перечень этих форми­рований определяется координирующими органами РСЧС территориаль­ного, местного и объектового уровней и учитывается в общем сос­таве сил и средств РСЧС.

Порядок приведения формирований в готовность, сроки их готов­ности устанавливаются соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Формирования создаются по территориально - производственному принципу в субъектах Российской Федерации, городах, городских и сельских районах, на объектах экономики.

Общее количество формирований, их численность определяются с учетом характера и объема выполняемых задач РСЧС, наличия люд­ских ресурсов, необходимых специалистов, техники, материальных средств, а также местных условий.

На объектах экономики с численностью работников до 100 чело­век, в общеобразовательных учреждениях (школы, гимназии, лицеи и т.д.) профессионально-технических училищах, средних специаль­ных учебных заведениях формирования общего назначения не созда­ются.

Общая численность личного состава формирований должна сос­тавлять 10-15% от общей численности работников объекта экономики за исключением специальных формирований, которые создаются на базе специализированных организаций.

Расчеты потребности в формированиях разрабатываются для:

- территориальных формирований общего и специального назна­чения - органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, городов, городских и сельских районов;

- специальных медицинских формирований - территориальными органами здравоохранения по согласованию с органами управления по делам ГО и ЧС;

- объектовых формирований - отделами (секторами или специаль­но назначенными лицами) по делам ГО и ЧС по согласованию с терри­ториальными и местными органами управления по делам ГО и ЧС.

Расчеты потребности в формированиях утверждаются комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, городских и сельских районов, в пределах которых расположены объекты.

ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА

ГО ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ

                                                                                   
                            Начальник ГО объекта (руководитель предприятия)                            
                                                       
                                                       
                                Штаб по делам ГО и ЧС                                
                                                               
                                                                                   
                                                                                   
Зам.нач. ГО   Зам.нач.ГО по рассред. и эвакуации   Зам.нач.ГО по опер. работе     Зам.нач.ГО по инж. тех. части   Зам.нач.ГО по мат. тех. снабжению   Председ. профкома
           
           
                                                                                   
                                                                                   
                          С Л У Ж Б Ы     Г О   О Б Ъ Е К Т А                      
                                                                                           
Оповещ. и связи     Охраны общественного порядка     Убежищ и укрытий     Радиационной и химической защиты     Противо-пожарная     Аварийно-техническая
                   
                   
                                                                                           
  группа, звено         команда, группа         звено         группа, звено         команда         команда, группа  
                                           
                                                                                           
      Транспортная     Материально - техническая     Энерго-снаб. и светомаск.     Медицинская     Д.р.  
                       
                       
                                                                                   
        команда, звено         группа, звено         группа, звено       сандружина, санпост                  
                                               
                                                                                   
                                                                                   
                                                                                   
                                                                                   
        Сводные и аварийно-спасательные отряды (команды, группы)                     Сводные отряды (команды) механизации работ        
                                   
                                   
                                                                                   
                                                                                   
                                                                                   

Объектовые формирования создаются на объектах экономики не­зависимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации по решению руководителей этих объектов.

Решение о создании формирования согласовывается с руководи­телем местного органа исполнительной власти.

Перечень объектов, на которых создаются специализированные формирования, определяется решением комиссий по чрезвычайным ситуациям объектов Российской Федерации с учетом следующих данных:

- наличие, количество и степень токсичности аварийно химичес­ки опасных веществ для жизни людей в виде исходного, промежуточно­го или конечного продукта;

- возможность образования токсичных веществ (продуктов) как вторичных факторов поражения при взрывах, пожарах, химических ре­акциях, не предусмотренных технологическими процессами.

Допускается создание объектового формирования общего назна­чения на базе нескольких близко расположенных малых объектов эко­номики на договорной основе с утверждением руководителя местного органа исполнительной власти.

Объектовые формирования при необходимости могут усиливаться техникой за счет других объектов экономики решением руководителя местного органа государственной власти и на основании договоров между руководителями объектов экономики.

Территориальные формирования создаются по решению органов исполнительной власти республик, краев, областей, городов федераль­ного значения, автономных областей, местных округов Российской Фе­дерации, местных органов исполнительной власти районов и городов. Решение на создание территориальных формирований повышенной готов­ности принимается по согласованию с Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Базой для создания территориальных формирований являются ор­ганизации и предприятия республиканского, краевого, областного, городского, районного подчинения (строительные, строительно-мон­тажные, коммунального хозяйства, местной промышленности), а в сель­ских районах - районные организации и предприятия, а также ближай­шие к районным центрам колхозы, совхозы, товарищества, акционерные общества, крупные фермерские хозяйства.

В решении на создание формирования указывается:

- место создания, назначение, подчиненность, степень готовно­сти, организационная структура, обеспечение необходимой техникой и имуществом и другие данные.

Личный состав формирований занимается повседневной деятель­ностью, проходит обучение по месту работы. Материально-техничес­кое имущество находится на складах мобилизационного резерва. При­писанная к формированиям техника используется в повседневной дея­тельности объектов экономики.

Руководители органов исполнительной власти несут ответственность:

- республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, районов, городов, административных округов городов - за создание, подготовку и готовность соответствующих территориальных формирований;

- министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющих радиационно и химически опасные объекты, а также предприятий, использующих в производстве аварийно - химически опасные для жизни людей вещества - за создание специализированных формирований и го­товность к выполнению возложенных на них задач.

Руководители объектов экономики несут ответственность за соз­дание объектовых формирований, их подготовку и готовности к выпол­нению возложенных на них задач; за комплектование личным составом, оснащение техникой и имуществом, подготовку и своевременное приве­дение в готовность территориальных формирований, создаваемых на базе этих объектов.

Руководители федеральных органов исполнительной власти осуществляют контроль за созданием и подготовкой формирований на подведомственных объектах экономики.

Учет общей численности личного состава формирований прово­дится Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий по данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов испол­нительной власти, объектов экономики. Уточнение общей численности формирований и личного состава в них производится ежегодно.

Комплектование формирований личным составом производится: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины - от 16 до 55 лет, за исключением инвалидов I, 2, 3 группы, беременных женщин, жен­щин, имеющих ребенка до восьми лет, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих ребенка до трех лет.

Зачисление личного состава в формирования производится при­казом соответствующего руководителя органа исполнительной власти (объекта экономики).

Особо ответственные должности в формированиях повышенной готовности могут занимать граждане Российской Федерации в поряд­ке альтернативной службы сроком до 10 лет.

Перечень и количество формирований, содержащихся в повышен­ной готовности, определяется решением руководителей органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, городов, город­ских и сельских районов, руководителей объектов экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: