Понятие о методах и приемах обучения

Термин «метод» — от греческого «methodos» — путь, способ продвижения к истине.

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения».

Мастерство преподавателя состоит в умении правильно оценить взаимосвязь содержания и методов обучения и найти рациональные варианты взаимодействия, обеспечивающие успешность подготовки специалистов.

Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в процессе обучения методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели — усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления и познавательных интересов и способностей студентов, воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями.

Использование разнообразных методов обучения создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студента, направленные на решение задач обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность студента, его интерес к решению той или иной задачи.

И.Ф. Харламов: методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Ю.К Бабанский: методы обучения — это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования

Т.А Ильина — способы организации познавательной деятельности студентов.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение студентами знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения (Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко).

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

Методы классифицируются по источнику учебной информации (наглядные, словесные, игровые, практические), по способам взаимодействия обучаемых и обучающих (объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские).

Основанием выбора методов обучения для преподавателя является направленность методов на решение тех или иных дидактических задач. Пользуясь любой классификацией методов обучения, преподаватель может выбрать из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на конкретном этапе обучения.

Классификация методов обучения

Классификация методов обучения по способам взаимодействия обучаемых и обучающих.

Объяснительно-иллюстративные: (объяснение — раскрытие сущности изучаемого объекта)

словесно-индивидуальные (рассказ, лекция),

наглядно-индивидуальные (описание схемы, алгоритма),

практически-индивидуальные (упражнение),

словесно-дедуктивные* (беседа с опорой на правила, законы),

наглядно-дедуктивные (письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем),

практически-дедуктивные (практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов),

словесно-традуктивные (беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов),

наглядно-традуктивные (анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов),

практически-традуктивные (упражненение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов.)

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от той или иной конкретной среды, в которой она осуществляется.

Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».

Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.

Традиционная классификация методов обучения включает:

§ словесные методы обучения (или методы устного изложения материала);

§ наглядные;

§ практические.

Словестные методы обучения:

§ рассказ;

§ лекция;

§ беседа;

§ работа с учебником (печатное слово).

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: