Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Человек в эпическом произведении. Развитие понятия о герое, характере. Речь и поступки как средство характеристики героя. Герой и сюжет. Автор и герой.
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление летописного источника («Смерть Олега от коня своего» из «Повести временных лет») и баллады А. С. Пушкина: образность как основа художественного текста. Тема судьбы.
А. С. Пушкин. «Выстре л». Мастерство в построении сюжета. Композиция сюжета и композиция образа. Основа конфликта в повести. Истинное и ложное понимание чести. Благородство как нравственная категория. Характер рассказчика. Первоначальное понятие о романтическом характере.
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Смысл обращения автора к русской истории. Герои поэмы и нравственный идеал автора. Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного. Внутренний мир, речь и поступки героев. Авторская оценка как средство создания характера в литературе. Развитие понятия о романтическом герое.
П. Мериме. «М аттео Фальконе». Героический характер в литературе. Герой и читатель.
Н. С. Лесков. «Левша». Понятие о национальном характере в литературе. Особенности повествования. Автор и повествователь. Речь как предмет художественного изображения. Начальное понятие о сказе.
Реалистические традиции. Правда и правдоподобие. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя. Начальное представление о психологизме.
И. С. Тургенев. «Б е ж и н л у г», «Б и р ю к». Рассказ и очерк. Сопоставление героев как прием характеристики. Портрет и речь. Человек и природа.
Л. Н. Толстой. «Д е т с т в о» (главы по выбору). Автобиографичность и собирательность образа главного героя. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера. Мир детства и его воплощение в повести.
М. К Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». Особенности сюжетов и проблематики сказок, своеобразие жанра. Герой сатирического произведения. Приемы создания характера сатирического персонажа. Гротеск как художественный прием. Аллегория и фантастика в сказках.
А. П. Чехов. «X а м е л е о н», «Смерть чиновник а». Юмор и сатира. Комическая ситуация. Роль детали в создании комического эффекта.
М.М.Зощенко. «Аристократка», «В бане», «Жертва революции» (по выбору). Реальное и вымышленное в сюжетах рассказов. Автор и его герои. Автор и повествователь. Функции сказа.
О. Генри. «Дары в о л х в о в». Истинные и ложные ценности. Внутреннее и внешнее в образе литературного героя. Особенности сюжета рождественского рассказа.
Творческая мастерская.
Герой эпического произведения как художественный образ. Автор — образ — читатель: как создает героя автор и как воспринимает героя читатель.
Творческий практикум. Сопоставление героев.
Разговор с литературным героем (написание письма, воображаемый разговор, письмо от имени героя, интервью). Встреча героев разных эпох и произведений. Создание литературного очерка.
Советы библиотеки.