Контрольно-обучающий диктант «Проверяю себя»

Контрольный диктант

Этот диктант обычно проводят после изучения темы, раздела, в конце четверти или учебного года с целью контроля за фактической грамотностью учащихся.

Методика проведения контрольного диктанта состоит в следующем. Учитель подбирает в соответствии с программными требованиями текст диктанта.

На первом этапе работы учитель, если необходимо, проводит лексико-орфографическую работу с незнакомыми и непонятными для учащихся словами. Далее читает текст диктанта для общего ознакомления со структурой текста, его стилевой принадлежностью, характером лексики и синтаксиса. Полученные учениками впечатления помогут принимать решение о написании тех или иных конструкций. Затем учитель отвечает на вопросы по содержанию текста.

В процессе непосредственной диктовки предложение сначала читается целиком, а затем диктуется по смысловым частям (7±2 слов) для записи. После чего предложение читается третий раз для проверки. Конец последней части повторяется перед чтением следующего предложения. Если предложение небольшое, то его можно читать 2 раза.

После того, как текст диктанта записан учениками, начинается проверка. Учитель медленно читает текст диктанта, делая небольшие паузы после каждого предложения, за время которых ученик может самостоятельно перечитать предложение и подумать над вопросами. В слабом классе можно предложить водить пальцем по ходу чтения предложения. В сильном классе возможна и самопроверка: ученикам даётся время для самостоятельной проверки всего текста.

Потом учитель собирает тетради.

Встречаются два вида такого диктанта: контрольный диктант с практической частью (или дополнительным заданием) или без неё. Часто вторую часть контрольного диктанта называют грамматическим заданием, что неверно, так как не всегда такое задание является грамматическим.

Контрольный диктант с практической частью оценивается 2-мя отметками: одна отметка выставляется за написание текста диктанта, другая – за выполнение дополнительного задания. Если в практической части допущены орфографические, пунктуационные ошибки, то они учитываются в выставлении отметки за грамотность.

Контрольно-обучающий диктант «Проверяю себя»

Диктант «Проверяю себя» может использоваться и как обучающий, и как контрольно-обучающий на уроке обобщающего повторения или перед контрольной работой.

Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст, ученики пишут под диктовку. Если сомневаются, то возможны следующие варианты работы:

подчёркивают место орфограммы или пунктограммы карандашом;

ставят вопросительный знак на месте пропущенной буквы или знака препинания;

ученики во время записи не оставляют пропусков, а только подчёркивают буквы, знаки препинания, в которых не уверены, а вопросительный знак ставят на полях.

После записи текста диктанта учитель спрашивает, какие возникли вопросы. Ученики уточняют непонятное, а учитель или отвечает сам или адресует вопросы ученикам. В сильном классе учитель может отвечать на вопросы вразброс, а класс в это время себя проверяет.

Что лучше: оставлять пропуски букв, знаков или нет? С одной стороны, ученик не будет писать слово с ошибкой, письменная работа будет оформлена аккуратно; с другой стороны, при этом не формируются орфографические и пунктуационные умения.

Для того чтобы научить детей слышать вопросы, можно поступать следующим образом: учитель диктует первое предложение, а затем спрашивает, что непонятно, и т.д. При этом не столько ученик проверяет себя, сколько другие ученики контролируют его.

Иногда возможна взаимопроверка, работа в микрогруппе. Однако при этом не всегда будут даны точные ответы.

Проверка диктанта важна для сопутствующего повторения. Такие диктанты оцениваются строже. За исправления отметка не снижается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: