Настоящее переживание и глубокое понимание художественного произведения, как отмечают психологи, возможно только при перечитывании. Перечитывание текста — это тот прием, работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чтения.
При проведении анализа нужно учитывать особенности восприятия произведения младшими школьниками: в 1-2 классе события воспринимаются как реальные, позднее – как воображаемую автором ситуацию.
1. Повторно читать и анализировать произведение можно по частям, маленькое полностью.
После повторного чтения детьми проводим логический анализ, т. е. серию вопросов на понимание поступков героев, причинно-следственных связей событий.
Одни вопросы обращены к фактам, другие на подтекст и собственное отношение, все они задаются в комплексе. Учитель должен учитывать читательский уровень, опытным читателям предлагать смысловые вопросы, слабым – о событиях.
В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.
|
|
1. Так как в детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии и нельзя отрывать анализ характера от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).
2. Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, что бы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей.
. - Что ребята делали во дворе?
-Как об этом говорит автор, прочитайте.
- Перечислите, какую работу проделали дети.
. – Зачем снег сваливали в кучу?
- Большая ли горка получилась, почему?
- Как можно назвать этих ребят?
- Покажите, какие знаки показывал Котька ребятам из окна.-
- Зачем он выбежал один на улицу?
Что показывает, как он торопился?
.(В ходе анализа проводим лексическую работу с оставшимися словами (непонятными))
- Как Котька надел шапку? (Нацепил)
-Когда так говорят? (Второпях, небрежно)
-Что он стал делать, перечислите?
- Какие слова вы подобрали о его действиях?
- Смешно ли вам было? Почему?
- С какого момента мы начинаем сочувствовать Котьке? Найдите и прочитайте эпизод.
- Какие чувства испытывал он, когда исправлял свои ошибки?
- А вы?
- Изменился ли Котька к концу рассказа?
- Чему научила Котьку эта история?
3.Если в произведении имеются описания пейзажей или интерьера, рассматривается роль в тексте.
Паустовский К.
- Прочитайте описание дома Грига. Что было украшением дома? Почему? О чём рассказывает нам описание дома? О чём говорят сравнения?
Что было видно из окна., прочитайте.
Зачем автор вставил описание зимнего города?