Статья 15. Морально-психологический климат в коллективе
1. Руководитель и сотрудники обязаны поддерживать благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе, выражающийся в позитивном эмоционально-нравственном состоянии, высоком моральном духе сотрудников, их отношении к нравственным ценностям и степени мотивационной готовности к выполнению оперативно-служебных задач.
2. Благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе характеризуется:
правильным пониманием сотрудниками целей деятельности органов внутренних дел и своего подразделения;
способностью и готовностью совместными усилиями добиваться выполнения поставленных задач;
степенью комфортности работы, социального самочувствия коллектива;
уровнем развития взаимоотношений, основанных на честности и принципиальности в сочетании с товарищеской взаимопомощью и уважением;
позитивными служебными традициями, сплачивающими коллектив.
3. В целях поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе к сотруднику следует:
|
|
способствовать установлению в коллективе деловых, товарищеских взаимоотношений;
поддерживать обстановку взаимной требовательности и нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности;
соблюдать субординацию, быть исполнительным, беспрекословно выполнять приказы и распоряжения, проявляя разумную инициативу, точно и в срок докладывать руководству об их исполнении;
обладать морально-психологической устойчивостью, выдержанностью, быть ответственным за свои поступки и слова;
оказывать всемерное содействие руководству в мобилизации личного состава подразделения на выполнение оперативно-служебных задач;
принимать активное участие в работе общественных формирований сотрудников, критично и справедливо оценивая проступки сослуживцев.
4. Для сотрудника недопустимы действия, способные причинить вред морально-психологическому климату в коллективе, включая:
обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий;
распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера;
предвзятое и необъективное отношение к коллегам;
заискивание перед начальниками;
претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии;
обещания, выполнение которых находится под сомнением;
проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей.
Статья 16. Профессионально-этические требования к руководителю
1. Руководитель органа внутренних дел должен:
|
|
быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм Кодекса;
помнить о традициях, чести и долге российского офицерства, носителем и продолжателем которых он является;
считать своей главной привилегией личную ответственность за безусловное выполнение оперативно-служебных задач, обучение и воспитание подчиненных.
2. Статус должности, занимаемой руководителем, должен подкрепляться его личным авторитетом.
3. Подлинный авторитет руководителя создается его безупречной репутацией, профессиональной компетентностью, служебным опытом, требовательностью и принципиальностью в сочетании с гуманным и уважительным отношением к подчиненным.
4. Культура профессионального поведения руководителя определяется степенью развития его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, уровнем образованности и воспитанности.
5. Позитивный моральный облик руководителя основывается на профессионально-нравственных качествах: честности, порядочности, самокритичности, требовательности, доброжелательности, обязательности, ответственности, принципиальности, справедливости.
6. Требования профессиональной этики обязывают руководителя:
соблюдать права и свободы сотрудника как человека и гражданина;
относиться к сотруднику как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения;
проявлять высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства;
устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку на личный состав;
помогать сотрудникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
использовать в полной мере психолого-педагогические подходы и методы в воспитательной работе с личным составом;
информировать личный состав о складывающейся морально-психологической обстановке в подразделении;
регулировать взаимоотношения в служебном коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в служебном коллективе;
рассматривать без промедления факты нарушения норм и принципов профессиональной этики и принимать по ним объективные решения;
принимать беспристрастные, справедливые и объективные решения по социально-бытовым проблемам и вопросам поощрения личного состава;
организовывать выработку и реализацию комплекса мер по профилактике конфликтов;
обращаться к подчиненным, называя их по специальному званию и фамилии или только по специальному званию, добавляя в последнем случае перед специальным званием слово "товарищ", либо по имени и отчеству и только на "вы";
контролировать соблюдение сотрудниками этикетных норм в оформлении и содержании служебных помещений;
оставаться скромным в потребностях и запросах, как на службе, так и в быту.
7. В случае, если подчиненный оказался в трудной жизненной ситуации, его начальник призван оказать всемерную помощь и поддержку.
8. Руководитель не имеет морального права:
перекладывать свою ответственность на подчиненных;
использовать служебное положение руководителя в личных интересах;
проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость, применять рукоприкладство по отношению к подчиненным;
создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
обсуждать с подчиненными действия вышестоящих начальников;
занимать деньги у подчиненных сотрудников, принимать подарки, используя их зависимое служебное положение.
Статья 17. Неформальные отношения в служебном коллективе
1. Неформальными являются личные отношения между сотрудниками вне рамок служебной субординации.
|
|
2. Личные отношения не должны являться основанием для продвижения сотрудника по службе, его поощрения или наказания, решения кадровых, социальных вопросов.
3. Коллеги по службе должны уважительно и внимательно относиться к работающим в коллективе сотрудникам-женщинам, которые в свою очередь не должны злоупотреблять своими преимуществами.
4. К грубым нарушениям профессионально-этических принципов и норм в сфере неформальных отношений между сотрудниками относятся:
использование дружеских или родственных связей между начальником и подчиненным в целях решения служебных вопросов в личных корыстных интересах;
установление отношений круговой поруки и протекционизма на национальной основе и по признаку землячества;
дискриминация сотрудников по половому (гендерному) признаку, вследствие которой предпочтение необоснованно отдается одному полу перед другим;
сексуальные домогательства, принуждение к интимной связи, особенно выражающиеся в агрессивном, оскорбительном поведении, унижающем достоинство женщины или мужчины, и сопровождающиеся физическим насилием, психологическим давлением, шантажом, угрозами;
демонстрация приверженности моральным антиценностям, таким как культ денег, власти, силы; цинизм, пошлость, разврат.
5. Руководителю в целях предупреждения негативного влияния неформальных отношений на обстановку в служебном коллективе необходимо:
контролировать соблюдение сотрудниками профессионально-этических ограничений и запретов, в равной мере распространяемых как на мужчин, так и на женщин, состоящих на службе в органах внутренних дел;
обеспечивать деятельность сотрудников в строгом соответствии с их должностным предназначением;
исключить панибратство и фамильярность в общении с подчиненными, препятствовать влиянию неформальных отношений на принимаемые служебные решения.