Приемы речевого воздействия

РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, в широком смысле – воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке. Иногда под понятие речевого воздействия подводят также использование сообщений, построенных средствами так называемых паралингвистических (т.е. «окололингвистических») семиотических систем, к которым относятся, прежде всего, жесты, мимика и позы (так называемая кинесика, образующая ядро паралингвистики в традиционном понимании последней); эстетические коды словесного творчества (например, стилистические коды и систему интертекстуальных ссылок); а также, в случае письменной коммуникации, средства графического оформления текста (метаграфемика)

Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений. Существует много речевых приемов, позволяющих, например. подчеркнуть общность интересов даже в вопросе, вызывающем бурную реакцию собеседника. Задача общения — посылать речевые сигналы, которые имеют для вашего собеседника эмоциональное значение. О чем бы ни шла беседа, важно добиваться профессионального языка и логичности развития темы разговора. Беседа не может быть и пространной. Пространное изложение лишней информации снижает коммуникационную эффективность. Когда много говорят о малом, то мало думают о значительном.

20. Основные принципы поведения оратора в аудитории.

ораторская индивидуальность

риторические позиции оратора в ходе выступления

манера выступления

расположение в аудитории

движение, взгляд, позы и жесты, громкость, темп, интонация

приемы борьбы с волнением

реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления

П. Сопер: «Манера выступления важнее, чем внешность оратора – манера заставляет забыть о внешности».

Оратор не должен: 1) выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.; избыточно возбужденным; 2) демонстрировать беспомощность, нерешительность; 3) извиняться перед аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).

• Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться.

• При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться – это очень отвлекает.

• Приближайтесь к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории, наклоняйтесь к слушателям.

• Если вы выступаете с трибуны – временами выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.

21. Личностные качества оратора. Спокойствие и внутренняя собранность,склонность к саморазвитию, хорошая память и воображение проницательность, красноречие (умение формировать свои мысли в привлекательной форме) уверенность, коммуникабельность («ключ» к любому слушателю или собеседнику)

22. Трудности вербального общения. Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Существует такое понятие как «коммуникативный барьер» то есть своего рода трудность при вербальном общении. Знание правил родного языка как никогда важно при ведении деловых встреч и переговоров. Однако здесь собеседников может поджидать проблема в виде коммуникативных барьеров: 1. Фонетический барьер. Может возникнуть из-за особенностей речи говорящего. Сюда относятся интонация, дикция, акцент. Чтобы избежать этого барьера, нужно говорить с собеседником громко и четко. 2. Логический барьер. Может возникнуть в том случае, если у собеседников разные типы мышления. Уровни интеллекта, например, могут привести к непониманию и возникновению этого барьера. 3. Смысловой барьер. Возникает между представителями разных стран и культур. Проблемой здесь является разная смысловая нагрузка одних и тех же слов. 4. Стилистический барьер. Возникает при нарушении построения сообщения. Чтобы избежать этого барьера, необходимо сначала привлечь внимание к своему сообщению, затем вызвать к нему интерес, перейти к основным положениям, обсудить вопросы и возражения, а затем дать собеседнику сделать выводы. Любое нарушение этой цепочки вызовет непонимание. Совершенствование: Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.

23. Интонация как фактор вербального общения.

· Тембры - это краски голоса

· Дикция – это «усилитель смысла»,

· Интонации – главный маркер эмоций человека.

ИНТОНАЦИИ - это основной инструмент, который делает нашу речь ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ и логически ОСМЫСЛЕННОЙ. Интонации – это инструмент подсознания. Удивительнее всего то, что интонации не зависят от содержания речи, но, напротив, накладывают эмоциональный отпечаток на любой произносимый текст. Даже если мы вообще не произносим слов, а просто издаем звуки-междометья, слушатели поймут, что мы чувствуем, благодаря интонациям. Интонация выражает эмоции говорящего человека, передает его отношение к собеседнику, к ситуации речи, к содержанию своих собственных слов. При чтении литературного произведения вслух или исполнении его на сцене интонация во многом определяет то, как слушатели или зрители поймут содержание той или иной фразы. Неверная интонация может передать смысл, прямо противоположный тому, что хотел сказать автор. На письме интонация передается с помощью знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) и иных графических средств (абзаца, курсива):

24. Элокуция как компонент риторического канона. Элок у ция - словесная форма. Элокуцией называется раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы словесного выражения замысла.Переводится как «украшение», «красноречие» — этап работы над речью, который доводит ее до логического конца. Содержание речи заключено в инвенции, план её составлен в диспозиции, осталось только написать речь, или, как говорили древние, облечь в слова, украсить. Именно эти занимается оратор в ходе элокуции

На этапе выражения оратор должен:

· определить, какие Изобразительно-выразительные средства публичной речи уместны;

· продумать, как будет удерживаться интерес аудитории;

· продумать Приемы привлечения внимания аудитории.

25. Страх публичного выступления. Страх перед аудиторией (или страх перед публичным выступлением, страх сцены, что в сущности одно и тоже) в большей или меньшей мере испытывают 90% выступающих, а нервничают перед выступлением 99%. Аристотель был близоруким и картавым, наверное и он, сначала, испытывал страх перед аудиторией, но именно его язвительных речей боялись враги, именно он разработал основы риторики.

Причины возникновения страха перед публичным выступлением. Во первых это наследие предков, в древние времена, когда общество только начало формироваться, члены общины все делали совместно, вместе загоняли зверей, отбивались от диких животных, женщины вместе готовили пищу и одежду. Следовательно община = безопасность, изгнанный член общества был обречен на смерть. Поэтому мы боимся любой негативной оценки, неприятия нас другими. Страх быть отвергнутым, неприятным, страх неудачи часто заставляет нас чаще вообще отказаться от задуманного. Вторая причина возникновения страха публичных выступлений это воспитание. Часто родители запрещают кричать и громко говорить в обществе, говорят ребенку на улице «прекрати кричать», «не ори, на нас все смотрят», впоследствии человек не может говорить громко на публике, у него зажимается голос, или вовсе пропадает, он начинает обливаться потом и трястись и не может сказать ни слова

26. Меморио в риторическом каноне. Мем о рио - удержать все это в памяти. На этапе запоминания оратор должен:

· решить Выступать с опорой на текст или без записей?;

· запомнить основные мысли своей речи, последовательность их раскрытия;

· Прорепетировать свое выступление

27. Темп речи как фактор вербального общения. Темп речи означает то, как быстро вы говорите. Он определяет, насколько быстро или медленно произносятся слова и насколько они отчетливы и понятны для слушающего. Используем темп для эффективного изложения сообщения. Очень важно уметь поддерживать ровный темп в разговоре, чтобы ваши слова звучали ясно и понятно для тех людей, с которыми вам приходится иметь дело. Ровный темп поможет вам говорить эффективно с огромным количеством разных людей. В то же время это средство подсказывает вам, что иногда есть необходимость немного изменять быстроту речи в зависимости от аудитории, с которой вы общаетесь.1) Четко произносите слова 2) Всегда давайте себе возможность обдумать, вдохнуть поглубже и лишь затем начинайте говорить.3) Делайте время от времени паузы в сообщении. 4) Подстраивайте свой темп речи под темп речи собеседника.

Темп речи помогает достичь взаимопонимания с другими людьми. Взаимопонимание предполагает хорошие рабочие отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Обычно мы лучше всего находим общий язык, выполняя какую-то работу, с людьми, обладающими именно этими качествами. Если вы можете подстроить свой темп под темп речи собеседника, это говорит о том, что у вас хорошие взаимоотношения с другими людьми. Когда собеседники думают, что вы понимаете смысл их сообщения, намного выше вероятность, что и они правильно понимают то, что вы имеете в виду.

28. Акцио и риторический канон. А кцио – произнести. Акцио иначе называют выступление с речью

Акцио - заключительный этап риторического канона, связанный с произнесением речи перед аудиторией, с выступлением оратора. Именно в процессе реализации этого этапа задача как сказать? получает свое комплексное решение. Акцио - это не просто озвучивание текста, это предъявление его оратором конкретной аудитории, что нередко влечет за собой трансформацию исходного текста, демонстрирующую импровизационные навыки говорящего. На этапе произнесения оратор должен:

· Установить и поддерживать контакты с аудиторией;

· знать психологию слушателей;

· обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего;

· продумать Способы борьбы со страхом и волнением;

· проанализировать удачные и неудачные Выступления других ораторов;

29. Приемы воздействия на аудиторию.

• Ссылка на свое эмоциональное состояние

• Возбуждение любопытства (затроньте необычный факт)

• Приведите парадокс

• Демонстрация какого-либо предмета (книга и т.д.)

• Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами

• Цитирование знакомого

• Цитирование знаменитости

• Исторический эпизод

• Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: