Пенсионный фонд РФ: его функции, источники формирования, направления использования

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) создан постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г., введен в действие с 01.01.1992 г. Пенсионный фонд РФ осуществляет государственное управление финансовыми ресурсами системы пенсионного обеспечения РФ. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, функционирующим в форме некоммерческой организации в соответствии с Положением «О ПФ РФ», утвержденном указанным постановлением Верховного Совета (с последующими изменениями и дополнениями).

Пенсионный фонд подотчетен Федеральному Собранию. Руководство фондом осуществляется правлением фонда и его исполнительной функцией. Состав правления фонда утверждается Государственной Думой.

Основной источник доходов ПФРФ – введенный с 2001 г. ЕСН (взнос). Из общей максимальной ставки этого налога с 1 января 2005 г. для основной категории налогоплательщиков ­– 26% фонда оплаты труда (до 2004 г. – 35,6%) для ПФ РФ определено 20%.

В доходы бюджета ПФ РФ, кроме указанной части ЕСН, поступают также:


  • средства федерального бюджета, направляемые через ПФ РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий (пенсий военнослужащим и приравненным к ним категориям, доплат к пенсиям федеральных государственных служащих);

  • доходы за счет капитализации (инвестирования) временно свободных денежных средств фонда путем покупки государственных ценных бумаг;

  • дохода от обслуживания счетов ПФ РФ банками, а также от краткосрочных вложений средств фонда в форме банковских депозитов;

  • добровольные взносы юридических и физических лиц.


На выплату пенсий при недостаточности у ПФ РФ собственных средств могут направляться полученные в банках кредиты на эти цели и краткосрочные заимствования из других источников.

Средства ПФ РФ направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, при потере кормильца, при инвалидности, военнослужащим и приравненным к ним гражданам), оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и выплату социальных пособий на погребение. В общей сумме расходов ПФ РФ (в 2005 г. – 1,176 млрд. руб.) на выплату пенсий приходится около 90% (в том числе, 1,1 % на их доставку и пересылку).

В настоящее время в РФ продолжается реформирование системы пенсионного обеспечения. Эта работа начала проводиться после принятия в 2001 г. основополагающих федеральных законов: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О трудовых пенсиях», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».

Согласно указанным федеральным законам, российское государство по-прежнему гарантирует каждому гражданину, имеющему хотя бы 5 лет трудового стажа, выплату базовой части трудовой пенсии (так называемой социальной пенсии, которая в настоящее время составляет 650 руб., а в перспективе должна сравниваться с прожиточным минимумом). С 2002 г. начались отчисления в накопительную часть трудовых пенсий. Эти средства зачисляются на индивидуальные (персонифицированные) счета застрахованных лиц (при поступлении впервые на работу каждому гражданину выписывается трудовая книжка и присваивается персонифицированный номер в системе обязательного пенсионного страхования в РФ).

Средства накопительного Пенсионного фонда инвестируются ПФ. По желанию граждан с 01.01 2004 г. средства накопительной части их трудовой пенсии можно перевести в управляющие компании. Для этого достаточно подать заявление в ПФ РФ с указанием конкретной управляющей компании, которая будет управлять денежными средствами, инвестируя их в ценные бумаги, и тем самым накопительная часть трудовой пенсии будет увеличиваться за счет получаемых процентов.

В последние годы в России начали создаваться негосударственные пенсионные фонды: корпоративные, банковские, отраслевые, региональные, открытые.

Эти фонды, получившие очень широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой, позволяют обеспечить дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работников и работодателей.

32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты

С вступлением в силу с 2002 года федеральных законов №173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», №166 от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», №167 от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111 от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющийся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие, тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика - в этом случае одного пенсионера «содержат» несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает. Сейчас в России 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов.

В этой ситуации приходится

· либо повышать пенсионный возраст (что непопулярно в народе),

· либо повышать налоги (но усиливается уклонение от налогов, и общая сумма собранных налогов может даже снизиться),

· либо снижать пенсии (что и происходило в России в последние годы - не в абсолютном, а в относительном выражении: пенсии повышались медленнее, чем росли цены).

Если же ничего не делать, то лет через 10-15 государственная пенсионная система просто обанкротится, либо пенсии станут совсем ничтожными.

Для работающих пенсионеров предусмотрено улучшение их благосостояния. С 1 января 2002 года они получают пенсию в полном объеме. Для людей предпенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой пенсионной системах. Потому для этой категории населения произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд категорий пенсионеров этой группы также получают надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры. Некоторые вопросы пенсионного обеспечения (страхования) в РФ. М.-2005г. (с.14)

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой части пенсии (гарантированный минимум на 1.10.2007г. составляет 1260 руб.; на 1.12.2007г. будет составлять 1560 руб.), 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР и от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая формируется за счет части единого социального налога (ЕСН), уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопительных на индивидуальном счете гражданина средств.

В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше, то есть те, кто должен был выйти на пенсию в течение десяти лет после начала реформы. А граждане, родившиеся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, участвуют в ней в ограниченном объеме - их накопительные поступления составляют пока 2 процента от размера легальной заработной платы, а с января 2006 года этот платеж возвращается в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали Швеция, Италия, Латвия, Польша. Одним из факторов, говорящих в пользу выбора в данной системы, является необходимость преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным - пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Основные различия между старой пенсионной системой и новой:

1. В новой модели расчета пенсий заработная плата работника учитывается в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, включает в себя персонифицированный учет, накопление пенсионных прав гражданина и пенсионные обязательства государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода;

2. Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

3. Новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

4. Новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет. В старой модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели основным показателем, который определяет размер пенсии, является сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.

5. В новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР. Некоторые вопросы пенсионного обеспечения (страхования) в РФ. М.-2005г. (с.16)

Благодаря вышеобозначенным новеллам пенсионная реформа положительно скажется на состоянии экономики в целом, а также позволит привлечь значительные капиталы на финансовые рынки страны. А.Соловьев «Экономическое обоснование пенсионной реформы. Государственная служба №2

Как сказано в Законе «Об обязательном пенсионном страховании», страхователем может выступать не только государственный Пенсионный фонд, но и частные финансовые институты. Начиная с 2004 года, в пенсионной реформе принимают участие негосударственные пенсионные фонды - туда можно переводить накопления из ПФР.

Одна из основных задач, которую должна решить реформа, - обеспечить прозрачность пенсионной системы. Каждый работник ежегодно получает отчет о состоянии заработанных им пенсионных прав: общий объем перечисленных работодателем взносов, общий объем пенсионного капитала. Уже начиная с 1 января 2002 года реально запущен механизм персонифицированного учета уплаченных взносов и каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, получает официальные уведомления о состоянии собственного пенсионного счета. Первые его результаты россияне смогли оценить уже в 2003 году. Год от года застрахованные смогут отслеживать и результаты накопительного финансирования пенсий - точнее, объемы дополнительных доходов пенсионной системы.

Размер базовой и страховой части пенсии индексируется ежегодно с учетом темпов инфляции.

Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования предусматривается создание Пенсионным фондом России резерва, который должен обеспечить безусловное выполнение обязательств по выплате пенсий перед нынешними пенсионерами. По Закону «Об обязательном пенсионном страховании» государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, в том числе субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России, и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: