Мостовой называется дорожное покрытие, состоящее из небольших элементов различных форм и размеров, укладываемых вплотную друг к другу. По материалу они подразделяются на мостовые из естественного камня и из искусственных материалов. Мостовые требуют больших затрат ручного труда, поэтому применять их следует лишь в редких случаях после тщательного технико-экономического сравнения с другими возможными вариантами.
Типы мостовых, пределы их применения и технология устройства мостовых различных типов приведены в табл. 8.2.9. и 8.2.10.
Таблица 8.2.9
Типы мостовых
Типы мостовых и виды мощения | Варианты оснований | Размеры камня, см | Пределы применения | ||
ширина | длина | высота | |||
1. Из булыжного камня | Песчаное, гравийное | 10...20 | 10...20 | 14...18 | Для дорог IV...V категорий при наличии местного камня |
2. Из колотого камня (шашки) | То же | 10...20 | 10...20 | 14...18 | То же |
3. Из литой шлаковой брусчатки | То же | 12...15 | 15...30 | 14...16 | В районах металлургических заводов при организованном производстве шлаковой брусчатки |
4. Из мозаиковой шашки, уложенной поперечными рядами, косыми рядами или по кривым дугам | Щебеночное | 8...10 | 8...11 | 9...10 | В районах каменных карьеров |
Бетонное | 7...10 | 7...11 | 8...9 | По особому обоснованию | |
5. Из колотой брусчатки, уложенной поперечными или косыми рядами | Песчаное | 12...15 | 15...30 | 14...16 | То же |
Щебеночное | 12...15 | 15...30 | 11...13 | ||
Бетонное | 12...15 | 15...30 | 9...11 |
Таблица 8.2.10
|
|
Технология устройства мостовых
Рабочие операции | Машины | Фронт работ, м | Типы покрытий по табл. 8.2.9 | ||||
Подготовка земляного полотна | Автогрейдеры | + | + | + | + | + | |
Подготовка основания (по специальной технологии) | - | - | + | + | + | + | + |
Подготовка песчаного слоя | Вручную | Любой | + | + | + | + | + |
Доставка штучного материала на обочины | Автомобили | Любой | + | + | + | + | + |
Сортировка и подача материала мостовщику | Вручную | + | + | + | + | + | |
Установка версты с опережением | Вручную | + | + | - | + | - | |
Мощение | Вручную | + | + | + | + | + | |
Расщебенка мостовой | Вручную | + | + | - | - | - | |
Уплотнение трамбованием | Вручную | + | + | + | + | + | |
То же, катками | Самоходные катки (5 т) | + | + | + | + | + | |
Засыпка песком | Вручную | + | + | - | - | - | |
Поливка водой | Поливомоечная машина | + | + | - | - | - | |
Заливка швов цементным раствором или битумной мастикой | Вручную заливщиком швов | - | - | + | + | + | |
Уборка излишнего песка | Поливомоечная машина | + | + | - | - | - |
Примечания.
1. Знаком «+» отмечены выполняемые операции и применяемые машины при устройстве мостовых различных типов
2. Укладка версты на 8...10 м опережает основные работы, высота верстового камня на 4 см более принятой средней.
|
|
1. Мощение ведут одновременно по всей ширине с небольшим (0,7...1,0 м) опережением у обочин. При продольном уклоне мощение ведут снизу вверх.
2. Высота соседних камней не должна отличаться более чем на 2 см; камни удлиненной формы укладывают перпендикулярно к оси дороги удлиненными гранями; более крупные камни укладываютближе к краям проезжей части; укладку ведут с перевязкой швов в продольном и поперечном направлениях; зазоры между камнями должны быть треугольной формы