Транспортный налог

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ). Таким образом, любой субъект налоговых отношений приобретает статус плательщика транспортного налога, и у него появляется объект налогообложения, только если приобретенное им транспортное средство будет зарегистрировано в установленном порядке.

Обязанность по уплате транспортного налога ставится законодателем в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования, а налогоплательщиком признается лицо, на которое оно зарегистрировано, т.е. его владелец (Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-06-04-04/15).

Транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, можно разделить:

- на наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и проч.);

- воздушные (самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства);

- водные (теплоходы, яхты, катера, моторные лодки и т.д.).

Рассмотрим, кто будет являться налогоплательщиком в отношении каждой категории транспортных средств.

2.1. Наземные транспортные средства

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (далее - Правила N 1001).

В общем случае транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством РФ (п. 20 Правил N 1001).

Исполнение государственной функции по регистрации транспортных средств осуществляется Госавтоинспекцией. Регистрация транспортных средств подтверждается соответствующими документами. На зарегистрированные транспортные средства согласно п. 40 Правил N 1001 выдаются:

- свидетельство установленного образца;

- паспорт транспортного средства;

- регистрационные знаки.

Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) утверждены Минсельхозпродом России 16 января 1995 г. Согласно п. 2.1 названных Правил машины регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств налогоплательщиками являются лица, на которых они зарегистрированы.

2.2. Водные суда

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ суда могут находиться в любой собственности, и право собственности на судно возникает с момента государственной регистрации такого права (ст. 15 Кодекса внутреннего водного транспорта).

Согласно ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с правами на судно государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов.

Регистрация осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 "Об утверждении Правил государственной регистрации судов".

Согласно ст. 33 Кодекса торгового мореплавания суда подлежат регистрации в одном из перечисленных реестров судов:

- в Государственном судовом реестре (пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксирные суда, а также другие самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходные суда вместимостью не менее 80 т, за исключением используемых в некоммерческих целях спортивных и прогулочных судов);

- в судовой книге (спортивные и прогулочные суда независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов, а также иные суда, не названные в предыдущем пункте);

- в бербоут-чартерном реестре (суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации);

- в Российском международном реестре судов (суда, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также оказания иных услуг, связанных с осуществлением указанных перевозок).

Регистрация судна и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Судно может быть зарегистрировано только в одном из реестров судов, что установлено ст. 37 Кодекса торгового мореплавания.

2.3. Воздушные суда

Порядок государственной регистрации и государственного учета воздушных судов установлен ст. 33 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ. Согласно названной статье воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:

- гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких судов авиации общего назначения, - в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 02.07.2007 N 85;

- сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения - в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации;

- государственные воздушные суда - в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации. Государственные воздушные суда регистрируются в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденными Приказом Министра обороны РФ от 28.11.2002 N 460.

Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" и является юридическим актом признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на воздушные суда в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

3. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

3.1. Объекты налогообложения

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст. 358 НК РФ).

Все транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения, можно классифицировать следующим образом:

- наземные транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани);

- воздушные транспортные средства (самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства);

- водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства).

Перечни воздушных и водных транспортных средств являются открытыми, и для их определения необходимо использовать термины и понятия, определенные в соответствующих отраслях законодательства. Это позволяет сделать ст. 11 НК РФ, согласно которой институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

Еще в 2004 г. Минфин России в Письме от 30.12.2004 N 03-06-04-04/17 указал: понятие "транспортное средство", применяемое в гл. 28 НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Это понятие используется только для целей налогообложения.

Такая позиция подтверждается тем, что п. 2 ст. 358 НК РФ из состава объектов налогообложения исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельхозпроизводителей, которые согласно ОКОФ учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения. В Письме сказано: ОКОФ может применяться для целей транспортного налога только с учетом норм, установленных гл. 28 НК РФ.

Объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, мотосани, снегоходы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. К самоходным машинам ОКОФ отнесены, например, бульдозеры, что является основанием для признания их транспортными средствами и соответственно объектами обложения транспортным налогом (Письмо Минфина России от 25.08.2004 N 03-06-04-04/01).

Некоторые виды самоходных машин на гусеничном ходу (буровые станки и экскаваторы) работают на электроэнергии, передаваемой от подстанций к самоходной технике по кабелям высокого напряжения, т.е. двигатель внутреннего сгорания топлива отсутствует. Является ли эта техника объектом обложения транспортным налогом? Ответ на этот вопрос содержит Письмо Минфина России от 22.06.2010 N 03-05-05-04/13. В нем сказано: самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора над техническом состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом.

Грузовые автомобили, приобретенные в качестве комплектующих средств и зарегистрированные в установленном порядке в органах ГИБДД, также признаются объектом налогообложения, что следует из Письма Минфина России от 06.05.2006 N 03-06-04-04/15 "О вопросе исчисления и уплаты транспортного налога".

В п. 12 Рекомендаций N БГ-3-21/177 отмечено: в перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности:

- троллейбусы;

- железнодорожные и трамвайные локомотивы;

- рельсовый подвижной состав;

- прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Правомерность того, что прицеп <1> с установленным на нем двигателем, предназначенным для работы насоса слива жидкости из цистерны, расположенной на прицепе, не является объектом налогообложения, подтверждается Письмом Минфина России от 16.02.2011 N 03-05-05-04/03.

--------------------------------

<1> Прицеп не является самоходной машиной и может двигаться только при наличии дополнительной тяговой силы.

Нередко возникает вопрос: почему в состав объектов обложения транспортным налогом не включен железнодорожный транспорт? Как отмечено в Письме Минфина России от 30.11.2010 N 03-05-06-04/437, железнодорожный транспорт (в отличие от автомобильного, водного или воздушного) не подлежит государственной регистрации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

В соответствии с ОКОФ автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей, считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. К передвижным предприятиям, в частности, отнесены:

- передвижные электростанции;

- передвижные трансформаторные установки;

- передвижные мастерские;

- вагоны-лаборатории;

- передвижные диагностические установки;

- вагоны-дома;

- передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.

Автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам обложения транспортным налогом.

Кроме того, гл. 28 НК РФ предусмотрено отнесение к объектам налогообложения только самоходных транспортных средств, в т.ч. машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.

3.2. Транспортные средства, не являющиеся объектом

налогообложения

Перечень транспортных средств, не являющихся объектом обложения транспортным налогом, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ:

- весельные, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с. (пп. 1 п. 2 ст. 358 НК РФ);

- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке (пп. 2 ст. 2 ст. 358 НК РФ). В Письме Минфина России от 26.03.2009 N 03-05-04-04/02 обращено внимание на следующий факт: автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, и автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке в целях применения гл. 28 НК РФ, выделены в две самостоятельные категории транспортных средств. На этом основании положение рассматриваемого подпункта, касающееся непризнания объектом обложения транспортным налогом автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, не ставится в зависимость от порядка и источника приобретения данной категории транспортных средств. Таким образом, эти автомобили, полученные также через Фонд социального страхования РФ, не являются объектом налогообложения. Аналогичная позиция высказана и в Письме Минфина России от 06.08.2010 N 03-05-06-04/201. В нем также отмечено: приобретенный инвалидом II группы и переоборудованный им автомобиль с мощностью двигателя 110 л. с. не является объектом налогообложения;

- промысловые морские и речные суда (пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Поскольку гл. 28 Кодекса не содержит понятия "промысловые суда", обратимся к другим отраслям законодательства, например к ст. 11 НК РФ.

Под судами рыбопромыслового флота согласно Кодексу торгового мореплавания понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения. К промысловым в соответствии с ОКОФ относятся добывающие, обрабатывающие и приемотранспортные суда (код 15 3511050).

Нередко при проведении проверок налогоплательщиков сотрудники налоговых органов отказывают в применении льготы, предусмотренной рассматриваемым подпунктом, на основании того, что промысловые суда используются налогоплательщиками не только в основной деятельности, но и для перевозки грузов других организаций.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2008 N Ф03-А24/08-2/423 суд указал: спорные суда являются промысловыми и, в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ, не относятся к объектам налогообложения. Вывод суда основан на технической документации, имеющейся в материалах дела и ОКОФ.

Суд указал: довод налогового органа о том, что спорные суда наряду с основной деятельностью осуществляли перевозки грузов по договорам перевозки, не является основанием для признания их объектами обложения транспортным налогом, поскольку правовое значение для рассмотрения данного спора имеет отнесение спорных судов к промысловым и использование их для рыболовства.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15.04.2010 N Ф03-1999/2010 указано: пп. 3 п. 2 ст. 358 НК РФ не содержит в качестве условия для применения льготы, предусмотренной данным пунктом, осуществление рыбопромысловой деятельности. Основание для применения данной нормы - отнесение судов к морским и речным промысловым;

- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Как определить основной вид деятельности организации? Законодательство о налогах и сборах не дает прямого определения этого понятия.

Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот, в котором по итогам предыдущего года занято наибольшее количество работников организации (п. 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713).

Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 8-О, страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования в Фонд социального страхования РФ.

Нормы законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, содержащие определение основного вида деятельности, могут быть применены при решении вопроса о квалификации вида деятельности в целях законодательства о налогах, поскольку указанный платеж имеет признаки налогового (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2009 по делу N А82-13079/2008-20).

Соответственно, в качестве критерия для определения, является ли тот или иной вид деятельности основным для организации, может быть применена оценка объема выручки от данной деятельности.

Под осуществлением пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 ГК РФ.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются:

- гл. XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта РФ;

- гл. VIII и IX Кодекса торгового мореплавания РФ;

- гл. XV Воздушного кодекса РФ.

К осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и проч. (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, работа терминалов, туристических агентств и т.д.), обеспечение лесосплава, а также перевозка по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).

В Письме Минфина России от 22.02.2005 N 03-06-04-04/13 обращено внимание налогоплательщиков на следующее: на транспортные средства, находящиеся в аренде, положения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не распространяются. Такая позиция Минфина России подтверждается и судебной практикой, в частности Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.07.2007 N 8201/07 и Постановлением ФАС Московского округа от 05.12.2008 N КА-А40/10789-08.

Если организация часть судов, имеющихся в собственности, использует для грузовых перевозок посредством тайм-чартера, а часть судов сдает в аренду без экипажа, причем выручка от сдачи в тайм-чартер имеет наибольший удельный вес в общем объеме выручки, может ли она применять рассматриваемую льготу?

Льгота по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ предоставляется организации в отношении всех транспортных средств, находящихся в ее собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), при условии, что пассажирские и грузовые перевозки являются основным видом ее деятельности (Письма Минфина России от 22.07.2010 N 03-05-06-04/189, от 18.08.2010 N 03-05-05-04/17);

- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельхозработах для производства сельхозпродукции (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Главой 28 НК РФ термин "сельскохозяйственный товаропроизводитель" не определен. По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 24.12.2007 N 03-05-05-04/08, в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ следует использовать определение, данное в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ). Сельскохозяйственным товаропроизводителем признается организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в т.ч. на арендованных основных средствах) в соответствии с Перечнем, утв. Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года (п. 1 ст. 3 Закона N 264-ФЗ).

Согласно Письму Минфина России от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05 доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции определяется по итогам календарного года, являющегося налоговым периодом по транспортному налогу.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями на основании п. 2 ст. 3 Закона N 264-ФЗ признаются также:

- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон N 112-ФЗ);

- сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в т.ч. кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

- крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

В Письме Минфина России от 28.07.2008 N 03-05-04-04/07 отмечено следующее. Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 112-ФЗ личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для этих целей.

Таким образом, при совместном осуществлении ведения личного подсобного хозяйства гражданином и членами его семьи на земельном участке, находящемся в его собственности, соответствующие транспортные средства, зарегистрированные на него или членов его семьи, не являются объектом налогообложения согласно пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт его кражи (возврата).

4. НАЛОГОВАЯ БАЗА

Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу установлен ст. 359 НК РФ.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Исключение составляют воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя (о них мы поговорим чуть позже).

Установленный в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание. Этот показатель (мощность двигателя) в отличие, например, от массы транспортного средства наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога. Установленная в настоящее время налоговая база в зависимости от мощности двигателя способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (Письмо Минфина России от 30.11.2010 N 03-05-06-04/437).

В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга (суммарная паспортная тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы. Такой порядок установлен пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ.

В Письме Минфина России от 11.06.2008 N 03-05-05-04/08 приведены разъяснения, на основе какого документа определяется паспортная статистическая тяга двигателя, и учитываются ли при этом в ее определении возможные отклонения. В Письме отмечено: термин "паспортная статистическая тяга двигателей" означает величину замеренной при наземных испытаниях на заводе-изготовителе либо при очередном ремонте на авиационном ремонтном заводе тяги данного экземпляра двигателя, которая внесена в его формуляр. Используемый в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ термин "паспорт" является эквивалентом термина "формуляр". Термин "статическая" означает, что замер тяги соответствующим заводом осуществлялся на земле в стендовых условиях, а не в условиях полета.

При определении налоговой базы в отношении воздушных транспортных средств с реактивными двигателями следует руководствоваться базовой величиной тяги без учета поля допуска, составляющего +/- 1% (именуемого в Письме отклонением от значения тяги реактивного двигателя, установленного для типа двигателя руководством по эксплуатации).

У двигателя Д-30КП базовая величина тяги составляет 12 000 кгс.

В качестве подтверждающей информации направляются копии соответствующих страниц из формуляра экземпляра двигателя Д-30КП с паспортными (формулярными) данными завода-изготовителя, которые соответствуют показателям, фигурирующим в руководстве по эксплуатации двигателя Д-30, а также данными, полученными при выполнении замеров параметров двигателя после последнего ремонта.

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база по транспортному налогу на основании пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 21 Рекомендаций N БГ-3-21/177).

В отношении всех вышеперечисленных транспортных средств налоговая база на основании п. 2 ст. 359 НК РФ определяется отдельно по каждому из них.

В отношении водных и воздушных транспортных средств, не перечисленных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется как единица транспортного средства (пп. 3 п. 1 этой статьи). Причем налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным транспортным средствам, являющимся объектом налогообложения.

5. СТАВКИ НАЛОГА

Размеры налоговых ставок установлены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (110,33 кВт) включительно.

Допускается установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

В Письме Минфина России от 15.04.2009 N 03-05-06-04/41 отмечено: законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ наделены достаточными полномочиями по установлению экономически обоснованных дифференцированных ставок по транспортному налогу, которые должны учитывать, в частности, следующие особенности отдельных регионов:

- общий уровень развития транспортной системы;

- спрос и предложение на транспортные средства;

- загруженность транспортной инфраструктуры;

- экологическую ситуацию в регионе;

- социальное положение граждан, проживающих в регионе;

- другие социально-экономические факторы.

Ставки транспортного налога до и после 1 января 2011 года – см. закон Ставропольского края

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. При этом в расчет берется количество календарных лет с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

6. ИСЧИСЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА, ЕГО УПЛАТА,

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Любая операция, осуществленная организацией в ходе предпринимательской деятельности, должна быть отражена в бухгалтерском учете.

Не являются исключением и суммы налога в отношении принадлежащих организациям транспортных средств. О том, как рассчитать налог, перечислить его в бюджет, на каких счетах бухгалтерского учета отразить исчисленные и уплаченные суммы налога, читайте в этом разделе книги.

6.1. Исчисление налога

Главой 28 НК РФ, регулирующей порядок исчисления и уплаты транспортного налога, установлен разный порядок налогообложения для налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков - физических лиц.

Налогоплательщики-организации сумму транспортного налога и сумму авансового платежа по нему исчисляют самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по истечении налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иной порядок не предусмотрен ст. 362 НК РФ.

Налогоплательщиками определяется разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Исчисленная сумма и подлежит уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Отчетными периодами по транспортному налогу для налогоплательщиков-организаций являются первый, второй и третий кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ).

Сумма авансовых платежей по налогу исчисляется организациями по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Такой порядок для определения авансовых платежей установлен п. 2.1 ст. 362 НК РФ.

В то же время законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 3 ст. 360 и п. 6 ст. 362 НК РФ).

Особый порядок исчисления транспортного налога установлен для случаев, когда транспортное средство зарегистрировано и (или) снято с регистрации в течение налогового периода. Исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Аналогичный порядок применяется и при исчислении суммы авансовых платежей по налогу.

Обратите внимание! Месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации, в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ, принимается за полный. Если транспортное средство зарегистрировано и снято с регистрации в течение одного календарного месяца, он принимается как один полный месяц.

Транспортный налог следует исчислить и уплатить в бюджет, даже если транспортное средство находилось в собственности налогоплательщика и было зарегистрировано за ним всего один день.

Такие разъяснения содержит Письмо Минфина России от 23.09.2008 N 03-05-05-04/23: организация, зарегистрировавшая и снявшая с регистрации в органах ГИБДД транспортное средство в течение одного календарного месяца, обязана исчислить транспортный налог с учетом коэффициента 1/12.

Положение п. 3 ст. 362 НК РФ применяется только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11.

Поскольку транспортный налог отнесен к числу региональных, его исчисление и уплату следует осуществлять, руководствуясь действующим на территории соответствующего субъекта законом о транспортном налоге.

6.2. Уплата налога

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему на основании п. 1 ст. 363 НК РФ производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ.

Напомним: вышеназванным пунктом установлены сроки сдачи налогоплательщиками-организациями декларации по транспортному налогу. Декларация должна быть представлена организацией не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следовательно, законом субъекта РФ срок уплаты налога по итогам налогового периода не может быть установлен ранее 1 февраля следующего года.

В течение налогового периода (календарного года) организации уплачивают авансовые платежи по налогу (если они не освобождены от этой обязанности региональным законодательством), а по истечении налогового периода - сумму налога, которая исчисляется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 362 НК РФ.

Согласно ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, при этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим днем.

В ситуации, когда последний день срока, установленного для уплаты налога (авансового платежа по налогу), будет выпадать на выходной или праздничный день, днем окончания срока считается ближайший за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. И если документы либо денежные средства будут сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Итак, в установленные сроки транспортный налог должен быть уплачен по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения имущества на основании п. 5 ст. 83 НК РФ признается:

- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при его отсутствии - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения собственника имущества;

- для транспортных средств, не указанных в предыдущем подпункте, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения собственника имущества.

В регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие "место (порт) приписки" используется только для учета и регистрации водных транспортных средств. Поэтому местом нахождения воздушных судов, по мнению Минфина России, является место нахождения собственника (правообладателя) транспортного средства.

В связи с этим уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по месту нахождения собственника (правообладателя) воздушного судна (Письмо от 06.04.2009 N 03-05-05-01/22).

Организация может иметь обособленные подразделения в разных субъектах РФ. В таком случае определить место уплаты транспортного налога бывает непросто.

Например, организация имеет обособленное подразделение в одном городе. Для выполнения работ в этом городе она использует транспортные средства своего филиала, расположенного в другом городе. Транспортные средства в первом из городов имеют временную регистрацию. Возникает вопрос: где нужно уплачивать транспортный налог?

Регистрация за юридическими лицами наземных транспортных средств производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений (п. 24.3 Правил N 1001).

Пунктом 47 Правил определено: зарегистрированные транспортные средства, вывозимые за пределы территории субъекта РФ на срок более двух месяцев по просьбе их собственников или владельцев, временно регистрируются в регистрационных подразделениях по месту пребывания транспортных средств или месту нахождения юридического лица либо его обособленного подразделения.

Если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет, уплата транспортного налога по месту их временной регистрации во избежание двойного налогообложения не производится (Письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-05-06-04/46).

Если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца.

По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачивать начиная со следующего месяца (Письмо Минфина России от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11).

6.3. Отражение сумм транспортного налога в бухгалтерском

и налоговой учете организации

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, плательщиком которых является организация, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". На этом счете должен быть организован аналитический учет, который следует вести по видам налогов.

Следовательно, для учета сумм транспортного налога к счету 68 необходимо открыть отдельный субсчет "Расчеты по транспортному налогу".

Суммы начисленного транспортного налога (авансового платежа) отражаются по кредиту счета 68. Какой счет при этом дебетовать, организация должна определить самостоятельно и закрепить выбранный порядок в приказе по учетной политике.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых), являющихся юридическими лицами, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Расходом организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Исходя из приведенного понятия, суммы транспортного налога в целях бухгалтерского учета являются расходом.

Расходы организации, в соответствии с п. 4 ПБУ 10/99, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Если организация в приказе по учетной политике предусмотрит, что сумма транспортного налога отражается в составе расходов по обычным видам деятельности, сумма исчисленного налога будет отражаться по дебету счетов учета затрат на производство (счета 20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 23 "Вспомогательное производство") или расходов на продажу (счет 44 "Расходы на продажу").

Если организация примет решение учитывать транспортный налог в составе прочих расходов, сумма исчисленного налога будет отражаться по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 91/2 "Прочие расходы").

Суммы транспортного налога, фактически перечисленные в бюджет, отражаются по дебету счета 68 (субсчет "Расчеты по транспортному налогу") в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".

Далее расскажем, как учитываются суммы транспортного налога в целях налогообложения прибыли организаций.

Как установлено пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Таким образом, расходы на уплату транспортного налога в целях налогообложения будут учитываться именно в составе этих прочих расходов.

Если налогоплательщик-организация применяет метод начисления, датой признания суммы транспортного налога в целях налогообложения будет являться дата его начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При использовании кассового метода признания доходов и расходов расходы признаются после их оплаты, т.е. для признания расходом суммы налога ее следует уплатить.

Напомним: расходами в целях налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, при этом документально подтвержденными признаются, в частности, расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документом, подтверждающим начисление налога, является налоговая декларация.

7. НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД

Под налоговым периодом согласно ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 НК РФ. Пунктом 1 ст. 360 Кодекса определено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря.

Согласно п. 2 ст. 360 НК РФ отчетными периодами по транспортному налогу для налогоплательщиков-организаций являются I квартал, II квартал и III квартал. Но законодательные (представительные) органы субъектов РФ, вводя транспортный налог, руководствуясь п. 3 этой статьи, вправе не устанавливать отчетные периоды.

8.1. Кем представляется налоговая декларация?

Налоговые декларации по истечении налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями (п. 1 ст. 363.1 НК РФ).

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют декларацию в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363.1 НК РФ).

В отношении воздушных судов декларация по транспортному налогу должна представляться по месту нахождения собственника (правообладателя) воздушного судна (Письмо Минфина России от 06.04.2009 N 03-05-05-01/22).

8.3. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения, действующие на момент написания книги, утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения".

8.4. Срок представления налоговой декларации

В соответствии с п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации должны быть представлены налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

8.5. Ответственность за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена ст. 119 НК РФ.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

27 ноября 2002 года N 52-кз


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ

Ред. от 27.02.2012 N 18-кз)

В соответствии с Законом Ставропольского края от 27.02.2012 N 18-кз с 1 января 2013 года в преамбуле будут исключены слова "форму отчетности," и ", срок представления налоговой декларации".

Настоящий Закон в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводит транспортный налог (далее - налог) на территории Ставропольского края, устанавливает ставки налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком, срок представления налоговой декларации.

Статья 1. Налоговые ставки

В соответствии с Законом Ставропольского края от 27.02.2012 N 18-кз с 1 января 2013 года абзац первый статьи 1 будет изложен в новой редакции:

"Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:".

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

(в ред. Закона Ставропольского края от 29.11.2004 N 96-кз)

┌─────────────────────────────────────────────────────┬──────────┐

│ Наименование объекта налогообложения │ Ставка │

│ │ налога │

│ │(в рублях)│

├─────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│ 1 │ 2 │

└─────────────────────────────────────────────────────┴──────────┘

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой

лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 7,0

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до

110,33 кВт) включительно 10,0

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до

147,1 кВт) включительно 25,0

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до

183,9 кВт) включительно 40,0

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 80,0

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с

каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 3,0

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт

до 25,74 кВт) включительно 5,0

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 10,0

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной

силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 12,0

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 24,0

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой

лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10,0

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до

110,33 кВт) включительно 15,0

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до

147,1 кВт) включительно 15,0

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до

183,9 кВт) включительно 17,0

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 40,0

Другие самоходные транспортные средства, машины и

механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

(с каждой лошадиной силы) 6,0

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 6,0

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 12,0

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные

средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной

силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 12,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 24,0

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью

двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 24,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 48,0

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной

силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 30,0

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 60,0

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых

определяется валовая вместимость (с каждой

регистровой тонны валовой вместимости) 24,0

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие

двигатели (с каждой лошадиной силы) 30,0

Самолеты, имеющие реактивные двигатели

(с каждого килограмма силы тяги) 20,0

Другие водные и воздушные транспортные средства, не

имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 240,0

Статья 2. Отчетные периоды. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Отчетными периодами признаются:

I квартал, II квартал, III квартал - для налогоплательщиков, являющихся организациями;

абзац исключен. - Закон Ставропольского края от 28.11.2006 N 84-кз.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Статья 3. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу по итогам отчетных периодов не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают налог не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 5. Льготы по уплате налога

От уплаты налога освобождаются:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также их общественные объединения (организации), использующие приобретаемые транспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;

граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

участники Великой Отечественной войны;

инвалиды всех категорий;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

В соответствии с Законом Ставропольского края от 27.02.2012 N 18-кз с 1 января 2013 года абзац седьмой части первой статьи 5 будет признан утратившим силу.

перевозчики, выполняющие в соответствии с Законом Ставропольского края "Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом в Ставропольском крае" общественные пассажирские перевозки, в части транспортных средств, используемых для осуществления указанных перевозок;

организации, осуществляющие содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования;

организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие доставку своих работников к месту работы и обратно, в части транспортных средств, вместимостью не менее 20 посадочных мест, используемых для осуществления указанной доставки;

религиозные организации различных конфессий.

(абзац введен Законом Ставропольского края от 29.11.2005 N 57-кз)

Для категорий граждан, перечисленных в абзацах втором, третьем, четвертом, пятом части первой настоящей статьи, освобождение от уплаты налога применяется в отношении одного имеющегося в их собственности транспортного средства.

(в ред. Закона Ставропольского края от 28.11.2006 N 84-кз)

Пенсионеры (мужчины и женщины) уплачивают налог на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, мотоциклы и мотороллеры в отношении одной единицы транспортного средства из числа зарегистрированных за данным владельцем, имеющего наибольшую мощность двигателя, рассчитанный исходя из ставки налога, составляющей 50 процентов соответствующей ставки, указанной в статье 1 настоящего Закона. По остальным транспортным средствам, зарегистрированным за данным владельцем, являющимся пенсионером, применяются соответствующие ставки налога, установленные статьей 1 настоящего Закона.

(часть третья введена Законом Ставропольского края от 28.11.2006 N 84-кз)

В соответствии с Законом Ставропольского края от 27.02.2012 N 18-кз с 1 января 2013 года часть четвертая статьи 5 будет признана утратившей силу.

Налогоплательщик вправе произвести уплату налога путем авансового перечисления суммы налога не позднее 1 сентября текущего года. В этом случае сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается на 10 процентов.

(часть введена Законом Ставропольского края от 16.10.2003 N 31-кз)

Пример 1. Рассчитаем транспортный налог по одному автобусу, мощность которого составляет 250 л. с. Базовая налоговая ставка, установленная ст. 361 НК РФ для автобуса такой мощности, равна 10 руб. с 1 л. с. В регионе базовая ставка увеличена в пять раз (50 руб. с 1 л. с.). Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, - четыре года. Для таких автобусов ставка налога равна 40 руб. с л. с. Транспортное средство относится к 3-му экологическому классу, но этот фактор не влияет на расчет налога, автобус приобретен и зарегистрирован в течение 11 месяцев налогового периода.

Приведем фрагмент заполнения части разд. 2 налоговой декларации.

┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐ ┌─┬─┐

Налоговая база 070 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │2│5│0│.│0│0│

└─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘ └─┴─┘

┌─┬─┬─┐

Единица измерения налоговой 080 │2│5│1│

базы по ОКЕИ └─┴─┴─┘

┌─┐

Экологический класс 090 │3│

└─┘

Количество лет, прошедших с ┌─┬─┬─┐

года выпуска транспортного 100 │ │ │4│

средства └─┴─┴─┘

Количество полных месяцев ┌─┬─┐

владения транспортным 110 │1│1│

средством └─┴─┘

┌─┐ ┌─┬─┬─┬─┐

Коэффициент Кв 120 │0│.│9│1│6│7│

└─┘ └─┴─┴─┴─┘

┌─┬─┬─┬─┬─┬─┐ ┌─┬─┐

Налоговая ставка 130 │ │ │ │ │4│0│.│0│0│

└─┴─┴─┴─┴─┴─┘ └─┴─┘

┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐

Сумма исчисленного налога 140 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │9│1│6│7│

(руб.) └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘

В представленном фрагменте есть один расчетный показатель - коэффициент

К, указываемый в строке 120 разд. 2 декларации. Он определяется как

в

отношение числа полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано

на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (11/

12). При этом читатель может заметить, что для коэффициента К отведено

в

место для указания четырех знаков после запятой, что делает расчет

налоговых обязательств более точным. Также отведено место для указания

дробной части по налоговой базе и налоговой ставке (с точностью до второго

знака после запятой). Все остальные показатели расчета приводятся в целых

числах, включая налог (в руб.).

В отличие от предшественника в разд. 2 новой формы декларации разложен

на несколько составляющих расчет использования налогоплательщиком

налоговой льготы. Раньше для них было отведено всего два столбца, в которых

указывались код налоговой льготы и ее сумма. В новой декларации количество

полей по льготам увеличено до восьми. Это связано с тем, что налоговые

льготы разделены на три вида: освобождение от налогообложения, уменьшение

суммы налога, снижение налоговой ставки. Для перевозчиков - юридических лиц

и предпринимателей наиболее велика вероятность установления налоговых льгот

в виде освобождения от налога. Например, согласно Закону г. Москвы о

транспортном налоге <4> от уплаты налога освобождаются в том числе

организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским

пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам,

осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). Льгота не ограничена по

времени, хотя транспортное средство может быть зарегистрировано на

налогоплательщика в течение не всего налогового периода, в связи с чем

понадобится расчет коэффициента К. Он определяется как отношение числа

л

полных месяцев, в течение которых предоставляется налоговая льгота, к числу

календарных месяцев в налоговом периоде (отчетном периоде). При этом

указывается десятичная дробь с точностью до четырех знаков после запятой -

так же, как у коэффициента, влияющего на исчисление налога (К). Это

в

логично: если бы точности коэффициентов были разными, то суммы начисления и

освобождения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: