Основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП

Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются; оказание детям медицинской, психологической, педагогической, ло­гопедической и социальной помощи, обеспечение максимально пол­ной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педаго­гических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвя­занностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласован­ность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, вос­питателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, фи­зиотерапевтические процедуры.

Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

.Комплексныйхарактеркоррекционно-педагогическойработы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ре­бенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (разви­тие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося па сохранные функции. В последние годы широко вне­дрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого разви­тия и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психи­ки, а не на их предупреждение.

Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого разви­тия и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в млашениями опорно-двигательного аппарата мла денческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых слу­чаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей дет­ского мозга — его пластичности и универсальной способности к компен­сированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной систе­мы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоре­чевого развития находится ребенок.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Наруше­ния психического и речевого развития при ДЦП в значительной сте­пени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимули­руется основной для данного возраста вид деятельности. В младенче­ском возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности — эмоциональ­ное общение со взрослым; в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) — иг­ровая деятельность; в школьном возрасте — учебная деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психорече­вого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболе­вания на психическое состояние ребенка. Родители — основные участ­ники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необхо­димо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспек­тивы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекват­ную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необхо­димые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включе­ние ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслужи­вал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел оп­ределенные обязанности, выполнение которых значимо для окружа­ющих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверен­ность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоян­но опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ни­чего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпели­вое отношение близких должно сочетаться с определенной требова­тельностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное от­ношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жиз­ни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь опреде­ленных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. То­гда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.

Основными направлениями коррекционного-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:

* развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;

* стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кине­стетического восприятия и стереогноза). Формирование про­странственных и временных представлений, коррекция их нару­шений;

* развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (вни­мания, памяти, воображения);

* формирование математических представлений;

* развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;

* воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: