Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступленя

Структура ораторской речи.

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и планом размещение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материалов.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.

Выступление оратора обязано захватывать слушателей с первых же слов. Часто это достигается качественным построением зачина – самого начала речи. Почаще всего он содержит этикетные формулы, но не лишь.

Следующая часть композиции – вступление. Оно содержательно, насыщенно, психологически подготавливает слушателей к существу речи и вводит в процесс его восприятия. Вступление содержит несколько качеств: психологический – закрепление контакта, внимания и энтузиазма, которые были вызваны зачином, создание нужного настроя; содержательный – описание целевой установки речи, сообщение темы; перечисление и короткое описание заморочек, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный – указание на специфику темы, определение её актуальности и публичной значимости.

Вступление помогает прейти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется тут фактами, логическими подтверждениями, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и.Т.Д. Это основная часть, и её следует обрабатывать более тщательно. В заключении речи могут подводиться итоги всему произнесенному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи.

Что же касается концовки, то она может содержать этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем – или, не имеющее непосредственного дела к содержанию речи.

Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях заслуги её целостности именуется интеграцией.

Когезия – это особенные виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые разрешают глубже проникнуть в её содержание, понять и уяснить отдельные её фрагменты, размещение на неком расстоянии друг от друга, но в ой либо другой степени связанные меж собой. Этот тип может выражаться различными повторами, словами, обозначающими временные, пространственные и причинно – следственные дела: таковым образом, итак, во – первых, во – вторых, следующий вопрос, в настоящее время, совсем разумеется.

Ректроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется кроме его выступлений. Ретроспекция может выражаться словами и словосочетаниями различного типа: как мы знаем; как мы осознаем, как было сказано ранее и.Т.Д.

Проспекция – это один из частей речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция даёт возможность слушателю яснее представить связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.

В речи частенько прибегают к использованию неких местоименных конкретизаторов, которые усиливают степень контактности: мы с вами, мы совместно, мы все, и.Т.Д.

иным средством контакта являются глагольные формы. Глагольная форма объединят оратора со слушателями и выражает их совместное мировоззрение.

Этикет ораторской речи – это специальные устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и нужные для установления контакта с аудиторией, поддержания общения в избранной тональности, передачи другой информации.

Подготовка речи и выступление.

Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, её основной идеи. Тема обязана быть актуальной, увлекательной, конкретной, верно сформулированной доступной. Основная мишень оратора – информировать слушателей. Принципиальный вопрос, который стоит перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей.

При подготовке речи нужно представлять себе, как примут её слушатели и что им будет непонятно. Оратор обязан знать и учесть состав аудитории. Эффективность речи возрастет, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели.

Следующий этап - этап работа над теоретическим, фактическим материалом и составление самой речи, т.Е. Её композиционно – стилистическое оформление.

Существует три метода выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти с чтением отдельных фрагментов, свободная импровизация. Читают текст в следующих вариантах: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать; если оратор «не в форме»; если материал огромного и совсем новый для выступающего. Нет ничего более, утомительного чем слушать чтение речи, когда оратор престает контролировать реакцию аудитории. Провал ораторов читающих текст «по бумажке», во многом разъясняется тем, что речь их становиться стремительной, однотонной и утомляет слушателей.

Речь обязана тщательно готовиться: нужно найти тему, мишень заглавие выступления с учетом состава слушателей и обстановки. Потом составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Репетиция – нужная часть подготовки. Особенное внимание следует направить на технику произношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: