Правила пользования общественным транспортом (автобус, трамвай, троллейбус)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящие Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами дорожного движения РФ, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР Типовыми правилами пользования трамваями и троллейбусами в городах РФ, Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" и другими нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, Свердловской области и муниципального образования «город Екатеринбург»;

1.2 Настоящие Правила устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок и определяют порядок пользования городским наземным общественным транспортом (кроме такси);

1.3 Целью настоящих Правил является разъяснение установленных действующим Законодательством прав, обязанностей и ответственности пассажиров и перевозчиков, а также порядка их взаимоотношений при осуществлении пассажирских перевозок трамваем, троллейбусом и автобусом;

1.4 Настоящие Правила действуют на всей территории муниципального образования «город Екатеринбург» и обязательны для исполнения перевозчиками и пассажирами;

1.5 Настоящие Правила должны находиться внутри салонов подвижного состава городского наземного общественного транспорта (кроме такси) в видимом для пассажиров месте;

1.6 Основные термины, содержащиеся в настоящих Правилах:

Автобус, трамвай, троллейбус (подвижной состав) - транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие соответствующее установленным на территории Российской Федерации требованиям количество мест для пассажиров;

Водитель - лицо, управляющее автотранспортным средством и принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения и перевозке пассажира;

Кондуктор - работник предприятия пассажирского транспорта, осуществляющий необходимый контроль и продажу пассажирам соответствующих билетов для проезда и провоза багажа в подвижном составе общественного транспорта;

Контролер - работник предприятия пассажирского транспорта, осуществляющий контроль за оплатой пассажирами проезда и провоза багажа в подвижном составе общественного транспорта;

Маршрут - установленный путь следования подвижного состава между определенными пунктами;

Остановочный пункт общественного транспорта - обустроенная и используемая для посадки, высадки и обслуживания пассажиров часть дороги;

Пассажир - физическое лицо, которое, во исполнение договора перевозки (публичного договора), заключенного от его имени или им самим, перевозится за плату или по предъявлению документа, дающего право на льготный проезд, перевозчиком;

Перевозчик (предприятие общественного транспорта) - организация, осуществляющая транспортное и экспедиционное обслуживание пассажиров на маршрутах транспорта всех категорий;

Перевозка пассажира (перевозка) - доставка пассажира из пункта отправления в пункт назначения с использованием подвижного состава на' основании договора перевозки (публичного договора), предусмотренного гражданским законодательством Российской Федерации;

Передвижной пункт контроля - транспортное средство, предназначенное для организации работы работников предприятий пассажирского транспорта по контролю за оплатой проезда и провоза багажа;

Ручная кладь - легко переносимые предметы, которые по своим размерам не превышают по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) - 121 см;

Багаж - громоздкие предметы, которые по своим размерам превышают по сумме трех измерений (высота, длина, ширина) - 121 см, но не более 180 см;

2. ПРЕДПРИЯТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ОБЯЗАНЫ:

2.1 Обеспечивать перевозку пассажиров в пункт назначения, а в случае перевозки пассажиром багажа - также и доставку багажа в пункт назначения;

2.2 Обеспечить наличие на остановочных пунктах, в соответствии с ГОСТом 2586990, дорожных знаков и информационных табличек с информацией о названии остановок, номерах и режиме работы проходящих маршрутов с указанием конечных остановок этих маршрутов;

2.3 Соблюдать установленные графики интервалов движения транспорта на маршрутах;

2.4 В случае планового изменения или закрытия маршрутов оповещать население города через местные средства массовой информации или путем размещения объявлений на остановочных пунктах;

2.5 Обеспечить чистоту в салонах, экипировку, внутреннее и внешнее оформление подвижного состава в соответствии с нормативными требованиями Правил дорожного движения, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, Инструкции по оборудованию и оформлению остановочных пунктов пассажирского автотранспорта, а также внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов;

2.6 Обеспечить безопасность жизни и здоровья пассажиров.

За ненадлежащее выполнение установленных соответствующими нормативными и Законодательными актами условий перевозки, ответственность Перевозчика наступает в соответствии с действующим законодательством.

3. ВОДИТЕЛИ И КОНДУКТОРЫ ОБЯЗАНЫ:

3.1 Проявлять заботу о пассажирах, быть внимательными и предупредительными к ним;

3.2 При обнаружении или получении от пассажиров информации о наличии в салоне подвижного состава предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, а также запаха гари, дыма, огня, воздействия электрического тока действовать согласно инструкциям;

3.3 Периодически напоминать пассажирам о своевременной оплате проезда в соответствии с п.6.2 настоящих Правил о соблюдении культуры поведения пассажиров, особенно по отношению к лицам пожилого возраста и инвалидам;

3.4 При проведении контроля за оплатой проезда объявлять пассажирам о том, что в салоне работают контролеры;

3.5 Кондукторы обязаны:

продавать пассажирам проездные билеты разового или многократного пользования;

осуществлять контроль за оплатой проезда как во время движения подвижного состава, так и при выходе пассажиров из салона трамвая, троллейбуса, автобуса;

обеспечить пассажиру возможность своевременно оплатить проезд;

3.6 Водители обязаны:

неукоснительно соблюдать требования Правил дорожного движения РФ;

обеспечивать перевозку пассажиров в строгом соответствии с требованиями эксплуатации подвижного состава, безопасности дорожного движения и пассажироперевозок;

производить посадку, высадку пассажиров только на остановочных пунктах;

осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки;

правильно и четко объявлять пассажирам название каждого остановочного пункта и следующего за ним, мест пересадок, а при изменении маршрута объявлять об этом на каждой остановке.

4. ВОДИТЕЛИ И КОНДУКТОРЫ ИМЕЮТ ПРАВО:

4.1 Ограничивать посадку граждан в зависимости от наполнения подвижного состава;

4.2 На конечных остановках маршрута водитель имеет право оказать необходимую помощь кондуктору и контролеру в осуществлении контроля за оплатой проезда;

4.3 Предложить пассажиру выйти на ближайшей остановке, если: - пассажир не оплатил проезд или провоз багажа;

пассажир находится в состоянии алкогольного или (и) наркотического опьянения;

пассажир находится в пачкающей одежде, загрязняющей подвижной состав, либо одежду пассажиров

5. ПОРЯДОК ВХОДА, ВЫХОДА И РАЗМЕЩЕНИЯ В САЛОНЕ МАРШРУТНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА:

5.1 Вход в трамвай, троллейбус, автобус и выход из них разрешается только на остановочных пунктах, после полной остановки подвижного состава;

5.2 Граждане обязаны соблюдать очередность при входе в трамвай, троллейбус, автобус и при выходе из них;

5.3 Преимущественным правом входа в переднюю дверь пользуются: граждане с детьми дошкольного возраста, дети в возрасте до 10 лет, лица престарелого возраста, беременные женщины, инвалиды, работники городского пассажирского транспорта при исполнении ими служебных обязанностей;

5.4 Во время поездки в общественном транспорте пассажир должен держаться за поручни во избежание падения;

5.5 Передние 8 мест в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пасса- жиров с детьми и беременных женщин;

5.6 Во время поездки в общественном транспорте пассажир должен соблюдать общественный порядок, быть внимательным и предупредительным к другим пассажирам, а также к работникам предприятий пассажирского транспорта;

5.7 Пассажир должен располагать свой багаж таким образом, чтобы он не создавал помех для передвижения по салону другим пассажирам, а также работникам предприятий пассажирского транспорта;

5.8 По прибытии на конечную остановку маршрута пассажиры обязаны выйти из салона трамвая, троллейбуса, автобуса.

6. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА:

6.1 Перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в городском общественном транспорте, определяется действующим законодательством РФ и Свердловской области;

6.2 Пассажир обязан:

войдя в трамвай, троллейбус, автобус, не дожидаясь следующей остановки, оплатить проезд;

сохранять билет, подтверждающий оплату проезда, до конца поездки; '

предъявлять для проверки все виды проездных билетов, а также документы на право льготного либо бесплатного проезда контролеру, кондуктору и водителю по первому их требованию в развернутом виде;

в случае отказа оплатить проезд и (или) провоз багажа, а также при предъявлении недействительных или имеющих признаки подделки билетов или документов, по требованию лиц, уполномоченных осуществлять контроль за оплатой проезда и провоза багажа, покинуть салон пассажирского транспортного средства на ближайшем остановочном пункте;

6.3 Пассажир имеет право:

а) бесплатно провозить с собой:

детей в возрасте до 7 лет;

коляску с ребенком;

мелких животных и птиц в клетке, не превышающей размеры ручной клади;

одну пару лыж в чехле или другой спортивный инвентарь в чехле или в сумке;

детские санки;

музыкальный инструмент в футляре;

одно место ручной клади;

б) за плату провозить с собой:

на задней накопительной площадке собаку в наморднике и при наличии поводка, плата за собаку-поводыря не взимается.

6.4 Пассажиры, проезжающие по проездным документам, дающим право льготного проезда, стоимость каждого места ручной клади оплачивают на общих основаниях;

6.5 Оплаченный разовый билет действует только на одну поездку в одном направлении;

6.6 Льготный проездной билет действителен только при наличии документа, подтверждающего право пассажира на льготный проезд.

6.7 В случае снятия автобуса, трамвая, троллейбуса с маршрута в связи с неисправностью, аварией и т.п. выданные пассажирам проездные документы действительны для проезда на другом автобусе, троллейбусе, трамвае этого же предприятия и следующего в том же направлении, что и сошедший. Пере- садка пассажиров в другой подвижной состав производится водителем или кондуктором снятого с маршрута троллейбуса, автобуса, трамвая с соблюдением требований безопасности дорожного движения.

7. ПАССАЖИРАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

7.1 Проезжать по иногородним проездным билетам;

7.2 Проезжать на подножках и других элементах подвижного состава, не предназначенных для проезда;

7.3 Проезжать в грязной одежде и провозить багаж, который может испачкать пассажиров и сиденья;

7.4 Высовываться из окон, помещать багаж на сиденья, загрязнять сиденья, занимать место кондуктора;

7.5 Приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, механизмы для открывания аварийных люков, открывать аварийные выходы, а также препятствовать закрытию или открытию дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев;

7.6 Находиться в дверном проеме кабины или в самой кабине водителя и отвлекать его во время движения;

7.7 Наклеивать в салонах трамваев, троллейбусов, автобусов любые объявления и рекламные листки без согласования с администрацией транспортных предприятий;

7.8 Провозить:

огнеопасные, взрывчатые, легко воспламеняющиеся, зловонные, отравляющие, ядовитые вещества; - огнестрельное оружие без чехлов и надлежащей упаковки;

громоздкий багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте превышает 180 см; - багаж весом свыше 60 кг;

длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж); - животных, за исключением указанных в п. 6.3.;

7.9 Брать в руки забытые (оставленные) кем-то предметы и (или) вещи; при обнаружении в трамвае, троллейбусе, автобусе забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких-либо ценностей, а также почувствовав воздействие электрического тока, запаха гари, дыма или огня, пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом кондуктору или водителю;

7.10 В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации запрещено нарушать общественный порядок, курить, находиться в состоянии алкогольного или (и) наркотического опьянения, распивать алкогольные или спиртосодержащие напитки, употреблять наркотические стредства или психотропные вещества в салоне транспортного средства общего пользования.

8. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ОПЛАТОЙ ПРОЕЗДА, ПРОВОЗОМ БАГАЖА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАССАЖИРОВ:

8.1 Контроль за работой городского пассажирского транспорта производится уполномоченными на то лицами в течение всего времени его нахождения на линии;

8.2 Контроль за оплатой проезда и провоза багажа в автобусах, троллейбусах, трамваях осуществляется после соответствующего объявления лицами, уполномоченными осуществлять контроль за оплатой проезда;

8.3 Не оплатившим стоимость проезда и (или) провоза багажа считается пассажир:

вошедший в салон и до следующей после посадки остановки не купивший разовый билет, а также не предъявивший его в момент контрольной проверки или получивший проездной билет от другого пассажира;

проезжающий по просроченному либо не соответствующему данному виду транспорта проездному билету многократного пользования;

не оплативший провоз ручной клади размером, превышающим установленные пунктом 6.3 параметры;

не имеющий при себе проездного билета или документа, подтверждающего право льготного или бесплатного проезда;

8.4 Проверка оплаты проезда и провоза багажа осуществляется как в салоне подвижного состава, так и при выходе пассажиров из салона трамвая, троллейбуса, автобуса;

8.5 Контроль за оплатой проезда и провоза багажа возлагается на контролеров, кондукторов и водителей;

8.6 Проездные билеты и документы, предъявленные пассажиром для подтверждения права льготного проезда, недействительные или имеющие признаки подделки, подлежат изъятию в порядке, установленном действующим законодательством;

8.7 Пассажир, предъявивший недействительный или имеющий признаки подделки билет и (или) документ, может быть препровожден лицами, уполномоченными осуществлять контроль за оплатой проезда и провоза багажа, в ближайшее отделение милиции или в пункт контроля с последующей доставкой в отделение милиции. В случае невозможности препровождения в отделение милиции лицами, уполномоченными осуществлять контроль за оплатой проезда и провоза багажа, должны быть вызваны сотрудники милиции;

8.8 За повреждение подвижного состава трамваев, троллейбусов, автобусов, а также их оборудования и дорожно-эксплуатационного хозяйства (оборудование системы АСДУ-А, трамвайные пути, линии контактных сетей и т.п.) ответственность наступает в соответствии с действующим законодательством. С виновных также может быть произведено взыскание в установленном законом порядке;

8.9. За нарушение настоящих Правил, в том числе за безбилетный проезд, за нарушение правил провоза ручной клади и багажа, за проезд в пачкающей одежде, провоз предметов или вещей, загрязняющих подвижной состав либо одежду пассажиров, виновные лица несут ответственность в соответствии с Законом Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-03 "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".

9. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОНТРОЛЕРА ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА:

9.1 При работе на линии контролер обязан:

иметь служебное удостоверение;

по первому требованию пассажира предъявлять служебное удостоверение, называть свою фамилию и организацию, по заданию которой проводится контроль;

быть вежливым и предупредительным к пассажирам;

перед осуществлением контроля оплаты проезда внутри салона автобуса, троллейбуса, трамвая через водителя (кондуктора) проинформировать пассажиров о проведении контроля;

9.2 Полномочия контролера:

осуществлять контроль за оплатой пассажирами стоимости проезда и провоза багажа как в салонах подвижного состава, так и при выходе пассажиров из салона автобуса, трамвая, троллейбуса, если контроль осуществляется на остановочных пунктах маршрута;

Примечание: запрещается требовать от граждан предъявления проездных документов на территории остановочного пункта, если предварительно это не было сделано в салоне подвижного состава или в момент выхода этих граждан из салона автобуса, трамвая, троллейбуса.

в соответствии с действующим законодательством взыскать оплату проезда либо провоза багажа пассажира, не оплатившего стоимость проезда и (или) провоза багажа, с выдачей билета на проезд или провоз багажа, погасив их;

для разбора обстоятельств предъявления недействительных или имеющих признаки подделки билетов или документов препроводить пассажира в пункт контроля с последующей доставкой в ближайшее отделение милиции либо вызвать сотрудников милиции. В случае невозможности препровождения в отделение милиции - вызвать сотрудников милиции;

9.3 При проверке у пассажира разового проездного билета и признания его действительным, билет погашается контролером путем надрыва;

9.4 Контролер несет ответственность за нарушение установленных правил контроля и злоупотребление служебным положением согласно действующим нормативным актам

25.

Следует учесть, федеральными законами или принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены иные правила урегулирования споров. В таких случаях правовая регламентация осуществляется при помощи, главным образом, императивных норм, которые не могут быть изменены соглашением сторон.
Под федеральными законами, которыми предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров, прежде всего, следует понимать ГК РФ, устанавливающий обязанность предъявления претензии к перевозчику до предъявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза (ст. 797 ГК РФ). К таким законам относятся также транспортные уставы, кодексы и иные законы, регулирующие отношения, возникающие главным образом в сфере транспорта и связи.
Например, при морских перевозках согласно ст. 403 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г.) (далее - КТМ РФ) до предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, - к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки.
В таких случаях передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам по общему правилу не допускается. Исключениями из этого правила являются передача указанного права отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или получателем экспедитору либо страховщику. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе (см. ст. 404 КТМ РФ).
Порядок предъявления претензии императивно определен в ст. 405 КТМ РФ. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате или о повреждении груза, кроме перевозочных документов, должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза. Перевозочные документы предъявляются в подлиннике.
Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены названные выше документы. Если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю претензию, оформленную ненадлежащим образом, то она считается принятой к рассмотрению.
Претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности (ст. 406 КТМ РФ), т.е. годичного срока (см. ст. 408 КТМ РФ).
В соответствии со ст. 407 КТМ РФ перевозчик обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора морской перевозки груза, в течение 30 дней со дня ее получения и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее. Со дня предъявления к перевозчику претензии, вытекающей из договора морской перевозки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока.
На внутреннем водном транспорте до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или буксировщику (ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с изм. и доп. от 5 апреля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.) (далее - КВВТ РФ). Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.
К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии. К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта. Претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. В соответствии с п. 3 ст. 164 КВВТ РФ срок исковой давности устанавливается:
1) по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов, - один год;
2) по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, - три года.
Иски перевозчиков или буксировщиков к пассажирам, грузоотправителям, грузополучателям, отправителям буксируемых объектов и получателям буксируемых объектов, другим юридическим и физическим лицам, возникающие в связи с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и их багажа, буксировки буксируемых объектов, могут быть предъявлены в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков.
Сроки исковой давности исчисляются в отношении:
1) возмещения ущерба за утрату груза, багажа или буксируемого объекта - по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза, багажа или буксируемого объекта;
2) возмещения ущерба за недостачу, повреждение (порчу) груза, багажа или повреждение буксируемого объекта - со дня выдачи груза, багажа или буксируемого объекта;
3) несоблюдения срока доставки груза или буксируемого объекта, возврата излишне уплаченной провозной платы - со дня выдачи груза или буксируемого объекта;
4) задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна - со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии;
5) возмещения ущерба за недостачу однородных грузов, перевозки которых осуществляются навалом, насыпью или наливом и отправки которых осуществляются в соответствии с договором об организации перевозок грузов, - со дня подписания акта сверки расчетов за количество принятых для перевозки и сданных грузополучателям грузов.
Согласно правилам ст. 162 КВВТ РФ право на предъявление претензий и исков к перевозчику или буксировщику имеют:
1) в случае утраты груза или буксируемого объекта - грузоотправитель, грузополучатель или отправитель буксируемого объекта, получатель буксируемого объекта при условии представления ими квитанции о приеме груза для перевозки или буксируемого объекта для буксировки с отметкой перевозчика или буксировщика о неприбытии груза или буксируемого объекта;
2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или повреждения буксируемого объекта - грузополучатель или получатель буксируемого объекта при условии представления ими транспортной накладной, коммерческого акта или перевозочного документа при перевозке груза наливом, а при отсутствии коммерческого акта - документа об обжаловании отказа в составлении коммерческого акта;
3) в случае уплаты провозной платы и иных платежей в размере выше установленного - грузоотправитель, грузополучатель или отправитель буксируемого объекта, получатель буксируемого объекта при условии представления ими транспортной накладной;
4) при утрате багажа - пассажир при предъявлении багажной квитанции;
5) в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа - предъявитель выданного перевозчиком коммерческого акта о недостаче или повреждении (порче) багажа;
6) в случае задержки отправления или прибытия пассажирского судна с опозданием - пассажир при предъявлении билета;
7) в случае несоблюдения сроков доставки груза или буксируемого объекта - грузополучатель или получатель буксируемого объекта при условии представления транспортной накладной.
Сроки рассмотрения претензии установлены ст. 163 КВВТ РФ. Перевозчик или буксировщик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении претензии заявителя в уведомлении перевозчика или буксировщика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае представленные при предъявлении претензии документы возвращаются заявителю.
При воздушных перевозках претензионный порядок регулирования споров предусмотрен Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.) (далее - ВК РФ). Согласно ст. 126 ВК РФ претензия к воздушному перевозчику при перевозках на внутренних линиях может быть предъявлена в течение 6 месяцев. В зависимости от содержания требования этот срок исчисляется следующим образом:
1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;
2) о возмещении вреда в случае утраты груза - через 10 дней по истечении срока доставки;
3) о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;
4) о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Срок предъявления претензий при воздушных международных перевозках определен ст. 127 ВК РФ. В случае повреждения (порчи) багажа или груза при воздушных международных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через 14 дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. В случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.
Порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты определен ст. 124 ВК РФ. По требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.
Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе; повреждение (порча) груза; недостача или повреждение (порча) багажа; обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза. Для удостоверения указанных обстоятельств в отношении почты перевозчик и организация почтовой связи составляют коммерческий акт. До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.
В соответствии со ст. 125 ВК РФ право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:
1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки - пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;
2) в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира - пассажир.
Право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеют:
1) в случае утраты груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза, а при невозможности предъявления такой накладной документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;
2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;
3) в случае просрочки доставки груза - грузополучатель при предъявлении грузовой накладной;
4) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) почты, а также просрочки ее доставки - организация почтовой связи пункта назначения почты;
5) страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.
Перевозчик обязан в течение 30 дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.
Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты (ст. 128 ВК РФ).
При железнодорожных перевозках претензионный порядок урегулирования споров подчинялся правилам ранее действовавшего Федерального закона от 8 января 1998 г. "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации". Указанный Федеральный закон утратил силу со дня вступления в силу Федерального закона от 10 января 2003 г. "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно ст. 120 УЖТ РФ до предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы предоставляются в подлиннике или в форме заверенной надлежащим образом копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать предоставления оригинала документов для рассмотрения претензии.
Право на предъявление к перевозчику претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют:
1) грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае утраты груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены грузовая квитанция, грузобагажная квитанция о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа или справки перевозчика об отправке груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии данного груза, грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость груза, грузобагажа без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;
2) грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, или грузобагажная квитанция и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных (испорченных) груза, грузобагажа, деталей, запчастей без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;
3) грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае просрочки доставки груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция;
4) грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае задержки выдачи груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция и акт общей формы;
5) грузополучатель или грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования - в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования. К претензии должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, касающаяся подачи и уборки вагонов, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы;
6) грузополучатель или грузоотправитель - в случае возврата платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой на промывочно-пропарочных станциях. К претензии должны быть приложены акты установленной формы об обнаруженном в пункте налива недосливе цистерн, бункерных полувагонов, оплаченные счета за простой вагонов по акту о недосливе цистерн, бункерных полувагонов;
7) грузополучатель или грузоотправитель - в случае возврата провозной платы. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная или грузовая квитанция о приеме груза для перевозки, а также, если по отправке производилось довзыскание суммы провозных платежей на железнодорожной станции назначения, справка главного бухгалтера грузополучателя. В случае несостоявшейся перевозки груза к претензии должны быть приложены квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза (факт возврата груза железнодорожной станцией отправления подтверждается подписью грузоотправителя в получении груза в дорожной ведомости);
8) грузополучатель или грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования - в случае возврата платы за пользование вагонами, принадлежащими иным юридическим или физическим лицам, сборов за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу. К претензии должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, документы об оплате, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать ведомость подачи и уборки вагонов;
9) грузополучатель или грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования - в случае возврата платы за пользование принадлежащими иным юридическим или физическим лицам контейнерами, размещенными на контейнерных площадках необщего пользования. К претензии должны быть приложены ведомость учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителя и грузополучателя на местах необщего пользования, документы, подтверждающие оплату за пользование контейнерами, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать ведомость подачи и уборки вагонов;
10) грузополучатель или грузоотправитель, обслуживающий грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования - в случае возврата платы за пользование принадлежащими иным юридическим или физическим лицам контейнерами, при вывозе контейнеров с мест общего пользования средствами грузоотправителя, грузополучателя, а также организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционное обслуживание. К претензии должны быть приложены наряды установленной формы, ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителя и грузополучателя в местах общего пользования, а также документы, подтверждающие оплату за пользование контейнерами;
11) грузоотправитель - в случае возврата штрафа за невыполнение принятой заявки или за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки. К претензии должны быть приложены учетная карточка выполнения заявки, документы, подтверждающие внесение платежей по учетной карточке, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать учетную карточку,
12) грузополучатель или грузоотправитель - в случае взыскания штрафа или возмещения затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров. К претензии должны быть приложены акт общей формы и документы, подтверждающие затраты на очистку вагонов, контейнеров;
13) грузополучатель или грузоотправитель - в случае взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная закладная или квитанция о приеме груза, акт общей формы, заявление о розыске грузов и другие документы, подтверждающие факт использования вагонов, контейнеров без согласия владельца, расчет суммы штрафа в случае отказа перевозчика в составлении акта общей формы, документы об обжаловании этого отказа;
14) грузополучатель или грузоотправитель - в случае взыскания штрафа и возмещения убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам или арендованных ими. К претензии должны быть приложены акт общей формы и другие документы, подтверждающие факт и размер повреждения перевозчиком указанных вагонов, контейнеров, их узлов и деталей, а также расчет убытков, понесенных владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения, в части, не покрытой штрафом;
15) грузополучатель или грузоотправитель - в случае утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам или арендованных ими. К претензии должны быть приложены квитанция о приеме груза к перевозке с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии вагонов, контейнеров, документы, подтверждающие принадлежность вагонов, контейнеров и их остаточную стоимость, а также технические паспорта, копии разрешений на курсирование вагонов, контейнеров по железнодорожным путям общего пользования с указанием наличия имеющегося трафарета на вагонах, контейнерах, их отличительной краски;
16) грузополучатель или грузоотправитель - в случае возврата штрафа за использование вагонов, контейнеров без согласия их владельцев грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающим грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами. К претензии должны быть приложены акт общей формы, а также документы, подтверждающие оплату штрафа;
17) грузополучатель, (получатель), грузоотправитель (отправитель), обслуживающий грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования - в иных случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю) в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензий грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).
В соответствии со ст. 121 УЖТ РФ до предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае:
1) утраты багажа - предъявителем багажной квитанции; недостачи или повреждения (порчи) багажа - предъявителем выданного перевозчиком коммерческого акта;
2) просрочки доставки багажа - предъявителем выданного перевозчиком акта общей формы;
3) задержки отправления или опоздания поезда - пассажиром при условии представления проездного документа (билета).
Претензии, связанные с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа или багажа, предъявляются к перевозчику.
Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция, и соответствующей организации другого вида транспорта, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт.
Как уже было отмечено, порядок предъявления и рассмотрения претензий грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Порядок предъявления и рассмотрения претензий отправителей, получателей устанавливается правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Сроки предъявления претензий установлены ст. 123 УЖТ РФ. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней.
Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:
1) возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа или грузобагажа - со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа;
2) возмещения за утрату груза - по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки;
3) возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении - по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;
4) возмещения за утрату багажа, грузобагажа - по истечении 30 дней после окончания срока доставки багажа, грузобагажа физических лиц и по истечении 10 дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;
5) просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа - со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа;
6) возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров - со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении таких платы, штрафа;
7) взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки - по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;
8) взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам либо арендованных ими без согласия владельца, - по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов либо возврата их в пункт приписки;
9) иных, возникших в связи с осуществлением перевозки случаев - со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.
Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.
Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: