Способы регулирования конфликтов во взаимоотношениях местного самоуправления и органов государственной власти

Во взаимоотношениях местного самоуправления и региональных органов власти могут возникать конфликты различного содержания и на разных уровнях взаимодействия управляющих субъектов. В таких случаях реализуется тактика регулирования конфликта - введение его в рамки установленных норм, а также действий с целью смягчения, ослабления или перевода конфликта в другое русло и на другой уровень отношений. Регулирование конфликта позволяет ограничить его негативное влияние на взаимоотношения органов местного самоуправления и субъектов государственной власти и перевести в общественно приемлемые формы развития и разрешения. Регулируемый конфликт - это значит управляемый, контролируемый и предсказуемый. Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения конфликта, либо моменты этого процесса.

Разрешение конфликта означает его завершение в разнообразных формах:

- прекращение конфликта путем уничтожения одной из сторон или ее полного подчинения другой;

- преобразования обеих противоборствующих сторон на новой основе;

-взаимного примирения конфликтующих агентов при согласовании их интересов.

Процесс разрешения конфликта описывается и в таких понятиях: «победитель - побежденный»; «победитель - победитель»; «побежденный - побежденный».

Многообразие конфликтов (по поводу статуса местных органов самоуправления, границ муниципальных образований, объема власти полномочий, материально-финансовых ресурсов и др.) не исключает наличие некоторых общих признаков процессов их регулирования и разрешения. К таковым относятся:

а) условия (предпосылки) преодоления конфликта;

б) принципы разрешения конфликта;

в) модели и стили разрешения конфликта;

г) методы регулирования и преодоления конфликта.

Непременное условие (предпосылка) преодоления проявившегося конфликта - его признание и объяснение причины. Признать реальность конфликта - значит сделать шаг на пути к его объективному объяснению. Например, конфликтный характер становления местного самоуправления связывают исключительно с нежеланием органов региональной государственной власти расширять границы действия муниципалитетов и их полномочий.

Реальным источником конфликтов также являются:

- нарушение органами исполнительной власти субъекта РФ законодательства о местном самоуправлении;

- противоречивость законодательных актов субъекта РФ по отношению к федеральному законодательству;

- нечеткость критериев организации муниципальных органов самоуправления, что в каждом случае лишает граждан местных обществ права (или ограничивает это право) участвовать в осуществлении местного самоуправления.

Объяснить конфликт — означает выявить его инициатора и других участников, предмет и причину конфликта, а также главную линию противоборства.

Признание и объективное объяснение конфликт а позволяет определить правила поведения участников, отношение к конфликту третьего руководящего субъекта, решающего задачу преодоления конфликтной ситуации.

Принципы разрешения конфликта. Основополагающим следует считать осуществление законодательного регулирования организации местного самоуправления и его взаимодействия с органами государственной власти субъектов федерации. Последовательная реализация:

- нормативно - правовой базы взаимоотношений низового звена системы публичной власти и управления с региональным, ее совершенствование в части устранения размытости полномочий между ними;

- обеспечение органов местного самоуправления необходимыми ресурсами для самостоятельной реализации своих полномочий и законный контроль за их деятельностью со стороны населения и государства — на этой основе предупреждаются конфликтные ситуации и преодолеваются возникшие очаги противостояния.

Конфликт рождаемый из противоречия интересов муниципальных образований с государственными, может быть урегулирован и разрешен при условии достижения баланса интересов. Предпочтительнее даже — сочетания интересов, который закреплен в законодательных актах некоторых субъектов федерации в качестве нормы организации местного самоуправления.

Важно учитывать специфику содержания конфликта, его причин, степень интенсивности и особенности участников противоборства.

Наконец, управление любым социально-политическим конфликтом достигает цели, если действия по его регулированию и разрешению своевременны, оперативны и встречают поддержку у заинтересованных слоев общества.

Запущенность конфликта между местными и региональными органами власти и управления напрямую затрагивает интересы широких масс, вызывает недоверие к той и другой ветвям власти, перерастает в противоречие между народными массами и государственными органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: