Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как юридическая категория

Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей как социальный феномен появились не сегодня. Данное явление существовало с возникновения человеческого общества и, вероятно, будет существовать всегда. В разные периоды истории к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, общество относилось по-разному от полного игнорирования и безразличия до всеобщего участия и заботы.

По мнению современных исследователей «Россия сегодня переживает третью волну социального сиротства (после гражданской и Великой Отечественной войн)»[4] причин тому несколько: это и кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества, повлекший за собой переоценку духовных ценностей и как следствие предопределил кризисные явления в семье выразившееся в росте числа разводов; резкое падение жизненного уровня основной массы населения в России приведший к асоциальному образу жизни родителей (алкоголизм, наркомания). На сегодняшний день общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2010 года в Российской Федерации составляет 665987 человек[5].

Обращаясь к этимологии слова «сирота»: в русском языке этим словом назывался ребенок, лишившийся одного или обеих родителей. В.И. Даль в своем словаре, так определяет слово сирота – «вообще беспомощный, одинокий, бесприютный, бедняк; в этом значении и старики, и старухи зовут себя сиротами, и так же зовут нищих и побирушек»[6].

Однако, на сегодняшний день в научной литературе отсутствует единый подход в понимании термина «сирота».

Л.С. Кочкина предлагает использовать два понятия «натуральное сиротство» и «социальное сиротство». Первое определяется ею как «случай, когда родителей у ребенка нет или они неизвестны» (дети-сироты или подкидыши). Второй термин предлагает использовать, в отношении «детей, оставшихся без попечения родителей в случае, когда общество проявляет функциональное неудовлетворение тем, как родители их воспитывают, и берет эти функции на себя»[7].

Для другого исследователя, Е.Б. Бреевой, решающим фактором для отнесения ребенка к категории детей-сирот является его проживание в учреждении интернатного типа и в тоже время она определяет понятие социального сиротства следующим образом: «Это дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома – в детских домах, приютах, интернатах»[8]. Как мы видим налицо терминологическая путаница когда «классические» сироты не попадают под определение детей-сирот.

Более подробной является классификация детей-сирот О.А. Дорожкиной, в которой она выделяет следующие категории: «Отказные дети; дети-подкидыши; дети, чьи родители находятся продолжительное время в местах лишения свободы или неизлечимо больны; дети, родители которых безвестно отсутствуют»[9]. Безусловно, эти дети чаще всего оказываются воспитанниками интернатных учреждений. Но в детский дом может попасть не только ребенок-сирота, но и беспризорник. Но беспризорник может иметь родителей или опекунов, т.к. беспризорник – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания[10].

В своей работе мы будем исходить из понимания детей-сирот как детей, физически лишенных своих родителей, или полностью лишенных родительской (опекунской) заботы, по какой бы причине это лишение не наступило.

Этот смысл более всего соответствует законодательному определению категории «сирота». Так в ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ[11], основанное на положениях ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ)[12] установлено, что дети-сироты – дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Однако в данном законе стали использоваться и новые термины, определяющие другие категории детей – дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Различая понятия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, законодатель, тем не менее, определяет им равные дополнительные права и гарантии в получении образования (ст. 6), медицинского обслуживания (ст. 7), жилого помещения (ст. 8), дополнительные гарантии права на труд (ст. 9).

В научной и публицистической литературе часто используется термин, не закрепленный законодательно – социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким – то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем[13]. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях (брошенные родителями, родители судом лишены родительских прав, родители находятся в местах временного лишения свободы и др.).

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Очень близкими, но не тождественными этой категории, согласно российскому законодательству является понятие, содержащееся в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее ФЗ № 124-ФЗ)[14]: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Этот же закон дает определение таким детям: безнадзорные и беспризорные:

безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Как видим эти два определения терминов «безнадзорный» и «беспризорный» очень похожи на определения «сирота» и «оставшийся без попечения родителей», но законодатель не предоставляет им гарантий защиты жилищных прав.

Для нашего исследования важно определить такие категории как опека и попечительство. Так, законодатель в ФЗ № 159-ФЗ[15] под опекой и попечительством понимает – форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Вместе с тем термин попечительство (англ. guardianship) –форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (и некоторых других категорий) граждан[16]. Согласно ст.26 ГК РФ попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет[17].

Опека – это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)[18].

Под опекой понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Лицо, которому поручено попечение называют попечителем, а его обязательства - попечительство. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

– лишены родительских прав;

– ограничены в родительских правах;

– недееспособны (ограниченно дееспособны);

– отбывают наказание в исправительных колониях;

– обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

– уклоняются от воспитания детей;

– отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно;

– признаны безвестно отсутствующими;

– умерли.

Согласно ФЗ № 159-ФЗ [19] опека и попечительство – устройство таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и законных интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: