Технико – экономическая характеристика предприятия

Анализ кондитерской отрасли Краснодарского края.

Краснодарский край является экономически развитым регионом России с высокими доходами на душу населения, то есть это весьма перспективный регион для развития кондитерской промышленности.

В 2003 году на территории Краснодарского края кондитерские изделия производили более 100 предприятий, из них всего три крупных, производящих более пяти тысяч тонн продукции в год.

Основными производителями кондитерских изделий в крае являются кондитерские фабрики и комбинаты, также различные предприятия пищевой промышленности, хлебозаводы, точнее, специализированные подразделения хлебозаводов.

Основными поставщиками на кондитерский рынок края в 2010 году являются 7 крупнейших предприятий: ОАО "Галан" г. Курганинск поставил 18213 тонн, что составляет 25,65 %; ОАО "Кондитерская фабрика" г. Армавир – 10700 тонн, 15,07 %; ОАО "Виктория" г. Белореченск – 8120 тонн, 11,43 %; Кондитерский комбинат "Кубань" г. Тимашевск – 7274т, 10,21 %; ЗАО Кондитерская фабрика "Южная звезда" ст. Динская – 4077 тонн, 5,74 %; ЗАО "Первый кондитерский комбинат "Анит", г.Краснодар – 3490 тонн, 4,91 %; ЗАО "Кубаньхлеб" г. Тимашевск – 2400 тонн, 3,88 %.

За последние годы, то есть годы экономических реформ в нашей стране, производственные мощности в Краснодарском крае имеют тенденцию к росту. Так, производственные мощности крупных и средних промышленных предприятий по производству кондитерских изделий увеличились на 39,3 тыс. тонн, что составляет 31,9 %.

Основной объем кондитерских изделий в Краснодарском крае производится крупными и средними предприятиями.

В 2009 году крупные и средние предприятия произвели 88,6 %, а 2010 году – 89 % всех кондитерских изделий, выпущенных в крае. В 2010 году 75,8 % физического объема производства занимали лучшие изделия.

Кубанские производители выпускают кондитерские изделия, часто не уступающие по качеству крупным российским и зарубежным производителям. Но по причине отсутствия качественной, яркой упаковки, а также эффективной маркетинговой политики рынок сбыта продукции кубанских производителей существенно ограничен.

По словам представителей кубанских предприятий, в последнее время наблюдается тенденция увеличения спроса на продукцию высокой и низкой ценовой категории. На продукцию же средней ценовой категории спрос постепенно падает.

Также по оценкам экспертов кондитерской отрасли в ближайшее время должно произойти расширение ассортиментного ряда в сторону более высококачественной и сложнорецептурной продукции. Это связано с тем, что при перенасыщении рынка и возрастании уровня дохода потребитель выбирает более высококачественные продукты.

Еще одна тенденция – сокращение в ближайшее время числа мелких производителей кондитерских изделий. Эта тенденция объясняется тем, что при небольших объемах производства себестоимость продукции получается высокой, но качество зачастую оставляет желать лучшего. К тому же мелкие производители не имеют возможности проводить эффективную маркетинговую политику. А без хорошей рекламы в условиях сегодняшнего рынка невозможно добиться высокого спроса на свою продукцию.

Основная часть кондитерских предприятий Краснодарского края не отвечает современным требованиям рынка, а выпускаемая многими из них продукция не может пока конкурировать по ряду характеристик с российскими и зарубежными лидерами. Ограниченные оборотные средства многих кубанских производителей делают их уязвимыми перед столичными и зарубежными конкурентами; маркетинговая политика, проводимая на предприятиях, неэффективна, а зачастую и просто отсутствует.

Сегментация.

По итогам маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, стало ясно, что главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30 лет и женщины. Это обусловлено спецификой производимой продукции.

В настоящее время сегментации рынка не проводится, но в перспективе планируется сегментировать рынок и производить продукцию, предлагаемую конкретно для детей, женщин и элитную.

География поставок продукции довольно обширна от Калининграда до Иркутска, хотя и ограничена сложностью поставок. Фабрика поставляет свою продукцию в города: Москва, Владимир, Сызрань, Ульяновск, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск, Челябинск, Саранск, Воронеж, Рязань, Казань, Санкт-Петербург, Тольятти, Нижний Новгород, Камышин (Волгоградская область), Минск и другие.

Рассмотрим 5 конкурентных сил Майкла Портера.

Возможности по достижению конкурентного преимущества определяются на основе конкурентных сил. Модель конкурентных движущих сил, предложенная Майклом Портером, позволяет организации знать и умело использовать некоторые правила конкуренции. Данная модель представлена на рисунке 2.1.

Рассмотрим более подробно конкурентные движущие силы:

1. Внутриотраслевая конкуренция. Оказывает сильнейшее влияние, так как ОАО «Виктория» конкурирует как по по регионам, так и по продуктам. Конкуренция усиливается с увеличением числа соперников, это вынуждает либо снижать цены, либо предпринимать действия по улучшению качества продукции. Ввиду обезличенности продукции, практически отсутствует приверженность потребителей к конкретной торговой марке. Конкуренция в отрасли не агрессивная, но действия конкурентов достаточно непредсказуемы. Потенциальные конкуренты не проявляют активности на региональном рынке продукции, по крайней мере, в отношении рекламы. Известность товарных марок среди потребителей невысока, более важно известность производителей среди торговых посредников.

Внутриотраслевые конкуренты (есть конкуренты по регионам и по продуктам, сильно влияющая сила -30%)
Потребители (умеренно влияющая сила – 20%)
Производители товаров-субститутов (основные заменители – мучные изделия, несильно влияющая сила – 10%)
Потенциальные конкуренты Угрозы нет.
Поставщики (сильно влияющая сила – 40%)


Рисунок – 2.1 - Модель конкурентных движущих сил Майкла Портера.

Основными конкурентами в г. Белореченск и Краснодарском крае являются: ОАО «Галан», ОАО «Кондитерская фабрика», Кондитерский комбинат «Кубань», ЗАО Кондитерская фабрика «Южная звезда», ЗАО «Кубаньхлеб».

2. Поставщики.Поставщики сырья и материалов оказывают очень сильное влияние на деятельность предприятия, так как от цены и качества предоставляемого ими сырья и материалов, зависит качество производимой продукции и её себестоимость. Основными поставщиками сырья и упаковки являются локальные компании; некоторые виды сырья (патока, например) покупаются в других регионах России – в Тамбове (ОАО «Крахмал Продукт Тамбов»), Самаре (компания "ШПиК"), Оренбурге (ИП Алефиров Юрий Дмитриевич).

Пищекомбинат пользуется услугами московских дистрибьюторских фирм по вопросам доставки дополнительных импортных ингредиентов.

3. Потребители. Главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30 лет и женщины.

В отрасли достаточно большое количество покупателей (оптовых и розничных), они обладают большой значимостью для организации, т.к. легко могут найти альтернативные варианты покупки (из-за высокой конкуренции в отрасли)

4. Потенциальные конкуренты.Всегда существуют угроза со стороны новых конкурентов, которые могут прийти на рынок. За счет высокого качества и правильной стратегии продаж угрозу удается минимизировать.

5. Производители товаров-субститутов.Основные товары-субституты – мучные изделия, чья цена и уровень доступности сравним с продукцией «Виктория». Влияние производителей товаров - заменителей можно считать незначительным.

Наиболее значимыми силами конкуренции для ОАО «Виктория» можно считать поставщиков, конкурентов и потребителей.

ОАО "Виктория" - старейшее пищевое предприятие Кубани расположенное на территории Краснодарского края г. Белореченск ул. Победы 102, индекс 352630.

ОАО "Виктория" специализируется на выпуске мучных кондитерских изделий высокого качества.

На предприятии успешно применяются современные технологии, сохраняя при этом традиции старых мастеров. Именно поэтому ОАО "Виктория" завоевало российский рынок более 45 лет назад и в настоящее время сотрудничает со многими регионами страны и ближним зарубежьем.

Лучшие дизайнеры страны работают над оформлением продукции, в результате она отличается привлекательной, запоминающейся упаковкой. Отдел маркетинга ведёт индивидуальную работу с каждым заказчиком, учитывая его пожелания. Посетив наше предприятие однажды, вы станете постоянным и желанным партнёром.

Миссия и цели.

Совершенствуя технологии производства, ОАО кондитерская фабрика «Виктория» стремится наиболее полно удовлетворять потребности широких слоев населения в качественных и вместе с тем доступных мучных кондитерских изделиях, произведенных из натурального, преимущественно кубанского, сырья.

Компания осознает свою социальную ответственность по отношению к работникам предприятия и населению региона, где оно расположено. Это проявляется в неукоснительном соблюдении российского трудового законодательства, оказании экстренной материальной помощи остро нуждающимся сотрудникам, спонсорстве мероприятий, проводимых органами местного самоуправления.

Вся бисквитная продукция вырабатывается из высококачественного сырья отечественных и зарубежных поставщиков. Высокое качество продукции, превосходные органолептические показатели дают всю палитру ощущений: нежную сладость, сливочную мягкость, благородство вкуса.

На предприятии уделяется большое внимание внедрению новых технологий освоению новых видов продукции. В настоящее время установлена и действует линия по производству продуктов экструзлонной технологии, при выработке которых используется местное сырьё: мука пшеничная, овсяная, рисовая, продукт вырабатывается без консервантов.

Продукция ОАО "Виктория" неоднократно отмечалась дипломами и медалями на выставках в г. Самара, г. Ростов-на-Дону, г. Москва, г. Сочи, г. Санкт-Петербург, г. Уфа. Бисквитные рулеты массой 200г: ежевичный, клубничный, абрикосовый, малиновый, вишнёвый, шоколадный, черничный, черносмородиновый, вошли в номинацию Программы "100 лучших товаров России".

С августа 2003 года ОАО "Виктория" производит: бисквитные рулеты, изготовляемые из бисквитного теста с пропиткой сиропом, прослоенные кремом и фруктовым джемом, который вырабатывается на своём предприятии из отборных экологически чистых кубанских ягод и фруктов, декорированные шоколадной глазурью, бисквитные мини рулеты, бисквитные рулеты класса «Люкс», торты бисквитные, пирожные бисквитные, драже «Вик-Вик», подушечки с начинкой. Продукция фабрики представлена на диаграмме 2.1

Диаграмма 2.1 – Продукция фабрики ОАО «Виктория»

В зависимости от использования фруктового джема рулеты производятся в следующем ассортименте: абрикосовый, ежевичный, клубничный, вишнёвый, малиновый, черничный, черносмородиновый, лесная ягода, вареная сгущенка, шоколадный крем, шоколадная глазурь. Упакованы рулеты в красочную, художественную этикетку, изготовленную из полипропилена металлизированного.

Освоен выпуск бисквитных мини рулетов, массой 35 грамм, глазированных шоколадной глазурью, завернутых поштучно в красочные этикетки и упакованных в художественно-оформленные боксы по 16 штук, массой 560 грамм, а также упакованные в коррекс по 5 штук, массой 175 грамм и завёрнуты в этикетку.

Ассортимент мини рулетов: абрикосовый, ежевичный, клубничный, вишнёвый, малиновый, шоколадный. Особого внимания заслуживает бисквитные рулеты класса "Люкс" с кремовой начинкой, массой 200 грамм, декорированные шоколадной глазурью, обладающие пикантным вкусом: "Амаретти", "Ромовый", "Фисташковый", "Миндально - кокосовый" "Шоколадно-сливочный ликер".

Торты бисквитные: клубника со сливками, малина со сливками, лимонный, крем - брюле массой 300 грамм. Торты состоят из трёх слоёв бисквита, с пропиткой сиропом, прослоенных кремом - великолепная, вкусная продукция к праздничному столу. Торты укладываются в коррекс с крышечкой и заворачиваются в этикетку, это даёт возможность долго сохранять их свежесть.

Пирожные бисквитные – декорированные шоколадной глазурью, прослоены кремом, массой 30 г., завернутые поштучно и массой 300 г. (10 шт. х 30 г.). Клубника со сливками, Малина со сливками, Бейлис, Крем-брюле, Сливочное, Лимонное.

Драже «Вик-Вик» - прототип M&Ms, ранее не вырабатываемый у нас в стране завоевал настоящее признание у покупателей.

Драже «Вик-Вик» - это шоколад, с тончайшей сахарной оболочкой разнообразных расцветок и такого же разнообразного вкуса, с различными вкусовыми добавками: сгущенного молока, орехов, сливок.

Расфасовано драже в красочные 50-граммовые пакетики, кроме этого пакетики компактно по 15 шт. уложены в декоративные сундучки. Сундучок с «Вик-Вик» порадует вашего ребенка.

Подушечки с начинкой, сладкие, массой 100 грамм: клубника со сливками, малина со сливками, капучино, йогуртово - абрикосовый аромат, йогуртово - вишнёвый аромат, с молочной, апельсиновой, шоколадной начинкой. Фасуются подушечки в оригинальные пакетики.

Организационная структура управления предприятием.

Структуру управления фабрикой можно охарактеризовать как линейную. Это определяется по следующим признакам:

· Образована путем построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.

· Разделение на составляющие звенья проводится по производственному признаку.

· Директор наделен всеми полномочиями и осуществляет единоличное руководство всеми работниками.

Организационная структура предприятия представлена в Приложении 6.

Факторы внешней и внутренней среды.

Потребители: люди различных социальных слоев, различной возрастной категории.

Рынок рабочей силы: высококвалифицированный персонал, опытные первоклассные работники пищевой промышленности, высокообразованный управленческий персонал.

Конкуренция: бесспорными лидерами в отрасли по ассортименту и объемам производства кондитерских изделий ОАО "Галан" г. Курганинск, ОАО "Кондитерская фабрика" г. Армавир, ОАО "Виктория" г. Белореченск.

Для анализа конкурентов ОАО “Виктория ”, нужно определить баланс сильных и слабых сторон конкурентной позиции компании. Слабые стороны устанавливаются как противоположность сильным сторонам. Взвешенная оценка конкурентной силы представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Взвешенная оценка конкурентной силы.

Факторы конкурентоспособности Вес ОАО “Виктория» Главный конкурент ОАО «Галан»
Доля рынка 0,2   0,6   0,8
Финансовое положение 0,1   0,3   0,3
Издержки по сравнению с конкурентами 0,1   0,3   0,3
Качество и характеристики услуг 0,2   0,8   0,8
Репутация (имидж) 0,1   0,2   0,4
Обслуживание клиентов 0,2   0,6   0,8
Использование технологий 0,1   0,2   0,3
Общая взвешенная оценка         3,7

Исходя из взвешенной оценки конкурентной силы, видно, что ОАО “Виктория” не занимает лидирующую позицию среди своих главных конкурентов.

“Виктория” имеет фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентуры. К ним относятся:

1. Транспортная фирма ООО «Трансворд».

2. Рекламное агентство «Знаменитыш»

3. Банк «УралСиб»

Сильные и слабые стороны. Возможности и угрозы.

Сравнивая фабрику "Виктория" с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны:

· более образованное и динамичное молодое руководство среднего звена;

· активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание);

· лучшая упаковка (по некоторым видам продукции);

· более гибкая ценовая политика;

· вопросы снабжения сырьем решаются более профессионально;

· менее дорогое сырье и материалы;

· хорошая репутация у покупателей.

Слабые стороны:

· старое оборудование, большие объемы отходов, необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования;

· расположение в центре города: тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции;

· дополнительные транспортные издержки (наличие удаленного склада сырья);

· более низкая прибыльность из-за высоких издержек.

Возможности:

· включение предприятия в перечень традиционных импортеров;

· наличие новых технологий вафельного производства;

· рост спроса на рынке;

· получение дополнительного конкурентного преимущества в результате роста тарифов на транспортные услуги;

· поддержка со стороны Правительства

Угрозы:

· возможность появления новых конкурентов;

· возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков;

· растущее конкурентное давление.

Сильными сторонами продуктов фирмы являются дизайн и доставка. Слабой стороной - нестабильное качество. Фирма не является ценовым лидером. На фабрике "Виктория" существует адаптированная к сегодняшнему дню маркетинговая концепция. Она, прежде всего, основывается на сочетании интенсификации коммерческих усилий (затронута сфера стимулирования и сбыта) и маркетингового подхода к разработке перспективных видов продукции. В перспективе планируется сокращение ассортимента выпускаемой продукции, а также замена изношенных основных фондов.

Существующую стратегию ОАО "Виктория" в общем случае можно определить как стратегию концентрированного роста, а именно стратегию усиления позиции на рынке (Market Penetration).

Считается, что при выработке стратегии основное внимание нужно уделить полю "СИВ", так как оно дает возможность для развития. Сопоставление на поле "СИВ" возможности выхода на новые рынки с сильными сторонами фабрики создает благоприятные условия, прежде всего, в отношении перспективных, с разработанным брендом продуктов. К этим продуктам необходимо применить активную атакующую стратегию, расширить производство и позиционироваться на новых ценовых сегментах.

На поле "СИУ" угрозы усиления конкурентного давления касаются, прежде всего, основных продуктов фабрики. С учетом сильных сторон ОАО "Виктория" (гибкая ценовая политика, репутация, упаковка) маркетинговую стратегию для данных продуктов можно определить как оборонительную, так как необходимо учитывать также факторы, попавшие на поле "слабость и угроза".

Для выработки стратегии позиционирования продукции необходимо учитывать данные ситуационного анализа - SWOT-анализ. Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составим матрицу SWOT для ОАО "Виктория"

Для выработки стратегии позиционирования продукции необходимо учитывать данные ситуационного анализа - SWOT-анализ. Матрица SWOT для ОАО "Виктория" представлена в таблице 2.2.

Оборонительная стратегия сформулирована на основе результатов маркетинговых исследований в виде стратегий позиционирования основных продуктов фабрики ОАО "Виктория".

На поле "СЛВ" (слабость и возможность) данная комбинация факторов позволяет за счет появившейся возможности (расширения производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки) устранить слабые стороны организации (старое оборудование, большие объемы отходов).

Таблица 2.2 - SWOT-анализ для ОАО "Виктория"

  Возможности: 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка. 2. Расширение производственной линии. Угрозы: 1. Возможность появления новых конкурентов. 2. Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков.
Сильные стороны: 1. Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена. ПОЛЕ "СИВ" Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение производства - активная роль маркетинга, образованное руководство. ПОЛЕ "СИУ" Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация, упаковка. Влияние на цены покупателями и поставщиками - гибкое руководство, ценовая политика.
Слабые стороны: 1.Старое оборудование, большие объемы отходов. 2. Тесные производственные помещения. ПОЛЕ "СЛВ" Старое оборудование - расширение производственной линии. Тесные производственные помещения - вертикальная интеграция. Низкая прибыльность, дополнительные издержки. ПОЛЕ "СЛУ" Конкурентное давление - старое оборудование, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками - более низкая прибыльность из-за высоких цен.

Также вследствие вертикальной интеграции (вхождения в кондитерский холдинг) можно ослабить влияние слабых сторон организации (тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции, дополнительные издержки по внутрифабричному транспорту, более низкая прибыльность из-за высоких издержек).

Опираясь на данные SWOT-анализа, можно сделать вывод о том, что рассматриваемое предприятие находится в удовлетворительном состоянии. ОАО «Виктория» могла бы использовать свои производственные возможности более эффективно, улучшить качество выпускаемой продукции. Тем не менее, она является довольно сильным конкурентом за счет ранее представленных товаров-брендов. Они пользуются спросом у покупателей и позволяют фирме поддерживать стабильное положение на рынке.

Основными показателями финансово-экономической деятельности промышленного предприятия ОАО «Виктория» являются себестоимость, прибыль, рентабельность, выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Динамика основных экономических показателей представлена в таблице 2.3. При составлении таблицы использовались данные бухгалтерской отчетности за 2009-2011 гг.

Состав и структура основных фондов ОАО «Виктория» представлена в таблицы 2.4.


Таблица 2.3 – Динамика основных экономических показателей деятельности ОАО «Виктория» за 2009-2011гг.

Показатели Годы Абсолютное отклонение, (+,-) Темп роста, %
     
1.Выручка от реализации, тыс.руб.         197,5
2.Себестоимость товарной продукции, тыс.руб.          
3.Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.         232,7
4. Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. / коп. 58,1 62,6   -6,1 89,5
5.Рентабельность продукции, % 60,8 49,3 80,2 19,4 131,9
6.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб. 217865,76 242098,96 278984,07 61118,31 128,1
7.Среднесписочная численность, чел.         107,3
8.Среднемесячная заработная плата, руб./чел в месяц 5760,257 12070,84 8703,1294 2942,8724 151,1
9.Фонд заработной платы, тыс.руб. 3047175,96 7495992,0 5526487,23 2479311,3 181,4
10. Производительность труда, тыс.руб./чел 303,83842 285,90193 559,40611 255,53 184,1
11.Фондоотдача, руб./руб. 0,83 0,73 1,27 0,44 153,1
12.Фондоемкость, руб./руб. 1,2 1,37 0,79 -0,41 65,8

Данные таблицы 2.3 показано, что в 2011 г. в целом на предприятии объем товарной продукции составил 355222,88 тыс. руб. Данный показатель возрос на 175350,53 тыс. руб. по сравнению с 2009 г. На рост объемов товарной продукции повлияло значительное увеличение спроса потребителей на производимую предприятием продукцию.

Выручка от реализуемой продукции за анализируемый период увеличилась с 168105 тыс. руб. в 2009 г до 331984 тыс. руб. в 2011 г или на 163879 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции значительно возросла на 79580 тыс. руб. и составила в 2011 г 184155 тыс. руб.

Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны хозяйственной деятельности. Она обусловлена объемом оказанных услуг, их качеством, а также уровнем себестоимости и другими факторами.

Анализируя данные представленные в таблице 2.3 предприятие как в 2009 г. так и в 2011 г. работал прибылью. В 2011 г. прибыль составила 147829 тыс. руб. и по сравнению с 2009 г. увеличилась на 84299 тыс. руб.

Таблица 2.4 – Состав и структура основных фондов ОАО «Виктория»

Состав основных фондов 2009 г 2011г Абсолютное изменение, +/-
тыс.руб. уд.вес,% тыс.руб. уд.вес,% тыс.руб. уд.вес,%
Здания   1,604 8802771,19 9,67 8009598,19 8,066
Машины и оборудование 35471352,31 71,75 64477547,01 70,83 29006194,7 -0,92
Транспортные средства 12998827,24 26,29 17547053,58 19,27 4548226,34 -7,02
Производственный инвентарь 11634,17 0,024 44856,78 0,049 33222,61 0,025
Сооружения   0,26   0,14 -3949 -0,12
Прочие   0,066   0,044   -0,022
ИТОГО 49435702,72 100,0 91036873,56 100,0 41601170,84  

Таким образом, в 2009 г произошло увеличение среднегодовой стоимости основных фондов на 41601170,84 тыс. руб.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: