Правоспособность латинов, перегринов, вольноотпущенников, рабов и колонов

Латины (жители Лациума, латины италийских колоний) пользова­лись только частной правоспособностью, они Могли получить граж­данство, если переселялись в Рим, оставив одного сына на родине, цен­зор мог включить их в специальные списки. Латин мог также получить гражданство, если в течение года занимал должность в магистратуре или участвовал в обвинении римского магистрата во взяточничестве (в период республики). Латинами становились и римские граждане, добровольно переходившие в их число в целях приобретения земель в провинциях и при освобождении из рабства латином или римляни­ном по закону Норбана 19 г. до н. э.

Лациум находился в Латинском Союзе с Римом, а в 494 г. до н. э. включен в состав Римского государства. В имущественной сфере древ­ние латины пользовались той же судебной защитой, что и римляне, однако они обладали меньшими правами в публично-правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, не имели пассивного избирательного права и права слу­жить в легионах, служили во вспомогательных войсках и др.). Латины были несколько ограничены и в имущественных правах (они, напри-мер^ не могли составлять завещаний).

Такое неравноправие между римлянами и латинами вызывало у последних протест, что привело к Союзнической войне (90-89 гг. до н. э.), после которой все латины получили те же права, что имели римские граждане. В 89 г. до н. э. всем свободным жителям было предо­ставлено римское гражданство: общинам в Галлии, Македонии, Гре­ции, Испании, Малой Азии.

Перегрины (чужестранцы, в древности понимаемые как враги) — это свободные лица, не имеющие ни римского, ни латинского граж­данства, подданные Рима, жители завоеванных или присоединенных территорий (римских провинций).

Перегрины считались свободными, но с ограниченной правоспособ­ностью (без гражданства). Гражданство они получали как награду за услуги государству по единоличному акту государственных орга­нов, консула или претора. Перегрины имели право пользоваться свои­ми собственными правовыми порядками, которые Рим/ сохранял для своих провинций (египетское, греческое, еврейское право.и др.) в ка­честве субсидиарного права. Перегрины были неправоспособными по цивильному праву (не могли заключать договоров займа, ссуды, осу­ществлять манципации), они являлись субъектами права народов. Эдикт Каракаллы 212 г. уравнял перегринов в правах с римскими гражданами (в фискальных целях — для распространения на все насе­ление империи налога с наследства).

Вольноотпущенники (libertini) — это лица, отпущенные на свободу из рабства, сохраняющие большую зависимость от бывшего хозяина (патрона). Их статус зависел от статуса патрона. Раб квирита становился римским гражданином или просто свободным с правом голоса в народном собрании. Раб латина мог получить латинское граждан­ство. Раб перегрина тоже становился Перегрином. Они продолжали выполнять различные работы на своего патрона; кроме того, патрон имел наследственное право на имущество вольноотпущенника. Все они имели и другие ограничения в частном праве: запрет на вступление в брак со свободными лицами (до Августа) и с лицами сенаторского со­словия (до Юстиниана).

Патронатные отношения включали для вольноотпущенников три группы обязанностей:

» оказывать почтение патрону и его семье (подарки, отказ на право на некоторые иски; на практике это означало запрет на обраще­ние в суд против господина, и, следовательно, бывший раб оста­вался фактически беззащитным против произвола патрона);

» оказывать личные услуги патрону: работать в доме и в хозяйстве;

* помогать патрону в материальной нужде (патрон имел право на часть наследства вольноотпущенника, а также на получение от него алиментов).

Так, бывший раб оставался зависимым (обязанным) от своего гос­подина (патрона). В классическом праве положение вольноотпущен­ников стало лучше, они получили даже право ношения золотого коль­ца. Это был очень активный слой в римском обществе: они занимались торговлей, ремеслом и в массе своей были деловыми людьми. В пост­классический период различий с римскими гражданами почти не оста­лось.

Колоны (colonus) — это свободный арендатор земли (парцелла, пе­кулий), состоящий с ее собственником в договорных отношениях. Земля сдавалась в аренду за денежную плату или часть урожая (об­рок). Позже арендаторы обязывались выполнять и барщинные рабо­ты. Вначале колоны были лично свободными и могли уйти с обраба­тываемой земли. Позже договоры аренды заканчивались, но колоны не могли уйти чаще всего из-за неуплаты денежного займа. В IV в. коло­ны были юридически прикреплены к земле. В 322 г. Константин издал императорский эдикт против бегства колонов. Государство было очень заинтересовано в их закрепощении, ведь колоны не только обрабаты­вали землю, но и платили налоги. В 457 г. закон запретил отчуждать землю без живущих на ней колонов.

Колоны были ограниченно правоспособными: могли совершать сдел­ки, имели наследственные права, но не могли предъявлять иски к соб­ственнику земли.

По Кодексу Юстиниана известны следующие основания возникно­вения колоната:

» рождение от родителей, из которых хотя бы один — колон;

» проживание 30 лет на чужой земле на условиях Колоната;

» обращение трудоспособных лиц, изобличенных в занятии нищен­ством.

Колонат прекращался в случае, если колон выкупал арендуемую землю в собственность или становился епископом.

Правовое положение рабов (servi). Правовое положениеj>a6a опре­делялось в первую очередь тем, что он рассматривался не как субъект, а как объект права. Это давало возможность хозяину иметь беспре­дельную власть над рабом: он мог не только его безжалостно эксплуа­тировать, но и в любой момент продать и убить.

Действовали нормы: рабы не имеют никаких прав; раб — это гово­рящее орудие (вещь); все, что принадлежит рабу, принадлежит его гос­подину; и, наконец, сколько рабов — столько врагов.

Рабство устанавливалось (возникало) пожизненно следующих случа­ях (в том числе и для свободных):

» рождение от матери-рабыни; если отец был рабом, а мать — сво­бодной, то ребенок не признавался рабом;

» пленение и даже просто захват не гражданина Рима;

* самопродажы в долговое рабство (в древнейшую эпоху);

* к категориям воров, неплательщиков налогов и неисполнения во­енных обязанностей, несостоятельных должников (только с вы­сылкой за границу в период республики);

* присуждение к смертной казни или к работам в рудниках (в пе­риод империи);

* для свободной женщины за неразорванную связь с рабом; «для не почтительного к патрону йольноотпущенника. Прекращалось рабство смертью раба или отпущением на свободу (манумиссия).

Способы манумиссии:

* в форме мнимой тяжбы о свободе перед магистратом в присут­ствии пяти свидетелей;

«по завещанию патрона (без условий или с условием); «внесением раба в цензорные списки как налогообязанного;» отпускным письмом или сообщением (со свидетелями);

· путем присоединения раба к общему столу семьи (позже отменено);

специальными действиями в храме;

* в классический период в порядке исключения раб мог выкупить себя;

» решением государственных органов;

» по эдикту императора (освобождались старые, больные, имею­щие заслуги и/кто 20 лет фактически пользовался свободой).

Август ограничил количество отпускаемых рабов: единовременно — не более 100 человек (а были римляне, у которых было по 10-20 тыс. рабов).

Позже, в 4 г. н.э., начал действовать закон об условиях освобожде­ния, нельзя было.освобождать рабов, если:

* господин моложе 20 лет;

» раб моложе 30 лет (позже отменили);

* вопреки интересам кредиторов.

Verna — это раб, родившийся в доме от хозяина и рабыни (домород-ные рабы). Положение этих рабов отличалось от купленных и захва­ченных в плен, оно было легче.

В период империи рабы были самым многочисленным классом. Они были выходцами из разных стран и могли сохранять свои верова­ния, римляне были терпимы в вопросах веры. Рабы принадлежали не только частным владельцам, но и государству, состояли при долж­ностных лицах, осуществляли полицейские функции (тохотаи). Поч­ти все городские рабы были грамотны, что никогда не было привиле­гией правящего класса, более того — многие учителя и врачи были рабами. Труд на другого человека за плату всегда считался в Риме за­нятием презренным. (Именно поэтому труд юриста не оплачивался merces (плата), а почетно «вознаграждался» дачей honorarium). Ува­жался лишь труд свободного земледельца, так как это был труд на себя.

Бывали в Риме даже рабы, которым удалось стать не только свобод­ными, но и богатыми, приблизиться к императорскому престолу. Не­даром римляне говорили, что «великие вольноотпущенники — при­знак невеликого императора».

Например, при правлении Клавдия I (41-54 гг.), дяди Калигулы, вольно­отпущенник Феликс возглавлял легионы в Иудее, Нарцисс стал его сек­ретарем, и особенно могущественным стал Палант, который заведовал финансами и имел 300 млн сестерциев личного капитала. Император Диоклетиан был сыном вольноотпущенника.

Богатые вольноотпущенники и рабы занимались общественной бла­готворительностью (личная благотворительность не была распространена — ведь античный мир не знал нищенства как социального явле­ния), которая обеспечивала почет (а это было главное).

В конце принципата, и особенно в эпоху домината, рабы могли по­лучать в управление и пользование часть имущества рабовладельца в оперативное управление — пекулий, то есть некоторые имущест­венные права, в том числе возможность обязываться по договорам.

В дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Имелось четыре вида преторских исков к рабовладельцам:

» из договора, заключенного рабом — капитаном корабля;

» из договора раба — управляющего;

«из договора раба любой формы, заключенного по приказу госпо­дина;

» из договора, на основании которого имущество господина попол­нилось.

По первым трем искам рабовладелец отвечал полностью, т. к. раб действовал от его имени. В последнем случае раб действовал по своей инициативе, поэтому господин отвечал в пределах суммы, поступив­шей в его имущество благодаря данному договору.

Необходимо отметить существование особых статусных судов, ре­шающих спорные вопросы правового положения физических лиц. Были случаи признания раба свободным, и, наоборот, действовало два вердикта: liberum esse (свободен) nservum esse (раб). Эти же суды рассматривали споры, возникающие в патронатных отношениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: