Латины (жители Лациума, латины италийских колоний) пользовались только частной правоспособностью, они Могли получить гражданство, если переселялись в Рим, оставив одного сына на родине, цензор мог включить их в специальные списки. Латин мог также получить гражданство, если в течение года занимал должность в магистратуре или участвовал в обвинении римского магистрата во взяточничестве (в период республики). Латинами становились и римские граждане, добровольно переходившие в их число в целях приобретения земель в провинциях и при освобождении из рабства латином или римлянином по закону Норбана 19 г. до н. э.
Лациум находился в Латинском Союзе с Римом, а в 494 г. до н. э. включен в состав Римского государства. В имущественной сфере древние латины пользовались той же судебной защитой, что и римляне, однако они обладали меньшими правами в публично-правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, не имели пассивного избирательного права и права служить в легионах, служили во вспомогательных войсках и др.). Латины были несколько ограничены и в имущественных правах (они, напри-мер^ не могли составлять завещаний).
|
|
Такое неравноправие между римлянами и латинами вызывало у последних протест, что привело к Союзнической войне (90-89 гг. до н. э.), после которой все латины получили те же права, что имели римские граждане. В 89 г. до н. э. всем свободным жителям было предоставлено римское гражданство: общинам в Галлии, Македонии, Греции, Испании, Малой Азии.
Перегрины (чужестранцы, в древности понимаемые как враги) — это свободные лица, не имеющие ни римского, ни латинского гражданства, подданные Рима, жители завоеванных или присоединенных территорий (римских провинций).
Перегрины считались свободными, но с ограниченной правоспособностью (без гражданства). Гражданство они получали как награду за услуги государству по единоличному акту государственных органов, консула или претора. Перегрины имели право пользоваться своими собственными правовыми порядками, которые Рим/ сохранял для своих провинций (египетское, греческое, еврейское право.и др.) в качестве субсидиарного права. Перегрины были неправоспособными по цивильному праву (не могли заключать договоров займа, ссуды, осуществлять манципации), они являлись субъектами права народов. Эдикт Каракаллы 212 г. уравнял перегринов в правах с римскими гражданами (в фискальных целях — для распространения на все население империи налога с наследства).
Вольноотпущенники (libertini) — это лица, отпущенные на свободу из рабства, сохраняющие большую зависимость от бывшего хозяина (патрона). Их статус зависел от статуса патрона. Раб квирита становился римским гражданином или просто свободным с правом голоса в народном собрании. Раб латина мог получить латинское гражданство. Раб перегрина тоже становился Перегрином. Они продолжали выполнять различные работы на своего патрона; кроме того, патрон имел наследственное право на имущество вольноотпущенника. Все они имели и другие ограничения в частном праве: запрет на вступление в брак со свободными лицами (до Августа) и с лицами сенаторского сословия (до Юстиниана).
|
|
Патронатные отношения включали для вольноотпущенников три группы обязанностей:
» оказывать почтение патрону и его семье (подарки, отказ на право на некоторые иски; на практике это означало запрет на обращение в суд против господина, и, следовательно, бывший раб оставался фактически беззащитным против произвола патрона);
» оказывать личные услуги патрону: работать в доме и в хозяйстве;
* помогать патрону в материальной нужде (патрон имел право на часть наследства вольноотпущенника, а также на получение от него алиментов).
Так, бывший раб оставался зависимым (обязанным) от своего господина (патрона). В классическом праве положение вольноотпущенников стало лучше, они получили даже право ношения золотого кольца. Это был очень активный слой в римском обществе: они занимались торговлей, ремеслом и в массе своей были деловыми людьми. В постклассический период различий с римскими гражданами почти не осталось.
Колоны (colonus) — это свободный арендатор земли (парцелла, пекулий), состоящий с ее собственником в договорных отношениях. Земля сдавалась в аренду за денежную плату или часть урожая (оброк). Позже арендаторы обязывались выполнять и барщинные работы. Вначале колоны были лично свободными и могли уйти с обрабатываемой земли. Позже договоры аренды заканчивались, но колоны не могли уйти чаще всего из-за неуплаты денежного займа. В IV в. колоны были юридически прикреплены к земле. В 322 г. Константин издал императорский эдикт против бегства колонов. Государство было очень заинтересовано в их закрепощении, ведь колоны не только обрабатывали землю, но и платили налоги. В 457 г. закон запретил отчуждать землю без живущих на ней колонов.
Колоны были ограниченно правоспособными: могли совершать сделки, имели наследственные права, но не могли предъявлять иски к собственнику земли.
По Кодексу Юстиниана известны следующие основания возникновения колоната:
» рождение от родителей, из которых хотя бы один — колон;
» проживание 30 лет на чужой земле на условиях Колоната;
» обращение трудоспособных лиц, изобличенных в занятии нищенством.
Колонат прекращался в случае, если колон выкупал арендуемую землю в собственность или становился епископом.
Правовое положение рабов (servi). Правовое положениеj>a6a определялось в первую очередь тем, что он рассматривался не как субъект, а как объект права. Это давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над рабом: он мог не только его безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент продать и убить.
Действовали нормы: рабы не имеют никаких прав; раб — это говорящее орудие (вещь); все, что принадлежит рабу, принадлежит его господину; и, наконец, сколько рабов — столько врагов.
Рабство устанавливалось (возникало) пожизненно следующих случаях (в том числе и для свободных):
» рождение от матери-рабыни; если отец был рабом, а мать — свободной, то ребенок не признавался рабом;
» пленение и даже просто захват не гражданина Рима;
* самопродажы в долговое рабство (в древнейшую эпоху);
* к категориям воров, неплательщиков налогов и неисполнения военных обязанностей, несостоятельных должников (только с высылкой за границу в период республики);
|
|
* присуждение к смертной казни или к работам в рудниках (в период империи);
* для свободной женщины за неразорванную связь с рабом; «для не почтительного к патрону йольноотпущенника. Прекращалось рабство смертью раба или отпущением на свободу (манумиссия).
Способы манумиссии:
* в форме мнимой тяжбы о свободе перед магистратом в присутствии пяти свидетелей;
«по завещанию патрона (без условий или с условием); «внесением раба в цензорные списки как налогообязанного;» отпускным письмом или сообщением (со свидетелями);
· путем присоединения раба к общему столу семьи (позже отменено);
специальными действиями в храме;
* в классический период в порядке исключения раб мог выкупить себя;
» решением государственных органов;
» по эдикту императора (освобождались старые, больные, имеющие заслуги и/кто 20 лет фактически пользовался свободой).
Август ограничил количество отпускаемых рабов: единовременно — не более 100 человек (а были римляне, у которых было по 10-20 тыс. рабов).
Позже, в 4 г. н.э., начал действовать закон об условиях освобождения, нельзя было.освобождать рабов, если:
* господин моложе 20 лет;
» раб моложе 30 лет (позже отменили);
* вопреки интересам кредиторов.
Verna — это раб, родившийся в доме от хозяина и рабыни (домород-ные рабы). Положение этих рабов отличалось от купленных и захваченных в плен, оно было легче.
В период империи рабы были самым многочисленным классом. Они были выходцами из разных стран и могли сохранять свои верования, римляне были терпимы в вопросах веры. Рабы принадлежали не только частным владельцам, но и государству, состояли при должностных лицах, осуществляли полицейские функции (тохотаи). Почти все городские рабы были грамотны, что никогда не было привилегией правящего класса, более того — многие учителя и врачи были рабами. Труд на другого человека за плату всегда считался в Риме занятием презренным. (Именно поэтому труд юриста не оплачивался merces (плата), а почетно «вознаграждался» дачей honorarium). Уважался лишь труд свободного земледельца, так как это был труд на себя.
|
|
Бывали в Риме даже рабы, которым удалось стать не только свободными, но и богатыми, приблизиться к императорскому престолу. Недаром римляне говорили, что «великие вольноотпущенники — признак невеликого императора».
Например, при правлении Клавдия I (41-54 гг.), дяди Калигулы, вольноотпущенник Феликс возглавлял легионы в Иудее, Нарцисс стал его секретарем, и особенно могущественным стал Палант, который заведовал финансами и имел 300 млн сестерциев личного капитала. Император Диоклетиан был сыном вольноотпущенника.
Богатые вольноотпущенники и рабы занимались общественной благотворительностью (личная благотворительность не была распространена — ведь античный мир не знал нищенства как социального явления), которая обеспечивала почет (а это было главное).
В конце принципата, и особенно в эпоху домината, рабы могли получать в управление и пользование часть имущества рабовладельца в оперативное управление — пекулий, то есть некоторые имущественные права, в том числе возможность обязываться по договорам.
В дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Имелось четыре вида преторских исков к рабовладельцам:
» из договора, заключенного рабом — капитаном корабля;
» из договора раба — управляющего;
«из договора раба любой формы, заключенного по приказу господина;
» из договора, на основании которого имущество господина пополнилось.
По первым трем искам рабовладелец отвечал полностью, т. к. раб действовал от его имени. В последнем случае раб действовал по своей инициативе, поэтому господин отвечал в пределах суммы, поступившей в его имущество благодаря данному договору.
Необходимо отметить существование особых статусных судов, решающих спорные вопросы правового положения физических лиц. Были случаи признания раба свободным, и, наоборот, действовало два вердикта: liberum esse (свободен) nservum esse (раб). Эти же суды рассматривали споры, возникающие в патронатных отношениях.