Типы ошибок | Виды ошибок | Количество ошибок | Примеры ошибочного письма |
Ошибки на уровне звукового состава слова | Замены согласных; замены гласных; пропуски гласных; пропуски согласных | ||
Ошибки на уровне слогового состава слова | Пропуски слогов и частей слова; перестановки; добавления; раздельное написание частей слова | ||
Лексико-грамматиче-ские ошибки | Нарушения согласования; нарушения управления; замена слов по звуковому сходству; замена слов по семантическому сходству; пропуски слов; слитное написание |
Окончание табл. 3
Типы ошибок | Виды ошибок | Количество ошибок | Примеры ошибочного письма |
Графические ошибки | Замена букв по количеству элементов; замена букв по пространственному расположению; зеркальное письмо букв | ||
Ошибки правописания | Неправильное написание жи, ши, ча, ща, чу, щу; строчная буква в начале предложения, в именах и кличках животных; ошибки в написании мягких согласных; неправильное написание безударной гласной в корне слова (двусложные слова) | ||
Ошибки на правила правописания, не пройденные в классе |
Таблица рассчитана на анализ письма учащихся первых классов. При анализе письма учащихся других классов следует внести изменения в рубрику «Ошибки на правила правописания» в соответствии с программными требованиями.
|
|
Анализируя результаты обследования, в первую очередь необходимо определить, распространяется ли уровень нарушения письма лишь на звуко-буквенный анализ, обусловленный недоразвитием фонетической стороны речи, или же связан с более сложным уровнем организации речевой деятельности, с нарушением средств языка.
В зависимости от результатов обследования определяются пути и методы коррекционного обучения, которые должны находиться в полном соответствии с причинами, породившими нарушения речи и письма.
Контрольные вопросы
1. Почему при недоразвитии устной речи возникает необходимость
обследовать состояние письма и чтения?
2. Какие предметы используются при обследовании звукового анали
за и синтеза у детей?
3. Чем характеризуются специфические нарушения письма?
4. Какие разделы составляют логопедическое обследование письмен
ной речи?
5. Каковы принципы анализа специфических ошибок письма?
Литература
Основная
Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.
Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Т. Власенко, Г. В. Чир-киной / Сост. Т. П. Бессонова. — М., 1996.
Дополнительная
Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М., 1983.
Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1985.