Тренировка педагогической наблюдательности

Определите эмоциональное состояние ребенка по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состояния— удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоциональ­ного конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости, розыгрыша и т. п.); определите эмоциональное состояние детей с помощью фотографий и специального меняющегося текста, прилагаемого к снимкам; определите эмоциональное состояние группы детей, эмоциональное состояние класса во время урока, эмоциональное состояние отдельных учащихся. Сопоставьте свои наблюдения с информацией классного руководителя.

Выявление и решение педагогической задачи:

а) Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Например, наблю­дая за учеником Н., зафиксируйте все случаи, когда он отвлекал­ся, когда работал наиболее интенсивно.

Пронаблюдайте за активностью учащихся при объяснении но­вого материала. Постарайтесь по их внешнему виду определить,. как они усвоили новый материал. Все ли учащиеся работали оди­наково активно? Кто был менее активен, на каких этапах урока? Соответствуют ли план урока и методика возможностям данного класса?

б) Развитие умений оценить свои действия. Какие ваши дейст­вия привели к разрешению (неразрешению) педагогической зада­чи? Проанализируйте свои запланированные и импровизационные действия на уроке, приспособления, использованные при общении. Выделите положительное и спорное в вашей методике педагоги­ческого общения. Дайте целостный коммуникативный анализ урока (стадии общения, система приспособлений, решение неожидан­но возникающих коммуникативных задач, стиль общения, соответ­ствие стиля общения состоянию класса, опора на коммуникатив­ную атмосферу предыдущего урока и т. п.).

Проследите, всегда ли методика педагогического воздействия соответствует структуре вашего общения с классом.

в) Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Упражнения могут выглядеть так: на уроке установите, отвлекался ли ученик Н., когда и почему? Вовремя ли вы обра­тили внимание на этого ученика и какими способами решили воз­никшую задачу? Чувствовалось ли соответствие педагогической и коммуникативной задач? Чем вы руководствовались в выборе спо­собов воздействия? Можно ли было предотвратить возникшую за­дачу и как? Существуют ли другие способы решения данной педа­гогической задачи? Какие? Обоснуйте их.

г) Решение педагогических задач с целевыми установками. Участникам предлагаются конкретные педагогические ситуации, ставится цель проанализировать причины их возникновения и от­ветить на вопрос, как бы они вели себя в аналогичной ситуации'. Особое внимание следует обратить на развитие умений найти и сформулировать педагогическую задачу, представить в общем ви­де ее решение, разделить ее на более частные подзадачи, найти оптимальный вариант решения.

Более усложненными упражнениями являются инсценирован­ные педагогические задачи:

сделайте замечание ученику;

— поговорите с учеником, не выполнившим домашнее задание}

— сделайте короткое внушение нарушителю дисциплины;

— прокомментируйте какую-либо отметку.

Эти упражнения развивают навыки неподготовленной коммуникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического об­щения.

д) Действия учителя в предлагаемых обстоятельствах. Напри­мер, спрашивая ученика Н., вы выяснили, что домашнее задание он выполнил недобросовестно. После школы он остается один. Мать работает. Отец в длительной командировке. Выберите систему коммуникативного воздействия.

Для выбора педагогической ситуации можно использовать ра­нее указанные педагогические задачники, а также материалы уро­ков, педагогической и художественной литературы, детских и юно­шеских фильмов.

Занятия по действию в предлагаемых обстоятельствах предполагают, с одной стороны, выбор верной методики педагогиче­ского воздействия, а с другой — умение, используя тот или иной метод, найти верную систему коммуникативных средств для его реализации, верный тон для работы с учащимися.

На отдельные занятия следует приглашать опытных педагогов, классных руководителей, использовать магнитофонные записи уро­ков, кинофильмы.

Непосредственно следующее за исполнением обсуждение моти­вов поведения, топа, мимики и т. д. дает возможность прямо на занятии внести определенные коррективы в деятельность учителей. Беседы можно записывать на пленку, с тем чтобы вернуться к ним спустя длительное время.

е) Инсценированные педагогические задачи с вводными. По­добные упражнения способствуют развитию внутренней собран­ности, решительности, навыков проектирования и моделирования предстоящей деятельности, готовности к преодолению неожидан­ных трудностей и решению непредвиденных педагогических за­дач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуи­цию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство.

Вот возможные типы упражнений:

— вызовите ученика спокойно;

— вызовите ученика весело, жизнерадостно;

— вызовите ученика равнодушно;

— вызовите ученика доброжелательно;

— вызовите ученика с юмором;

— вызовите ученика с иронией и т. п.;

— войдите в класс и поговорите с тремя учениками с разными эмоциональными нагрузками.

Учитывая, что важнейшим компонентом педагогического ма стерства является правильный выбор методик, мы ввели в систему упражнений инсценирование педагогического требования.

Возможны такие варианты упражнений: обратитесь к учени­ку с требованием-просьбой, с требованием-доверием, с требова­нием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения-все время меняются, вводятся новые данные: например ученик долго болел или у ученика конфликт с классом и т. п.

Подобные занятия вооружают навыками использования раз­личных методик при предъявлении педагогического требования.

На занятиях по педагогическому требованию также важную роль играет психолого-педагогическая аргументация выбора тре­бования.

2. Вторая подгруппа—упражнения на развитие педагогическо­го воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации в общении.

а) Развитие педагогического воображения, критического отно­шения к своему опыту и навыков прогнозирования условий пред­стоящей деятельности. Упражнения опираются на результаты, до­стигнутые в заданиях первого цикла.

Вспомните особенности прошедшего урока: ученик К. отказал­ся дать вам дневник. Как вы поступили? Почему? Возможны ли другие варианты поведения в аналогичной ситуации?

Что вы будете делать, если ученик опоздал на урок, отвлека­ется во время объяснения нового материала, мешает другим и т. п.?

В начале урока оказалось, что все ученики не поняли домаш­нее задание. Что вы будете делать?

При объяснении нового материала оказалось, что ученики сла­бо ориентируются в старом. Как вы себя поведете?

Ученики плохо слушают объяснения нового материала—опре­делите возможные причины и предложите план действия.

Упражнения на прогнозирование межличностных отношений и организацию общения с детьми.

Вы собирались поговорить с учеником после урока, но события разворачиваются так, что разговор необходим немедленно. Как вы построите разговор?

Ученик вам нагрубил — ваши возможные действия.

Ученик и ученица дружат, все время проводят вместе, но за­метно слабее стали заниматься. Что вы будете делать? Приведи­те план возможной беседы с ними, как вы ее проведете и т. п.

б) Исполнение инсценированных задач по общению с введе­нием элементов педагогической деятельности в условиях, прибли­женных к действительности. В этой группе упражнения в основном создаются самими участниками и исполняются, а затем обсужда­ются. При анализе необходимо концентрировать внимание на ста­диях решения педагогической задачи, на планировании возможных действий и общения, на прогнозировании способов решений си­туации. Особое внимание уделяется педагогическому анализу осу­ществленного и планируемого общения (в зависимости от харак­тера задания). Это необходимо для того, чтобы при выполнении любых заданий участники почувствовали необходимость планиро­вания и прогнозирования педагогической деятельности, создания своеобразной модели предстоящего педагогического воздействия.

Эти упражнения не только развивают навыки педагогической импровизации в общении, но и активно формируют педагогическое мышление, на основе которого педагогическая импровизация мо­жет оформляться.

Задания на действия в ситуациях, приближенных к действи­тельности, и реальная работа в школе. Сюда входят упражнения типа:

Обоснуйте необходимость использования наглядных пособий в классе на уроке по определенной теме (дается только дидактиче­ская цель урока). Спланируйте методическую структуру урока в соответствии с особенностями вашего стиля общения и взаимоот­ношения с коллективом, органичную для вашей творческой инди­видуальности. Подготовьте и обоснуйте план обсуждения книги (указывается воспитательная цель мероприятий). Вам поручается провести беседу с учеником Н. о его дисциплине (успеваемости) и т. п.; составьте план беседы, учитывая особенности его взаимо­отношений с классом и индивидуальные особенности. Составьте и обоснуйте план урока или воспитательного мероприятия. Воз­можны и другие варианты упражнений.

Любое задание обязательно анализируется группой тренинга, отмечаются моменты, в которых участник отошел от намеченного плана, анализируются причины импровизации и.ее продуктив­ность, подробно рассматривается структура общения, органич­ность и свобода общения с классом и управление этим процессом, анализируются способы достижения поставленной цели, их соот­ветствие особенностям общения педагога с классом, эффектив­ность и степень соответствия запланированным приемам. Оцени­ваются возможности управления своими эмоциями, психическими состояниями, выразительными возможностями (мимикой, речью). Все это дополняет методический и дидактический анализ деятель­ности учителя.

В специальную группу выделяются упражнения по ознакомле­нию с методикой изучения учащихся, определению мотивов их по­ступков, составлению психолого-педагогических характеристик на ученика и классный коллектив, ведению педагогической докумен­тации, развитию умения анализировать урок и воспитательные мероприятия.

Приведенные упражнения подкрепляются разнообразной общественной и практической педагогической работой, способствующей накоплению опыта общения в самых разнообразных сферах.

Для того чтобы теория и методика профессионально-педагогического общения были хорошо освоены и активно внедрены в непосредственную педагогическую деятельность, начинающему педагогу необходимо систематически работать над собой, увеличивать и усложнять свой личный опыт общения с детьми.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: