Воспитание культуры межнационального общения

В современной российской действительности проблема меж­национального общения приобретает актуальный характер в силу целого ряда обстоятельств.

В населении России насчитывается более 100 национальностей и народностей. В наши дни в российских школах гораздо чаще мож­но встретить детей других национальностей, нежели в советский пе­риод. Большую часть из них составляют дети беженцев.

На фоне современных событий, происходящих на постсовет­ском пространстве, многие учащиеся испытывают неуважение к не­которым национальностям. Такое отношение к ним школьники не обосновывают. Затаенная злоба или неприязнь в сердцах детей чаще может быть в скрытой форме, а не во внешнем проявлении, но обяза­тельно найдет выход в реальных негативных действиях по отноше­нию к людям другой национальности. Уже и сейчас в детской среде часто допускаются недоброжелательные высказывания о представи­телях других наций, их обычаях и традициях. Иногда в разговорной речи используются шутки, а также сложившиеся в прошлом их клич­ки и прозвища.

К конфликтным ситуациям приводят не только грубость, неус­тупчивость, но и национальная кичливость. К примеру, порой можно видеть человека, восторгающегося успехами своей нации, своей рес­публики, города или села, не понимающего, что эти и другие успехи есть результат усилий всех наций, всего народа.

Можно говорить о двух источниках, питающих национализм: национальную ограниченность и этноцентризм. Первый связан с культурным консерватизмом, недостатком знаний о других народах, отсутствием опыта межнационального общения. Второй исходит из конкретных социальных ситуаций, вызывающих психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на социальную почву. Зачастую второй источник определяется первым. Националь­ные предубеждения некоторой части населения обусловлены куль­турной замкнутостью и отсталостью, сохранением устаревших форм национальной культуры.

Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, нежели его ровесник второй половины прошлого сто­летия. В этих условиях очень важно научить молодежь присваивать различные традиции и в то же время оставаться на почве культурных устоев своего народа. Поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Для Российской Фе­дерации - одной из крупнейших многонациональных стран мира - важной целью воспитания и образования является формирование культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения - частный случай про­явления культуры как общественно-исторического феномена. Все составляющие общей культуры прямо или опосредованно сказыва­ются на культуре межличностных и межнациональных отношений как морально-этической форме проявления внутренней общей куль­туры.

Ценными представляются те толкования культуры межнацио­нального общения, которые содержат идею национальной толерант­ности. Она трактуется как специфическая черта национального ха­рактера, духа народов, как неотъемлемый элемент структуры мента­литета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях.

Межнациональная толерантность проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает ви­дение перспективы межнациональных отношений и строительство (проектирование) межнациональных взаимодействий с учетом их перспектив.

Межнациональная толерантность - это свойство личности, проявляющееся в терпимости к представителям других националь­ных (этнических) групп с учетом их менталитета, своеобразия само­выражения.

В связи с этим культура межнационального общения - каче­ство человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных куль способность учитывать их национальную специфику, деликатность терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет си тему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, ко­торые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимо­понимания и взаимовлияния культур между людьми разных нацио­нальностей.

В понятие культуры межнационального общения входят такие элементы, как этика межнационального поведения, такт в подходе к национальным различиям, психологическая предрасположенность человека к восприятию традиций и особенностей других наций. Культура межнационального общения должна включать в себя фор­мирование у человека сознания общности исторических судеб всех народов нашего государства, чувства единой семьи народов. Боль­шую ценность тогда представляют знания о происхождении народов, с которыми мы вместе живем, своеобразии их этикета, традиций, об­ряда, быта.

Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном. В подходе к национальному своеобразию культуры общения людям должны быть чужды пред­взятость, попытки характеризовать чужие нравы лишь с позиции своих собственных, расценивать их как «плохие» или «хорошие», странные или смешные, нежелание вникнуть в социальный смысл тех или иных нравов, обычаев, традиций.

В основу воспитания культуры межнационального общения в системе образования закладываются принципы, способствующие преодолению этноцентризма и формированию знаний, умений, от­ношений, необходимых для разумного решения проблем межнацио­нальных отношений.

Значительный интерес представляет принцип межкультурной компетенции. Он предусматривает, что в процессе обучения история, литература, искусство, культура многонационального государства рассматриваются с позиций разных национальных общностей, обра­зующих данное государство (или с нескольких точек зрения), а также включает широкий круг вопросов, затрагивающих современную культуру и исторический опыт каждой этнической общности.

Поликультурное образование наиболее успешно достигает своих целей при условии поощрения и уважения принципа этниче­ского многообразия. Этническое содержание необходимо интегриро­вать во все преподаваемые предметы на протяжении всех лет обуче­ния. Оно должно быть включено в естествознание, математику, об­щественные науки, литературу, изящные искусства, домоводство и пр. Этническое многообразие должно быть также частью всех других видов деятельности, присущих школе. Для создания атмосферы, пронизанной духом плюрализма, необходимо, чтобы ученики имели доступ к материалам, которые содержат объективную информацию по истории и культуре этнических групп. Важно также, чтобы этни­ческий плюрализм получил отражение в школьных программах, ох­ватывающих внеурочную деятельность учащихся, в оформлении холлов, классных комнат, в меню кафетериев.

Поликультурное содержание требует междисциплинарного подхода. Ни одна дисциплина, взятая в отдельности, не может объ­яснить все аспекты жизни, культуры и социальные проблемы этнической группы. Знаний, почерпнутых из одной области, недостаточно для того, чтобы помочь человеку найти разумное решение сложных проблем; анализ их с позиций одной дисциплины может породить искаженные интерпретации и оценки. Последовательное применение междисциплинарного подхода к изучению опыта и событий, относя­щихся к этническим группам, - это обнадеживающий путь, который поможет избежать подобных искажений.

Использование сравнительного подхода в обучении дает детям возможность понять, что представители всех этнических групп име­ют общие черты и потребности, хотя на них могут по-разному влиять определенные социальные ситуации, и многие используют различ­ные средства для удовлетворения потребностей и достижения целей.

Следующий принцип предполагает связь содержания образо­вания с межнациональной и мировой культурой, которая означает ознакомление с культурой отдельных, преимущественно ближайших стран и принятие этих культур как элементов общечеловеческой культуры, каждый из которых имеет свою специфику и равное право с другими культурами, с культурами своей нации.

Поликультурное образование позволяет преодолевать язы­ковой и речевой расизм, именуемый лингвисизмом. От него стра­дают дети мигрантов и эмигрантов; дети из семей, говорящих с акцентом на своем языке или на диалекте, и все те, кто подверга­ется дискриминации или осмеиванию по этой причине, в том чис­ле и сами учителя. Реализацию данного содержательного аспекта поликультурности можно осуществлять несколькими путями. Во-первых, постоянно проводя в содержании образования и воспита­ния идею о толерантности к языковой и речевой инаковости. Во-вторых, через обучение школьников тому, что языковые различия - это часть жизни, они существовали и будут существовать; ниче­го плохого нет в том, что люди говорят с акцентом, на диалекте или на другом языке; нет хороших и плохих языков, и язык - это, прежде всего, средство коммуникации между отдельными лично­стями, людьми, народами и т.д.

Вступив на путь демократического развития, Россия стала сви­детелем небывалой религиозной активности, религиозного плюра­лизма или религиозной поликультурности, охватившей миллионы людей и образовательные учреждения. Применительно к последним поликультурность требует соблюдения сбалансированных представ­лений религиозных перспектив в содержании образования.

Поликультурность, безусловно, не предполагает знания всех ре­лигиозных верований (это практически не осуществимо, да в этом и нет необходимости), но она требует представления хотя бы несколь­ких религиозных перспектив, чтобы показать учащимся, что общество и школа толерантны к религиозному плюрализму и принимают другие верования. Таким образом школьники учатся ценить все религии и с уважением относиться к представителям других вероисповеданий.

Признавая роль поликультурного образования в развитии у школьников представления о самоценности и равных с другими пра­вах на существование и уважение разных культур, мало только изу­чать их. На первое место должна выходить также работа педагога по освоению школьниками реального множества культур, на воспита­ние отношения ребенка к другим культурам вообще.

Предполагаются и другие подходы к решению вопросов поста­новки воспитательной работы по формированию культуры межна­циональных отношений. В воспитательной работе не должны ис­пользоваться материалы, унижающие другие нации и этносоциумы, оскорбляющие их достоинство. Например, особенно негативно дей­ствуют учебные материалы (как правило, искажающие историю), формирующие у детей негативное отношение к другому народу. Яр­кая иллюстрация тому - постоянное повторение термина «татаро-монгольское нашествие» вопреки науке, доказывающей, что совре­менные татары не имеют к этому нашествию никакого отношения, и, более того, их предки, волжские булгары, первыми приняли удар войск Чингисхана.

С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в учебно-воспитательных учреждениях, а также формирования гума­нистических этнокультурных связей целесообразно вовлекать школьников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятель­ности, например, такие:

· проведение национальных праздников, вечеров, посвящен­ных памятным датам исторического значения, юбилеям выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев;

· организация олимпиад, выставок по национальной культуре, спортивных соревнований по национальным видам спорта и играм;

· проведение фольклорных концертов с исполнением нацио­нальных песен и танцев;

· организация конкурсов на лучшее приготовление националь­ных блюд и др.

Встреча с другой культурой может проводиться в игровом про­странстве. Продуктивными могут стать игры «Право быть не такими, как все», «Путешествие в мир религий», «Презентация субкультур».

Приобщение детей к своей национальной культуре в полиэт­нических образовательных учреждениях будет более плодотворным при организации комплексной системы образования «детский сад - общеобразовательная школа» (гимназия, лицей, колледж), школа вы­ходного дня (воскресная). Раннее включение детей в родную среду, усвоение материнского языка способствуют осознанию ребенком себя как «части своего этносоциума», приобщению к его традицион­ной национальной культуре.

Первоначальная ориентация ребенка на национальную культу­ру во многом зависит от семейного воспитания, его направленности, духовного мира окружающих близких. Поэтому привлечение роди­телей к проблеме возрождения родного языка и этнической культуры в условиях полиэтнической школы является обязательным. При ино­язычном окружении желательно, чтобы родители не только прини­мали активное участие в приобщении детей к родному языку в про­цессе общения на бытовом уровне, но и привили интерес к нему и традициям посредством чтения фольклорных произведений.

Семье отводится важнейшая роль в воспитании культуры меж­национального общения. Ведь родители порой сеют зерна национа­лизма в душах детей, даже не замечая этого: в семье нередко говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о «плохом» русском, молдаванине, еврее, узбеке. Дети, как губка, впитывают такие на­ционалистические оценки родителей, воспринимают негативное от­ношение к людям другой национальности.

Культура межнационального общения предполагает знакомст­во с национальными семьями, их обычаями и традициями. Ребята изучают праздники и традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

В узбекских, русских, таджикских, татарских, корейских, укра­инских семьях воспитанников, обучающихся в одном классе, можно провести домашние клубы. В этих «заседаниях», или «домашних встречах», активное участие принимают не только сами ребята-хозяева, но и их родители, бабушки, дедушки, старшие братья и се­стры. Данные мероприятия преследуют такие цели: познакомить с бытом и обычаями семей разных национальностей, научить ребят общаться. В качестве примеров можно привести следующие встречи:

· В узбекской семье темой встречи может быть чаепитие. Ребя­та узнают, почему кипятят чай в кумганах, чем объясняется форма кумгана, почему узбеки начинают угощение с чаепития, чем объяс­няется форма пиалы и т. д.

· В русской семье темой встречи может стать чаепитие из са­мовара, вокруг которого группируются другие вопросы.

· В татарской семье встреча может быть совмещена с угощени­ем национальным блюдом чак-чак, демонстрацией национальных художественных вязаных вещей для домашнего обихода - шалей, шарфов и др.

Организовать знакомство школьников с повседневным бытом людей иных культур можно и заочно с помощью литературы о дру­гих культурах, знакомящей с их ценностными приоритетами. Такую возможность дают школьные музеи, в которых можно отразить се­мейный уклад; жилище; интерьер жилища; декоративные украшения традиционного дома; народное творчество в интерьере дома; занятия и ремесла; детские народные игры; народные музыкальные инстру­менты; традиции и обычаи.

Для достижения гармонии в развитии национального в лич­ностных качествах учащихся важно опираться на следующую за­кономерность: чем больше учащиеся знают об истории, культуре, выдающихся деятелях того или иного народа, тем меньше вероят­ности, что у них появится негативное отношение к людям данной национальности. Особо необходимо заботиться о том, чтобы уча­щиеся, не принадлежащие к народам, традиционно проживавшим в данной местности, хорошо знали историю и культуру коренных для данной республики или региона народов, их этнографию, вы­дающихся деятелей.

Следует подчеркнуть, что работа по межнациональному воспи­танию оказывается достаточно эффективной только при определен­ных условиях. Первое из них - создание в школе и в каждом классе обстановки, исключающей особое отношение к учащимся той или иной национальности. Любое неосторожное деление детей по любым этническим признакам может привести к обострению национальных чувств и сознания. Другое необходимое условие успешного решения задач межнационального воспитания в школах - пронизанность всей учебно-воспитательной работы духом дружбы народов. Третьим ус­ловием эффективности этой работы должно быть создание в каждом классе дружного многонационального коллектива учащихся. Хорошо организованная коллективная деятельность в классах со смешанным национальным составом особенно необходима для выработки уме­ний и навыков высокой культуры межнационального общения.

В условиях потребности формирования культуры межнацио­нального общения одним из объектов педагогического контроля и управления должны быть неформальные группы или отдельные уча­щиеся с правоэкстремистскими увлечениями.

Одной из современных агрессивно-националистических групп являются скинхеды (бритоголовые нацисты). Скинхеды очень агрес­сивны. Любимый вид времяпрепровождения у них - избиение кого-либо после распития пива или водки. Они имеют свою форму: чер­ные джинсы и камуфляжные куртки без воротников, высокие армей­ские ботинки. Особенностью российских бритоголовых является лю­бовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемому обыч­но на рукав или на спину куртки. Менее распространены нашивки в виде свастики, портрета Гитлера, числа 88. Скины обычно не носят с собой оружия, но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку.

В настоящее время остро стоит вопрос профилактики откло­няющегося поведения членов неформальных групп. В этих целях требуется прежде всего преодоление стереотипов отношения к ним.

Первый стереотип - все члены группы зачисляются в разряд потенциальных преступников. Предвзятое отношение к ним не при­ближает, а отдаляет субъект профилактики, воздвигает психологиче­ский барьер во взаимоотношениях. Второй стереотип - заигрывание в форме восхищения проявлением раскованности, свободомыслия, независимости.

Успех профилактической работы во многом зависит и от того, насколько будет преодолен «образ врага», который нередко форми­руется в сознании лиц, ответственных за воспитание молодежи и профилактику правонарушений. Раздражение, недовольство по по­воду причесок, атрибутов, увлечений отдаляет субъект профилакти­ки. В результате «образ врага» складывается у некоторых членов групп по отношению к педагогам.

Педагог, работающий с подростками, должен хорошо знать со­циокультурную ситуацию в молодежной среде, характер субкульту­ры, проблемы, тенденции ее развития, увлечения; соблюдать прин­ципы терпимости, толерантности, сдержанного восприятия всего происходящего перед ним; сохранять психологический и педагоги­ческий контакт с «незаконным племенем».

В работе педагогов по преодолению отрицательного влияния асоциальной группы на школьников путь разобщения группы явля­ется малоэффективным. Гораздо результативнее ее переориентация. Здесь возможны такие варианты:

1. Переориентация лидера (вожака) группы и последующее воздействие через него на всю группу. Не исключена необходимость, в отдельных случаях, изоляции от группы глубоко испорченного «неподдающегося» вожака (направление его в специальное техниче­ское училище или в спецшколу).

2. Включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной на­правленностью и организация впоследствии влияния их на осталь­ных участников группы.

3. Приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под началом опытного, авторитетного руководителя - походы, поездки, экскурсии, вечера, дискуссии и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: