Организация учебного процесса высшей школы на основе кредитной технологии

Концепция развития системы образования республики Казахстан определила новую модель школьного, довузовского, вузовского и послевузовского образования.Как показывает практика, кредитная система обучения, распространенная в университетах США и большинства стран Европы, является наиболее гибкой и эффективной Она обеспечивает академи­ческую мобильность и востребованность выпускников в стремительно меняющихся условиях рынка труда. Во многом это обеспечивается за счет гибкого планирования академических программ, ориен­тированных на запросы рынка труда, элективностью 50 % дисциплин учебного плана, повышением качества преподавания, так как возникает конкуренция, интенсификацией учебного процесса, вне­дрением информационных систем, повышением роли самостоятельной работы студента.

От современного специалиста требуются профессиональная компетентность и способность при­нимать решения в нестандартных ситуациях, умение работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, рационально работать в быстроизменяю- щемся мире. Эти качества приобретут студенты, обучаясь в условиях использования активных форм, работая в парах, группах, решая конкретные жизненные ситуации, самостоятельно, в диалоговом ре­жиме с компьютером и др. При этом больший приоритет отдается самостоятельной работе.

Кредитная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творче­ского освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов.

Современное образование основано на индивидуализации и дифференциации образования, аль­тернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно­программной документации, адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды.

В быстро меняющемся мире происходит скорейшее обновление содержания образования, что сказывается на сроках действия образовательных стандартов.

Например, западные коллеги определяют наш образовательный стандарт как «регулирующий» образовательный процесс, а не проектирующий «пороговый результат».

Система образования в Казахстане должна стать динамично развивающейся и способной адек­ватно реагировать на ускоряющиеся мировые процессы глобализации и информатизации.

В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специа­листа, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую ин­формацию и эффективно использовать ее в нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалаврмагистрдоктор).

Мировая образовательная практика выработала эффективную систему обучения, которая полу­чила название кредитной технологии обучения.

Кредитная технология обучения — это сложная система, требующая для успешного функциони­рования множества согласованных факторов, в том числе определенных условий, включающих учеб­но-материальное обеспечение (использование базового учебника, отвечающего требованиям Евро­пейского стандарта, для организации СРСлингафонные кабинеты, компьютерные классы, видео­залы). При кредитной системе обучения очень важно, чтобы вуз обеспечивал учебный процесс в пол­ном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебными и методическими по­собиями, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам, активными раздаточными материалами и т.п.

Преимущества кредитной системы обучения:

- расширение академической свободы факультетов, кафедр и преподавателей;

- достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современных информацион­ных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и каче­ства преподавания.

Отличия кредитной системы обучения от традиционной:

- личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т.е. определение образовательной траектории на весь период обучения;

- свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане;

- введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин;

- использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости.

К положительным моментам по внедрению кредитной технологии обучения в высших учебных заведениях Казахстана относятся:

- унификация знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам;

- предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную траекторию;

- устранение субъективизма при оценке знаний студентов;

- создание конкурентной среды для преподавателей, позволяющей усилить их работу в направ­лении постоянного роста научно-педагогического уровня;

- необходимость в постоянном улучшении качества образовательных услуг на основе развития и укрепления материально-технической базы вуза, внедрения инновационных технологий обу­чения;

- выделение большего времени для индивидуальных занятий, что позволяет развивать в студен­тах творческий подход к изучению дисциплин и навыки исследовательской работы.

Проблемными вопросами для вузов являются следующие:

- большая загруженность профессорско-преподавательского состава, а также структурных под­разделений, обслуживающих учебный процесс, поскольку обучение осуществляется парал­лельно: по традиционной системе и по кредитной технологии;

- значительные дополнительные затраты, связанные с внедрением инновационных технологий обучения и дальнейшим их совершенствованием;

- увеличение учебно-методической и временной нагрузки профессорско-преподавательского со­става, которое связано с необходимостью подготовки каждым преподавателем раздаточных материалов, силлабусов и методических указаний по самостоятельной работе студентов, что влечет за собой увеличение каждого академического часа на 10 минут;

- сложность адаптации некоторых преподавателей к новым требованиям и новой методике про­ведения занятий;

- трудности, связанные с неопределенностью методики расчета учебной нагрузки профессорско- преподавательского состава, недостаточной готовностью студентов 1 курса к самостоятельной работе и личной ответственности за свои учебные достижения (заметим, что она особенно ощутима на начальном этапе, т.е. в начале семестра);

- неподготовленность родителей к тому, что первокурсник занят учебой в течение всего дня (ут­ром СПСП и СРС).

Первоочередная задача вуза — научить студента учиться и уметь ориентироваться в многообра­зии научного материала. Направленность инновационных технологий на развитие у студентов навы­ков самостоятельной работы позволит повысить уровень их творческой активности и стимуляции в освоении знаний. Эффективность такой работы будет обеспечена за счет регулярного общения сту­дента и преподавателя в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Отсутствие гибкости образовательной траектории, учебная загруженность студентов, кратко­срочность периодов обучения, отрыв от производства — все это негативно сказывается на качестве высшего образования в целом и на уровне подготовленности специалистов в частности. Развитие дистанционных форм поможет сделать обучение в вузе максимально удобным и привлекательным. По мнению экспертов, дистанционное образование войдет в XXI в. как одно из наиболее эффектив­ных (и перспективных) систем подготовки специалистов. Это повлечет за собой рост профессиональ­ной мотивации преподавателей и повышение результативности их научно-педагогической деятельно­сти.

Если раньше система образования выполняла преимущественно роль транслятора социального опыта, то теперь она становится катализатором социальной мобильности человека. Открываются ши­рокие возможности для постижения интеллектуальных и культурных ценностей, позволяющих лич­ности быстро продвигаться по социальной лестнице. Изменение образовательной политики предпо­лагает определенную переоценку уже сложившихся стереотипов и подходов к научно­педагогической деятельности.

Некогда основательная и качественная система образования перестала отвечать привычным за­просам общества. Выпускникам вуза должны прививаться умения, позволяющие совмещать аналити­ческие способности с практическими навыками работы в условиях внедрения современных техноло­гий. Это непременно повлечет за собой изменение системы оценки качества образования, которая, в отличие от нынешней, будет способствовать определению уровня креативной состоятельности спе­циалиста.

В соответствии с современными темпами жизни становится необходимой многообразная, мно­гоуровневая и многовекторная подготовка, предоставляющая индивиду возможность успешной адап­тации к быстрым и резким трансформациям социума. Свободное обучение в условиях инновацион­ной парадигмы базируется на принципе самостоятельности и ведущей роли личности в процессе сво­его обучения.

Внедрение кредитной технологии обучения подразумевает изменение философии образования, т.е. превращение учета успеваемости из контролирующей в самоконтрольно-стимулирующую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: