Юридическая ошибка (или ошибка в праве) — это неправильное представление субъекта о преступности или непреступности совершенного им деяния (действия или бездействия) и его последствий, юридической (уголовно-правовой) квалификации содеянного, а также о виде и размере наказания, которое может быть назначено за совершение этого деяния.
Виды юридических ошибок:
1. Ошибочное представление лица о преступности совершенных им деяний. К так называемым «мнимым преступлениям» могут быть отнесены мелкое хулиганство, самогоноварение, спекуляция, валютные операции. Такого рода деяния не влекут уголовной ответственности.
2. Неправильное представление лица о совершенном им деянии как непреступном. Незнание закона не освобождает от ответственности.
3. Ошибочное представление лица о юридической квалификации совершенного им деяния. Совершая вымогательство, виновный полагает, что его действия — это разбойное нападение. В подобных случаях виновный привлекается за то преступление, которое он фактически совершил.
|
|
4. Ошибочное представление лица о виде и размере наказания не влияет на ответственность, так как находится за пределами умысла и неосторожности.
Таким образом, юридическая ошибка не изменяет квалификации фактически совершенного и от нее не зависят вид и размер назначаемого судом наказания.
Фактическая ошибка может относиться к объекту преступления. В этом случае лицо принимает один объект за другой и направляет на него свою преступную деятельность. Фактическая ошибка может заключаться и в ошибочном представлении об обстоятельствах, образующих объективную сторону состава преступления, в том числе относительно общественно опасных последствий деяния. Например, преступник наносит потерпевшему удар кулаком, предвидя возможность причинения лишь легкого вреда его здоровью, но потерпевший от удара падает на твердый предмет и умирает. Такая ошибка исключает ответственность за умышленное убийство, но допускает ответственность за убийство, совершенное по неосторожности.
Объективные причины появления юридических ошибок – сформулированы волей законодателя.
Субъективные причины появления юридических ошибок – сформулированы правоприменителем (судьей, следователем и другими). Субъектами правоприменения – правоприменителями – являются органы исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (при делегировании им полномочий) и т.п.
62. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
|
|
Правовое регулирование – это одна из форм воздействия права на общественные отношения с помощью специфических правовых средств — норм права, правоотношения, актов реализации права.
Категория «механизм правового регулирования» емка и многогранна, поэтому возможны разные подходы к ее трактовке, можно рассматривать разные структурные элементы в ее составе.
Правовое регулирование также определяется как главное, решающее выражение правовой действительности, результативное нормативно-организованное воздействие на общественные отношения при помощи правовых средств.
Механизм правового регулирования можно различать в узком и широком смыслах.
В узком смысле этот механизм включает только то, без чего невозможнорегулирование общественных отношений, а именно — императивное, властное их нормирование государством.
В широком смысле — вся совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих влияние на сознание и поведение субъектов, т.е. механизм юридической надстройки.
Следовательно, под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается собственно механизм правового регулирования, а в широком смысле — механизм правового воздействия.
Механизм правового регулирования (МПР) – система юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Основные структурные элементы МПР:
1. Нормы права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования. Излагаются в различных по силе нормативных правовых актах.
Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения:
o определяет круг субъектов, на которые распространяется ее действие;
o формулирует условия, при которых субъекты руководствуются ее предписаниями;
o раскрывает содержание правила поведения;
o устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.
Норма права – начальный элемент механизма правового регулирования (определяет его основу – направления правового поведения).
2. Акты реализации юридических прав и обязанностей – фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Через них достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются законные интересы управомоченных и обязанных лиц.
Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования.
Главная цель правового регулирования – установление такого порядка в общественной жизни, который максимально соответствует предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.
К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм:
o по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;
o опирается на возможность применения принудительной силы государства;
o имеет пределы воздействия на общественные отношения;
o обладает определенным содержанием и направленностью, которые выражаются в том, что механизм правового регулирования направлен на: упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений; содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство;
|
|
o осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т. д.;
o характеризуется стадийностью действия;
o обладает эффективностью, которая зависит как от объективных, так и субъективных условий и факторов.