Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», их значение в педагогической деятельности. Алгоритм решения педагогической задачи

Если замысел воспитателя конкретно целенаправлен и в нем определен наиболее целесообразный путь достижения цели, то реализация замысла вызывает у детей желаемые мысли и чувства, стимулирует и активизирует их деятельность в нужном направлении. Иными словами, возникает ситуация, в которой дети оказываются в атмосфере педагогически целесообразных отношений друг к другу, себе, объекту деятельности. А ситуация, содержание которой предопределено замыслом педагога, – есть истинно педагогическая ситуация. Воспитательный процесс под руководством А. С. Макаренко складывался преимущественно из нужных педагогических ситуаций, характеризовался желаемым «мажорным тоном и стилем» в коллективе. Заранее намечаемые им упражнения в поведении, перспективные линии, традиции, структура коллектива, его собственное поведение, элементы игры в повседневной жизни колонистов и многие другие факторы обусловливали именно те ситуации, которые способствовали формированию нужных моральных качеств у воспитанников. Создавая множество ценнейших ситуаций в жизни коллектива, он ставил воспитанников в такие условия, при которых нужно было проявить волю, смелость, сдержанность и т. д. «Наш путь единственный, – писал А. С. Макаренко, – упражнение в поведении, и наш коллектив – гимнастический зал для такой гимнастики».1 Именно в ситуациях, создаваемых с тем или иным педагогическим прицелом, добивался определенных результатов В. А. Сухомлинский. Он ставил детей в условия, которые способствовали раскрытию и развитию лучших сторон психики ребенка. «Школа под голубым небом», «уголок мечты», «путешествия в мир труда», «слушание музыки природы», «путешествия по земному шару», «комната сказок», «остров чудес», «уголок красоты» – это далеко не полный перечень создаваемых В. А. Сухомлинским педагогических ситуаций. Термин «задача» используется в разных науках и трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; как поручение, задание; как вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; как проблема и т. п. В современной педагогике наиболее часто применяются следующие определения. 1. Под педагогической задачей понимается цель, к которой стремится педагог, и способ ее достижения. 2. Педагогическая задача – это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса. 3. Педагогическая задача – это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. 4. Педагогическая задача – это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Подход к рассмотрению структурных компонентов педагогической задачи в современной науке неоднозначен. Рассматривая ее как элемент педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты: а) педагоги; б) воспитанники; в) содержание; г) средства. Если рассматривать педагогическую задачу как систему, то обязательными ее компонентами являются исходное состояние предмета задачи и желаемая модель конечного состояния. Предметом педагогической задачи могут выступать все педагогические характеристики, которые подвержены количественным и качественным изменениям (материальные и идеальные). Трудность задачи является субъективной характеристикой. Она описывается такими неформальными признаками, как новизна, неожиданность и проблемность. Специфика педагогической задачи состоит в особенности ее решения. Как отмечает С.Г. Костюк, педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся, их деятельности. Специфика педагогической задачи заключается еще и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом. В педагогической науке принято классифицировать педагогические задачи по следующим основаниям: • в соответствии с временным признаком – стратегические, тактические, оперативные; • в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе – дидактические, воспитательные; • в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические. Стратегическими называют педагогические задачи, вытекающие из общей цели образования. Они формируются в виде ряда представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития, и определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. Тактические задачи – это стратегические задачи в реальном педагогическом процессе. Они приурочены к определенному этапу решения стратегических задач, но сохраняют свою направленность на итоговый результат образования. Оперативные задачи – это педагогические задачи, которые встают перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности. Дидактические задачи направлены на управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Они подразделяются на учебные (на решение которых направлены действия, составляющие учебную деятельность) и критериальные (которые должен научиться решать ученик, описание которых дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся). Воспитательные задачи призваны управлять процессом воспитания подрастающего поколения. В общем случае они подразделяются на задачи социального, умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания. Собственно педагогические задачи связаны с изменением личности ученика, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости. Функционально-педагогические задачи направлены на выбор форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач. Рассматривая вопрос о решении педагогической задачи, необходимо отметить, что оно является общим для всех вышеперечисленных типов педагогических задач. В качестве этапов решения педагогической задачи выступают: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3) процесс решения; 4) анализ результатов решения. Различают процесс и способ решения педагогической задачи. В.А. Сластенин предлагает под способом понимать некоторую систему последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к ее решению, а под процессом – реализацию некоторого способа как «фрагмента функционирования решателя», осуществляемого им при решении задачи или с целью ее решения. Выделяют продуктивный и непродуктивный процессы решения педагогической задачи. Способ ее решения в большинстве случаев нейтрален и по своей специфике может быть обязательным, рекомендуемым, запрещенным. При решении педагогической задачи возможны получение не только прямого, но и побочного результата, а также соотношение предметного и воспитательного результатов.

Сущность, цели, средства, условия педагогической поддержки. Затруднения (проблемы) средних и старших школьников, требующие педагогической поддержки учителя и классного руководителя.

Под педагогической поддержкой понимают деятельность педагогов, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных: • физическим и психическим здоровьем; • успешным продвижением в обучении; • эффективной деловой и межличностной коммуникацией; • жизненным самоопределением (нравственным, гражданским, профессиональным и т.д.)» (академик О. С. Газман) Цель педагогической поддержки: становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят. Другими словами, чтобы он учился не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлял над ней. Направления педагогической поддержки • Оказание помощи обучающимся в принятии решений и решения проблем. • Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации. • Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чьё-либо давление. • Координация работы с детьми внутри и вне школы. Основные формы педагогической поддержки • Диагностическая работа. • Составление и реализация индивидуального учебного плана. • Индивидуальная консультативная и профилактическая работа с обучающимися. • Педсоветы, методические семинары. • Психолого-педагогический консилиум. • Родительский лекторий. • Дискуссионный клуб старшеклассников.• ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; • самореализация педагога - в творческой самореализации ребёнка; • всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; • все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; • не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; Принципы педагогической поддержки• дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание -- диалог культур; • не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; • доверяя - не проверяй! • признавай право на ошибку и не суди за неё; • умей признать свою ошибку; • защищая ребёнка, учи его защищаться. Виды педагогической поддержки • по степени участия взрослого мы выделяем непосредственную и опосредованную поддержки; • по времени оказания: опережающую, своевременную поддержки, предупреждающее последействие; • по длительности: единовременную, пролонгированную, дискретную поддержку. Непосредственная поддержка практикуется педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом. Целью является конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Опосредованная поддержка осуществляется педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это способ натолкнуть растущего человека на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Суть опережающей поддержки состоит в том, что ученики получают от педагога «информацию для размышления», повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. Своевременная поддержка осуществляется непосредственно в момент возникшей потребности ученика в поддержке, по его запросу или же по внешним признакам надвигающейся на ребенка опасности физического или психологического планов. Поддержка предупреждающее последействие оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий. Единовременная поддержка оказывается в том случае, когда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой и ему нужен только первоначальный педагогический импульс. Пролонгированная поддержка используется педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на его практически ежедневные обращения к классному воспитателю или же, если этот процесс длителен по своей сути, но требует наблюдения со стороны взрослого человека. Дискретная поддержка уместна время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: