Индивид, личность, индивидуальность. Понятия «Я-реального» и «Я-идеального» в контексте гуманистических представлений о личности

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности. Понятие совмещаемости различных компонентов личности, не требует большего числа подобных друг другу характеристик. А подобное несоответствие допускает одновременно наличие и одного, и другого, противоположного, то есть допускает присутствие сходства и различий. Подобные допуски в понятии свидетельствуют о том, что сама конструкция субстанции соответствия строится из двух качественно разных основ. Одна - из одинаковых параметров, другая - из отличительных показателей, которые выражают неповторимую индивидуальность сравниваемых форм или процессов. То есть понятие соразмерности, обязательно выделяет все индивидуальные качества сравниваемых единиц, например Я-реальное и Я-идеальное, и обособляет их, сохраняя уникальность [20 с. 115]. В моделях личности основополагающей концептуальной единицей выступает: Я - реальное, Я - идеальное и самоактуализация. Как определяют Я-реальное Б. Г.Мещерякова и В. П. Зинченко в большой психологическом словаре (Real self) - каким я, как мне кажется, являюсь на самом дел е. А Я-идеальное - каким я хотел бы и/или должен стать.[5 с 636] Я-идеальное (Ideal self)– представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Я-реальное мотивирует текущую активность, детерминирует выбор ближайших целей, обусловливает выбор ближайших целей, предопределяет уровень притязаний, определяет особенности общения с людьми задает направление выбора стратегии адаптации и жизненных стратегий. Я-идеальное необходимо для сохранения самоуважения, мотивирует деятельность человека, определяет выбор социальных статусов и ролей, определяет долгосрочные цели и средства их достижения. То есть к Я- идеальному пытается приблизиться Я-реальное. Уровень различий между Я-реальным и Я-идеальным характеризует уровень рассогласованности личности. Если сходство невелико, то рассогласованность выступает в виде двигателя личностного развития. Высокий уровень рассогласованности, при Я-идеальном выражающем повышенное самолюбие, самомнение, нездоровую амбициозность, как правило становится причиной развития психических заболеваний [4]. Переход от Я-реального к Я-идеальному, освобождение себя от неприемлемой части себя понимается К. Роджерсом как процесс. Этот процесс и есть процесс личностного роста, то есть развития. Закономерности этого процесса, его движущие силы, факторы, ему способствующие, - вот круг вопросов, которые преимущественно рассматривались. К. Роджерсом как представителем гуманистической психологии [9]. Основываясь на данной теории В. Н. Дружинин, считает, что Я - реальное и Я - идеальное, как понятия не имеют четко определенных лексических рамок в научном смысле. Внеся новое положения в теорию, В. Н. Дружинин утверждает, что параметры определения их согласованности/рассогласованности могут существовать в анализе самооценке индивида. Высокие показатели согласованности -подтверждают наличие достаточной гармонии Я - реального и Я-идеального (самооценка в пределах нормы). При высокой степени рассогласованности (самооценка ниже пределов нормы) выявляется высокий уровень тревожности, наличие неврозов. В подходе Х. Ремшмидта, за основу которого взят психоаналитический взгляд, который рассматривает Я - идеальное, как часть внутриличностных развитий. Я - идеальное часто становится центром аффективных переживаний, это выявляется при помощи внутриличностной диагностики. Подобные исследования показывают наличие у страдающих неврозами конфликт между Я - идеальным и Я - реальным. Он выражен в большей степени, чем у индивидов со здоровой психикой. Индивид испытывает чувство неполноценности, как знак фрустрированности. В структурную цепь защитно-психологического устройства включено Я - идеальное. Задача подобной стратегии - это поддержка всесторонне положительных самоотношений в ключе Я-концепции[15]. Х. Ремшмидт психологическую защиту рассматривает, как реакцию, при которой индивид научится приспосабливаться и стремиться использовать защиту неосознанно. Подобные реакции вырабатываются для защиты своей внутренней психической модели, защиты своей Я - концепции от деструктивных факторов (гнев, тревоги, конфликты), которые индивид воспринимает опасными. Восприятие собственного «я» искажается под влиянием защитных механизмов, также на него влияют мотивы, цели, установки, которые ставит перед собой человек. В исследованиях выделяются две функции самопрезентации[11]: 1) самопрезентация предпринимается ради самопонимания. Человек стремится согласовать представление о себе со своим поведением; 2) публичное распространение образа «Я». Главное в этой функции - защита самоотношения и обеспечение успешного социального взаимодействия. Самопрезентацию индивида на две стратегии разделяет А. А. Боделев: - «ублажающая» направлена на то, чтобы представить себя в благоприятном свете и получить одобрение окружающих; - самоконструирующая направлена на поддержание и укрепление идеального «Я», так как вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в идеальное «Я» субъекта. Самосознание, как ведущая функция регулирует часть поведения личности. А.А. Бодалев считает, что тандем межличностностных и внутриличностных знаний и самооценка человека является психологической основой поведения личности [7 с 147]. Я-реальное Дж. Фэйдимен и Р. Фрейджер в своих работах называют Я-материальное (Material self). Они считают что Я-материальное — это слой включающий в себя предметы, с которыми человек идентифицирует себя как личность. В Я-реальное (материальное) состоит не только из семьи, но так же его друзей. Насколько человек идентифицирует себя с другими людьми или предметами, настолько они являются частью его Я-образа[20]. Как компоненты личности Я-реальное и Я-идеальное находясь в согласованности между собой, несут положительное развитие личности, но это явление в полом объеме практически никогда не прослеживается в длительной динамике развития человека. При незначительных несоответствий между различными компонентами в Я-концепции возникает кризис. Подобный кризис может развиваться по двум направлениям – положительной рефлексии индивидом своих поступков и мотивов или же снижению самооценки. Множественные кризисы, вызванные проблемами между Я-реальным и Я-идеальным влияние окружающей среды, социума вносят деструктивные изменения в Я-концепцию личности, что приводит к нарушению психоэмоционального состояния личности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: