Риторика как наука об искусстве речи и способах речевого воздействия. Основные законы риторики. Роды и виды красноречия. Подготовка выступления

Риторика – наука, которая изучает приемы и этапы создания речи с учетом той цели, которую решает эта речь. Для того чтобы выступать, нужна подготовка, особенно в том случае, когда опыт публичных выступлений невелик.

3 фазы публичного выступления:

1) Докуммуникативная. Предполагает а) инвенцию (изобретение, нахождение предмета речи), б) диспозицию (расположение) в) элофуцию (вербальная часть выступления, обеспечение словесной выразительности речи). Этих трех пунктов достаточно, если необходимо создать письменный текст. г) меморио (запоминание, заучивание текста наизусть). Для античной риторической традиции меморио был стандартом; речи не только учили, но и репетировали, при этом выступающим не всегда был автор текста. Для создания текста привлекались специалисты логографы (сейчас спичрайтеры).

2) Коммуникативная. Произнесение. Исторически почти актерское воспроизведение текста с активным использованием мимики, жестов, возможностей голоса. Сейчас, наоборот, от речи требуют естественность, она должна имитировать спонтанность.

3) Посткоммуникативная. Отсутствует в классических риториках хотя является важной, потому что предусматривает оценку выступления самим оратором или его оппонентом.

Инвенция – предполагает выбор темы. Формулируется словом, словосочетанием или небольшим предложением. При выборе учитывается её соответствие уровню знаний аудитории иди адресата, ситуативную уместность, готовность аудитории воспринимать эту тему от этого адресанта.

Считается, что непременное условие удачного выступления – выбор такой темы, которая будет интересна обеим сторонам. 3 группы интересов:

  • основные(затрагивают главные вопросы, страхи, то есть вопросы жизни и смерти, здоровья, семьи, благосостояния)
  • групповые(лучшие для выбора темы)
  • злободневные.

После определения темы устанавливается цель.

Цельожидаемый эффект воздействия на аудиторию. По цели выделяются 3 вида речей:

  1. Информационная (сообщает новые сведения)
  2. Агитационная (воодушевляет, убеждает и/или побуждает аудиторию к действию)
  3. Развлекательная (обеспечивает комфортность коммуникации)

Речевое воздействие -воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.

По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздействие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду.

По установке на речевые действия, по типу речевых действий, различаются следующие виды речевого воздействия:

социальное (социальные неинформационные речевые акты, предполагающие виртуального адресата, клишированные высказывания: приветствия, клятвы, молитвы);

волеизъявительное (речевые акты выполнения воли адресанта: приказы, просьбы, отказы, советы и т.д.);

информационно-разъяснительное (речевые акты, несущие информацию и ее толкование: объяснение, доклад, сообщение, признание);

эмоционально-оценочное (речевые акты, устанавливающие общественные морально-правовые, межличностные субъективно-эмоциональные отношения: порицание, похвала, обвинение, оскорбление, угроза).

Способы речевого воздействия:

Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой задачи, логическое доказательство, вместе с эмоциональным давлением, призванное обеспечить сознательное принятие реципиентом системы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения.

Внушение (суггестия) - воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение за счет ослабления контролирующей функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствия целенаправленного активного понимания.

Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта - помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

Отбор материала основывается на личном опыте и размышлении, на работе с литературой и на учете авторитетных мнений для выступающего и аудитории. При отборе следует учитывать, что он должен быть конкретным (принцип конкретности). После определения цели – план речи и определение характера аргументации.

Диспозиция реальности в композиции текста. Максимальная композиция состоит из 5 частей:

  1. Установление контакта с аудиторией
  2. Вступление
  3. Основная часть
  4. Заключение
  5. Концовка

1 и 5 части можно опустить.

Элокуция – предполагает обработку конспекта в соответствии с требованиями, предъявленной к хорошей речи. Реализуя этот этап необходим учет принципа эмоциональности и принципа удовольствия.

Меморио – предполагает выбор из большого числа тактик: выучить текст наизусть, подготовить карточку, которая будет опорой при воспроизведении, подготовить список ключевых слов. После этой части речь рекомендуется репетировать – сначала перед зеркалом, потом перед приятным слушателем.

Недостатки звучащей речи:

v Неравномерное чередование гласных и согласных/глухих согласных: для русского языка считаются труднопроизносимыми внешние зияния (У Тани и Оли), для русской артикуляционной базы стечение четырех согласных вызывает явные сложности (здравствуйте)

v Явное предпочтение в речи отдано коротким словам (речь воспринимается как напряженная и агрессивная). Предпочтение, отданное слишком длинным словам, делает речь вялой, малоэнергичной.

v Насыщенность речи причастиями, возвратными глаголами и тд, то есть словами, содержащими шипящие и свистящие (для эстетики русского восприятия эти звуки кажутся неблагозвучными)

v Возникновение непреднамеренной рифмы

Роды и виды красноречия:

Род красноречия – область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного предмета речи и специальной системой его разбора и оценки

Роды и виды красноречия:

Ø Социально-политическое(выступление на социальную, политико-экономическую, социально-культурную темы, а также доклады на съездах, собраниях; дипломатические речи и тд)

Ø Академическое (объединяет речи, способствующие формированию научного мировоззрения,аргументированность)

Ø Судебное (выступления, нацеленные на эффективное воздействие на суд)

Ø Духовное (произносят для прихожан и которая соединяется с церковным действием). Выделяют официальную речь, которая адресована служителям церкви или другим лицам

Ø Социально-бытовое (юбилейная, застольная)

Личность оратора:

При обеспечении эффективности воздействия на аудиторию чрезвычайную ценность имеет личность выступающего, о чем неоднократно писали еще в античные времена. В связи с этим, основные требования, предъявляемые к выступающему, стабильны:

1) Профессионализм, то есть качественная разработка темы

2) Обаяние. Близко к понятию «харизма», то есть ощущаемое аудиторией воздействие умение быть похожим на аудиторию, при это сохранять собственную индивидуальность

3) Артистизм. Творческое воспроизведение речи, важно наличие манеры держаться, свойственной только данному оратору.

4) Уверенность. Выступающий должен продемонстрировать аудитории, что он имеет право на доминирование. Уверенность приходит с опытом

5) Дружелюбие. Агрессивное поведение оратора вызывает ответную агрессию

6) Искренность. Выступающий сам должен верить в то, оч ем он говорит

7) Объективность. Отсутствие преднамеренного изменения реального положения дел

8) Увлеченность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: