Основополагающими принципами при организации обслуживания бронетанковой техники в составе подразделений в настоящее время являются:[10]
v планово-предупредительное проведение работ в соответствии с действующей системой технического обслуживания;
v выполнение полного объема работ любого вида обслуживания;
v независимое (автономное) обслуживание машин силами и средствами экипажей;
v первоочередное выполнение на всех машинах (при всех видах обслуживания) работ, обеспечивающих возможность их движения и ведения огня; проведение ежедневного технического обслуживания, как правило, одновременно на всей бронетанковой технике подразделения; выполнение работ номерных видов обслуживании, кроме работ по дозаправке топлива и пополнению боекомплекта, поочередно в подразделениях части с таким расчетом, чтобы не менее 2/3 машин части постоянно находилось в состоянии готовности выполнять боевую задачу в пределах неснижаемого запаса топлива в баках (соблюдение принципа побатальонного использования полковых подвижных средств); [Примером таких работ являются: промывка фильтров, замена масел; траков и опорных катков, текущий ремонт системы охлаждения, связанной со сливом охлаждающей жидкости и других работ, исключающих подготовку объекта к движению в пределах времени, отводимого на контрольный осмотр.
|
|
v Выбор конкретного варианта заправки военизированной техники топливом и маслом определяется условиями местности, обстановки, количеством заправляемых машин и потребностью их в топливе и масле.
v Максимальное использование для обслуживания подвижних средств и привлечение к выполнению работ специалистов отделений технического обслуживания и ремонтных мастерских;
Проведение технического обслуживания при подготовке к бою или маршу, по выполнении боевых задач, поставленных на день боя или марша, при выводе подразделений во второй эшелон или резерв, а также при ремонте поврежденных машин.
Техническое обслуживание в ходе боевых действий ведется по принципу «средства обслуживания — к обслуживаемым машинам».
Решающее влияние на формирование сил и средств, привлекаемых к обслуживанию машин, оказывают:
v время, выделяемое для проведения технического обслуживания;
v требования высокой боеготовности и боеспособности;
периодичность и объемы технических обслуживаний современной бронетанковой техники.
К организационным мероприятиям при подготовке к проведению технического обслуживания машин в составе подразделения относятся:
v распределение обязанностей между членами экипажа и специалистами отделений технического обслуживания и ремонтных мастерских при обслуживании;
|
|
v установление определенной цикличности и технологии (последовательности) выполнения работ при обслуживании группы БТТ;
v составление временного графика использования средств обслуживания и привлекаемых специалистов.
При организации обслуживания машин важно правильно определить объем необходимых работ, учитывая предполагаемый характер боевых действий (глубину задачи и темпы продвижения). Вид обслуживания и объем необходимых дополнительных работ должны обеспечить надежную работу машин на всю глубину поставленной задачи и максимально сократить потребность в проведении плановых работ непосредственно в ходе боевых действий.
На всех ВВТ при подготовке к ведению боевых действий проводится такое номерное техническое обслуживание, периодичность которого перекрывала бы вероятный пробег машин. Кроме того, проводятся дополнительные работы, связанные, с особенностями эксплуатации в данной местности и времени года. Отдельные машины, минимальный межремонтный срок работы которых истекает в ходе боевых действий, должны быть подвергнуты углубленной проверке технического состояния на предмет возможного продления межремонтного срока работы без ремонта или после замены отдельных узлов (агрегатов).
Для определения потребности в техническом обслуживании машин необходимо знать, когда в последний раз проводилось очередное техническое обслуживание № 1 или 2, сколько километров пройдено после этого, и рассчитать возможный расход моторесурсов при выполнении поставленной боевой задачи. Расчет предлагаемого расхода моторесурсов производится заместителем командира по технической части на основании полученной задачи. Если подразделению предстоит совершить марш, то измеряется протяженность маршрута по карте.
Полученная величина не всегда будет равна действительному пробегу машин. Разница между действительным пробегом машин и длиной маршрута, измеренной по карте, учитывается с помощью коэффициента увеличения длины маршрута (топографического коэффициента). Величина этого коэффициента зависит от характера местности и масштаба карты, по которой измеряется маршрут
При ведении боевых действий расход моторесурсов танками и другими машинами, непосредственно участвующими в бою, зависит от глубины задачи, которую можно измерить по карте. Однако эта величина также не равна действительному пробегу БТТ так как на поле боя БТТ двигаются не прямолинейно, а маневрируют. При этом интенсивность маневра машин зависит от характера боевых действий, степени подготовленности обороны противника, наличия различных инженерных сооружений и огневых средств, применения ядерного оружия и других факторов.
Коэффициент, учитывающий все факторы, принято называть коэффициентом маневра.
Величины коэффициента маневра для некоторых видов боевых действий, определенные по опыту Великой Отечественной войны, боевых действий в Республике Афганистан, других локальных конфликтах, учений и ряда научных исследований.
4.1 Основные принципы использования подвижных средств технического обслуживания и ремонта при обслуживании объектов бронетанковой техники
Для повышения качества обслуживания техники, облегчения труда экипажей и сокращения сроков проведения работ при техническом обслуживании в войсках применяются средства технического обслуживания, которые подразделяются на групповые и индивидуальные.[14 - 16]
Индивидуальные средства — средства технического обслуживания, находящиеся в составе индивидуального комплекта ЗИП каждой машины (комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей).
|
|
Групповые средства — средства технического обслуживания, предназначенные для использования на группе машин. К групповым средствам относятся машины технического обслуживания (МТО), топливо-, масло- и водозаправщики, подвижная ремонтно-зарядная станция и др. Все эти средства предназначены для выполнения наиболее трудоемких работ по техническому обслуживанию и для устранения мелких неисправностей в полевых условиях. Такими работами являются: дозаправка машин топливом; заправка узлов и агрегатов маслами, специальными жидкостями и их смесями, смазками; обслуживание топливных, масляных и воздушных фильтров; проверка состояния и регулировка агрегатов, узлов и механизмов машин, а также их приводов управления, специального и общего оборудования; проверка, регулировка и обслуживание вооружения; устранение мелких неисправностей в системах силовой передачи, силовой установки, ходовой части, электрооборудования, специального оборудования (ПАЗ, ППО) и вооружения.
Техническое обслуживание машин обычно ведется в конце каждого дня боя после выполнения поставленных подразделению боевых задач. В это же время личному составу подразделений, которые готовятся к выполнению задач следующего дня, представляется время для принятия пищи и отдыха.
Время и порядок проведения технического обслуживания машин устанавливает командир части (подразделения). Заместитель командира по технической части определяет вид и объем обслуживания, планирует использование групповых средств, представляет заявки на необходимые эксплуатационные материалы, запасные части и дает соответствующие указания подчиненным офицерам и экипажам по организации и порядку выполнения работ.
Более сложной задачей является использование мастерских технического обслуживания (МТО). Как известно МТО являются многофункциональными подвижными средствами подразделений, предназначенными, главным образом, для выполнения трудоемких и сложных работ ТО-1 и ТО-2, которые не могут быть выполнены членами экипажей, а также для устранения неисправностей на образцах ВВТ различных видов техники. В современных МТО имеется не только высокопроизводительное смазочное и промывочное оборудование, комплекты инструментов для демонтажа – монтажа и ремонта, но и комплекты приборов для проверки состояния СУ, трансмиссии, вооружения и электрооборудования. [14 - 16]
|
|
Необходимо установить твердый порядок использования батальонных и части полковых сил и средств технического обслуживания и ремонта (особенно специалистов по обслуживанию и Ремонту ЭСО и вооружения).[16]
В состав экипажей МТО кроме личного состава, выполняющего демонтажно-монтажные работы входят также и специалисты по вооружению и спецоборудованию. Многофункциональность, наличие высокопроизводительного оборудования, разных специалистов обуславливают необходимость четкой организации использования МТО для достижения максимального эффекта. Правильное использование оборудования и личного состава МТО при проведении ТО-1 и ТО-2, позволяют сократить продолжительность обслуживания машин примерно на 25% по сравнению к обслуживающим этих же машин только с помощью ЗИП. Кроме того, МТО обеспечивает более высокое качество работ. [14 - 16]
Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Республике Афганистан, локальных конфликтов и многих послевоенных учений показывает, что обычно для проведения технического обслуживания может быть выделено не более 3— 4 ч в сутки. Этого времени достаточно для проведения ежедневного технического обслуживания и приведения машин в состояние готовности к последующему дню боевых действий. Провести же такие виды обслуживания БТТ как техническое обслуживание № 1 или 2, в полном объеме в один прием (после дня боевых действий) не представляется возможным. Поэтому работы по техническому обслуживанию № 1 или 2 для БТТ делятся на две группы и проводятся по частям вместе с ежедневным техническим обслуживанием в течение двух-трех суток. В этом случае на каждой машине в первую очередь проводятся те операции, которые наиболее необходимы для поддержания ее боеготовности. Очередность работ, исходя из технического состояния машин, определяют техники рот и командиры взводов. Такой метод обслуживания принято называть расчлененным.
При подготовке ВВТ подразделений к б/д наиболее рационально батальонные и полковую МТО-80 использовать в ротах поочередно или централизовано, с развертыванием специализированных постов. Одна часть постов развертывается в выносных палатках, а другая непосредственно на местности у обслуживаемых машин. На первом этапе МТО располагается на месте, в центре обслуживаемой роты. Например, два члена экипажа (электрик и мастер по вооружению) работают на БМП проверяя и обслуживая электрооборудование и вооружение. После окончания промывки фильтров начинается, если необходимо, 2-ой этап – поочередная смазка узлов Х4 с помощью агрегата АЗ-1Э или АЗ-1.
С использованием МТО-БТР-80, в зависимости от конкретных задач, развертывается частично или полностью. В том случае, если мастерская вынуждена частично перемещаться от одной обслуживаемой машине к другой (или от одной групп машин к другой), она развертывается частично. При длительном размещении мастерской на одном месте она развертывается полностью. Батальонная МТО завершив все работы в одной роте переезжает во вторую, а затем в третью роту. Полковую МТО в этих случаях целесообразно использовать для усиления батальонных средств.
Напряженность ведения боевых действий в современной войне может быть настолько высокой, что в отдельные периоды наступательной операции окажется невозможным специальное выделение необходимого времени на проведение полного объема технического обслуживания после выполнения боевой задачи. В таких случаях основными работами по обслуживанию машин должны быть дозаправка топливом и пополнение боеприпасами. Остальные работы технического обслуживания необходимо проводить при любой возможности, представляемой боевой обстановкой в период тактических пауз и затишья между боями, выводе во второй эшелон и т. д. Кроме того, обязательным должно быть проведение очередного технического обслуживания на всех поврежденных машинах, ремонтируемых как средствами частей, так и соединения.
Следует считать, что единовременное (непрерывное) предоставление практически необходимого времени (даже в течение нескольких суток) для проведения в полном объеме любого объема (вида) технического обслуживания. Нужно помнить о том, что подготовка основной массы военизированной техники к выполнению последующей боевой задачи значительно важнее текущий ремонт несколько их образцов военизированной техники. Однако, это не значит, что ремонтные средства не должны заниматься выполнением непосредственных задач. Данные вопросы решаются в зависимости от складывающейся обстановки по техническому обеспечению.
Иногда в ходе боевых действий, как показывает опыт ВОВ, члены экипажей прибегали и к такому приему – выполняли контрольно-проверочные и регулировочные работы ЕТО не дожидаясь выполнения задачи дня, используя для этой цели любые короткие паузы, передышки, остановки. По-видимому, и сейчас данный прием может оказаться эффективным, позволяющим обеспечить надежность машин на соответствующем уровне.
В ходе боевых действий других видов технического обслуживания, кроме КО и ЕТО, на основных образцах современных ВВТ выполнять не придётся. Периодичность проведения их плановых и номерных видов ТО достаточно велика и эти виды обслуживания будут проводиться в начале операции, и после ее завершения.
4.2 Распределение работ технического обслуживания между
экипажами и специалистами.
Решающее влияние на формирование сил и средств, привлекаемых к обслуживанию машин, оказывают:
v требования по обеспечению высокой боеготовности;
v установленные периодичность и объемы номерных технических обслуживании конкретных образцов бронетанковой техники.
Стремление сократить время простоя машин при обслуживании заставляет искать и применять различные организационные формы, в частности по использованию личного состава и средств технического обслуживания.
К числу организационных мероприятий, проводимых для сокращения продолжительности и повышения качества обслуживания, относятся:
v распределение обязанностей между членами экипажа и специалистами отделений технического обслуживания и ремонтных мастерских при обслуживании;
v соблюдение определенной технологии (последовательности) выполнения работ при обслуживании группы машин;
v составление расчета времени использования подвижных средств обслуживания и их оборудования.
Подвижные средства в первую очередь должны использоваться для выполнения таких работ технического обслуживания, которые не могут быть выполнены средствами возимых комплектов ЗИП машины и тех работ, для которых применение оборудования подвижных средств дает сокращение времени по сравнению с выполнением их средствами возимых комплектов ЗИП на одиночной машине. При этом время выполнения работ подвижными средствами технического обслуживания и ремонта (ПСТО и Р) или их комплексом не должно превышать среднее время работы экипажа.
Распределение работ технического обслуживания между экипажами и специалистами отделений технического обслуживания батальона и ремонтных мастерских полка, укомплектованных, а также используемое ими для выполнения операций обслуживания оборудование, инструмент и принадлежности/приведены в приложении.
Специалисты отделений технического обслуживания батальона и ремонтных мастерских полка должны привлекаться, как правило, только при проведении номерных видов технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2).
4.2.1 Расчет сил и средств, привлекаемых к техническому
обслуживанию.
В основу расчета использования подвижных средств технического обслуживания и ремонта (ПСТО и Р), а также привлечения специалистов при обслуживании танкового батальона должно быть положено условие, что время выполнения работ подвижными средствами технического обслуживания и ремонта или их комплексом не должно превышать среднее время работы экипажей (Тэ).[14 - 16]
Рассмотрим пример расчета для случая использования ПСТО и Р при техническом обслуживании укомплектованной БМП-2.
Устанавливаем объем работ технического обслуживания, который должен выполняться подвижным средством технического обслуживания и Ремонтном; время выполнения каждой, операции; количество специалистов, занятых в выполнении этих операций, и количество оборудования, потребного для выполнения этих операций на одной машине. [14 - 16]
Определяем среднее время работы экипажа (Тэ). Среднее время (ч) работы экипажа допускается определять как разность трудоемкостей полного объема обслуживания и операций или их отдельных переходов, выполняемых подвижным средством технического обслуживания и Ремонтом, отнесенная к числу экипажа:
, где
Wто – трудоемкость работ вида обслуживания;
Wср – трудоемкость операций (переходов), выполняемых ПСТО и Р;
n – число членов экипажа.
Значение трудоемкости подсчитывается по данным эксплуатационной или нормативно-технической документации (Руководства по техническому обслуживанию, Инструкции по эксплуатации и т.д.) с учетом времени обслуживания вооружения, в том числе снаряжения пулеметных лент, загрузка боекомплекта, чистка вооружения, проверка противотанковых устройств и т.д.
В настоящем примере среднее время работы экипажа определенно экспериментальным путем и составляет: при ЕТО – 1,7ч, при ТО № 1 – 3,3ч и при ТО №2 – 5,0ч.
Определяем требуемое количество основного оборудования для выполнения каждой операции на расчетном количестве машин. Расчет ведем по формуле:
где, Zi - количество основного оборудования для выполнения
каждой операции;
ti - время выполнения операции на одной машине;
N - количество машин для которых ведется расчет;
Тэ – среднее время работы экипажа при данном виде обслуживания.
Для расчета количества заправочных средств (операции К2) используется формула:
где, Z – количество заправочных средств;
Р – количество израсходованного топлива в заправках (0,8; 0,5 и т.д.);
Vм – заправочная емкость основных и дополнительных баков машины;
Vз – количество топлива, транспортируемого заправочным средством.
Расчет потребного оборудования для случая проведения номерных технических обслуживаний машинам мотострелковой роты.
Таким образом, для того чтобы подвижное средство технического обслуживания и Ремонта и специалисты могли выполнить все работы технического обслуживания батальона за среднее время экипажей на всех машинах батальона, они должны быть укомплектованы оборудованием.
Зная количество потребного оборудования и количество специалистов для обеспечения работы каждого из него, подсчитывается потребное количество специалистов для выполнения работ технического обслуживания на машинах батальона по формуле:
∑nб = n1Z2 + n2Z2 +... + nizi, где,
nб – общее количество специалистов для обеспечения работ технического обслуживания в подразделении;
n1, n2,..., ni – количество специалистов, потребное для обеспечения работы единицы оборудования каждого вида;
Z1, Z2,..., ZI – количество оборудования каждого вида.