Г.М. Маклюэн о роли СМИ в обществе на рубеже III тысячелетия

М. Маклюэн (1911-1980)- лингвист, канадский социолог, литературовед. Учившись на инженера, он вдруг пристрастился к филологии и риторике. Изучает их в Англии, в Кембридже.

Труды М. - «Механическая невеста. Фольклор человека индустриального века» 1951, «Галактика Гуттенберга» 1962, «Понимание средств общения» 1964, «Средство сообщения является сообщением» 1964, «Культура наш бизнес» 1970. В них М. представил свои философские воззрения и развил теорию коммуникационных технологий, являющихся основополагающими для становления и развития современного массового общества.

М. полагал, что существует прямая зависимость между развитием технологий, СМК и уровнем развития цивилизации. Выделил 3 этапа: 1. первобытная дописьменная культура (основанная на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окр. мира. На этом этапе жизнь общества детерминирована устными средствами коммуникации, 2. письменно-печатная культура (наступила эпоха дидактизма, индивидуализма и национализма, к-я породила «типографского и индустриального» человека, 3. электрический. Оно мгновенно связывает людей во всем мире, устраняет границу между днем и ночью, и превращает мир в одну «глобальную деревню» люди вступют в связь как будто они живут в одной деревне.. Под глобальной деревней имеется в виду все современное общество как оно воспроизводится с помощью «электрических» средств общения (ТВ, радио, кино ТВкоммуникаций). По М.М общ-во возвращается в первобытное состояние, где у человека возрождается естественное слухо-визуальное восприятие мира и коллективности. Электронные СМК: телеграф, телефон, телевидение и компьютер, считает он, являются продолжением нервной системы человека и преобразуют все стороны его психической и общественной жизни.

Маклюену принадлежит знаменитая фраза «medium is the message»(cpeдство сообщения и есть сообщение). Отсюда следует, что от нашего выбора как доставить сообщение - в устной форме, с помощью печатных СМИ, радио, ТВ или интернета, мы определяем форму и содержание самого сообщения. Особое внимание М. уделял ТВ, возникающему из множества точек и пятен, которое сталкивает на экране «все времена и пространства одновременно». Оно может из любого малозначимого события, пустяка создать сообщение всемирного значения. Из увиденного каждый складывает свою картинку в зависимости от жизненного опыта, образования, настроения, и даже степени внимания в конкретный момент. Маклюен предсказывал гибель «галактики Гуттенберга» и предвидел наступление эпохи интернета, он считал, что новые СМК способны стереть грань между городом и деревней, искусством и средой.

М. Разделил СМК на «горячие» и «холодные». К горячим, инф-но насыщенным, до предела «накаляющим» 1 чувство восприятия, отн., н-р, печатное слово, радио, фото. К «холодным», восполняющим недостаток инф-ции активным вовлечением потребителя в акт сопереживания – ТВ, картина, телефон.

(Особенность взглядов ММ – рассматривал технологии коммуникации в качестве решающего фактора процесса формирования любой соц-экономич., системы и типа общества. По Марксу – двигатель истории – классовая борьба, по Маклюену – смена технологий, которая, в свою очередь вызывает смену коммуникаций. До изобретения письменности чел-ка окружала только уст. речь. Изобр-е алфавита переключило центр восприятия со слуха на зрение. Лишь в условиях массового распр-я слова ст. возможными и предпринимательство и демократизация общества и т.д. Детонатором «взрыва технологий» стало гусиное перо, а эпицентром – изоб-е печ. станка Гуттенбергом.=> отчуждение человека – печать позволила чел-ку познавать мир индивидуально, вне коллектива. А «электр. цепь» сокрушила время и пространство, она заново восстановила всеобщий диалог в глобальном масштабе».

Будучи католиком, полагал что масс-медиа являются Посланием, ниспосланным человеку свыше.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: