Свойства знака как культурно-семиотического феномена

Исторические этапы формирования семиотики

Основы в трудах древних философов и логиков – 5 век до н.э.

Классики семиотики:

философы, логики, математики Пирс, Моррис, У.Эко

Психологи: Жан Пиаже, Лев Выготский, Николай Вжинкин.

Литературоведы: Михаил Бахтин, Ролан Барт, Юрий Лотман, Цветан Тодоров.

Антропологи и этнологи: Бронислав Малиновский, Клод Левистросс, Виктор Тернер.

Фольклористы: Владимир Пропп, Елизар Мелетинский, Григорий Пермяков.

Лингвисты: Соссюр, Якобсон, Вячеслав Иванов, Борис Успенский.

Историки религии, культуры и искусства: Павел Флоренский, Алексей Лосев, Мишель Фуко, Александр Пятигорский.

Режиссеры театра и кино: Эзинштейн, Всеволод Меерхольд, Пьер Пазолини.

Романисты и эссеисты: Хорхе Луис Борхес, У. Эко.

20 век – вырабатывается теория семиотики, категориальный аппарат и собственная методология. Но исследования еще весьма разнородны.

1990-2000е статус научной дисциплины.

  1. Структура семиотики культуры. Междисциплинарный характер семиотики культуры. +1 вопрос

Знаковые аспекты всех видов коммуникаций составляют предмет семиотики. При этом в ее предмет входит не содержание процесса Коммуникации, а их знаковое воплощение – закономерности семиозиса (знаковости означивания)

Общие принципы знак теорий сформировались на основе анализа свойств естественного яз-а одновременно разными науками, в конкретных специфических для каждой отрасли целях. Это позволяет разграничивать знаковые теории по сферам (Философской, Психологической, Логико-математической, лингвистической).

В обзорах современной С к ее классикам относят философов, логиков, математиков (пирс, Чарльз моррис), психологов (Пиаже, Выгодский, Жинкин), литературоведов (Лотман, Бар, Бахтин), антропологов и этнологов (Малиновский, ЛевиСтросс, Тернер) фольклористов (Пропп, пермяков), лингвистов (Соссюр, Якобсон, иванов), историков религии, культуры и искусств (Фиоренский, Лосев, Фуко, Пятигорский), режиссеров театра и кино (Мейерхольд, Эйзенштейн, Пазолини), романистов и эссейстов (Умберто Эко, Борхес) и др. Не один представленный в С эмпирический объект не принадлежит только С.

Свойства знака как культурно-семиотического феномена.

Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве заместителя другого предмета или другого свойства и используемый для получения, хранения и передачи информации.

Свойства знака:

1.Главное свойство знака – двусторонний характер: каждый знак имеет ПВ и ПС.

2. Коммуникативность: собственно знаки и квази-знаки. Знак передает информацию.

3. Условность – мотивированность/немотированность.

4. Системность – способность языкового знака функционировать в качестве элемента языковой системы.

5. Обобщенность – способность обобщать, при которой знак может замещать не только предмет, но и класс однородных предметов.

6. Социальность – понятен определенному языковому коллективу.

7. Историчность – способность быть датированным или соотноситься с определенной эпохой.

8. Единство объективной картины мира и личного переживания.

Виды знаковых систем:

1. изолированные знаки/неизолированные или системы. Изолированные знаки или внесистемные знаки = окказиональные знаки (создаются для определенного случая).

2. простые семиотики/сложные. В простых системах отсутствуют подсистемы. В сложных – 2 и более подсистем (синонимический ряд, антонимы). Арабские цифры 0-9 – простая знаковая система; дорожные знаки – сложная.

3. одноуровневые/многоуровневые. В многоуровневых присутствует иерархия знаков, знаки более высшего уровня могут комбинироваться. Знаки одного уровня могут комбинироваться и образовывать новые знаки. Одноуровневые (дорожные знаки) – помещенные рядом знаки не образуют нового знака, их расположение не влияет на их содержание. В одноуровневых системах отсутствуют правила комбинирования знаков.

Простые одноуровневые: эмблемы вооруженных сил, флаги членов ООН.

Простые многоуровневые: арабские цифры, нумерация домов (дом+улица).

Сложные одноуровневые: дорожные знаки, семиотика географической карты.

Сложные многоуровневые: естественный язык, музыка, кино, литература.

4. одноканальные- музыка, живопись - (включают один канал восприятия)/ многоканальные

Выделяют 3 сферы знаковых систем:

1. по способу возникновения: естественные языки

2. по принципу возникновения: искусственные языки (язык жестов, эсперанто, авторские языки)

3. вторичные моделирующие системы (язык искусства, литературы возникают на базе первичного языка)

Функции знаковых систем (частных семиотик):

1. коммуникативная – обусловлена установкой на референта

2. познавательная

3. эмоционально-экспрессивная

4. регулятивная - на первый план выходит адресат – получатель информации (призывно-побудительная)

5. магическая

6. фатическая (установление контакта)

7. метаязыковая

8. эстетическая (поэтическая) – направлена на само сообщение с точки зрения красоты

9. консолидирующая – мифы и религия укрепляют сообщество. Укрепление власти короля.

· Семиотика царской власти: печать, жезл, держава

· семиотика окружения монарха, свита

10. креативно-моделирующая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: