Предмет, с-ма и значение курса «Судоустройство»

Обеспечение законности и Ппорядка в стране, борьба с преступлениями и др Пнарушениями, охрана прав и законных интересов граждан, гос и негос организаций, общественных объединений и иных участников Потношений составляет одну из главных функций гос-ва (Похранит функцию). Похранит функция в РБ, как и в любом др гос-ве, реализуется посредством деят-ти судов и Похранит органов. С-ма, состав, структура, порядок образования, история учреждения судов и Похранит органов РБ, а также ряда гос-в ближнего и дальнего зарубежья, правовые основы их организации и деят-ти, задачи, функции, компетенция, формы и методы работы, правовой статус раб-ков соответствующих органов освещаются в курсе (дисциплине) «Судоустройство». Приведённые компоненты составляют предмет курса «Судоустройство». Таким образом, дисциплина «Судоустройство» - это учебный курс, изучающий теорию судебной и Похранит деят-ти гос-ва, организацию, компетенцию и деят-ть судов и Похранит органов РБ и зарубежных гос-в.

С-ма курса «Судоустройство» традиционно подразделяется на 3 части: общую, особенную и специальную. В общей части приводятся сведения об основополагающих вопросах и понятиях курса (о предмете и с-ме курса, о правовых источниках курса, о Похранит деят-ти, о суде и суд власти, о Похранит органах и органах юстиции, о Псудии, о конституционных основах суд власти и др). В особенной части подробно, в виде отдельных тем излагается современная организация и деят-ть суда и конкретных Похранит органов РБ, а также история их образования и развития. Спец часть посвящена вопр устройства судов и Похранит органов зарубежных гос-в.

Основное знач дисциплины «Судост-во» проявляется в том, что она явл необходимым вводным курсом, представляющим изучение студентами др юр наук (гражданский процесс, уголовный процесс, прокурорский надзор и др). Во-вторых, дисциплина «Судоуст-во» способствует овладению юр языком и юр терминологией. В-третьих, - прививает навыки работы с НПА.

2. Соотношение курса «Судоуст-во» с др юр дисциплинами.

«Судоуст-во», являясь частью общей с-мы подготовки юр кадров, находится в тесной связи и взаимодействии с др учебными дисциплинами. Прежде всего это относится к дисциплине «Конституционное право», которая наряду с др вопросами освещает место и роль суд власти, суда и Похранит органов в с-ме гос власти и гос аппарата.

Связь курса «Судоуст-во» с курсом «Админ право» определяется тем, что последний изучает исполнительно-распорядительную деят-ть органов исполнит власти гос-ва. К этим органам относится и часть Похранит органов (Минюст, МВД и др).

Весьма тесна связь курса «Судоустр-во» с дисциплинами «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Хоз процесс», «Прокурорский надзор». Эти дисциплины объединяет прежде всего предмет изучения – правовые нормы, регулирующие деят-ть суда, прокуратуры, органов предварит расследования и др Похранит органов при предварит расследовании УД и их рассмотрении и разрешении в суде, при рассмотрении и разрешении гражданских и экономических споров, при осущ прокурорского надзора.

Определённая связь существует между курсом «Судоуст-во» и курсами «общая теория гос-ва и права», «История гос-ва и права Беларуси». Это обусловлено тем, что изучение многих вопросов организации и деят-ти суда и Похранит органов, истории их становления и развития требует от студентов общетеоретических и исторических знаний.

3. Понятие о правоохранит деят-ти, правоохранит органах и юстиции.

Гос-во для решения стоящих перед ним задач осущ различные функции, одной из которых явл правоохранит функция. Правоохранит функция – это направление деят-ти гос-ва по обеспечению правопорядка и законности, защиты прав и законных интересов участников правовых отношений, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений. Правоохранит функция гос-ва реализуется посредством правоохранит деят-ти. Различают правоохранит деят-ть в широком и узком смысле слова. Все гос органы и должностные лица в той или иной степени, в пределах своей компетенции занимаются правоохраной, тем самым, осуществляя правоохранит деят-ть в широком смысле слова (общая правоохранит деят-ть). Правоохранит деят-ть в узком смысле слова – это специализированная деят-ть по правовой охране общественных отнош, осуществляемая специально созданными для этого судами и правоохранит органами (спец правоохранит деят-ть). Предметом изучения курса «судоустройство» явл специальная правоохранит деят-ть. Правоохранит деят-ти присущ ряд специфич черт:

- назначение правоохранит деят-ти заключ в том, что она направлена как на охрану и защиту прав и законных интересов участников правовых отнош, так и на обеспечение выполнения ими своих обязанностей;

- правоохранит деят-ть осуществляется только на основании предписаний НПА, а также в установленной процесскальной форме;

- правоохранит- правоохранит дея-ть осущ-ся спец уполномоч на то субъектами – судами и правоохранит органами;

- как правило, правоохранит деят-ть связана с применением юр мер воздействия, к которым относятся меры гос принуждения и взыскания.

В действующем зак-ве отсутствует определение понятия «правоохранит деят-ть». С учётом приведённых характерных черт рассматриваемой деят-ти правоохранит деят-ть можно определить, как предусмотренную зак-вом и осуществляемую в определённом процессуальном порядке деят-ть судов и правоохранит органов по охране прав и законных интересов участников правовых отношений и обеспечению выполнения ими своих обязанностей, связанную, как правило, с применением юр мер воздействия. В зав-ти от стоящих целей и задач правоохранит деят-ть подразделяется на ряд направлений (функций). К числу таких направлений относятся: 1) суд контроль за конституционностью НПА в гос-ве; 2) правосудие; 3) организационное и материально-техническое обеспечение деят-ти судов; 4)управление в области юстиции; 5) прокурорский надзор; 6) выявление и расследование преступлений; 7) охрана общественного порядка и обеспечение гос безопасности; 8) оказание юр помощи и юр услуг физических и юр лицам и иным субъектам правоотношений.

Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) гос органов, уполномоченных осуществлять деят-ть по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деят-ть).

Правоохранит органом явл учреждение, должностное или иное лицо, кот согласно закону уполномочено защищать права, законные интересы физ (юр) лиц, гос-ва в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

Правоохранит деят-ть осуществляется спец учреждёнными для этого органами, которые соответственно и именуются правоохранит органами. Это прокуратура, органы предварит расследования, органы юстиции – минюст, нотариат (часть авторов относят к правоохранит органам таможенные органы, налоговые органы и др). Традиционно к правоохранит органам относят также адвокатуру, юр службу предприятий (объединений), лиц, оказывающих юр услуги по лицензиям, хоты в чистом виде они и не являются правоохранит органами. Споры вызывает и вопрос об отнесении к правоохранит органам судов. Суд – это указанный зак-вом в кач-ве такового гос орган, призванный осуществлять правосудие и иные, возложенные на него функции. Одни авторы, не отрицая, что суд осуществляет правоохранит деят-ть, всё же не считают его правоохранит органом. Другие, наоборот, полагают, что суд является обычным правоохранит органом. Каждый из правоохранит органов и суд осуществляет одну, в некоторых случаях несколько функций правоохранит деят-ти. Все действующие суды и правоохранит органы страны принято именовать органами юстиции (юстиция гос-ва). Помимо этого в теории судоустройства употребляется понятие «уголовная юстиция». Под уголовной юстицией понимается совокупность судов и правоохранит органов, участвующих в предварит расследовании уголовных дел и разрешении их в суде (суд, прокуратура, органы предварит расследования).

Министерство юстиции — орган исполнит власти, осущ функции по выработке и реализации гос политики и нормативно-правовому регулиров в установленной сфере деят-ти, в том числе:

- в сфере исполнения уголовных наказаний;

- регистрации некоммерч организаций, вкл отделения международных организаций и иностранных некоммерч неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религ организации, в сфере адвокатуры, нотариата, гос регистрации актов гражданского состояния;

- обеспеч установленного порядка деят-ти судов и исполнения судебных актов и актов др органов;

- правоприменит функции и функции по контролю и надзору в сфере регистр некоммерч организаций, вкл отделения международных организаций и иностранных некоммерч неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религ организации, в сфере адвокатуры, нотариата, гос регистрации актов гражданского состояния.

К функциям Минюста часто относятся:

Проверка законопроектов на соответствие конституции и др з-нам страны;

Юр оценка и толкование НПА;

Регистрац и легализация общественных организаций, партий, союзов и т.д.;

Контроль деятельности нотариата;

Контроль деятельности судов и прокуратуры;

Повышение правовой грамотности населения.

4. Правовые источники курса «Судоустройство», их общая хар-ка.

Правовыми источниками курса «Судоуст-во» явл законодат и иные НПА, регулирующие порядок организации и деят-ти судов и Похранит органов. Правовые источники подразделяются на две основные группы – нац акты и международно-правовые акты (Всеобщая декларация прав чела, Международный пакт о гражданских и политич правах, Европейская конвенция о защите прав чела и основных свобод и др). Национальные правовые источники в свою очередь классифицируются по юр силе и предмету регулирования.

По юр силе источники подразделяются на след виды:

- Конституция РБ – основной источник, в котором закреплены основополагающие положения и принципы, касающиеся судов и Похранит органов;

- кодексы. Базовым кодексом учебной дисциплины «Судоус-во» явл Кодекс РБ о судоуст-ве и статусе судей. В структурном плане кодекс состоит из 6 разделов. Первый раздел посвящён основам, задачам и принципам деят-ти суд с-мы. Второй – порядку формирования и компетенции судов. Третий раздел освещает вопросы, связанные со статусом судей и народных заседателей. 4й раздел регламентирует организацию и деят-ть органов судейского сообщества. 5й регулирует вопросы обеспечения деят-ти судов и органов судейского сообщества. 6й указывает на заключит положения. К правовым источникам курса также относятся УПК РБ, ГПК, Хоз процессуальный кодекс РБ и др;

- законы. К правовым источникам курса судоуст-во относятся З-ны о прокуратуре РБ, об ОВД, об органах гос безопасности, об адвокатуре и адвокатской деят-ти, о гос защите судей, должностных лиц Похранит и контролирующих органов, о гос службе в РБ и др.;

- декреты и указы Президента РБ. В кач-ве примеров можно указать на Декрет Президента о некоторых мерах по совершенствованию деят-ти КС РБ, Декрет о совершенствовании суд с-мы, Указ об образовании Следственного комитета РБ, Указ об организации нотариальной деят-ти в РБ и др;

- постановления Совмина РБ. Так, Постановлением Совмина было утвеждено Положение и Минюсте РБ и д;

- НПА судов и Похранит органов (в том числе Заключения КС, Постановления Пленума ВеС и Пленума Высшего ХС). К примеру, постановлением Минюста РБ была утверждена Инструкция по делопроиз-ву в районных (городских), межгарнизонных военных судах РБ.

В зав-ти от регулирования того или иного направления (функции) Похранит деят-ти, выделяют след группы правовых источников курса:

-правовые источники общего хар-ра (относятся акты, содержащие правовые предписания, касающиеся организации и деят-ти каждого Похранит органа и суда, - Конституция РБ, международно-правовые акты);

-правовые источники о суд власти, суд контроле за конституционностью НПА в гос-ве, правосудии и судах;

-правовые источники об организационном и мат-техническом обеспечении деят-ти судов;

-правовые источники об управлении в области юстиции;

-правовые источники о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

-правовые источники об организации выявления и расследования преступлений;

-правовые источники об организации охраны общественного порядка и обеспечения гос безопасности;

-правовые источники об организации оказания юр помощи и юр услуг.

5. Понятие и назначение суд власти. Свойства суд власти.

Формирование понятия судебной власти тесно связано с длительным процессом разработки концепции разделения гос власти в об-ве на 3 ветви: законодат, исполнит и судебную. Концепция разделения власти получила закрепл в конституциях большинства современных гос-в. На белорусских землях термин суд власть был введён статутами ВКЛ в 16 веке. Термин суд власть использ во многих действующих нормативно-правовых источниках. В частности, в ст. 2 кодекса РБ о судоу-ве значится, что суд власть в РБ принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией РБ и настоящим Кодексом. она осущ-ся только судами в лице судей и привлекаемых в установленных настоящим Кодексом и др зак актами в поядке и случаях к осущ правосудия народных заседателей посредством конституционного, гражданского, уголовного, хоз и админ судопроиз-ва. Суд власть самостоят-на, она взаимодействует с законодат и исполнит властями. Однако в зак-ве отсутствует легальное его определение. В учебной и научной литературе по этому поводу представлены различные суждения и подходы. Большинство авторов определяют данное понятие через категории «суд», «правосудие», «суд система». При даче определения суд власти следует исходить из содержания и субъектов суд власти. Представителями суд власти являются только суды. Содержание суд власти составляют такие элементы, как: осуществление суд контроля за конституционностью НПА в гос-ве; деят-ть суда по рассмотрению и разрешению в суд заседании правовых конфликтов (правосудие); обеспечение исполнения суд решений (в частности, в форме деят-ти суд исполнителей); разъяснение действующего зак-ва по вопросам суд практики; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества в их деят-ти; аналитическая и организационная работа; осущ др функций, входящих в компетенцию суда.

С учётом изложенного, суд власть можно определить как совокупность предоставленных судам полномочий по осуществлению правосудия и возложенных зак-вом на суды др функций.

Свойства (признаки), характеризующие суд власть, проявляются в назначении суд власти в об-ве и гос-ве, её содержании, процедуре реализации, взаимодействии с законодательной и исполнит ветвями власти. Эти свойства прежде всего закреплены в Констииуции РБ. Свойствами суд власти являются обязательность суд решений, самостоятельность и независимость, полнота и исключительность, верховенство в системе юстиции, объективность и беспристрастность, политическая нейтральность, легитимность.

Обязательность суд решений определяется тем, что вступившие в законную силу решения и иные требования (распоряжения) суда подлежат обязательному исполнению на всей территории гос-ва. Обязательность суд решений также означает, что факты, установленные суд решением, имеют преюдициарное значение.

Самостоятельность и независимость суд власти состоит в том, что суд выполняет свою деят-ть самостоятельно, без подчинения какому-либо органу или должностному лицу, в том числе и вышестоящим судам. Решения по делу принимаются судом единолично и не требуют внешнего утверждения и одобрения. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только з-ну. Какое-либо вмешат-во в деят-ть судей по отправлению правосудия недопускается и влечёт предусмотренную зак-вом от-ть.

Полнота и исключительность суд власти означает, что суд власть осущ-ся только судами в лице судей и народных заседателей. Рассматриваемое свойство означает и то, что решения суда могут быть отменены либо изменены лишь вышестоящими суд инстанциями, при наличии к этому предусмотренных зак-вом оснований и условий.

Объективность и беспристрастность суд власти заключается в том, что судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают юр споры непредвзято (при отсутствии какой-либо заинтересованностив исходе дела) и всесторонне (посредством исследования всех обстоят-в дела, как обвинительного, так и оправдательного хар-ра). Гарантией данного свойства суд власти явл содержащийся в процессуальном зак-ве институт отвода (самомотвода) судей и народных заседателей от участия в рассмотрении судом дела при наличии обстоят-в, ставящих под сомнение их беспристрастность и объективность.

Верховенство суд власти прежде всего проявляется в особом правовом статусе суда среди правоохранит органов, а также в том, что она формируется высшими органами и должностными лицами гос-ва (Парламентом, Президентом) и осущ-ся от имени РБ.

Политическая нейтральность – важнейшая черта суд власти, обеспечивающая беспристрвстность и объективность суда. Рассматриваемый принцип отстраняет судей от занятия активной политической деят-тью (судьи не вправе состоять в полит партиях и общественных объединениях, преследующих политич цели, оказывать им любые виды поддержки и др).

Легитимность суд власти заключается в её соответствии зак-ву: установленной им процедуре формирования, организации и деят-ти суд власти. Суд власть признаётся легитимной при доверии к ней населения.

Символами суд власти являются гос герб РБ, гос флаг РБ и судейские мантии.

6. Взаимоотношения суд власти с законодат и исполнит властями.

Взаимоотношения суд власти с законодательной и исполнительной властями протекают по двум основным направлениям. Во-первых, ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления гос-вом. Во-вторых, каждая из трёх ветвей власти осуществляя свои полномочия, сдерживает и уравновешивает друг друга, обеспечивая тем самым в гос-ве законность и правопорядок. В частности, Парламент (Нац собрание РБ), Президент РБ, принимая (издавая) з-ны и др НПА, определяют суд систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения судами дел и др материалов. В свою очередь суд власть вправе: обращаться к субъектам права законодат инициативы с предложениями по совершенствованию зак-ва; участвовать в разработке и обсуждении законопроектов; давать заключения о соответствии Конституции содержания НПА; разъяснять действующее зак-во по вопросам суд практики и тд. Парламент, Президент РБ принимают участие в назначении и освобождении от должности судей, председателей (зам председателей) судов. Парламент также утверждает объём финансирования суд власти за счёт средств республиканского бюджета. Суд власть наделена правом оценивать законность решений и действий органов и должностных лиц исполнит власти, разрешать споры между гос органами и гражданами.

7. Понятие и отличит черты правосудия. Соотношение правосудия и суд власти.

Правосудие – одно и направлений деят-ти суда, составляющих содержание суд власти. Суть его состоит в рассмотрении и разрешении судом правовых споров между участниками правоотношений. В зак-ве отсутствует легальное определение термина правосудие. Нет единого подхода в определении рассматриваемого понятие и со стороны учёных-юристов. В самом общем виде правосудие можно определить как форму гос деят-ти, заключающуюся в разбират-ве и разрешении судами гражданских, экономических, административных, уголовных дел. правосудию присущ ряд отличит признаков: правосудие может осуществляться только особым органом – судом (судьёй); правосудие осуществляется судом не произвольно, а посредством конкретных, установленных законом способов. В зав-ти от способа осуществления правосудия и специфики разрешаемых судом дел различают следующие виды правосудия: по гражданским делам, по экономическим делам, административным, уголовным делам; как правило, правосудие осуществляется с применением судом мер гос принуждения.

До принятия и вступления в законную силу Кодекса РБ о судоустройстве и статусе судей считалось, что деят-ть Конституционого суда (КС) по рассмотрению вопросов о конституционности НПА относится к правосудию. В настоящее время ситуация изменилась. Законодатель определил, что КС не осущ правосудие, а является органом суд контроля за констиутционностью НПА в гос-ве, осуществляющим суд власть посредством конституционного судопроиз-ва.

Правосудие и судебная власть – близкие, но не идентичные понятия. Правосудие – главная и основная функция судебной власти, ее образно говоря, сердцевина, “квинт-эссенция”, так как судебная власть реализуется, осуществляется посредством правосудия. Судебная власть – более широкое понятие, поскольку, кроме правосудия, она включает и выполнение других многочисленных обязанностей и действий. В частности, внутриорганизационную деятельность суда, связанную с созданием нормальных условий для осуществления правосудия, организацию и проведение аналитической работы, прием граждан и рассмотрение их жалоб и заявлений, осуществление контроля за досудебным производством по уголовным делам и т.п. Иначе говоря, судебная власть охватывает всю сферу общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью судов, устройством судебной системы и отправлением правосудия. В специальной литературе резонно подчеркивается, что судебная власть как отражение компетенции всей судебной системы, должна трактоваться шире разработанного ранее в науке понятия правосудия и включать рассмотрение и разрешение судами любого вопроса, в том числе и на стадии исполнения.

8. Конституционные основы (принципы) суд власти.

Конституционные принципы суд власти – это закреплённые в Конституции РБ основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деят-ть суд власти. В юр литературе зачастую ведётся речь не о принципах суд власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет всё же говорить о конституционных принципах суд власти, так как конституционные предписания относятся не только к осуществляемой судом функции правосудия, но и ко всей суд власти в целом. Свою детальную регламентацию конституционные принципы суд власти получили в правовых источниках дисципины «Судоустройство» и процессуальном зак-ве (ГПК, УПК, ХПК, ПИКоАП). В литературе отсутствует единая точка зрения относительно кол-ва конституционных принципов суд власти. Традиционно в их перечень включают след конституционные положения:

1)- принадлежность суд власти судам, т.е. функция осуществления суд власти предоставлена только судам, это закреплено в ст. 6, 26, 109 Конституции. Содержание рассматриваемого принципа формирует такие свойства суд власти как обязательность суд решений, полнота, исключительность и легитимность суд власти;

2)- независимость судей и подчинение их только з-ну, закреплён в ст. 110 и 112 Конституции. Его содержание включает два относительно самостоятельные положения: при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны гос органов, должностных лиц, граждан, судей и вышестоящих судоа; судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией и иными НПА (это положение нередко в учебной литературе рассматривают в кач-ве самостоятельного конституционного принципа суд власти). Статья 85 Кодекса о судоустройстве устанавливает систему гарантий рассматриваемого принципа. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодат актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении суд постановлений и запрещением требовать её разглашения, от-тью за неуважение к суду или вмешат-во в его деят-ть, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деят-ти судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного суд постановления влечёт за собой от-ть, установленную законодательными актами. СМИ не вправе предрешать в своих сообщениях р-ты суд разбират-ва по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

3)- коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах, ст. 113 Конституции устанавливает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных з-м случаях единолично. Текущее зак-во детализирует конституционное предписание. В соответствии со ст. 32 УПК уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично (один судья) или коллегиально (судья и два народных заседателя). Коллегиально рассматриваются две категории дел: 1) о преступлениях, за которые уголовным з-м предусматривается наказание свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь; 2) о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела рассматриваются единолично судьёй. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, в составе не менее трёх судей. Гражданские дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично судьёй. Исключением явл лишь суд коллегия по делам интеллектуальной собст-ти Верховного Суда, рассматривающая дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осущ-ся коллегиально, в составе не менее 3 судей (ст. 10 ГПК). Дела в экономических хоз судах первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично судьёй. В вышестоящих инстанциях - коллегиально, в составе не менее 3 судей (ст. 11, 29 ХПК). КС рассматривает все дела в коллегиальном составе (ст. 19 Кодекса РБ о судоустройстве).

4)- гласность рассмотрения дел в судах закреплён в ст 113 Конституции, указывающей, что разбират-во во всех судах открытое. Открытость суд разбират-ва предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16-летнего возраста, и представителям СМИ присутствовать на суд заседаниях. Принцип гласности обеспечивает контроль об-ва и гос-ва за деят-тью судов и правоохранит органов. Слушание же дела в закрытом суд заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных зак-вом (ст. 17 ГПК, ст. 23 УПК, ст. 21 ХПК). Как правило, закрытое суд заседание проводится в целях неразглашения охраняемых з-м сведений; для обеспечения безопасности участников суд процесса; по делам о преступлениях, совершённых несовершеннолетними и тд.

5)- состязательность и равенство сторон в процессе ст 115 Конституции. Сущность данного принципа выражается в предоставлении сторонам юр спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в суд заседании. Для этого стороны суд разбират-ва наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела и др. Суд же, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создаёт необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

6)- право граждан на суд защиту, рассматриваемый принцип предоставляет лицам возможность обращаться в суд за защитой своих прав и интересов. Так, ст. 60 Конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. В текущем зак-ве содержание принципа обеспечения права граждан на суд защиту получило более детальную регламентацию (ст. 10 Кодекса РБ о судоуст-ве). При несогласии с решением суда, граждане в целях продолжения процесса суд защиты своих интересов, вправе обжаловать аго в вышестоящие суд инстанции (ст. 115 Конституции).

7)- право граждан на юр, в том числе адвокатскую, помощь. Каждый гражданин имеет право на юр помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица полномочны пользоваться помощью адвокатов и др своих представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных з-м, юр помощь оказывается за счёт гос средств (ст. 62 Конституции). Юр помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все гос органы и должностные лица. Однако, в первую очередь, эта функция возложена на правоохранит органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юр службу предприятий (объединений).

8)- презумпция невиновности находит своё проявление во всех видах правосудия. Однако наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом, лицо считается невиновным в совершении преступления до того момента, пока его вина не будет в предусмотренном порядке доказана и установлена вступившим в зак силу обвинительным приговором суда (ст. 26 Конституции). В уголовно-процессуальном зак-ве презумпция невиновности проявляется в ряде доп положений (органам уголовного преследования запрещается перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности; не устранённые сомнения в виновности обвиняемого трактуются в пользу его невиновности и тд).

9)- выборность и назначение судей. В мировой практике существует три способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей населением и гос органами власти; 2) назначение судей высшими должностными лицами гос-ва; 3) смешанный (комбинированный), включающий в себя элементы первых двух способов. РБ присущ смешанный способ избрания лиц на должности судей (ст. 84, 98, 116 Конституции, ст. 20, 99 Кодекса РБ о судоустройстве):

- 6 судей КС назначаются Президентом;

- 6 судей КС избираются Советом Республики национального собрания РБ;

- судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированых судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов, экономических судов областей (г. Минска) назнач Президентом;

- судьи Верховного суда РБ и Высшего Хоз суда РБ назнач президентом с согласия Совета Республики Нац собрания РБ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РБ, Председателя Высшего Хоз суда РБ.

Значение конституционных принципов суд власти, во-первых, состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития зак-ва о судоустройстве. Во-вторых, они учитывают положительный опыт зарубежных гос-в и международного сообщества в области судоустройства. В-третьих, конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования суд власти.

9. Понятие и значение статуса судей.

Судья – носитель суд власти, главное действующее лицо любой суд с-мы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юр делам, отнесенным к суд юрисдикции. Важно также отметить, что судья – это ответственное должностное лицо, кот в конституционном порядке наделено правами по отправлению Псудия и исполнению других своих служебных обязанностей на проф основе. Тем самым будет подчеркнуто его отличие от временных судей – представителей общественности, народа, которые осущ Псудие на непрофе основе в кач-ве народных или присяжных заседателей. Поскольку судья облечен высокой и почетной обязанностью от имени гос-ва разрешать правовые споры и конфликты, судья – не рядовой чиновник, а судебный деятель, служитель правосудия, носитель суд власти. Отсюда особое внимание уделяется опред его правового и соц статуса. Под статусом судьи подразумевается его правовое и соц положение, его права, обяз-ти, от-ть, мат и соц обеспечение, правовая и соц защита. В советский период многие десятилетия правовой статус судьи определялся в самых общих чертах, что отражало непрестижное, приниженное положение суда и соответственно судьи в гос-ве и обществе, превращение суда в рядовое гос учреждение, а судьи в обычного заурядного гос служащего. Теперь главное претворить закрепленные правоположения о статусе судей в жизнь. На это обратил внимание в своей резолюции и первый съезд судей нашей республики. Следует отметить, что в России, на Украине и в некоторых других странах СНГ приняты отдельные законы о статусе судей. В Беларуси – комплексный Закон о судоустройстве и статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы в г. Страсбурге единогласно принята Европейская Хартия о статусе судей, предназначенная для судей, юристов, политических деятелей, заинтересованных в развитии институтов правового гос-ва и демократии. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на кот следует ориентироваться европейским гос-вам.

10. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Отбор кандидатов на судебные должности.

Ст 91-93кодекса о судоуст-ве. Судьей КС РБ может быть назначен (избран) гражданин РБ, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юр образование, явл-ся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст пребывания в должности судьи КС РБ – 70 лет. Судьи КС РБ назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. Судья КС РБ вП принимать участие в его работе только после принесения присяги. К присяге судьи КС РБ привод Президентом РБ в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Нац собрания РБ, Председателя Верховного Суда РБ и Председателя Высшего Хоз Суда РБ.

Началом церемонии присяги явл оглашение решения о назнач на должность судьи КС РБ, после чего присягающий судья зачитывает текст присяги, подгот на спец бланке. При этом его правая рука находится на Конст-ии РБ.

Судья в период осущ им своих полномочий в КС РБ приводится к присяге один раз. Акт о принесении присяги подписывается судьей КС РБ и хранится в личном деле судьи КС РБ. После приведения к присяге судье КС РБ вручаются служ удостоверение судьи, мантия и др входящие в комплект предметы одежды, а также Кодекс чести судьи РБ.

Ст 94. Требования к кандидату на должность судьи общего и хоз судов

Кандидатом на должность судьи общего или хоз суда может быть гражданин РБ, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юр образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по спец-ти не менее 3-х лет, порядок исчисления кот определяется Правит-вом РБ или уполномоч им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификац экзамен на должность судьи. Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3х лет;

судьи ВеС РБ и Высшего ХС РБ должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собст-ти ВеС РБ может быть лицо, имеющее высшее юр образ и стаж работы в должн судьи не менее 5 лет либо стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет, а также лицо, имеющ высшее технич или высшее естественнонауч образ и стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии ВеС РБ назнач на должн из числа военнослуж, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отнош кот имеется вступивший в зак силу обвинит приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обяз-ти судьи, что подтверждается мед заключением;

лицо, признанное огранич дееспос или недееспос реш суда, вступившим в зак силу.

Ст 96. Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки ур-ня проф знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин РБ, имеющ высшее юр образ с присвоением квалификац «юрист».

Квалификац экзамен на должность судьи проводится экзаменац комиссиями. Экзаменац комиссии создаются из наиболее квалифицир судей, представит Минюста РБ и иных специалистов в области права. Положит р-тат квалификац экзамена явл основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение 2х лет с момента его сдачи.

Заявление лица о зачислении кандидатом в судьи с приложением документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к кандидату в судьи, направляется в соответствующую квалификационную коллегию судей и рассматривается ею в течение 1го месяца с момента подачи заявления на заседании квалификационной коллегии судей с участием лица, обратившегося с таким заявлением. По р-там рассмотрения заявления принимается решение о регистрации в кач-ве кандидата в судьи или об отказе в регистрации в кач-ве кандидата в судьи, которое объявляется заявителю. При наличии в суде вакантной должности судьи, квалификац коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную должность судьи и прохождения при необход-ти спец подготовки. От прохождения спец подготовки, в соответствии с зак-вом, может быть освобождён кандидат в судьи, имеющий стаж работы по юр специальности не менее 3х лет в центральном аппарате Минюста и организациях с-мы Минюста, общих и хоз судах, адвокатуре, органах прокуратуры, ОВД, Следственном комитете РБ по совместному решению Минюста и ВеС или Минюста и Высшего ХС.

ВеС РБ направляет кандидата в судьи, рекомендованного квалификационной коллегией судей, для прохождения спец подготовки на должность судьи общего суда. Спец подготовка на должность судьи общего суда включает обучение до одного года в специализированном учреждении образования с совмещённой стажировкой в одном из судов республики под рук-вом судьи, назначенного Председателем ВеС РБ. Условия и порядок прохождения спец подготовки на должность судьи общего суда, а также её программа определяются ВеС РБ. Судьи избираются на должность Президентом РБ и Парламентом.

11. Основные принципы правового статуса судьи.

К принципам статуса судьи следует отнести: единство судебного статуса; независимость судей и народных заседателей; несменяемость судьи; неприкосновенность судьи и народного заседателя; политическую нейтральность судей; гос защиту судей и народных заседателей; надлежащее мат и соц обеспечение судей.

- Единство правового статуса судьи выражается в том, что все судьи в РБ имеют единое правовое положение, одинаковые права, обяз-ти, от-ть.

- Независимость судьи, как уже не раз отмечалось, – это его самостоят-ть при осущ правосудия. Недопустимость вмешат-ва в деят-ть судей в какой бы форме это не проявлялось. Согласно ст. 64 Закона о судоу-ве и статусе судей воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного суд решения, приговора, определения или постановления влечет за собой Уот-ть в соответствии с зак-вом. СМИ не вП предрешать в своих сообщениях р-ты суд разбират-ва по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью.

Судье запрещ давать какие бы то ни было толкования по существу рассмотр или находящихся в производстве суда дел, а также передавать их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

-Несменяемость судей означает назнач (избрание) судей на неогранич срок, т.е. бессрочно, пожизненно, до ухода в отставку. Судья не подлеж переводу на др должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращ иначе, как в порядке и по основаниям, устан з-ом.

-Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет также непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешат-ва в их проф деят-ть и личную жизнь. Неприкосновенность ставит судью и членов его семьи, а также его им-во под особую защиту гос-ва с учетом значимости выполняемых судейских функций. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, им-во и документы, используемые им. Судья не может быть привлечен к Уот-ти без согласия органа, его избравшего либо назначившего, с учетом заключения квалификационной коллегии судей. В отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен к какой-либо от-ти за высказанное им при осущ правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в зак силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Задержанный по подозрению в совершении преступления или админ Пнарушения, судья, доставленный в ОВД или иной гос орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при совершении преступления. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Ген прокурором РБ. Проникновение в жилище, или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отнош его следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, в отношении судьи могут осущ-ся только с санкции Ген прокурора или лица, исполняющего его обяз-ти, или по суд решению и только по возбужденному УД. УД в отнош судей подсудны ВеС РБ.

12. Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обяз-ти.

Ст 91-93кодекса о судоуст-ве. Судьей КС РБ может быть назначен (избран) гражданин РБ, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юр образование, явл-ся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст пребывания в должности судьи КС РБ – 70 лет. Судьи КС РБ назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. Судья КС РБ вП принимать участие в его работе только после принесения присяги.

К присяге судьи КС РБ привод Президентом РБ в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Нац собрания РБ, Председателя Верховного Суда РБ и Председателя Высшего Хоз Суда РБ.

Началом церемонии присяги явл оглашение решения о назнач на должность судьи КС РБ, после чего присягающий судья зачитывает текст присяги, подгот на спец бланке. При этом его правая рука находится на Конст-ии РБ.

Судья в период осуществления им своих полномочий в КС РБ приводится к присяге один раз. Акт о принесении присяги подписывается судьей КС РБ и хранится в личном деле судьи КС РБ. После приведения к присяге судье КС РБ вручаются служ удостоверение судьи, мантия и др входящие в комплект предметы одежды, а также Кодекс чести судьи РБ.

Ст 94. Требования к кандидату на должность судьи общего и хоз судов

Кандидатом на должность судьи общего или хоз суда может быть гражданин РБ, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юр образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по спец-ти не менее 3-х лет, порядок исчисления кот определяется Правительством РБ или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификац экзамен на должность судьи. Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3х лет;

судьи Верховного Суда РБ и Высшего ХС РБ должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собст-ти Верховного Суда РБ может быть лицо, имеющее высшее юр образ и стаж работы в должн судьи не менее 5 лет либо стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет, а также лицо, имеющ высшее технич или высшее естественнонауч образ и стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РБ назнач на должн из числа военнослуж, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отнош кот имеется вступивший в зак силу обвинит приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обяз-ти судьи, что подтверждается мед заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Ст 96. Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки ур-ня проф знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификац экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин РБ, имеющ высшее юр образ с присвоением квалификац «юрист».

Квалификац экзамен на должность судьи проводится экзаменац комиссиями. Экзаменац комиссии созд из наиболее квалифицир судей, представителей Минюста РБ и иных специалистов в области права.

Положит р-тат квалификац экзамена явл основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение 2х лет с момента его сдачи.

Ст 89. Права и обяз-ти судей и народных заседателей. Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необход для осущ-ния Псудия, обладают правами и исполняют обяз-ти, предусм настоящим Кодексом и иными законодат актами.

Судья имеет право:

-треб от ГО, иных организаций, а также от должн лиц и граждан исполнения суд постановлений, связанных с осущ возложенных на него обяз-тей;

-запрашивать информацию у ГО, иных организаций, а также у должн лиц и иных граждан.

Судья КС РБ имеет право требовать созыва КС РБ, предлагать вопросы на его рассмотр, выражать особое мнение по поводу заключ и реш КС РБ. При решении всех вопр, относящихся к компетенции КС РБ, судьи КС РБ пользуются равными правами. Судьи КС РБ вП присутств на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых гос органов.

При осущ правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию РБ, з-ы и иные законодат акты, обеспеч защиту прав и свобод граждан, охраняемых зак-вом интересов гос-ва и организаций, ИП, высокую культуру суд деят-ти, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи РБ.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их произ-ве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусм законодат актами.

13. Материальное и соц обеспечение судей.

Вопросы мат и соц обеспечения судей, их правовой защиты регулируются Кодексом РБ о судоустройстве ст. 128-132, З-м о гос службе в РБ ст. 46, 48, 59 и др НПА. Выплачиваемое судье денежное обеспечение должно гарантировать условия независимого исполнения им служебных обяз-тей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. Помимо денежного обеспечения судьи: обеспечиваются служебными жилыми помещениями и бесплатной форменной одеждой; пользуются правом на внеочередную установку квартирных телефонов; имеют право на трудовой отпуск и пенсионное обеспечение; вП хранить, носить и применять огнестрельное оружие, а также боеприпасы к нему; жизнь и здоровье судей подлежит гос обязательному личному страхованию; судьи в установленном зак-вом порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов.

14. Квалификационная аттестация судей. Дисциплинарная от-ть судей.

Под аттестацией судьи понимается объективная оценка ур-ня его проф знаний и умений применять их при осущ правосудия, а также деловых кач-в судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым зак-вом. Аттестация проводится квалификационными коллегиями судей.

Вопросы, связанные с проведением аттестацией судей общих судов и присвоением им квалификационных классов (воинских званий – судьям военных судов и Военной коллегии ВеС РБ) регулируются Кодексом РБ о судоустройстве. Различают очередную и внеочередную аттаестацию. Аттестация судей проводится в целях: улучшения качественного состава судей; установление соответствия судьи занимаемой должности; стимулирования проф роста судей; повышения от-ти судей за соблюдение законности при осущ правосудия. По р-там аттестации судей, квалификац коллегия судей принимает одно из след решений: о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса; о возможности присвоения судье более высокого квалификац класса; об оставлении судье ранее присвоенного квалификац класса; о наличии оснований для понижения судьи в квалификац классе; об отсрочке аттестации на срок не более 6 месяцев; о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности.

Квалификац коллегия судей вП также по р-там аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда о поощрении судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности. По р-там аттестации судьи оформляется аттестационный лист. Копии заключения квалификац коллегии судей, аттестационного листа и хар-ки судьи хранятся в его личном деле.

Для судей установлены высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификац классы. Присвоение квалификац классов, понижение в квалификац классе и лишение квалификац класса судей общих судов (кроме председателей, зам председателей и судей ВеС РБ) производятся Президентом РБ по представлению Председателя ВеС РБ.

Присвоение квалификационных классов Председателю, зам Председателя и судьям КС РБ, председателю ВеС производится Президентом РБ при назначении (избрании) их на должность. Присвоение квалификац классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификац класса зам председателей и судей ВеС производятся Президентом РБ по представлению Председателя ВеС РБ. Судьям военных судов и Военной коллегии ВеС РБ присваиваются воинские звания офицерского состава. Присвоение очередного воинского звания, понижение в воинском звании или лишение такого звания производятся в порядке, установленном зак-вом: в отношении судей Военной коллегии ВеС – по согласованию с Председателем ВеС РБ; в отношении судей военных судов – по согласованию с Председателем ВеС.

В соответствии с зак-вом судья может быть привлечён к дисциплинарной от-ти: за нарушение треб зак-ва при осущ Псудия; за нарушение Кодекса чести судьи РБ; за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение др служебного проступка.

По общему правилу, отмена или изменение суд постановления не влекут за собой от-ти судьи, участвовавшего в вынесении указанного суд постановления. Исключением явл случаи, когда судьёй было преднамеренно вынесено незаконное суд постановление. Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее 2х месяцев со дня обнаружения проступка (не считая времени болезни и пребывание в отпуске) и не позднее 6 месяцев со дня его совершения, а по р-там проверки, проведённой компетентными органами, - не позднее 2х лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Дисциплинарное произ-во в отношении судей возбуждается Президентом РБ, председателями ВеС – в отношении всех судей судов общей юрисдикции, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (г Минска)- в отношении судей соответствующих областных (Минского городского), районных (городских) судов, экономических судов областей (г Минска). К судье могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в квалификационном классе судьи на срок до 6 месяцев, освобождение от должности. Дисциплинарное произ-во в отнош судей общих судов за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осущ-ся квалификац коллегиями судей. Дисциплинарное произ-во за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осущ-ся председателями соответствующих судов в соответствии с зак-вом о труде. По р-там рассмотрения дисцип произ-ва квалификац коллегия судей принимает заключение, имеющее рекомендательный хар-р, о наличии оснований для:

- наложения дисциплинарн взыскания (в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии). В этом случае материалы по р-там дисциплинарного произ-ва направляются квалификационными коллегиями судей с их заключениями для принятия окончат решения председателям соответствующих судов;

- понижения в квалификационном классе на срок до 6 месяцев;

- освобождения судьи от должности.

При принятии подобного и вышеназванного решения соответствующая квалификац коллегия судей направляет его вместе с материалами дисциплинарн произ-ва лицам, уполномоч вносить соответствующ представление Президенту РБ о применении данных мер взыскания;

- прекращения дисциплинарн произ-ва.

По поступившим из квалификац коллегий судей материалам о дисциплинарн произ-вах, председатели соответств судов принимают окончат рашение:

- о наложении дисциплин взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном несоответствии;

- о прекращении дисциплинарного произ-ва.

Решение о наложении дисциплинарных взысканий в виде понижения судьи в квалификационном классе на срок до 6 месяцев и освобождения судьи от должности принимается Президентом РБ. В течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания, судья явл привлечённым к дисциплинарной от-ти. Возможно и досрочное снятие с судьи дисциплинарного взыскания.

15. Прекращение полномочий судьи. Отставка судей.

Статья 123. Полномочия судьи приостанавливаются Президентом РБ в случае возбуждения в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого – до вступления в зак силу приговора, постановления о применении принудит мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела.

Полномочия судьи возобновляются по решению Президента РБ в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи.

Статья 124. Полномочия судьи КС РБ могут быть прекращены в случае:

отставки; подачи им заявления об освобожд от должности по собственному желанию; достижения предельного возраста пребывания в должности судьи КС РБ 70 лет; истечения срока его полномочий; отказа от принесения присяги; прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты; назначения (избрания) на др должность либо перевода на др работу; занятия деят-тью, несовмест с должн судьи, несоблюд ограничений, связанных с гос службой; грубого нарушения должностных обяз-тей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на гос службе;

вступления в зак силу обвинит приговора; вступления в зак силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной мед заключ, по сост здоровья в теч длительного времени (не менее 1го года) исполнять обяз-ти судьи; смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в зак силу, – без принятия спец решения.

Прекращ полномочий Председателя и судей КС РБ осущ-ся Президентом РБ, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собств желанию либо представления КС РБ о прекращении полномоч судьи по др основаниям, с уведомлением Совета Респ Нац собрания РБ. При этом представление КС РБ принимается большинством голосов от полного состава судей КС РБ. Полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае:

отставки судьи; подачи им заявления об освобождении от должности по собств желанию; достижения предельного возраста пребывания на гос службе, за исключением случая, предусмотренного ч 5 статьи 99 настоящего Кодекса,(Судьи, занимающие гос должности, включенные в кадровый реестр Главы гос-ва РБ, достигшие 65 лет – предельного возраста пребывания на гос службе,с их согласия могут быть оставлены на гос службе); истечения срока его полномочий; отказа от принесения присяги; прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты; назначения на др должность либо перевода на др работу; занятия деят-тью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с гос службой;

отказа судьи от перевода в др суд в связи с ликвидацией суда либо сокращ численности судей; систематич дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной от-ти более 2х раз в течение 1го года); грубого нарушения должностных обяз-тей, соверш проступка, несовместимого с нахождением на гос службе; вступления в зак силу обвинит приговора; вступления в зак силу реш суда о признании судьи огранич дееспособным или недееспособным;

признания судьи нетрудоспос либо неспособности его, подтвержденной мед заключ, по сост здоровья в теч длительного времени (не менее 1о года) исполнять обяз-ти судьи; смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим реш суда, вступившим в зак силу, – без принятия спец решения.

Прекращение полномочий судей общих и хоз судов (кроме председателей и судей Верховного Суда РБ и Высшего ХС РБ) осущ-ся Президентом РБ, в том числе по совместному представлению Министра юстиции РБ и соответст Председателя Верховного Суда РБ, Председателя Высшего ХС РБ.

При наличии оснований, прекращение полномочий председателей и судей Верховного Суда РБ и Высшего ХС РБ осущ-ся Президентом РБ. О прекращ полномочий председателей и судей Верховного Суда РБ и Высшего ХС РБ Президент РБ уведомляет Совет Республики Нац собрания РБ.

Процедуру досрочного прекращения полномочий председателей, зам председателей и судей судов РБ вП инициировать должн лица, уполномоч в соответствии с зак актами возбуждать дисциплинарное произ-во.

При прекращении полномочий председателей и зам председателей судов в связи с истеч срока, на кот они были назначены, за ними сохраняются полномочия судей соответств судов, если срок таких полномочий не истек.

Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответств решения Президента РБ или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращ полномочий судьи в связи с истеч срока его полномочий, установленного настоящим Кодексом, или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи.

Реш о прекращ полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 1го месяца со дня вступления в силу соответств реш Президента РБ. В случ отмены обвинит приговора или постановления суда о применен в отнош судьи принудит мер безоп-ти и лечения, а также реш суда о признании судьи огранич дееспос или недееспос либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутств судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом РБ.

Статья 125. Судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, опред зак-вом РБ о гос службе.

Статья 126. За судьей, вышедшим в отставку, сохраняются право участия в деят-ти органов судейского сообщества и др гарантии. При выходе судьи в отставку в его служебном удостоверении проставляется штамп «В отставке» и указывается дата начала отставки.

Статья 127. Отставка судьи прекращ в случае прекращ гражданства РБ, умышленного нарушения зак-ва или совершения порочащего поступка, несовместимых с высоким званием судьи. Отставка судьи прекращ Президентом РБ. Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы пребывающего в отставке судьи при наличии оснований, направляет соответствующее заключ лицам, уполномоченным вносить представление Президенту РБ, для прекращения отставки судьи. Судья, отставка кот прекращена, вП обжаловать это заключ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обжалования заключений квалификационных коллегий судей. Отставка судьи прекращ также в связи со смертью судьи или объявлением его в установленном порядке умершим.

16. Правовой статус народных заседателей.

Граждане принимают непосредственное участие в рассмотрении судами 1й инстанции отдельных категорий УД в кач-ве народных заседателей. В таких случаях Псудие осущ-ся коллегиально – в составе судьи и 2х народных заседателей. Правовой статус народных заседателей регламентирован гл 15 кодекса о судоус-ве. Народными заседателями могут быть граждане РБ, достигшие 25летнего возраста и владеющие белорусским и русским языками. Не привлекаются к осущ Псудия лица: в отношении которых имеется вступивший в зак силу обвинит приговор суда; признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в зак силу; состоящие на учёте в наркологических и психоневрологических диспансерах; депутаты Палаты представителей, члены Совета республики Нац собрания РБ, руководящие раб-ки ГО и др организаций, должности которых включ в кадровый реестр Главы гос-ва РБ, судьи, прокурорские раб-ки, раб-ки судов, учреждений юстиции, сотрудники ОВД, Следственного комитета РБ, органов финансовых расследований Комитета гос контроля и органов гос безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления; священнослужители.

Подбор кадров и составление списков народных заседателей осущ-ся соответствующими исполнит комитетами сроком на 5 лет. списки составляются на основании списков граждан РБ, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан РБ в названные списки производится с их согласия. Народный заседатель привлекается к осущ Псудия на срок не более 21 дня в году. При исполнении обяз-тей по осущ Псудия, народным заседателям предоставляются равные с профессиональными судьями права и обяз-ти.

Ст 85. Судьи и народные заседатели при осущ Псудия независимы и подчиняются только з-ну. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотр конкретного дела или добиться вынесения незаконного суд постановления влечет за собой от-ть, установленную законодат актами. СМИ не вП предрешать в своих сообщениях р-ты суд разбират-ва по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Ст 87. Судьи явл неприкосновенными в течение срока своих полномочий.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, им-во и использ им документы. Судья, народный заседатель не могут быть привлечены к какой-либо от-ти за высказанное ими при осущ Псудия суждение и принятое решение, если вступившим в зак силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РБ порядке согласия на возбуждение в отношении судьи, народного заседателя УД, привлечение их в кач-ве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отнош указ лиц меры пресечения в виде заключ под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Производство по УД в отнош судей и народных заседателей осущ-ся в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РБ.

Ст 89. Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необход для осущ Псудия, обладают правами и исполняют обяз-ти, предусм настоящим Кодексом и иными законодат актами. Судья имеет П: треб от ГО, иных организаций, а также от должн лиц и граждан исполнения суд постановл, связ с осущ возложенных на него обяз-тей; запрашивать информацию у ГО, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

При осущ Псудия судьи и народные заседатели должны неукоснит соблюд Конституцию РБ, законы и иные законодат акты, обеспеч защиту прав и свобод граждан, охраняемых зак-вом интересов гос-ва и организаций, ИП, высокую культуру суд деят-ти, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи РБ.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их произ-ве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусм законодат актами.

Лица, отобранные судом для участия в рассм дела в кач-ве народных заседа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: