Сущность, содержание и динамика политического конфликта

В современной науке сложилось многообразие подходов к определению конфликта как социального явления. Однако, имеющиеся в них различия, не означают принципиальных расхождений во взглядах исследователей этого общественного феномена в главном – определении сущностных черт социального конфликта, отличающих его от других явлений и процессов общественной жизни. Буквально же термин «конфликт» (от лат. «conflictus») означает – столкновение.

Основы теории социального конфликта были заложены мыслителями Древности, Средневековья и Нового времени. Современные концепции конфликта разработаны К. Марксом, Дж. Гелбрейтом, Л. Козером, Р. Дарендорфом, К. Боулдингом и другими учеными. С учетом содержания этих концепций и общественной практики большинство отечественных конфликтологов основными чертами 1 этого социального феномена считают: наличие объективного или субъективного противоречия; эмоционально-психологическая готовность противоборствующих сторон к конфронтационным действиям по отстаиванию своих интересов; столкновение конфликтующих сторон, проявляющееся в насильственных действиях друг против друга и сопровождающееся негативными эмоциями сторон; отсутствие в рамках конфликтного взаимодействия коммуникации между его участниками; направленность действий конфликтующих сторон на разрешение существующего между ними противоречия.

Как особая форма взаимодействия субъектов социальных отношений конфликты присущи всем сферам жизнедеятельности общества. Важнейшей и одной из самых распространенных разновидностей социального конфликта является политический конфликт. По своей сути он представляет собой активное столкновение противоборствующих сил в сфере политики, наиболее жесткую форму их взаимоотношений по поводу политического влияния в стране или на международной арене. Субъекты политики, в процессе конфликтного взаимодействия, соперничают за завоевание, удержание и перераспределение власти, изменение политического статуса в системе внешне- и внутриполитических отношений. Исходя из этого политический конфликт – это столкновение и борьба социальных сил за политическое влияние и государственную власть в обществе, за достижение своих политических интересов и интересов союзников в том или ином регионе или на международной арене.

Политические конфликты имеют свои источники зарождения и развития. Они сконцентрированы в политической сфере жизнедеятельности общества как многослойном и многофункциональном системном образовании, в складывающихся в ней отношениях и связях, в ее функционировании и развитии. Конфликтогенность политической сферы обусловлена главным образом тем, что в ней формируются и осуществляются все государственно–властные отношения, а сама она является динамичным и постоянно развивающимся системным образованием. Отношения между социальными субъектами по поводу власти, складывающиеся в политической сфере, всегда ведут к столкновению и противоборству между людьми по поводу того, кто будет управлять, а кто будет подчиняться. Человек всегда в большей мере стремится подчинять, а не подчиняться, так как это дает ему более высокий материальный доход, престиж, выгодные связи, привилегии и т.д. В связи с этим, стремление человека к властвованию всегда выступает одним из важнейших источников политической напряженности.

Кроме того, очень часто массовое сознание, особенно в нестабильном обществе, воспринимает все, что исходит от власти, с недоверием или даже со скрытым сопротивлением. Происходит это потому, что результаты действий власти нередко оказываются прямо противоположными провозглашаемым ею декларациям. И, как следствие, усиливается напряженность в обществе, падает доверие народа к властным институтам.

Конфликтогенность власти заключается и в ее активном или активистском начале: политическая власть не только реализует интересы того или иного социального слоя или общества в целом, но и функционально призвана создавать новые общественные отношения, конструировать новый социальный мир. На практике процесс модификации и совершенствования социально-политического устройства не редко сталкивается с непониманием, а иногда даже и с сопротивлением, со стороны хотя бы части общества, отдельных социальных групп. Такое отношение к общественному реформированию сопровождает его практически на всех этапах: от обсуждения преобразований во властных структурах до реализации намеченных политических целей.

Политические конфликты порождаются также противоречивостью и неоднозначностью функционирования и развития самой политической сферы. Это выражается, во-первых, в том, что, функционируя во взаимодействии с другими сферами жизнедеятельности общества, политическая сфера может опережать их развитие или, наоборот, отставать, от него, что обязательно приводит к кризисам политической системы и, соответственно, к конфликтам. Во-вторых, динамика внутреннего развития политической сферы нередко сопровождается кризисом властных структур. Особенно это характерно для политической сферы нестабильных переходных обществ, а также для стран, где напряженность отношений отдельных социальных групп с властными структурами вызывает необходимость защиты с их стороны своей культурной целостности и социального статуса.

Политические конфликты как явление представляют собой систему взаимосвязанных социально-политических процессов и событий, разнообразных методов и приемов деятельности участников политической жизни по достижению своих политических целей, разрешению противоречий между собой. Все это отражается в содержании политического конфликта.

Главным элементом содержания политического конфликта являются его субъекты – социальные силы различного уровня и масштаба (неформальные или формальные), которые в непосредственном столкновении друг с другом стремятся реализовать свои интересы по поводу политической власти. Субъектами политического конфликта могут быть: отдельные личности (государственно-властные лидеры); социальные образования (прежде всего классы и нации); политическая элита; социальные институты (государства, партии, их коалиции, блоки, союзы и т.п.); неформальные объединения в виде политизированных социальных движений, групп давления и т.д. Кроме того, в политическом конфликте могут принимать участие, так называемые, «не основные субъекты». Это политические силы, не принимающие непосредственного участия в конфликте, но оказывающие содействие той или иной противоборствующей стороне.

Важнейшим элементом содержания политического конфликта является его объект. Объектом политического конфликта выступает осознанное его субъектами объективное или мнимое (воображаемое) противоречие между ними, приводящее к конфликту. Само по себе противоречие, являясь основой конфликта, не вызывает конфликтных ситуаций. Лишь с момента выделения и осознания его субъектами (хотя бы одним) зарождается политический конфликт.

Следующий элемент содержания конфликта – его предмет, то есть то, по поводу чего зародилось противоречие. Предмет политического конфликта, как и сам конфликт, обусловлен политической сферой жизнедеятельности общества, то есть государственно-властными отношениями. Исходя из этого предметами политических конфликтов, прежде всего, являются: структурный и функциональный аспекты государственной власти, политический режим, общественно-политическое объединение, конкретная личность политического лидера, классовое господство (диктатура), национальные отношения, территория (ее государственно-административный статус), ресурсы и контроль над ними и т.д.

Необходимыми элементами содержания политического конфликта являются интересы и цели его субъектов. Интересы субъектов политического конфликта отражают их отношение к существующему противоречию и конечному результату его разрешения. Они представляют избирательное отношение субъектов конфликта к какому-либо политическому явлению, событию, процессу, политической деятельности, основанной на мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Интересы, это та внутренне осознанная движущая сила социально–политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной, конкретным действиям по достижению поставленных целей.

Цели субъектов политического конфликта – предвосхищение (прогнозирование) субъектом конечного результата конфликтных действий, которые выступают своеобразным связующим звеном всех предыдущих элементов содержания конфликтного взаимодействия. Это объясняется тем, что именно в предвосхищении конечного результата своих действий (целей) субъекты конфликта формулируют видение предмета конфликта, воздействие на который обеспечивает разрешение противоречий между ними и реализацию их интересов.

Противоречия, интересы и цели представляют собой своего рода теоретические элементы содержания политического конфликта. Разрешаются и реализуются же они при помощи сознательно избранных субъектами конфликта методов и средств борьбы, которые также относятся к элементам содержания политического конфликта.

Выделяются два основных метода ведения политического конфликта: мирный и немирный. Мирный метод заключается в принуждении противоположной стороны действовать вопреки своей воле без применения «физической» силы, с использованием материальных средств, которые не приводят к нанесению противнику физического ущерба. Реализация мирного метода достигается: информационным противоборством, митингами, демонстрациями, забастовками, стачками и другими акциями протеста, игнорированием и бойкотированием политических компаний (например, выборов) и т.п. Государством, как субъектом политического конфликта, могут использоваться: указы и постановления; введение эмбарго, чрезвычайного положения; привлечение к уголовной и другой ответственности; репрессивные меры; пропагандистские кампании; угроза применения вооруженного, в том числе, военного насилия и т.п.

Немирный метод ведения конфликтапредполагает использование материальных средств принуждения, нанесение противнику прямого физического ущерба. При немирном методе ведения конфликта применяется непосредственное вооруженное насилие, в различных его формах и проявлениях, в том числе и особо распространившийся в последнее время политический терроризм. Вместе с тем и мирный метод ведения конфликтного противоборства (особенно применяемый государством), как правило, опирается на военную силу и гипотетическую возможность ее применения. Чаще всего это происходит в международных политических конфликтах.

Как любой процесс, политический конфликт имеет свою динамику развития. В ней принято выделять три обязательные стадии: стадию зарождения конфликта (латентная); стадию фактического применения силы или практических действий; стадию урегулирования конфликта.

Особенность первой (латентной) стадии конфликта заключается в его относительной скрытности, внешней незаметности, в практическом отсутствии влияния на социально-политическое развитие общества. На этой стадии субъекты конфликта не принимают конкретных практических действий. Субъекты конфликта осознают возникшее между ними социально-политическое противоречие и свои интересы по поводу его разрешения, определяют приоритетные цели предстоящей борьбы, ее стратегию и тактику, средства и методы, осуществляют поиск и привлечение союзников, анализируют и готовят общественное мнение, оценивают соотношение сил.

На второй стадии – стадии практических действий, конфликт объективизируется, и, так или иначе, начинает влиять на жизнедеятельность общества. Поэтому в общественном сознании конфликт ассоциируется именно с этой стадией его развития. Стороны переходят к практическим действиям, непосредственному применению насилия.

Содержание второй стадии конфликта, так же как и первой, составляют определенные действия противоборствующих сторон. Но, на этой стадии, в отличие от первой, они носят вероятностный и не всегда последовательный характер. Основными способами действий на стадии практической реализации интересов участников политического конфликта являются «захват и удержание», «захват и подчинение»,«нанесение прямого физического ущерба», « создание помех и причинение вреда», «угрозы», «оскорбительные действия», «уговоры». Выбор и применение субъектами конфликта тех или иных способов действий, как и динамика второй стадии в целом, целиком и полностью зависят от складывающейся обстановки и интенсивности столкновения конфликтующих сторон, соотношения используемых ими сил и средств, остроты противоречия, приведшего к конфликту.

Особое влияние на динамику развития политического конфликта на второй стадии оказывает его продолжительность. Скоротечные конфликты, как правило, быстро набирают «мощность», вплоть до вооруженного насилия и также быстро в них спадает напряженность, осуществляется переход конфликта в третью, завершающую стадию. В длительных конфликтах, «всплески» и «спады» интенсивности конфликтного взаимодействия чередуются с «мирными» отношениями противоборствующих сторон.

Кульминацией второй стадии (впрочем, как и всего конфликта) является кризис конфликта – высший по интенсивности период взаимодействия противоборствующих сторон. Вслед за кризисом может наступить урегулирование конфликта, либо спад его интенсивности и даже перерастание в хроническую форму, что со временем, как правило, приводит к новым кризисам вплоть до полного разрешения конфликта. Другими словами, участники конфликта, достигнув критической точки в конфликтном взаимодействии, устанавливают качественно новое состояние своих отношений.

Вместе с тем, нельзя путать понятия «кризис политического конфликта» и «политический кризис». Политический кризис, как правило, предшествует политическому конфликту или по времени совпадает с периодом создания конфликтной ситуации на первой стадии конфликта и рассматривается как определенный предел в функционировании и развитии политической системы (института). Это ситуация, в которой уже известные и применяющиеся образцы политической деятельности властных структур больше не могут удовлетворять существенным потребностям отдельных социальных групп или общества в целом.

Третья стадия – урегулирование политического конфликта. В современных условиях выделяются два основных способа урегулирования политического конфликта: «свертывание» (завершение) конфликта и разрешение конфликта. «Свертывание» конфликта практически означает его «замораживание» на одной из стадий развития конфликтных отношений. Классическим примером «свертывания» конфликта является перемирие в Корее, которое действует уже более полувека, но не снимает конфликтность отношений между двумя корейскими государствами.

Разрешение конфликта наступает лишь при условии снятия противоречия, инициировавшего конфликт. Как показывает историческая практика, это может быть достигнуто в двух случаях. Во-первых, в случае физического уничтожения одной из противоборствующих сторон, что в современных политических конфликтах практически невозможно. Например, полный крах фашизма и нацизма в годы второй мировой войны не устранил полностью противоречия, ставшие ее основной причиной. Идеология фашизма находит и сегодня немало сторонников, в том числе и в России, хотя, как известно, наша страна больше других стран пострадала от агрессивных действий нацистов. Во-вторых, разрешение конфликта наступает в том случае, когда его субъекты устанавливают взаимоприемлемые отношения, соответствующие взглядам и позициям каждого из них. Обе стороны, таким образом, достигают поставленные перед собой политические цели путем установления баланса интересов, что ведет квзаимному доверию и сотрудничеству между ними. При этом, как правило, создаются двух- или многосторонние, постоянные или временные институты, обеспечивающие мирное решение спорных вопросов.

Как социальное явление, политический конфликт выполняет в обществе определенные, весьма неоднозначные, функции. С одной стороны, он ведет к дезинтеграции и дестабилизации общественных отношений (дестабилизирующаяфункция), неблагоприятно влияет на властные отношения и государственные структуры (функция дезорганизации власти), приводит к страданиям, а порой и гибели людей, материальному ущербу (разрушительная функция). С другой стороны, политический конфликт позволяет восстановить социально-политическое равновесие в обществе, его политическую стабильность, способствует возобновлению мирного сотрудничества между конфликтующими сторонами (функция управления и социального регулирования). Благодаря конфликту различные социальные силы лучше познают друг друга, складывающуюся экономическую, социально-политическую и военную ситуацию в обществе, лучше ориентируются в перспективах общественного развития (демонстративная, информационно-коммуникативная функция).

Двойственный характер воздействия политических конфликтов на социальные отношения означает, что неконтролируемые конфликты практически всегда представляют потенциальную опасность для общества, могут дестабилизировать социальный мир. Поэтому крайне важно урегулировать конфликтные ситуации на ранних стадиях их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: