Проблема познания является одной из важнейших проблем философии. Большое внимание ей уделялось уже в древнегреческой философии.
Так, Аристотель разработал целую систему правил логического определения истинности суждений, основанных на определенных предпосылках (правила логического вывода). Логические произведения Аристотеля, собранные в трактате «Органон», на многие столетия определили направление философских дискуссий по проблемам познания.
В Новое время английский ученый Фрэнсис Бэкон попытался развить теорию познания Аристотеля в своем произведении «Новый Органон». Цель этого произведения – разработка учения о методе познания законов природы. Ф. Бэкон предложил программу «великого восстановления наук», которые теперь должны были быть основаны не на устоявшихся догмах, а на опытном знании.
Французский мыслитель Рене Декарт также считал, что верное знание должно быть основано на инстинктах предпосылок, главным источником которых является опыт. В то же время он уделял основное внимание методам построения теорий на основе знаний, полученных с помощью опыта. Именно человеческую мысль Р. Декарт считал доказательством самого существования человека. Человеческое познание согласно Р. Декарту является результатом верного применения разума. Это философское учение получило название «рационализм».
|
|
Вопреки теории Р. Декарта английский философ Джон Локк полагал не только главным, но и единственным источником познания ощущения. Это учение называется сенсуализм.
Попытки построить философское учение, вбирающее в себя лучшие стороны рационализма и сенсуализма, продолжаются уже несколько столетий. К числу наиболее значимых философских концепций познания относятся:
• критический рационализм И. Канта;
• диалектика Г.В.Ф. Гегеля;
• диалектический материализм К. Маркса;
• феноменология Э. Гуссерля.