Конституционные основы (принципы) судебной власти

Конституционные принципы суд власти – это закреплённые в Конституции РБ основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деят-ть суд власти. В юр литературе зачастую ведётся речь не о принципах суд власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет всё же говорить о конституционных принципах суд власти, так как конституционные предписания относятся не только к осуществляемой судом функции правосудия, но и ко всей суд власти в целом. Свою детальную регламентацию конституционные принципы суд власти получили в правовых источниках дисципины «Судоустройство» и процессуальном зак-ве (ГПК, УПК, ХПК, ПИКоАП). В литературе отсутствует единая точка зрения относительно кол-ва конституционных принципов суд власти. Традиционно в их перечень включают след конституционные положения:

1)- принадлежность суд власти судам, т.е. функция осуществления суд власти предоставлена только судам, это закреплено в ст. 6, 26, 109 Конституции. Содержание рассматриваемого принципа формирует такие свойства суд власти как обязательность суд решений, полнота, исключительность и легитимность суд власти;

2)- независимость судей и подчинение их только з-ну, закреплён в ст. 110 и 112 Конституции. Его содержание включает два относительно самостоятельные положения: при рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны гос органов, должностных лиц, граждан, судей и вышестоящих судоа; судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с Конституцией и иными НПА (это положение нередко в учебной литературе рассматривают в кач-ве самостоятельного конституционного принципа суд власти). Статья 85 Кодекса о судоустройстве устанавливает систему гарантий рассматриваемого принципа. Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленными законодат актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении суд постановлений и запрещением требовать её разглашения, от-тью за неуважение к суду или вмешат-во в его деят-ть, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деят-ти судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного суд постановления влечёт за собой от-ть, установленную законодательными актами. СМИ не вправе предрешать в своих сообщениях р-ты суд разбират-ва по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

3)- коллегиальное и единоличное рассмотр дел в судах, ст. 113 Конституции устанавливает, что дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных з-м случаях единолично. Текущее зак-во детализирует конституционное предписание. В соответствии со ст. 32 УПК уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично (один судья) или коллегиально (судья и два народных заседателя). Коллегиально рассматр две категории дел: 1) о преступлениях, за кот уголовным з-м предусматр наказ свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь; 2) о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела рассматриваются единолично судьёй. Рассмотрение УД в вышестоящих инстанциях осущ-ся коллегиально, в составе не менее 3х судей. Гражданские дела в суде 1й инстанции рассматр единолично судьёй. Исключением явл лишь суд коллегия по делам интеллектуальной собст-ти ВеС, рассматрив дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осущ-ся коллегиально, в составе не менее 3 судей (ст. 10 ГПК). Дела в экономических хоз судах первой инстанции рассматриваются, как правило, единолично судьёй. В вышестоящих инстанциях - коллегиально, в составе не менее 3 судей (ст. 11, 29 ХПК). КС рассматривает все дела в коллегиальном составе (ст. 19 Кодекса РБ о судоустройстве).

4)- гласность рассмотрения дел в судах закреплён в ст 113 Конституции, указывающей, что разбират-во во всех судах открытое. Открытость суд разбират-ва предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16-летнего возраста, и представителям СМИ присутствовать на суд заседаниях. Принцип гласности обеспечивает контроль об-ва и гос-ва за деят-тью судов и правоохранит органов. Слушание же дела в закрытом суд заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных зак-вом (ст. 17 ГПК, ст. 23 УПК, ст. 21 ХПК). Как правило, закрытое суд заседание проводится в целях неразглашения охраняемых з-м сведений; для обеспечения безопасности участников суд процесса; по делам о преступлениях, совершённых несовершеннолетними и тд.

5)- состязательность и равенство сторон в процессе ст 115 Конституции. Сущность данного принципа выражается в предоставлении сторонам юр спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в суд заседании. Для этого стороны суд разбират-ва наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказыванию мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела и др. Суд же, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создаёт необходимые условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

6)- право граждан на суд защиту, рассматриваемый принцип предоставляет лицам возможность обращаться в суд за защитой своих прав и интересов. Так, ст. 60 Конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. В текущем зак-ве содержание принципа обеспечения права граждан на суд защиту получило более детальную регламентацию (ст. 10 Кодекса РБ о судоуст-ве). При несогласии с решением суда, граждане в целях продолжения процесса суд защиты своих интересов, вправе обжаловать аго в вышестоящие суд инстанции (ст. 115 Конституции).

7)- право граждан на юр, в том числе адвокатскую, помощь. Каждый гражданин имеет право на юр помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица полномочны пользоваться помощью адвокатов и др своих представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных з-м, юр помощь оказывается за счёт гос средств (ст. 62 Конституции). Юр помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все гос органы и должностные лица. Однако, в первую очередь, эта функция возложена на правоохранит органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юр службу предприятий (объединений).

8)- презумпция невиновности находит своё проявление во всех видах правосудия. Однако наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом, лицо считается невиновным в совершении преступления до того момента, пока его вина не будет в предусмотренном порядке доказана и установлена вступившим в зак силу обвинительным приговором суда (ст. 26 Конституции). В уголовно-процессуальном зак-ве презумпция невиновности проявляется в ряде доп положений (органам уголовного преследования запрещается перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности; не устранённые сомнения в виновности обвиняемого трактуются в пользу его невиновности и тд).

9)- выборность и назначение судей. В мировой практике существует три способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей населением и гос органами власти; 2) назначение судей высшими должностными лицами гос-ва; 3) смешанный (комбинированный), включающий в себя элементы первых двух способов. РБ присущ смешанный способ избрания лиц на должности судей (ст. 84, 98, 116 Конституции, ст. 20, 99 Кодекса РБ о судоустройстве):

- 6 судей КС назначаются Президентом;

- 6 судей КС избираются Советом Республики национального собрания РБ;

- судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированых судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов, экономических судов областей (г. Минска) назнач Президентом;

- судьи Верховного суда РБ и Высшего Хоз суда РБ назнач президентом с согласия Совета Республики Нац собрания РБ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РБ, Председателя Высшего Хоз суда РБ.

Значение конституционных принципов суд власти, во-первых, состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития зак-ва о судоустройстве. Во-вторых, они учитывают положительный опыт зарубежных гос-в и международного сообщества в области судоустройства. В-третьих, конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования суд власти.

5. Понятие и значение статуса судей. Основные принципы правового статуса судьи.

Судья – это носитель суд власти, главное действующее лицо любой суд с-мы. Именно он, единолично или в составе коллегии судей принимает решения по делам, отнесенным к суд юрисдикции.

Содержание правового статуса судьи составляют след элементы: совок прав и обяз-тей судей при осуществлении судейских полномочий; гарантии независимого осуществления судьями судейской деят-ти; от-ть судей.

Таким образом, под статусом судей понимают правовое и соц положение судей как представителей гос органов, осуществляющих в стране суд власть, их права, обяз-ти, от-ть, мат и соц обеспеч, правовая и соц защита.

Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей.

Судьи всех судов обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Однако это не исключает наличия особенностей статуса отдельных категорий судей.

Судьи занимают гос должности, явл гос служащими и на них распростр действие Закона РБ от 14 июня 2003 г. «О гос службе в РБ». Судьи военных судов и Военной коллегии ВеС РБ, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с З-ом РБ от 5 ноября 1992 г. «О воинской обяз-ти и воинской службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РБ от 25.04.2005 г. № 186.

Незав-ть судей явл основной чертой статуса судей. Она обеспеч совокуп установленных з-ом гарантий.

К принципам статуса судьи следует отнести: единство судебного статуса; независимость судей и народных заседателей; несменяемость судьи; неприкосновенность судьи и народного заседателя; политическую нейтральность судей; гос защиту судей и народных заседателей; надлежащее мат и соц обеспечение судей.

6. Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обяз-ти. Материальное и соц обеспечение судей.

Ст 91-93кодекса о судоуст-ве. Судьей КС РБ может быть назначен (избран) гражданин РБ, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юр образование, явл-ся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст пребывания в должности судьи КС РБ – 70 лет. Судьи КС РБ назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. Судья КС РБ вправе принимать участие в его работе только после принесения присяги.

К присяге судьи КС РБ привод Президентом РБ в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Нац собрания РБ, Председателя Верховного Суда РБ и Председателя Высшего Хоз Суда РБ.

Началом церемонии присяги явл оглашение решения о назнач на должность судьи КС РБ, после чего присягающий судья зачитывает текст присяги, подгот на спец бланке. При этом его правая рука находится на Конст-ии РБ.

Судья в период осуществления им своих полномочий в КС РБ приводится к присяге один раз. Акт о принесении присяги подписывается судьей КС РБ и хранится в личном деле судьи КС РБ. После приведения к присяге судье КС РБ вручаются служ удостоверение судьи, мантия и др входящие в комплект предметы одежды, а также Кодекс чести судьи РБ.

Статья 94. Требования к кандидату на должность судьи общего и хоз судов

Кандидатом на должность судьи общего или хоз суда может быть гражданин РБ, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юр образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по спец-ти не менее 3-х лет, порядок исчисления кот определяется Правительством РБ или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификац экзамен на должность судьи. Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3х лет;

судьи Верховного Суда РБ и Высшего ХС РБ должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собст-ти Верховного Суда РБ может быть лицо, имеющее высшее юр образ и стаж работы в должн судьи не менее 5 лет либо стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет, а также лицо, имеющ высшее технич или высшее естественнонауч образ и стаж работы в области патентоведения не менее 5 лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РБ назнач на должн из числа военнослуж, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отнош кот имеется вступивший в зак силу обвинит приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обяз-ти судьи, что подтверждается мед заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Статья 95.Кандидат на должность председателя, зам председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 3х лет.

Кандидат на должн председателя, зам председателя обл-го (Минского гор-го), Белорусского военного судов, ХС области (г Минска), специализиров ХС должен иметь стаж работы в должности судьи не менее 5 лет.

Статья 96. Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки ур-ня проф знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин РБ, имеющ высшее юр образ с присвоением квалификац «юрист».

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменац комиссиями. Экзаменационные комиссии создаются из наиболее квалифицир судей, представителей Минюста РБ и иных специалистов в области права.

Положит р-тат квалификац экзамена явл основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение 2х лет с момента его сдачи.

Статья 89. Права и обязанности судей и народных заседателей

Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необход для осущ-ния правосудия, обладают правами и исполняют обяз-ти, предусм настоящим Кодексом и иными законодат актами.

Судья имеет право:

-требовать от гос органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

-запрашивать информацию у гос органов, иных организаций, а также у должн лиц и иных граждан.

Судья КС РБ имеет право требовать созыва КС РБ, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу заключ и реш КС РБ. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции КС РБ, судьи КС РБ пользуются равными правами. Судьи КС РБ вП присутств на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых гос органов.

При осущ правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию РБ, з-ы и иные законодат акты, обеспеч защиту прав и свобод граждан, охраняемых зак-вом интересов гос-ва и организаций, ИП, высокую культуру суд деят-ти, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи РБ.

Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их произ-ве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодат актами.

Вопросы мат и соц обеспечения судей, их правовой защиты регулируются Кодексом РБ о судоустройстве ст. 128-132, З-м о гос службе в РБ ст. 46, 48, 59 и др НПА. Выплачиваемое судье денежное обеспечение должно гарантировать условия независимого исполнения им служебных обяз-тей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. Помимо денежного обеспечения судьи: обеспечиваются служебными жилыми помещениями и бесплатной форменной одеждой; пользуются правом на внеочередную установку квартирных телефонов; имеют право на трудовой отпуск и пенсионное обеспечение; вП хранить, носить и применять огнестрельное оружие, а также боеприпасы к нему; жизнь и здоровье судей подлежит гос обязательному личному страхованию; судьи в установленном зак-вом порядке освобождаются от призыва на срочную военную службу, службу в резерве и прохождения воинских сборов.

7. Прекращение полномочий судьи. Отставка судей.

Статья 123. Полномочия судьи приостанавливаются Президентом РБ в случае возбуждения в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого – до вступления в зак силу приговора, постановления о применении принудит мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела.

Полномочия судьи возобновляются по решению Президента РБ в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи.

Статья 124. Полномочия судьи КС РБ могут быть прекращены в случае:

отставки; подачи им заявления об освобожд от должности по собственному желанию; достижения предельного возраста пребывания в должности судьи КС РБ 70 лет; истечения срока его полномочий; отказа от принесения присяги; прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты; назначения (избрания) на др должность либо перевода на др работу; занятия деят-тью, несовмест с должн судьи, несоблюд ограничений, связанных с гос службой; грубого нарушения должностных обяз-тей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на гос службе;

вступления в зак силу обвинит приговора; вступления в зак силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной мед заключ, по сост здоровья в теч длительного времени (не менее 1го года) исполнять обяз-ти судьи; смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в зак силу, – без принятия спец решения.

Прекращ полномочий Председателя и судей КС РБ осущ-ся Президентом РБ, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собств желанию либо представления КС РБ о прекращении полномоч судьи по др основаниям, с уведомлением Совета Респ Нац собрания РБ. При этом представление КС РБ принимается большинством голосов от полного состава судей КС РБ. Полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае:

отставки судьи; подачи им заявления об освобождении от должности по собств желанию; достижения предельного возраста пребывания на гос службе, за исключением случая, предусмотренного ч 5 статьи 99 настоящего Кодекса,(Судьи, занимающие гос должности, включенные в кадровый реестр Главы гос-ва РБ, достигшие 65 лет – предельного возраста пребывания на гос службе,с их согласия могут быть оставлены на гос службе); истечения срока его полномочий; отказа от принесения присяги; прекращения гражданства РБ вследствие выхода из гражданства или его утраты; назначения на др должность либо перевода на др работу; занятия деят-тью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с гос службой;

отказа судьи от перевода в др суд в связи с ликвидацией суда либо сокращ численности судей; систематич дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной от-ти более 2х раз в течение 1го года); грубого нарушения должностных обяз-тей, соверш проступка, несовместимого с нахождением на гос службе; вступления в зак силу обвинит приговора; вступления в зак силу реш суда о признании судьи огранич дееспособным или недееспособным;

признания судьи нетрудоспос либо неспособности его, подтвержденной мед заключ, по сост здоровья в теч длительного времени (не менее 1о года) исполнять обяз-ти судьи; смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим реш суда, вступившим в зак силу, – без принятия спец решения.

Прекращение полномочий судей общих и хоз судов (кроме председателей и судей Верховного Суда РБ и Высшего ХС РБ) осущ-ся Президентом РБ, в том числе по совместному представлению Министра юстиции РБ и соответст Председателя Верховного Суда РБ, Председателя Высшего ХС РБ.

При наличии оснований, прекращение полномочий председателей и судей Верховного Суда РБ и Высшего ХС РБ осущ-ся Президентом РБ. О прекращ полномочий председателей и судей Верховного Суда РБ и Высшего ХС РБ Президент РБ уведомляет Совет Республики Нац собрания РБ.

Процедуру досрочного прекращения полномочий председателей, зам председателей и судей судов РБ вП инициировать должн лица, уполномоч в соответствии с зак актами возбуждать дисциплинарное произ-во.

При прекращении полномочий председателей и зам председателей судов в связи с истеч срока, на кот они были назначены, за ними сохраняются полномочия судей соответств судов, если срок таких полномочий не истек.

Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответств решения Президента РБ или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращ полномочий судьи в связи с истеч срока его полномочий, установленного настоящим Кодексом, или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи.

Реш о прекращ полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 1го месяца со дня вступления в силу соответств реш Президента РБ. В случ отмены обвинит приговора или постановления суда о применен в отнош судьи принудит мер безоп-ти и лечения, а также реш суда о признании судьи огранич дееспос или недееспос либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутств судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом РБ.

Статья 125. Судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, опред зак-вом РБ о гос службе.

Статья 126. За судьей, вышедшим в отставку, сохраняются право участия в деят-ти органов судейского сообщества и др гарантии. При выходе судьи в отставку в его служебном удостоверении проставляется штамп «В отставке» и указывается дата начала отставки.

Статья 127. Отставка судьи прекращ в случае прекращ гражданства РБ, умышленного нарушения зак-ва или совершения порочащего поступка, несовместимых с высоким званием судьи. Отставка судьи прекращ Президентом РБ. Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы пребывающего в отставке судьи при наличии оснований, направляет соответствующее заключ лицам, уполномоченным вносить представление Президенту РБ, для прекращения отставки судьи. Судья, отставка кот прекращена, вП обжаловать это заключ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обжалования заключений квалификационных коллегий судей. Отставка судьи прекращ также в связи со смертью судьи или объявлением его в установленном порядке умершим.

8. Понятие о судебной системе, её звеньях и судебных инстанциях. Принципы построения судебной системы.

Суд с-ма гос-ва – это совок действующх на его территории гос органов - судов, призванных осуществлять в стране суд власть. Суды, входящие в суд систему, выполняют общие задачи. В основе их организации и деят-ти лежат единые принципы. Суд система слагается из звеньев суд системы. Звено суд системы состоит из всех судов (одного суда), обладающих по отношению друг к другу одинаковой компетенцией. Как правило, существуют двухзвенные, трёхзвенные и четырёхзвенные суд системы. Помимо категории звено суд системы различают понятие суд инстанция. Суды осуществляют правосудие по-разному. Одни суды полномочны только рассматривать правовые споры между сторонами судебного процесса и принимать по ним судебные решения. Другие же, помимо этого, вП проверять законность и обоснованность вынесенных нижестоящими судами решений. Различные виды такой деят-ти судов по осуществлению правосудия объединятся понятием суд инстанция. Выделяют 5 суд инстанций. Суд первой инстанции, суд второй (кассационной) инстанции, суд третьей (надзорной) инстанции, суд инстанция по пересмотру дел по вновь открывшимся обстоят-вам, суд апелляционной инстанции. Под суд инстанцией не следует понимать определнный суд или суд звено. Судом 1й инстанции, к примеру, явл все суды. Суды вышестоящих звеньев суд с-мы явл одновременно судами нескольких инстанций.

Суд первой инстанции рассматривает и разрешает юр споры по существу путём непосредственного исследования всех обстоят-в и доказательств по делу. По р-там такого рассмотрения суд выносит итоговое решение, кот вступает в зак силу, как правило, по истечении 10 суток с момента оглашения.

Суд кассационной инстанции – это суд, проверяющий по имеющимся в деле материалам законность и обоснованность не вступивших в зак силу решений суда первой инстанции. Судами второй инстанции явл вышестоящие по отношению к судам первой инстанции суды.

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в зак силу решений суда первой и второй инстанций. Проверка осущ-ся по имеющимся в деле материалам. Судами третьей инстанции, как правило, явл вышестоящие по отношению к судам первой и второй инстанций суды.

Возобновление дел по вновь открывшимся обстоят-вам – разновидность деят-ти суда по осуществлению правосудия, в рамках которого вступившее в зак силу ранее вынесенное по делу решение суда отменяется. После этого производство в суде по этому делу возобновляется с учётом вновь открывшихся обстоят-в.

Апелляционная инстанция – это деят-ть суда по преверке законности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции решения, не вступившего в зак силу. В отличие от кассационной инстанции апелляционная инстанция фактически повторно, путём непосредственного исследования всех обстоятельств и доказательств по делу, рассматривает и разрешает юр спор. В настоящее время апелляционная инстанция в РБ учреждена лишь в подсистеме экономических судов. Однако на возможность рассмотрения в апелляционном порядке юр конфликтов всеми судами общей юрисдикции уже сейчас указано в зак-ве. Так, в ст 36 и 46 Кодекса о судоустройстве значится, что областные (Минский городской), Белоруский военные суды, Верховный суд РБ могут рассматривать в соответствии с законодат актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке.

Суд система строится на принципах территориальности и специализации (ст 109 Конституции РБ). Первый означает, что суд система выстраивается применительно административно-территориального деления гос-ва. Второй – предусматривает возможность образования специализированных судов (структурных подразделений судов) для разрешения определённых видов юр конфликтов. Различают также децентрализованную (суд система гос-ва состоит из нескольких самостоятельных судебных подсистем), централизованную (во главе всех судов судебной системы стоит вышестоящий суд) и смешанную модели судебных систем.

Всю совокупность судов можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зав-ти от гос устройства, существуют федеральные (союзные) суды и суды субъектов федераций. По предмету ведения различают общие и специализированные суды. От места, занимаемого в иерархии суд системы, выделяют нижестоящие и вышестоящие суды. В зав-ти от источника легитимности суд власти различают светские и религиозные суды. По форме участия народа в осуществлении правосудия выделяют суд присяжных и суд шеффенов (народных заседателей).

9. Общая характеристика действующей суд системы в РБ.

Построенная на принципах территориальности и специализации суд система РБ по своей природе явл децентрализованной. В рамках её до последнего времени функционировали три самостоятельные суд подсистемы: общие суды, хоз суды и КС.

Единство суд системы РБ обеспечивается путём: установления суд системы Конституцией РБ и Кодексом РБ о судоустройстве и статусе судей; соблюдения всеми судами установленного зак-вом порядка судопроизводства; признания обязат исполнения на всеё территории республики суд постановлений, вступивших в зак силу; закрепления единства статуса судей; финансирования судов из республиканского бюджета.

С 1 января 2014г действующая суд система в соответствии с Декретом Президента от 29 ноября 2013г №6 «О совершенствовании суд системы РБ» состоит из судов общей юрисдикции и КС.

Подсистема судов общей компетенции трёхзвенная. Высшее звено представлено Верховным судом, являющимся единым высшим суд органом по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам (учреждён посредством объединения Верховного суда и Высшего ХС).

К среднему звену относятся областные (Минский городской) суды, а также экономические суды областей и экономич суд г Минска (в эти суды переименованы хоз суды областей г Минска). Низшее (базавое) звено составляют районные (городские) суды.

В системе судов общей юрисдикции могут создаваться специализированные суды. В действующую систему судов общей юрисдикции входят также Белоруский военный суд (второе звено) и межгарнизонные военные суды (базовое звено). Однако с 1 июля 2014г данные суды ликвидируются.

Судам общей юрисдикции подведомственно рассмотрение всех гражданских, уголовных, административных и экономических дел и реализации иных функций, возложенных зак-вом на суд.

КС призван осущ-ть суд контроль за конституционностью НПА в гос-ве и иные, возложенные на него зак-вом функции.

Законодат основу суд системы составляют Конституция РБ, Кодекс РБ о судоустройстве, Декрет Президента от 29 ноября 2013г № 6 «О совершенствовании суд системы РБ», Указ Президента от 29 ноября 2013г № 529 «О некоторых вопросах деят-ти судов РБ» и др.

На территории РБ действуют также суды, не входящие в суд систему страны: товарищ суды, Международный арбитражный (третейский) суд, третейские суды, Экономический суд СНГ, суд Евразийского экономич сообщества и др.

10. Конституционный Суд РБ.

Ст 19. КС РБ формируется в количестве 12 судей. Судьями КС РБ явл Председатель, зам Председателя и 10 судей КС РБ.

КС РБ приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей КС РБ.

Ст 20. КС РБ формируется в след порядке: 6 судей назнач Президентом РБ;

6 судей избираются Советом Республики Нац собрания РБ.

Ст 21. Совет Республики Нац собрания РБ избирает 6 судей КС РБ.

Кандидатуры для избрания на должности судей КС РБ предлагаются Председателем КС РБ. Лицо, предложенное для избрания на должность судьи КС РБ, имеет П заявить о самоотводе. Заявл о самоотводе принимается без обсуждения и голосования. Судьей КС РБ считается избранным лицо, получившее в р-те голосования большинство голосов от полного состава Совета Республики Нац собрания РБ.

Ст 22. КС РБ по предложениям Президента РБ, Палаты представителей Нац собрания РБ, Совета Республики Нац собрания РБ, Верховного Суда РБ, Совета Министров РБ дает заключения: о соответствии з-ов, декретов, указов Президента РБ, международных договорных и иных обязательств РБ Констит РБ и международно-правовым актам (МПА), ратифицированным РБ; о соответствии актов межгос образований, в которые входит РБ, указов Президента РБ, изданных во исполнение закона, Конституции РБ, МПА, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента РБ; о соответствии постановлений Совета Министров РБ, актов Верховного Суда РБ, Ген прокурора РБ Конституции РБ, МПА, ратифицированным РБ, з-ам, декретам и указам Президента РБ; о соответствии актов любого другого ГО Констит РБ, МПА, ратифицир РБ, з-ам, декретам и указам Президента РБ.

КС РБ по предложению Президента РБ в случаях, предусм Конституцией РБ, дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Нац собрания РБ Конституции РБ. Рассмотрение этого вопроса не может быть отклонено по инициативе КС РБ.

КС РБ: в порядке обязат предварительного контроля принимает решения о соответствии з-ов, принятых Палатой представителей Нац собрания РБ и одобренных Советом Республики Нац собрания РБ либо принятых Палатой представителей Нац собрания РБ (за исключ з-нов, подготовленных в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия и прекращением международных договоров РБ), Конституции РБ, МПА, ратифицированным РБ, – до подписания этих законов Президентом РБ; по предложениям Президента РБ принимает решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров РБ Конституции РБ; по предложениям Президиума Совета Республики Нац собрания РБ принимает реш о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований зак-ва; по предложениям Президента РБ дает офиц толкование декретов и указов Президента РБ, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; по предложениям Президента РБ, Палаты представителей Нац собрания РБ, Совета Республики Нац собрания РБ, СовМина РБ излагает свою позицию о документах, принятых (изданных) иностранными гос-ами, междунар организациями и (или) их органами и затрагивающ интересы РБ, в части соответ этих док-тов общепризнанным принципам и нормам международного права; по предложениям Президента РБ проводит проверки конституционности определенных Главой гос-ва направлений нормотворческой деят-ти и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных ГО; принимает решения об устранении в НПА пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности;

принимает ежегодные послания Президенту РБ и палатам Нац собрания РБ о состоянии конституционной законности в РБ; осущ иные полномочия в соотв с законодат актами.

ГО, иные организации, а также граждане, в том числе ИП, обращаются с инициативой о внесении предложений, рассмотрение кот подведомственно КС РБ, к Президенту РБ, органам, обладающим правом внесения в КС РБ таких предложений. КС РБ осуществляет контроль за конституционностью НПА РБ, международных договорных и иных обязательств РБ, актов межгос образований, в которые входит РБ, и не вступивших в силу международных договоров РБ как в целом, так и отдельных их положений.

КС РБ не вП высказывать позицию о вопр, кот может стать предметом рассмотр в КС РБ в порядке осуществления конституционного судопроиз-ва.

Ст 23. Порядок осущ конституционного судопроиз-ва определяется законом.

Вопросы организации подготовки и проведения заседаний КС РБ, обеспеч условий для осуществления КС РБ и его судьями своих полномочий, а также др вопр внутренней деят-ти КС РБ, порядок и формы участия Секретариата КС РБ в подготовке дел к рассмотрению в суд заседании, не урегулиров настоящим Кодексом и иными законодат актами, регулируются Регламентом КС РБ, утверждаемым КС РБ.

Ст 24. По вопросам процедурного характера и иным вопросам, возникающим в ходе конституционного судопроиз-ва, КС РБ, Председатель КС РБ принимают определения. Обращения КС РБ к ГО, иным организациям, должностным лицам излагаются в форме запросов и представлений.

Заключения и решения КС РБ оформляются в виде отдельного документа.

Определения, запросы и представления КС РБ оформляются в порядке, определяемом КС РБ.

Заключения и решения КС РБ явл окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Заключения и решения КС РБ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими ГО, иными организациями, должностными лицами. Заключения и решения КС РБ вступ в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Ст 25. Председатель КС РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Нац собрания РБ из числа судей КС РБ сроком на 5 лет.

Председатель КС РБ: организует деят-ть КС РБ; председательствует на заседаниях КС РБ, а также выносит на его рассмотрение вопр, отнесенные к ведению КС РБ; организует работу по осущ контроля за исполнением заключений и решений КС РБ и др.

Председатель КС РБ издает приказы по вопр, относящ к его компетенции, не связанным с осущ конституционного судопроиз-ва.

В случае отсутствия Председателя КС РБ и его зама или невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя КС РБ осущ старший по возрасту судья КС РБ.

Ст 26. Зам Председателя КС РБ избирается КС РБ из состава судей КС РБ по представлению Председателя КС РБ сроком на 5 лет.

Ст 27. При КС РБ создается Научно-консультационный совет, положение о кот утверждается КС РБ. Персональный состав Научно-консультационного совета утверждается КС РБ по представлению Председателя КС РБ.

11. Основное звено судов общей юрисдикции в РБ.

Районные (городские) суды – основное звено в с-ме судов общей юрисдикции. Эти суды наделены чрезвычайными полномочиями по осущ Псудия. Ими рассматр по 1-й инстанции подавляющее большинство уголов и гражданских дел, все дела об админ Пнарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств.

В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.

Ст 29. Районный (городской), и специализиров суды образ, реорганизуются и ликвидируются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ. Районный (городской), специализированный суды образуются в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город.

Ст 30. Районный (городской), и специализиров суды состоят из председателя суда и судей. Судьи районного (городского) и межгарнизонного военного судов могут специализироваться на рассмотрении гражданских и уголовных дел, а судьи районного (городского) суда – также на рассмотрении дел об админ Пнарушениях и исполнительных производств. Количественный состав судей районного (городского), и специализированного судов устанавливается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ. При наличии 5 и более судей в составе районного (городского), и специализированного судов вводится должность зам председателя суда. При наличии 10 и более судей в составе районного (городского), и специализированного судов вводится должность 2го зам председателя суда.

Ст 31. Районный (городской) суд:

рассматривает в пределах своей компетенции в кач-ве суда 1й инстанции и по вновь открывшимся обстоят-вам гражданские дела, а также в кач-ве суда 1й инстанции уголовные дела и дела об админ Пнарушениях; рассматр в пределах своей компетенции жалобы (протесты) на постановления по делам об админ Пнарушениях; рассматривает материалы об исполнении суд постановлений; изучает и обобщает суд практику, ведет суд статистику;

осущ иные полномочия в соответствии с законодат актами.

Специализированный суд и межгарнизонный военный: рассматр дела, отнесенные законодат актами к его компетенции; изучает и обобщает суд практику, ведет суд статистику; осущ иные полномочия в соответствии с законодат актами.

Ст 32. Председатели районного (городского), межгарнизонного военного и специализир судов назнач Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на 5 лет.

Председатели районного (городского), межгарнизонного военного и специал судов: организуют деят-ть соответствующего суда; председательствуют в суд заседаниях, назнач судей в кач-ве председательствующих в суд заседаниях, распред иные обяз-ти между судьями; ходатайствуют перед Верховным Судом РБ о внесении предложений в КС РБ о проверке конституционности НПА; организуют изучение и обобщение суд практики, ведение суд статистики; руководят работой аппарата суда, назначают на должности и освобождают от должностей раб-ков аппарата суда; ведут личный прием граждан, организуют работу суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждани др. В случае отсутствия председателя районного (городского), и специализир судов или при невозможности исполнения им своих обяз-тей и при отсутствии в суде должности зам председателя суда полномочия председателя суда осущ один из судей соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей.

Ст 33. Зам председателя районного (городского), и специализир судов назнач Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на 5 лет. Зам председателя районного (городского), и специализир судов явл судьями соотв суда.

Зам председателя районного (городского), межгарнизонного военного и специализ судов осущ полномочия председателя суда в его отсутствие или при невозможности исполнения им своих обязанностей.

12. Областные (Минский городской) суды.

Ст 34. В каждой области РБ, г Минске действуют соответственно областной суд, Минский городской суд.

Ст 35. Областной (Минский городской), Белорусский военный суды состоят из председателя суда, зам председателя суда и судей.

В областном (Минском городском), Белорусском военном судах образуются:

президиум суда; суд коллегия по гражданским и уголовным делам.

При необходимости Президентом РБ по совместному представлению Министра юст РБ и Председателя Верховного Суда РБ в областном (Минском городском), Белорусском военном судах могут образовываться кассационная суд коллегия, апелляционная суд коллегия и иные суд коллегии для специализированного рассмотрения дел. Количеств состав судей обл (Минского город), Белорусского военного судов устанавл Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ.

Ст 36. Областной (Минский городс), Белорусский военный суды: рассматр в пределах своей компетенции в кач-ве суда 1й инстанции, в порядке надзора и по вновь открывш обстоят-вам гражданские и уголовные дела; могут рассматр в соответствии с законодат актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляц порядке, в кассац порядке, а также жалобы (протесты) на постановления районных (городских) судов по делам об админ Пнарушениях; осущ надзор за суд деят-тью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении зак-ва; изучают и обобщают суд практику, ведут и анализируют суд статистику и др.

Ст 37. Председатели областного (Минского городского) назнач Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на 5 лет. Председатели областного (Минского городского): организуют деят-ть соответствующего суда; распределяют обяз-ти между своими замами; созывают президиум соответствующего суда и председательствуют на его заседаниях; могут председательствовать в суд заседаниях; назнач судей в кач-ве председательствующих в суд заседаниях;

распределяют обяз-ти между судьями; ходатайствуют перед Верховным Судом РБ о внесении предложений в КС РБ о проверке конституционности НПА; вносят в президиум соответствующего суда представления по формированию составов суд коллегий и суд составов; вП истреб из нижестоящ судов суд дела для изуч и обобщения суд практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора; осущ общее рук-тво аппаратом соответствующего суда, назначают на должности и освобождают от должностей раб-ков аппарата суда; ведут личный прием граждан, организуют работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан; информируют Пленум Верховного Суда РБ о практике применения судами зак-ва и др.

Ст 38. Замы председателя областного (Минского городского), назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на 5 лет. Замы председателя областного (Минского городского): в соответствии с распред обяз-тей возглавляют суд коллегии; председательствуют в заседаниях суд коллегий и назнач председательствующими судей соответствующих суд коллегий;

информируют президиум соответствующего суда о работе возглавляемых ими суд коллегий; ведут личный прием граждан и др

В случае отсутст председателя областного (Минского городс) суда или при невозможности исполнения ими своих обяз-тей полномочия председателя суда осущ один из замов председателя в соответствии с распред обяз-тей.

Ст 39. Президиум обл (Минского городс) суда образ в составе председателя суда, замов председателя суда, судей соответств суда в кол-ве, устан Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ. Председатели обл (Минского городс) суда, их замы входят в состав президиума соответств суда по должности.

Персональный состав президиума соответств суда утвержд Президент РБ по совм предст Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ.

Ст 40. Президиум обл (Минского городского) суда: рассматр в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоят-вам гражданские и уголовные дела; утверждают по представлению председателей обл (Минского городского) суда составы суд коллегий и суд составы соответственно областного (Минского городского) суда; рассматр материалы изучения и обобщения суд практики и анализа суд статистики; заслушивают председателей суд коллегий о деят-ти возглавляемых ими суд коллегий.

Ст 41. Заседания президиумов обл (Минского городс) суда проводятся по мере необход-ти. Заседание президиума считается Пмочным при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, присутст на заседании, и подписываются председательствующим на его заседании. Члены президиума не вП воздерживаться от голосования при принятии решений. Порядок обсужд на заседании президиума вопр, не связ с рассмотрением суд дел, определяется регламентом президиума.

Ст 42. Составы суд коллегий областного (Минского городского) суда утвержд президиумами по представлению председателя суда из числа судей соответств суда для специализированного рассмотрения дел.

Рук-во работой суд коллегий осущ замы председателя суда, входящие в состав соответствующих коллегий. Председатели обл (Минского городс), суда в необходимых случаях вП привлекать судей, входящих в состав одной из суд коллегий, к рассмотр дел, отнесенных к компетенции др суд коллегии.

Ст 43. Суд коллегии обл (Минского городс) суда: рассматр в пределах своей компетенции в кач-ве суда 1й инстанции и по вновь открывшимся обстоят-вам гражданские дела, а также в кач-ве суда 1й инстанции уголовные дела;

могут рассматр в соотв с зак-ми актами в пределах своей компетенции гражд и уголовные дела в апелляц порядке, в кассац порядке; изучают и обобщают суд практику по направлениям своей деят-ти, анализируют суд статистику.

13. Верховный Суд РБ (ВеС)

Ст 44. ВеС РБ возглавляет систему общих судов и явл высшим суд органом, кот осущ Псудие по гражданским, уголовным делам и делам об админ Пнарушениях, осущ надзор за суд деят-тью общих судов и др.

Ст 45. ВеС РБ состоит из судей ВеС РБ, в том числе Председателя ВеС РБ, первого зама и замов Председателя ВеС РБ. Кол-во замов Председателя ВеС РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя ВеС РБ.

ВеС РБ действует в составе: Пленума ВеС РБ; Президиума ВеС РБ; суд коллегии по гражд делам ВеС РБ; суд коллегии по уголов делам ВеС РБ; суд коллегии по делам интеллект собст-ти ВеС РБ; Военной коллегии ВеС РБ. При необход-ти Президен РБ по представл Председателя ВеС РБ в ВеС РБ могут образ кассац суд коллегия, апелляц суд коллегия и др суд коллегии для специализир рассмотр дел. Колич состав судей ВеС РБ устан Президентом РБ по представлению Председателя ВеС РБ.

Ст 46. ВеС РБ: рассматр в пределах своей компетенции в кач-ве суда 1й инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоят-вам гражд и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об админ Пнарушениях; может рассматр в соответствии с законодат актами в пределах своей компетенции гражд и уголовные дела в апелляц порядке, в кассац порядке;

изучает и обобщает суд практику, анализирует суд статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения зак-ва; осущ контроль за исполн судами РБ постановлений Пленума ВеС РБ; оказывает помощь судьям общих судов по применению зак-ва; разрабатывает предложения по совершенств зак-ва.

Ст 47. Председатель ВеС РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Нац собрания РБ из числа судей ВеС РБ сроком на 5 лет. Председатель ВеС РБ: организует деят-ть ВеС РБ и др общих судов; опред территориальную подсудность дел межгарнизонных военных и специализир судов; утверждает персональный состав экзаменац комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов; созывает Пленум ВеС РБ, организует работу Президиума ВеС РБ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума ВеС РБ вопр, отнесенные к их ведению идр.

Председатель ВеС РБ издает приказы по вопр, относящ к его компетенции, не связанным с судопроизводством. Председатель ВеС РБ вП принимать участие в заседаниях палат Нац собрания РБ, их комиссий, заседаниях СовМина РБ и его Президиума, заседаниях иных ГО, заседаниях Пленума Высшего ХС РБ.

Ст 48. Первый зам и замы Председателя ВеС РБ назнач Президентом РБ по представлению Председателя ВеС РБ из числа судей ВеС РБ сроком на 5 лет.

Первый зам Председателя ВеС РБ: осущ полномочия Председателя ВеС РБ в его отсутст, в случ невозможн исполн им своих обяз-тей или по его поруч;

Замы и зам: вП по поруч Председателя ВеС РБ председательствовать в засед Пленума и Президиума ВеС РБ; вП председательствовать в засед суд коллегий ВеС РБ; организуют изучение и обобщение суд практики и ведение суд статистики; руководят работой структурных подразделений аппарата ВеС РБ в соответствии с распред обяз-тей; информируют Пленум ВеС РБ о деят-ти возглавляемых ими коллегий ВеС РБ; ведут личный прием гр-н.

В случае отсутст Председателя ВеС РБ и первого зама Председателя ВеС РБ или при невозмож-ти исполн ими своих обяз-тей полномочия Председателя ВеС РБ осущ один из замов Председателя ВеС РБ в соотв с распред обяз-тей.

Ст 50. В состав Пленума ВеС РБ входят Председатель ВеС РБ, 1й зам и замы Председателя ВеС РБ, судьи ВеС РБ, председатели обл (Минского городс), Белорусского военного судов. В заседаниях Пленума ВеС РБ вП принимать участие: Президент РБ и его представит; председатели палат Нац собрания РБ и их замы, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Нац собрания РБ; Премьер-министр РБ и его замы; Председатель КС РБ и его зам; Председатель Высшего ХС РБ и его замы; Ген прокурор РБ и его замы; Министр юстиции РБ и его замы.

Ст 51. Пленум ВеС РБ: рассм в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоят-вам гражданские и уголовные дела;

рассм материалы обобщения суд практики, суд статистики и дает в порядке суд толкования общим судам разъяснения по вопр применения зак-ва; принимает решения о приведении постановлений Пленума ВеС РБ, признанных КС РБ неконституционными, в соответствие с Конституцией РБ, МПА, ратифицированными РБ, з-ами, декретами и указами Президента РБ др

По вопр, отнес к его компетенц, Пленум ВеС РБ принимает постановления.

Ст 52. Пленум ВеС РБ созывается Председателем ВеС РБ (в его отсутствие – 1м зам Председателя ВеС РБ) по мере необход-ти, но не реже 1р в 3 месяца.

О времени созыва Пленума ВеС РБ и вопр, вносимых на его рассм, уведомляются члены Пленума ВеС РБ. Пленум ВеС РБ Пмочен решать вопр при наличии большинства членов Пленума ВеС РБ, а при рассм гражданских и уголовных дел в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоят-вам – не менее 2/3 членов Пленума ВеС РБ. Постановления Пленума ВеС РБ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума ВеС РБ. Члены Пленума ВеС РБ не вП воздерж от голосования при принятии решений.

Ст 53. Президиум ВеС РБ образуется в составе Председателя ВеС, 1го зама, замов Председателя ВеС и судей ВеС в кол-тве, устан Президентом по представлению Председателя ВеС. Персональный состав Президиума утвержд Президентом по представлению Председателя ВеС.

Ст 54. Президиум ВеС: рассм в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоят-вам гражданские и уголовные дела;

рассм материалы изучения и обобщения суд практики и суд статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассм Пленума ВеС; рассм ходатайства о проверке конституционности НПА и в случае признания их обоснованными в 10дневный срок обращается в КС с предложениями о даче заключений; рассм вопр организации раб суд коллегий, отдельных судей и аппарата ВеС, председателей и судей нижестоящих общих судов. По вопр, отнес к его компетенции, Президиум ВеС принимает постановления.

Ст 55. Президиум ВеС созывается Председателем ВеС (в его отсутствие – 1м замом Председателя ВеС) по мере необходимости. Президиум ВеС Пмочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума ВеС.

Ст 56. В ВеС создаются суд коллегии ВеС из числа судей ВеС. Составы суд коллегий ВеС утверждаются Пленумом ВеС по представлению Председателя ВеС. Суд коллегии ВеС возглавляют председатели – замы Председателя ВеС.

Суд коллегии ВеС рассматривают в кач-ве суда 1й инстанции, в порядке надзора и по вновь открывш обстоят-вам гражданские и уголовные дела, за исключ суд коллегии по делам интеллект собст-ти ВеС, кот рассм гражд дела в кач-ве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоят-вам. При ВеС созд Научно-консультат совет, положение о кот утвержд Пленумом ВеС.

14. Экономические суды областей и г Минска.

Экономич суды областей (г Минска) явл судами общей юрисдикции, представителями второго звена суд с-мы. Суды осущ правосудие в области экономич отношений, разрешая соответствующие экономич дела. Суды состоят из председателя суда, его замов и судей. Суды действуют в составе суд коллегии по рассмотрению дел в кач-ве суда 1й инстанции, апелляц суд коллегии, суд коллегии по банкротству, суд коллегии по налоговым сборам, суд коллегии по админ делам. При необход-ти Президентом РБ по представлению Председателя ВеС могут образовываться иные суд коллегии для специализированного рассмотрения дел. Количественный (г Минска) устанавливается Президентом РБ по представлению ВеС. Компетенция: рассматривают в пределах своей компетенции дела в кач-ве суда 1й инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоят-вам; изучают и обобщают суд практику, ведут и анализируют суд статистику; готовят предложения по совершенствованию зак-ва, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хоз (экономич) деят-ти; осущ др полномочия в соответствии с законодат актами.

Председатели (г Минска), их замы назначаются Президентом РБ по представлению Председателя ВеС сроком на 5 лет. Компетенция: организует деят-ть соответствующ суда; осущ общее рук-во аппаратом соответствующ суда, назнач на должности и освобождает от должностей раб-ков аппарата суда по согласованию с Председателем ВеС; распределяет обяз-ти между своими замами; председательствует в суд заседаниях, назначает судей в кач-ве председательствующих в суд заседаниях, распределяет др обяз-ти между судьями; ходатайствует перед ВеС о внесении предложений в КС РБ о проверке конституционности НПА; организует работу по повышению квалификации судей и раб-ков аппарата соответствующего суда; руководит работой по изучению и обобщению суд практики, ведению и анализу суд статистики; ведёт личный приём граждан, организует работу соответствующ суда по приёму граждан и рассмотрению обращений граждан; информирует Пленум ВеС о деят-ти суда; представляет соответствующий суд в отношениях с ГО, иными организациями; осущ иные полномочия в соответствии с законодат актами.

15. Понятие и значение организационного и мат-технич обеспеч деят-ти судов. Система и структура Минюста РБ.

Организационное, мат-технич и кадровое обеспечение деят-ти судов – одна из функций (направлений) правоохранительной деят-ти. Суть её заключается в создании судам условий (матеральных, кадровых, информационно-правовых), необходимых для осущ суд власти.

Ст 183. Организац и мат-техническое обеспеч деят-ти судов в пределах предоставленных полномоч осущ-ся: Секретариатом КС РБ – в отнош КС РБ; аппаратом ВеС РБ – в отнош ВеС РБ; аппаратом Высшего ХС РБ – в отнош Высшего ХС РБ, хоз судов областей (г Минска) и специализир хоз судов;

Минюстом РБ – в отнош областных (Минского городского), районных (городских) и специализир судов; управлениями юстиции областных (Минского городского) исполнит комитетов – в отнош районных (городских) и специализир судов.

Организационное обеспеч деят-ти военных судов осущ-ся Минюстом РБ, мат-технич обеспеч деят-ти Военной коллегии ВеС РБ и военных судов осущ-ся Мин обороны РБ за счет средств, предусм в республик бюджете на содержание органов суд власти и выделяемых на эти цели Мин обороны РБ.

Указанные органы в соотв со своей компетенцией: разрабатыв и вносят предложения по вопр организации работы судов РБ и ее совершенствованию;

осущ с участием соотве судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повыш квалификации судей и раб-ков судов; организуют работу по мат-технич обеспеч судов и созданию надлеж условий для их деят-ти, ведению суд статистики, исполнению суд постановлений; разрабат и осущ меры, направленные на укрепление независимости судей; осущ иные полномочия по организац и мат-технич обеспеч деят-ти судов в соответствии с зак-вом.

Соответствующие местные исполнит и распорядит органы предоставляют судам необход помещения, обеспеч их постоянное технич обслуживание.

Ст 184. Аппарат (Секретариат) суда обеспечивает работу суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу суд статистики, систематизации зак-ва, выполнению иных функций, а также осущ меры по организационному обеспеч деят-ти суда. Председатели судов для непосредственного обеспечения возложенных на них полномочий имеют помощников.

Ст 187. Здания и др помещения, а также ТС, оргтехники, связи и др средства, необход для обеспеч деят-ти судов, не могут использ для других целей.

Ухудшение условий размещения судов на основании решений иных ГО запрещается. Изъятие у судов им-ва и техники допускается с согласия судов только для замены на более совершенные им-во и технику. Им-во, необход КС РБ для осущ его деят-ти, явл республиканской собст-тью и находится в оперативном управлении КС РБ.

Ст 189. Организационное и мат-технич обеспеч органов судейского сообщества осуществляется Минюстом РБ, кроме того: аппаратом ВеС РБ – в отношении квалификационной коллегии судей ВеС РБ; аппаратом Высшего ХС РБ – в отнош конференций и квалификац коллегии судей хоз судов; управлениями юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов – в отношении конференций и квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов.

Мат-технич обеспеч конференций и квалификационной коллегии судей военных судов осущ-ся также Мин обороны РБ.

Минюст РБ является республиканским органом гос управления и подчиняется Правит-ву РБ (по отдельным вопросам деят-ти – непосредственно Президенту РБ). Минюст возглавляет Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом. Министр юстиции имеет замов. С-му минюста составляют: центральный аппарат Минюста; главные управления юстиции областных и Минского городского исполкомов; территориальные органы принудительного исполнения; гос организации, подчинённые Минюсту; отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполкомов и местных администраций районов в городах; Дома (Дворцы) гражданских обрядов исполкомов.

В структурном плане центральный аппарат Минюста состоит из главных управлений, управлений и отделов, а также департаментов с правами юр лица. В кач-ве совещательного органа в Минюсте образуется коллегия в кол-ве 12 челов. В её состав входят Министр юстиции, его замы, др раб-ки с-мы Минюста. Коллегия рассматривает основные вопросы деят-ти Минюста, судов и организаций с-мы Минюста. Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершениствования деят-ти организаций с-мы Минюста при Минюсте создаётся Научно-консультативный совет из учёных и высококвалифицированных специалистов.

16. Задачи и основные направления деят-ти прокуратуры в РБ. С-ма органов прокуратуры.

Деят-ть прокуратуры направлена на обеспеч в гос-ве верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и гос интересов. Для выполнения указанных задач органы прокуратуры в соответствии с Конституцией осущ 4 функции, именуемые направлениями деят-ти прокуратуры:

1)- прокурорский надзор – это деят-ть прокуратуры по осущ надзора за точным и единообразным исполнением на территории гос-ва законов и др НПА. Рассматриваемая функция явл основным (доминирующим) направлением деят-ти прокуратуры. В свою очередь прокурорский надзор как эдиный вид деят-ти подразделяется на отрасли прокурорского надзора. В зав-ти от специфики объектов прокурорского надзора (вида органов, за котор осущ надзор) выделяют 5 отраслей прокурорского надзора: надзор за исполнением зак-ва при осущ оперативно-розыскной деят-ти; надзор за исполнением з-на в ходе досудебного произ-ва, при произ-ве предварит следствия и дознания; надзор за соответствием з-ну суд постановлений, а также за соблюд зак-ва при их исполнении; надзор за соблюд зак-ва при исплнении наказания и др мер Уот-ти, а также мер принудит хар-ра; надзор за исполнением зак-ва.

При хар-ке надзорной деят-ти прокуратуры следует учитывать, что в гос-ве имеются институты, за кот прокуратура не вП осущ надзор (Президнт, Парламент, Правит-во, неподведомственные Правит-ву ГО и др).

2)- предварительное следствие по уголовным делам. В этих целях в структуре органов прокуратуры ранее имелся следственный аппарат. С 1 января 2012г следственный аппарат был упразднён в связи с учреждением Следственного комитета РБ. Вследствие этого в настоящее время рассматриваемую функцию прокуратуры вП осущ лишь сами прокуроры, полномочия которых при произ-ве предварит следствия по уголовным делам определены УПК.

3)- участие в рассмотрении дел судами и поддержание гос обвинения в судах. Прокуроры поддерживают гос обвинение в суде 1й инстанции по всем (за некоторым исключением) уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а в предусмотренных з-м случаях – и по делам частного обвинения. В рассмотрении судами 1й инстанции гражданских дел прокурор принимает участие в случаях, когда дело возбуждено лично прокурором либо же когда суд принял решение об участии прокурора в деле. Кроме того, прокурор по своей инициативе вП вступить в дело, принятое судом к рассмотрению от др лиц. В хоз судах 1й инстанции прокурор участвует в делах, возбуждённых по инициативе прокуратуры. Помимо суда первой инстанции, прокурор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: