Литературно-художественное издание

Литературно-художественное (ЛХИ) — это издание, со­держащее произведение (одно или несколько) художествен­ной литературы. В произведении художественной литера­туры средством познания и отражения действительности является художественное слово.

ЛХИ призваны обеспечивать ознакомление общества с со­держанием произведений художественной литературы, спо­собствовать формированию эстетического вкуса, нравственных принципов, высоких моральных качеств, содействовать отды­ху. Читательское назначение этих изданий очень широко.

Форма описания произведения (стихотворная, прозаиче­ская), жанр (большая — роман, драма, эпос; средняя — по­весть, поэма, эссе; малая — рассказ, стих), объект и предмет описания (духовно-нравственная сфера, социальные пробле­мы, область эстетики и др.) определяют характер информа­ции, содержащейся в ЛХИ, влияют на его тип и вид.

Издания художественной литературы подразделяются на три подтипа: научное, научно-массовое и массовое.

Научное издание произведений художественной литера­туры отличается наибольшей полнотой отражения творче­ского наследия писателя, точностью текста, тщательно разра-


ботанным справочным аппаратом. Этот тип издания пред­назначен для исследовательской работы. Такие издания пред­ставлены в виде полного собрания сочинений или академи­ческого собрания сочинений, которые включают все напи­санное писателем: законченные и незаконченные произве­дения, отрывки, наброски, письма, дневники, статьи и т. п.

Научно-массовое издание менее полно по составу. Оно включает не все произведения писателя, его справочный ап­парат более популярен. Комментарий представляет собой связный рассказ, а вступительная статья носит характер об­зора творчества автора, литературы, эпохи и т. п. Научно-массовое издание рассчитано на более широкий круг читате­лей. Оно представлено в виде собрания сочинений, включаю­щее только наиболее значительные произведения писателя.

Массовое издание художественной литературы призвано удовлетворять запросы самых широких кругов читателей, зна­комить их с наиболее значительными художественными про­изведениями писателей-классиков и современных писателей. Это отдельные издания литературно-художественных про­изведений, сборники, альманахи, антологии, избранные со­чинения.

Сборник — издание, в котором помещены произведения одного или нескольких писателей. Альманах — сборник, содержащий литературно-художественные или научно-попу­лярные произведения, объединенные по определенному при­знаку. Альманахи адресуются либо взрослому, либо детско­му читателю. Они могут быть периодическими, непериоди­ческими или сериальными. Антология — сборник избран­ных произведений различных авторов. Избранные сочине­ния — однотомное или многотомное издание, содержащее часть наиболее значительных произведений одного или не­скольких авторов, отобранных по определенному признаку.

Конструкция ЛХИ определяется целевым и читательским назначением издания, автором, жанром, содержанием лите­ратурного произведения и т. п.

Научные собрания сочинений имеют большой объем (мно­готомные — до 60 томов), рассчитаны на длительное пользо­вание, имеют плотный переплет, обычно покрытый тканью,



строгое, научного типа внешнее оформление. Иллюстрации, как правило, документального типа.

Научно-массовые издания предназначены широкому кругу читателей, рассчитаны на интенсивное использование. Фор. маты средние, переплеты твердые, обычно покрытые имита­ционными материалами, или составные. Бумага среднего качества. Иллюстраций немного, в основном художествен­но-образного типа.

Издания отдельных произведений и сборников могут вы­ходить в экономном, обычном и улучшенном оформлении, Есть роскошно оформленные издания, исполненные на доро­гих сортах бумаги, многоцветной печатью, богато декориро­ванные и иллюстрированные, покрытые тканевыми перепле­тами с золотым тиснением. Однако преобладают издания без иллюстраций и декоративных украшений, отпечатанные на газетной бумаге, покрытые шрифтовой обложкой.

Серии и «библиотеки» выпускаются в типовом оформле­нии, имеют особые графические признаки: марку серии, ее название и т. п. — на обложке, корешке, титульном листе. Юбилейные, подарочные, особо художественные, миниатюр­ные, факсимильные, библиофильские издания, как правило, малотиражные, изготавливаемые из высококачественных материалов. Они разнообразны по конструкции и форматам, красочно иллюстрированы, снабжены суперобложками, фут­лярами, манжетами и т. п.

Контрольные вопросы

1. Что такое литературно-художественное издание?

2. Чем вызвана необходимость выделения в самостоя­тельный типологический ряд литературно-художе­ственных произведений?

3. В чем специфика целевого и читательского назначе­ния, особенности информации, содержащейся в лите­ратурно-художественных изданиях?

4. Каковы основные типы, и виды ЛХИ?

5. Что входит в конструктивные элементы ЛХИ?

6. В чем состоит особенность оформления ЛХИ?


ГЛАВА 9 КНИГА КАК ОСНОВНОЙ ВИД ИЗДАНИЯ

9.1. Определение понятия «книга»

Этимологический смысл слова «книга» давно утрачен. Предположительно оно означает свиток бумаги. У древних славян слово «книга» означало умение писать, грамотность, знания вообще.

До сих пор не выработано единого, получившего всеобщее признание, понятия «книга». Трудности, связанные с возмож­ностью дать точное и не вызывающее сомнений определение понятия «книга», заключаются в том, что оно многозначно, на протяжении истории менялось, понималось то широко, то узко, а границы, отделяющие его от дефиниции понятия «до­кумент», долгое время не были установлены.

Согласно современным представлениям, книга — это книжное издание объемом свыше 48 страниц, в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата, в обложке или переплете. Под листом печатного материала понимается лист бумаги (синтетического замени­теля), картона, ткани, поверхность которых содержит оттиск.

Книга — важнейший источник информации, канал соци­альной коммуникации, основная разновидность документа в


 

т 9. Книга как основной вид издания

Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документе!

составе фондов библиотек и других документно-коммуника­ционных структур. Это наиболее важная форма хранения словесной и графической информации, предназначенной для многократного использования и передачи в пространстве а времени. Перечисленные функции книги являются ее по­стоянными свойствами. К переменным же относятся мате­риалы, на которых воспроизводится информация, форма книги, разновидности шрифтов и содержания, а также особые фун­кции различных типов книг.

Книга является продуктом книжного дела — совокупно­сти отраслей культуры и производства, связанных с создани­ем и изготовлением книги, ее распространением, хранением, описанием и изучением. Отбор для полиграфического вое* произведения и распространения произведений науки, лите­ратуры, искусства, их профессиональная оценка, подготовка к печати и выпуск — функции издательского дела.

Множественное воспроизведение книг осуществляется полиграфической промышленностью. Распространение и пропаганда книги является функцией книжной торговли. Сбор, обработка, хранение книг, их общественное использова­ние осуществляются в рамках библиотечного дела. Целе­направленное информирование читателей о книге и других произведениях печати — задача библиографии.

Книгу и книжное дело изучает в историческом, современ­ном и прогностическом аспектах комплексная научная дис­циплина — книговедение. Большой вклад в развитие кни­говедения, изучение истории книги внесли И.Е. Баренбаум, А.П. Запаско, Я.Д. Исаевич, Н.М. Лисовский, К. Мигонь, В.Я. Фрис и др.

9.2. История книги

История книги делится на два периода: история руко­писной и печатной книги. Границей между ними является изобретение механического тиражирования книг, которое вызвало революцию в технологии их производства и повы­сило роль печатного издания в социальной коммуникации.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания.


В рукописной книге текст и иллюстрации воспроизведе­ны от руки, в отличие от печатной книги, воспроизведение которой осуществляется полиграфическим способом.

с, *? ~.- *> *. А -<*. %'М.-$&$>4 -* л. •* г. * * V; •* *.*• -*ч.т '- я,,. -.*•„*•.«»< '•*..* *%"*
<\ -О. *ж ь! «Г, ** Ч л Л Л «*• «» к -*к *■!
Ч •••» Я 'л * * *. А ** * -Л- ж. м-» •* ж «. $,;**4-Л,'4К,.1Р

Формы рукописной книги были весьма разнообразными. В культуре Древнего Востока с III по I тыс. до н. э. книга имела вид глиняной дощечки. В Египте, начиная с III тыс. до н. э., а позже в Древней Греции и Риме до IV—V вв. книга существовала в форме папирусного и (с III в. до н. э. до V в.) пергаментного свитка. Свиток — прямоугольный кусок па­пируса или пергамента, узкий и длинный. Текст на него на­носился параллельно длинной стороне, слева направо, отдельными столбцами. Свиток сво­рачивался в трубку. Наряду с папирусом и пергаментом исполь­зовались и другие ма­териалы для письма: дерево, листья, кожа.

 
Рис. 9.Книга-свиток

Дальше книга утра­тила форму свитка и приобрела новую — вдвое сложенный лист — «диплом». Это были две деревянные дощеч­ки, соединенные между собой. Греки и римляне вплоть до IV в. н. э. использовали книги из дощечек или пластинок из слоновой кости, соединенные кольцами или ремешками.

Несколько скрепленных между собой дощечек, натертых воском, которые древние римляне применяли для письма, называют полиптихом. Он является прототипом современ­ной формы книги — кодекса, который был сконструирован в I тыс. до н. э. в Древней Греции. Кодекс — это прямоуголь­ные дощечки, соединенные кожаной или веревочной петлей. Дальнейшее развитие кодекс получил в Древнем Риме в XI— I вв. до н. э. Здесь его стали делать из пергамента — обрабо­танной кожи. Пергаментные листы легко сгибались. В связи



Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документов


Глава


9. Книга как основной вид издания




с этим кодекс превратился в тетрадь, двух-, четырех- или восьмилистную. В кодексе появился титульный лист (лат. Ши1из — подпись, заглавие), а также счет страниц и тетра­дей. С появлением кодекса возникает переплет, который пер­воначально делали из нескольких склеенных листов папи­руса или пергамента, а затем из деревянных досок, обтяну­тых кожей или материей. В средние века был найден способ соединения тетрадей. Так кодекс превратился в книжный блок. На смену рукописному пергаментному кодексу при­шел печатный кодекс, который можно было размножать. Он сохранился и до настоящего времени почти неизменным — как образец издания и оформления книг. Со временем лишь стали разнообразнее и дешевле материалы, из которых изго­тавливали книгу.

Важнейшим событием в истории книги было изобретение в I в. в Китае бумаги. В Европу она была завезена в XII в., но вытеснила пергамент лишь в XIII—XV вв.

После изобретения книгопечатания рукописная книга со­хранилась и существовала параллельно с печатной вплоть до XIX в. Это был манускрипт (лат. тапиз — рука и вспЪо — пишу) — рукопись в виде отдельных листов, свитка или ко­декса.

История украинской рукописной книги восходит к перио­ду Древней Руси и имеет более чем 800-летний период раз­вития.

В Киеве, положившем начало обширному древнерусско­му государству, при Софийском соборе уже в первой полови­не XI в. действовал хорошо оборудованный, снабженный не­обходимым корпусом книг великокняжеский скрипторий (мастерская рукописных книг), из которого вышли древней­шие, наиболее ценные памятники древнерусской письменно­сти — знаменитое Остромирово Евангелие (1056—1057 годы) и Изборник Святослава (1073 г.).

В XII—XIII вв. в пределах галицко-волынских земель фор­мируется центр книгописания. Галицко-Волынская летопись сообщает о волынском князе Владимире Васильковиче (1288 г.) — «книжнике великом и философе», который самолично «спи-


сывал» книги, а также рассылал их из своей придворной ру­кописной мастерской в другие княжества. Многие из этих книг были «чудно» оформлены, украшены золотом и серебром, драгоценными камнями, жемчугом и цветными эмалями.

Выдающимся памятником украинского рукописного ис­кусства (XIV — первая треть XVI вв.) является точно дати­рованная Киевская Псалтырь 1397 г. Крупноформатная, тщательно написанная крупным уставом на добротном пер­гаменте, она украшена 302 высокохудожественными мини­атюрами, обильно иллюстрирующими ее текст.

В это время осуществлен переход от пергамента к более дешевому и удобному писчему материалу — бумаге, замена торжественного устава полууставом — почерком, рассчитан­ным на ускоренное письмо, значительное расширение гео­графии рукописных центров.

История печатной книги берет свое начало уже за не­сколько сотен лет до И.Н. Гутенберга.

Первой печатной книгой считают текст, воспроизведен­ный ксилографическим (гравирование на дереве) путем в Корее в период 704—751 годов. Печатавшиеся в Корее, Ки­тае и Японии с IX в. ксилографические книги, а с XI — от­тиски, полученные при помощи наборного шрифта, можно считать прообразами современной книги на Дальнем Востоке.

Рис. 10. И. Гутенберг

Важнейшим событием в ис­тории книги является изобрете­ние книгопечатания в Европе в XV в., которое стало возможным после изобретения Иоганном Гутенбергом устройства для от­ливки металлического шрифта в матрицах. Наборная форма состо­ит из металлических литер, отпе­чатки с которых получали с по­мощью ручного печатного стан­ка (пресса). И. Гутенберг основал в Майнце первую типографию. Среди лучших ее изданий — 42-строчная Библия (1452—1455).


 

224 Раздел II, Характеристика отдельных видов и типов докумевд и

Затем книгопечатание быстро распространилось в Италзд (1564 г.), Швейцарии, Франции (1470). Крупными центранщ книгопечатания стали Венеция, Нюрнберг. К 1500 г. типогрщ фии были в 250 городах Европы. Благодаря развитию печат» ного дела, книга стала важным фактором общественно-поли­тической жизни и развития культуры.

Рис. 11, «Евангелие Рис. 12. «Апостол» Ивана

Остромирово» Федорова. Львов, 1574 г.

1056—1057 годы

Книги, напечатанные до 1501 г., назывались инкунабула­ми (лат. 1псипаЬи1а — колыбель, годы детства). В них много общего с рукописями: кроме основного текста, набранного печатным способом без абзацев и просветов между словами, написаны от руки инициалы, разрисованы рамки, отсутству­ют титульные листы и нумерация страниц. Большинство ин­кунабул культового содержания напечатаны на латинском языке. С 1470-х годов появляются издания светского харак­тера на немецком, французском и других языках. На старо­славянском языке инкунабулы печатались глаголицей и ки­риллицей.

В XV—XVI вв. А. Мануций (Венеция) создает вид порта­тивных книг, а в конце XVI в. Л. Эльзевир (Голландия) изоб*


Глава 9. Книга как основной вид издания

ретает книги карманного формата. Значительный вклад в раз­витие книги славянских народов внесли Швейтпольд Феоль, Франциск Скорина, Божидар Вукович и др.

Родоначальником русского и украинского книгопечатания является Иван Федоров. В 1564 г. И. Федоров вместе со сво­им другом П. Мстиславцем выпустил первую, точно датиро­ванную московскую печатную книгу «Апостол», положив на­чало непрерывной типографской традиции на Руси.

В 1574 г. И. Федоров осно­вал первую на украинской зем­ле типографию. В этом же году он выпустил в свет во Львове «Апостол», а также первую «Аз­буку» — учебник, сыгравший огромную роль в становлении отечественного просвещения.

1574 г. считается годом на­чала книгопечатания в Украи­не. С изобретением печатного станка книга становится одним из важнейших источников ин­формации.

Способ печатания, изобретен­
ный Гутенбергом, совершенство­
вался в частностях, но в основе Рис' 13* И* феД°Ров
своей неизменным просущест­
вовал до XIX в.

В 1884 г. появилась машина, которая полностью механи­зировала набор, — линотип. Изобрел ее Отмар Мергенталор. Линотип заряжен буквами, вырезанными на пластинках из латуни — матрицами. Матрицы не выпуклые, а углублен­ные, не перевернутые зеркально, а прямо читающиеся, как в книге. Трудами многих изобретателей постепенно было при­думано много скоропечатных машин.

Стереотипы отливают по матрицам печатные металли­ческие формы.

При офсетной печати текст и изображение плоской пе­чатной формы отпечатываются не на бумаге, а на упругом


8 8-379


226 Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов


Гчава 9. Книга как основной вид издания




полотне из резины, затем с этого полотна книга печатается на бумаге.

Позже был изобретен фотонабор, автоматический набор (с помощью ЭВМ).

Развитие персональной компьютерной техники прибли­зило процесс выпуска книги к рядовому пользователю. Операционная система ЛУшсклетз 95 и программное обеспече­ние, созданное для нее (МхсгозоЛ ОШсе, Ра^еМакег, Соге1 Ога\у и др.), позволяют готовить документы, содержащие в себе текстовую и графическую информацию; совмещать в документе различную по структуре информацию текстово­го вида: просто текст, электронная таблица, база данных (при этом можно использовать более 600 конфигураций шрифтов всех возможных размеров); использовать встро­енную библиотеку рисунков. Наличие сканера дает возмож­ность пополнять эту библиотеку, а графическими редакто­рами вносить изменения в иллюстрации. Выбор программ для работы определяется соотношением графики и текста, а также опытом пользователя.

9.3. Книга как разновидность документа

Известно, что долгое время понятие «книга» использова­лось в качестве обобщающего, объединяющего в себе все раз­новидности документов. С введением понятия «документ» стало очевидно, что, представляющее основной вид издания, понятие «книга» уже, чем «издание» и «документ». Соотно­шение этих базовых понятий можно представить следующим образом (рис. 14).

Книга имеет много общего с документом, поскольку явля­ется его разновидностью. Вместе с тем для книги характер­на определенная специфика, позволяющая отличить ее от других видов документов.

В определении книги обычно выделяют две стороны: со­держание (духовную сущность: мысли, идеи) и форму (мате­риальную, вещественную, служащую для закрепления и пере­дачи информации). Тезис о двойственной природе книги стал


Рис. 14. Соотношение книги, издания и документа: К— книга; И — издание; Д — документ.

аксиомой книговедения. Ча­ще всего на первое место вы­ходит содержательно-духов­ная сущность книги. Ее фор­ма обычно рассматривается с точки зрения материала (носителя документной ин­формации) и особенностей материальной конструкции (материально-конструктив­ная и семиотическая, знако­вая форма).

Чтобы выделить книгу как вид документа, необходи­мо сравнить характеристики этих двух понятий, для чего можно использовать фасет-но-блочную схему классифи­кации документов. Это даст возможность выявить существен­ные отличия книги от не книг, т. е. других видов документов.

Книга — текстовой документ, т. е. документ, большую часть объема которого занимает речевой (словесный) текст.

Текст (лат. ТехЪиз — ткань, соединение слов) — темати­чески взаимосвязанная последовательность сообщений, в ко­торых с линейным текстом словесного сообщения сочетает­ся, в той или иной мере, изобразительно-иконическое и эсте­тическое сообщения. Текстом, как правило, называют основ­ную часть литературного произведения, выраженную с помо­щью кода естественного языка.

В книге часто различают текст основной (литературное произведение — одно или несколько), дополнительный и спра-вочно-вспомогательный.

Книга — документ вербальпо-письменный, содержание которого обязательно связывается с такой языковой систе­мой, как речь, слово, причем лишь в их письменной форме, выраженной начертательными знаками (буквы, иероглифы и т. п.). Буквенные знаки являются наиболее информатив­ным и точным средством документной коммуникации.


 

_____________ Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов до кументов

Письменные знаки наносятся с помощью шрифта (нема ЗспгШ от зспгейюп — писать). Это графическая форма зна- ков определенной системы письма. В зависимости от техни­ки письма различают рукописный, рисованный, гравирован­ный, наборный шрифты (последний представляет собой ком­плект литер для ручного набора текста). Наборные шрифты называют типографскими. В книгах для слепых использует­ся шрифт Брайля — рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых.

Следовательно, книга — носитель текстовой, вербально-письменной информации. В ее состав не включаются изоб­разительные, картографические, нотные издания в том слу­чае, если основную их часть составляет не словесный (рече­вой) текст, а нотная, картографическая запись, изображение и т. п.

Книга — документ человекочитаемый, непосредственно воспринимаемый, не требующий применения каких-либо тех­нических средств. Отсюда в класс книги не включаются ма­шиночитаемые документы — грампластинки, магнитные фонограммы, перфоленты, диски, дискеты (хотя последние могут быть читаемы с экрана, монитора и т. п.). При этом не берется во внимание то обстоятельство, что при чтении тра­диционной книги некоторые люди используют «технические приспособления» — очки, лупу и т. п.

Книга — документ визуальный, воспринимаемый чело­веком с помощью органов зрения. Книгу читают, видят. Ис­ключение составляют книги для слепых — документы так­тильные, воспринимаемые путем осязания.

Книга — документ опубликованный, предназначенный для всеобщего пользования и обычно издаваемый в виде многочисленных копий. Это тиражированный документ, име­ющий выходные сведения.

Книга — документ печатный, письменный, изготовлен­ный при помощи полиграфических или других средств мас­сового размножения и предназначенный для широкого рас­пространения.

Книга — произведение печати, полиграфический доку-


Гпава 9. Книга как основной вид издания

мент, созданный различными способами печати. Способ пе­чати — разновидность полиграфического процесса, характе­ризующаяся особенностями формирования красочного изоб­ражения на печатной форме и нанесения его на запечатыва­емый материал.

По типам печатных форм и принципам формирования на них печатных и пробельных элементов различают:

способ плоской печати, при котором печатающие и пробельные элементы расположены на одном уровне;

способ высокой печати, при котором печатающие эле­менты расположены выше пробельных элементов;

способ глубокой печати, при котором печатающие эле­менты углубляются по отношению к пробельным;

способ трафаретной печати, при котором краска нано­сится на запечатываемый материал через трафарет и др.;

офсетная печать, один из наиболее распространенных видов плоской печати.

К классу книг относится также рукописная книга с на­писанным от руки текстом и нарисованными вручную ил­люстрациями. Эта форма книги существовала до изобрете­ния книгопечатания и в первые века после него, а затем была вытеснена печатными изданиями.

Книга — документ бумажный, то есть информация за­фиксирована в нем на носителе из бумаги или ее замените­лей. Бумага (итал. ВатЬадга — хлопок) является сложной многокомпонентной системой, состоящей из волокон целлю­лозы, наполнителей, приклеивающих и красящих веществ. Новые бумажные виды документов — перфокарты и перфо­ленты, несмотря на бумажный носитель, к книге не относятся.

Книга — блочно-кодексовый документ, то есть она состо­ит из бумажных листов (а не лент или карточек), соединен­ных друг с другом одной стороной в корешке. Несомненно, что шумерская глиняная табличка, покрытая клинописью, является книгой, но подобная табличка, выполненная в наши Дни, даже если она будет содержать научный или литератур­ный текст, книгой не является, как и свернутый в виде свит­ка магистерский диплом, хотя внешне он похож на древнюю


 

230 Раздел И. Характеристика отдельных видов и типов документов

книгу. Свиток — одна из древнейших форм книги (IV— III тыс. до н. э.) — со II—IV вв. заменился на кодекс — наиболее распространенную форму современной книги, пред­ставляющую собой блок сфальцованных листов бумаги, скреп­ленных в корешке и помещенных в обложку или переплет.

Книга — документ непериодический, исходя из призна­ка регулярности ее производства и выпуска в свет. Это изда­ние, выходящее однократно, повторение его заранее не пре­дусмотрено. В случае повторения выпуска книги говорят о повторном издании, переиздании.

Книга по месту выхода в свет и территории распростра­нения может быть местной, региональной, общегосудар­ственной или зарубежной.

9.4. Структура книги

Функциональность книги, т. е. ее применимость для пе­редачи той или иной информации, определяется ее структу­рой, которая обычно понимается как целое, состоящее из вза­имосвязанных элементов. Объединить отдельные элементы и компоненты книги в единое целое призвана ее конструк­ция (лат. сопз^гисНо — составление, построение) — это стро­ение, устройство, взаимное расположение ее частей, элемен­тов, определяющее назначение, особенности книги как вида издания (разновидности документа).

Обложка книги — это сложное художественное целое; типографское оформление книги — тоже сложное целое, ко­торое образуют специально подобранный шрифт, титульный лист, строки заглавия, гармонирующие с содержанием, и хо­рошо подобранные иллюстрации; художественным целым является и текст книги. Т. е. книга как целое есть единство составляющих ее конструктивных элементов: внешних и внутренних (см. рис. 15).

Знание структурных и композиционных особенностей позволяет профессионально грамотно, без лишних затрат вре­мени, провести поиск информации как в отдельно взятых книгах, так и в их массиве.

Облегчить поиск информации и составить первоначаль-


Глава 9. Книга как основной вид издания

ное представление о книге в значительной степени помогает ее справочный аппарат: выпускные данные, выходные све­дения, аннотация, предисловие, оглавление, комментарии, указатели, сноски и т. п.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: