Основные аспекты определения культуры как общественного явления

Учитывая сложность постоянно изменяющегося и развивающегося понятия «культура», а также многообразие и противоречивость существующих определений, в науке были выделены основные аспекты определения культуры как общественного явления. Рассмотрим некоторые их них.

В генетическом аспекте культура представлена как продукт общества, общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. То есть культура есть способ существования человечества, она есть специфически человеческий способ деятельности.

Данный подход также закрепляет качественное своеобразие сложившихся на разных этапах общественного развития исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности. Речь идет обо всем многообразии культур различных эпох, отдельных этнических и национальных общностей. В этом отношении, справедливо замечания А.Кребера, который отмечал, что феномен культуры можно рассматривать в качестве «особого измерения общества»

В гносеологическом или познавательном аспекте культурапредстает как приобщение ко всему, что было открыто, изобретено, сказано в истории человеческой мысли. В природе человека изначально заложены стремления и способность к познанию окружающего мира и самого себя. Культура, в этом отношении, является универсальным механизмом освоения и описания мироздания.

Аксиологический аспект раскрываеткультуру как совокупность достигнутых в процессе освоения человеком мира материальных и духовных ценностей. При этом, материальные и духовные ценности, с одной стороны, являются отражение достигнутого уровня культуры, а с другой, выступают как специфический объект освоения. То есть, в свою очередь, включенными в культурный процесс, они становятся образцами, эталоном для последующих поколений. И не случайно, многие ученые, с позиции аксиологии, считают культуру системой ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие, совершенствование самого человека, его духовного мира и творческих способностей.

В нормативном аспекте культура выступает как система, которая формирует и регулирует отношения в обществе, ориентирует человека в мире, в котором он живет. Продуктом культуры являются не только материальные и опредмеченные духовные ценности, но и все формы отношений, которые складываются в обществе между людьми в процессе их взаимодействия: нравственные, экономические, политические, психологические. Поэтому, согласно нормативному аспекту, культуру нередко определяют как исторически и социально обусловленное отношение человека к природе, обществу и самому себе.

В социологическом аспекте культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу. Человек – общественное животное, и являясь членом той или иной организованной группы, он не может существовать без культуры. Выступая в качестве важнейшего механизма человеческого взаимодействия, культура обеспечивает взаимодействие людей в социальной среде. Это достигается путем создания, усвоения, сохранения и распространения предметов, идей, ценностных ориентиров, опыта, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социокультурных ситуациях. Воспитание, образование, весь процесс социализации – это ничто иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.

Каждое конкретное сообщество (племя, народность, нация, государство) веками создает собственную суперкультуру, в которую индивид оказывается включенным на протяжении всей своей жизни. Культура и означает приобщение человека к социуму. А сформированная определенной культурой личность вносит свой вклад в культурный слой, в свою очередь, обогащая, оплодотворяя, улучшая его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: