Живопись 20 века

Федор Кричевский (1879-1947), автопортрет

Казимир Малевич (1878-1935), автопортрет, 1908 или 1910-11

Зинаида Серебрякова (1884-1967), автопортрет "За туалетом", 1909

Чуть позже, чем в Западной Европе в Украине на рубеже веков появляются художники- импрессионисты, которые стремятся передать в произведениях изящное воспроизведения личностных впечатлений и наблюдений. Ярким представителем этой генерации живописцев был Николай Бурачек, известный картинами Днепра и Киев.

Долгие годы жила под Харьковом в поселке Нескучное женщина-маляр Зинаида Серебрякова (1884-1967), многие произведения которой посвящен украинскому селу и темам Востока. Она также относится к отечественным импрессионистов. После эмиграции Серебрякова долгие годы жила во Франции и Бельгии. Часть работ зарубежного периода мастерицы переданы в Киев.

Развитие живописи в Украине в послереволюционные годы в начале 20 века проходило в борьбе художественных течений и направлений. Наряду с теми, кто стоял на позициях традиционного реализма, творили сторонники футуризма, формализма (например, росписи Василия Ермилова Харьковского партийного клуба). Кроме массовых агитационных форм изобразительного искусства, заметного прогресса достигла станковая графика и живопись. В области станковой графики работали Михаил Жук, Иван Падалка, Владимир Заузе. В живописи самыми известными были полотна Кириака Костанди, Федора Кричевского, Александра Мурашко. Георгий Нарбут оформил первые украинские советские книги и журналы "Искусство", "Зари", "Солнце труда". В Западной Украине в первые послереволюционные годы работали Иван Труш, Антон Монастырский, Осип Курилас.

Хорошо известные произведения Николая Самокиша на украинскую историческую тематику: "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев 1648" (1929), "Битва под Желтыми Водами", "Абордаж турецкой галеры запорожцами? (1930), "Битва Ивана Богуна во Монастирищем 1653" (1931), "Бой под Царичанка 1709", "Поход запорожцев на Крым" (1934), "Разрушение Батурина Меньшиковым", "Кость Гордиенко уничтожает драгун Кемпеля", "Битва Максима Кривоноса с Яремой Вишневецким" (1934), "Царские жандармы везут Шевченко в ссылку "(1938) и др..

Киевский художественный институт (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры) стал настоящим центром авангардного изобразительного искусства. Сюда в это время возвращается всемирно Казимир Малевич - основатель абстрактного супрематизма, в котором изображение состояло из сочетаний простейших геометрических фигур. Значительное влияние на творчество Малевича, по его собственным словам, оказали культура и быт украинского села, но он пошел дальше искусства села.

Яркой страницей стал украинский авангард начала 20 века, представленный именами художников Александра Богомазова, Михаила Бойчука, Анатолия Петрицкого и др.. Михаил Бойчук начал новое направление монументального искусства 20 века - неовизантизм, положив в его основу органическое сочетание традиций древнерусской иконописи с конструктивными особенностями византийской живописи. К сожалению, много выдающихся художников (Михаил Бойчук, Василий Седляр, Иван Падалка и др.). были уничтожены коммунистическим режимом во времена репрессий.

Украинская живопись 60-80 годов 20 века, характеризовался негативными тенденциями партийного диктата социалистического реализма, что насаждал народнический академический стиль 19 века, пропагандизм и догматичность. Кроме того, согласно с лозунгом о том, что искусство должно быть понятным "широким массам", на творческий эксперимент, поиск новых форм был фактически наложен запрет. Одновременно и дальше творили такие выдающиеся художники как Алексей Шовкуненко, Татьяна Яблонская, Садовского Виталия, Михаил Дерегус, Василий Касьян.

Сегодня произведения Татьяны Яблонской, Ивана Марчука, Феодосия Гуменюка, Садовского Виталия, Андрея Чебыкина, Александра Бородая и других известны далеко за пределами Украины.

Козак Мамай



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: