Ременная передача обычно состоит из двух шкивов, соединенных между собой ремнем и натяжного устройства
Обычно с помощью ремня передают движение между параллельными валами, однако благодаря закручиванию ремня реализуют передачи с вращением шкивов в противоположные стороны, а так же передачи с перекрещивающимися осями.
По форме ремней различают плоско-, кругло- и клиноременные передачи.
Основное достоинство передач: простота конструкции, сравнительно малая стоимость, способность передавать вращательное движение на большие расстояния, работать с высокими скоростями, плавность работы и малый шум, малая чувствительность к толчкам, ударам и перегрузкам, отсутствие смазочной системы.
Основные недостатки: невысокая долговечность ремня, большие радиальные габариты, значительные нагрузки на валы и опоры, непостоянство передаточного отношения.
Ременную передачу применяют обычно как быстроходную ступень привода, устанавливая ведущий шкив на вал электродвигателя, в этом случае ее габариты и масса оказываются сравнительно небольшими.
Движение ремня по шкиву сопровождается упругим скольжением. Такой характер движения впервые исследован профессором И.Е. Жуковским и определяет основные особенности работы передачи.
Полезная нагрузка Ft передачи, развивается в основном за счет сил трения по дуге скольжения:
При вращении ведущего шкива в угловой скоростью w1 его окружная скорость
в результате упругого скольжения ремня относительно шкива, скорость ремня v2 < v1.
Коэффициент упругого скольжения определяется по формуле:
где — угловая скорость и диаметр ведомого шкива.
Передаточное отношение передачи:
.В расчетах, на основании экспериментов, принимают: e = 0,01 — для плоскоременных передач,
e = 0,015... 0,020 — для клиноременных передач.
Силы в передаче.
Ременные передачи фрикционные, поэтому начальное натяжение ремня — необходимое условие ее работы.
Связь между силами F1 и F2 обычно устанавливается по формуле Эйлера, когда скорость ремня не превышает 10 м/с:
КПД ременных передач.
Коэффициент полезного действия ременных передач обычно определяют по формуле:
зависит от коэффициента тяги, обычно оптимальное КПД при y = 0,4... 0,5 — для плоскоременных передач, y = 0,6... 0,7 — для клиноременных передач.
Критерии работоспособности ременных передач.
Опыт эксплуатации ременных передач показал, что их работоспособность ограничена тяговой способностью и долговечностью ремня. В первом случае ремень теряет тяговую способность из-за буксования в связи с недостаточной прочностью сцепления ремня со шкивами (ведущий шкив вращается, а ведомый остается неподвижным). В результате буксования ремень нагревается и выходит из строя. Поэтому в отличие от упругого скольжения буксование в ременной передаче недопустимо.
Во втором случае выход из строя ремня связан с усталостным разрушением.
97. РОЛЬ ОПОР В МАШИНАХ. КЛАССИФИКАЦИЯ ОПОР: ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ, СКОЛЬЖЕНИЯ, ОПОРЫ С ГАЗОВОЙ СМАЗКОЙ, МАГНИТНЫЕ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ПОДШИПНИКИ