3.1. Классификация Милгрома-Робертса: с позиции потенциального источника ПС: 1)издержки координации – затраты на обеспечение временного и пространственного соответствия участников трансакции. 2)издержки мотивации – издержки обеспечения контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнером обязательств и др.. М возникать и на рынке и внутри фирмы. Классификация удобна для анализа и оптимизации ПС во внутрифирменных иерархиях. 3.2.С позиции min рыночных трансакций удобнее классификация по Шаститко А.Е. на рынках товаров, труда, ресурсов и т.д. 1)TrC Выявления альтернатив. Для принятия решения о сделке надо сопоставить альтернативы (в условиях неоднородности и платности информации). TrC поиска выгодной цены и др. условий контракта (минимизация – специализированные рынки); TrC проверки надежности потенциальных контрагентов (минимизация – реклама и репутация). 2)TrC измерения. Любое благо имеет много полезных свойств; при обмене передаются определенные права. – возникают затраты времени и денег на измерение качеств. Существует асимметрия в распределении такой информации. Существуют разные категории благ. – исследуемые – их качество легко определить до покупки или приобретения (10 кг апельсинов – можно 1 попробовать); Средства минимизации – институт стандартов; послепродажное обслуживание – снижает риски; использование суррогатов (косвенная оценка по физ.св-м, цене, отзывам).; - использование посредников. 3)TrC ведения переговоров. – издержки коммуникации (переводчик); стратегические издержки – демонстрируют партнеру ценность отношений; издержки на юридические и вселегальное оформление сделки 9при крупных сделках до 10-15 % от суммы контракта); - з/п сотрудников, готовящих контракты, и их техническое обеспечение. Средства минимизации – общие ментальные модели, типовые формы контрактов, привлечение третьей стороны в качестве гаранта. 4)TrC спецификации и защиты прав собственности. – любое благо имеет много измерений, поэтому издержки определения объекта, субъекта ПС и способа их передачи (П: межевание при покупки дачи). TrC: - услуг «землемера» при межевании, - оформление и проверка договоров на право собственности, - урегулирование межевых споров и т.д. Средства минимизации – институты правопорядка; информирование о правилах обмена; общие ментальные модели. 5)TrC оппортунистического поведения. – несовпадение контрагентов А и Б (своя выгода в ущерб контрагента при сделке), - асимметричность распределения информации (скрытые действия А (вне наблюдения Б), скрытая информация о внешних условиях (известна А, но не Б). Если ожидаемые издержки уклонения от условий договора меньше выгод, которые оно несет, то эк.агент А выберет оппортунистическое поведение. Средства минимизации – мониторинг; - репутационный механизм – заинтересованность эк.субъектов в поддержании хороших отношений; - контрактный механизм – детальная формализация обязательств, привлечение третьей стороны при непредвиденных конфликтах. Количественная оценка TrC. 1)ординалистский подход – объяснение изменения структуры TrC в экономике, отрасли, замещение внутрифирменных Tr рыночными и наоборот – изменениями в относительных TrC. 2)кардиналистский – получение коллективных данных, как суммы денег, определение доли TrC в ВВП, в цене конкретной сделки. Измерение TrC для отдельных покупателей и продавцов. 1) часть трансакций сложно оценить в деньгах покупка дома – сущ-т временные издержки; 2) проблема при оценке теневого сектора; 3) проблема двойного счета – выделяют промежуточные и конечные TrC. Измерение TrC внутри фирмы. Одна из предполагаемых схем – последовательный анализ сети контрактов в рамках иерархии. Владелец фирмы (выше TrC получения информации и обработки ее) – менеджеры – контролеры – рабочие (выше TrC контроля выполнения контрактов по найму). Для подсчета TrC надо: 1) выделить профессии, связанные с Tr функциями. 2) суммировать з/п занятых внутри фирменном производстве Tr секторе. Трансакционные отрасли. 1)финансы и операции с недвижимостью; 2)банковское дело и страхование; 3)правовые услуги; 4)оптовая и розничная торговля. Причины бурного развития Tr сектора экономики (особенно частного). 1) развитие инфраструктуры увеличивает альтернативность, поэтому увеличиваются информ.издержки; 2) увеличивается деперсонофицированность обмена – увеличиваются издержки поддержания контрактов и защиты ПС; 3) увеличение капиталоемкости производства требует увеличение ритмичности поставок ресурсов, внутрифирменной координации и контроля, системы управления запасами и реализации потоков продукции – увеличение средних TrC.; 4) снижение издержек использования политической системой для перераспределения ПС. Т. к. TrC > 0, поэтому институты имеют значение.
Основы контрактных отношений, составляющие контракта и проблема его совершенства Контракт (договор) – правовое оформление экономических трансакций (на практике – ФП и НП). Контракт – соглашение о передаче или защите набора ПС. Базовые принципы КО:
1. свобода К – все стороны вступают в сделку добровольно, экономическое принуждение отсутствует.
2. Координация интересов – все стороны преследуют собственные интересы, осознанно координируя с интересами других.
В экономическом анализе «недобровольность» ≡ физическое принуждение: грабеж, принудительное рабство.
Т.о эк агенты имеют право:
1) решать, заключать К или готовить
2) выбирать партнеров по контрактам
3) определять содержание контракта
4)определять форму К.
Существуют стандартные формы КО, предусмотренные ГК РФ => снижение трансакционных издержек переговоров и заключения К.
Свобода К ограничена законом.
Основные составляющие К:
1)предмет К – вид совместного действия и способы согласования.
2)размер возмещения
3)правила будущих действий и улаживание конфликтов
4)ожидаемое поведение участников – зона, очерчиваемая К (снижает неопределенность, позволяет прогнозировать действия всех участников).
Совершенство К:
Совершенный К – фиксирует все возможные варианты развития событий.
Чтобы для каждого в существующий момент было оптимально не нарушать => К будет реализован без конфликтов – идеальная модель.
Но реальные контракты неполны. Причины:
1) ограниченная рациональность
- издержки переработки информации
- издержки составления «исчерпывающиего» контракта.
- издержки расчетов.
2) несовершенство информации:
- неопределенность
- ассиметрия информации и оппортунистическое поведение.
Параметры контракта 1. 1.Размер: объективный и субъективный.
Объективный – по отношению к предоставлениям судебной инстанции.
Субъективный – устанавливается самим участником («эффект богатства»), чем больше капитал участника, тем меньше в нем доля данного участника.
2.Продолжительность: от моментального (точечного) до К с неопределенным сроком.
3.Реальное равенство (или неравенство) участников.
- симметричный К: 1 покупатель – 1 продавец
- ассиметричный К: Ех: покупка продукта массового производства.
4. Степень формализации: писанный или неписанный. Чем мельче К, тем меньше вероятность его фиксирования.
5. Частота: разовый или повторяющийся.
6. Содержание.
• К продажи
• К разового найма: описывает, что конкретно д.б сделано
• К найма – право нанимателя распоряжаться действиями нанятого человека.
•брачный К – некоммерческий контракт.
- К-ты аренды ресурса
• К ренты
• Кредитный К на приобретение недвижимости
• Лизинговый К
- Кредитный К
- Потребительский кредитный К.