20 июня 1605 г. «Дмитрий» торжественно въехал в Москву. Началось его царствование. Оно длилось почти год — до гибели Лжедмитрия 17 мая 1606 г.
В.О.Ключевский дал личности царя-самозванца и его правлению интересную и, на наш взгляд, объективную оценку, которая отлична от выработанных еще в XVII в. в придворных кругах новой династии Романовых трактовке, вошедшей в большинство книг и учебников, но противореча-
1 Прежде он верно служил Борису Годунову и был им высоко вознесен, но потом Басманов был обижен матерью Федора Годунова, царицей Марией, которую все ненавидели — ведь она приходилась дочерью палачу Малюте Скуратову.
щей историческим документам Смутного времени. Мы хотим познакомить вас с мнением авторитетного русского ученого.
В.О.Ключевский о Лжедмитрий1.
«На престоле московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавший в Боярской думе самые трудные вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания.
|
|
Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной русской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски.
Он тотчас показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе, хотя в Москве кое-кто подозревал и открыто обличал его в самозванстве. Лучший и преданнейший его слуга П.Ф. Басманов... признавался иностранцам, что царь — не сын Ивана Грозного, но его признают царем потому, что присягали ему, и потому еще, что лучшего царя теперь не найти.
Но сам Лжедмитрий смотрел на себя совсем иначе: он держался как законный, природный царь, вполне уверенный в своем царственном происхождении; никто из близко знавших его людей не подметил на его лице ни малейшей морщины сомнения в этом. Он был убежден, что и вся земля смотрит на него так же. Дело о князьях Шуйских, распространявших слухи о его самозванстве, свое личное дело, он отдал на суд всей земли и для того созвал земский собор, первый собор, приблизившийся к типу народнопредставительского, с выборными от всех чинов или сословий. Смертельный приговор, произнесенный этим собором, Лжедмитрий заменил ссылкой, но скоро вернул ссыльных и возвратил им боярство (Шуйские опять стали заседать в Боярской думе). Царь, сознававший себя обманщиком, укравшим власть, едва ли поступил бы так рискованно и доверчиво, а Борис Годунов в подобном случае, наверное, разделался бы с попавшимися келейно в застенке...
|
|
Но, как сложился в Лжедмитрий такой взгляд на себя, это остается загадкой столько же исторической, сколько и психологической.
Как бы то ни было, но он не усидел на московском престоле, потому что не оправдал боярских ожиданий. Он не хотел быть орудием в руках бояр, действовал слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар все католические державы с православной Русью во главе. По временам он ставил на вид своим советникам в думе, что они ничего не видали, ничему не учились, что им надо ездить за границу для образования, но это он делал вежливо, безобидно. Всего досаднее было для великородных бояр приближение к престолу незнатной родни царя (имеются ввиду Нагие, Мария Нагая признала в самозванце собственного сына и говорила об этом народу и знати) и его слабость к иноземцам, особенно к католикам...
Еще более возмущали не одних бояр, но и всех москвичей своевольные и разгульные поляки, которыми новый царь наводнил Москву...
Однако главная причина его падения была другая. Ее высказал коновод боярского заговора, составившегося против самозванца, кн. В.И.Шуйский. На собрании заговорщиков накануне восстания он открыто заявил, что признал Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было
Ключевский В.О. «Курс русской истории». — М., 1988, т. III, с.30-33
создать самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. (Недаром Борис, как только услыхал о появлении Лжедмитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.) Они так и сделали, только при этом разделили работу между собою: романовский кружок сделал первое дело (т.е. «вырастил» самозванца), а титулованный кружок с кн. В.И.Шуйским во главе исполнил второй акт.
17 мая 1606 г. в результате боярского заговора Лжедмитрии был убит. На престол сел глава заговорщиков Рюрикович, потомок князей суздальских, ведших род от брата Александра Невского — Андрея, Василий Иванович Шуйский.
§ 27. Царствование Василия Шуйского (1605—1610).
Сторонники Шуйского не имели ни времени, ни желания проводить представительный Земский собор, наподобие собора, выбравшего на царство Бориса Годунова. Они «выкликнули» Василия царем прямо на Красной площади, среди растерянного народа, в отсутствие большинства родовитых бояр и дворян.