1. Неоправданное употребление стилистически окрашенной лексики ведет, естественно, к ошибкам в речи. Их наибольшее количество связано с употреблением лексики официально-делового стиля в других стилях, что влечет за собой появление канцеляризмов – слов, применяемые в официально-деловой речи и неуместных в других стилях. Русские писатели нередко парадировали слог, «украшенный» такими канцеляризмами: Дело о влетении и разбитии стекол вороною.
2. С влиянием официально-делового стиля связывают и
употребление речевых штампов – слов, утративших эмоциональную окрашенность. Это «модные» слова и выражения,
получившие широкое распространение (нацелить внимание на
выполнение задач; рассмотреть под углом зрения). Выражения эти
появились когда-то как экспрессивные, новые, необычные, но
со временем стали избитыми, их лексическое значение «потускнело», а экспрессивность стерлась. Штампами становятся
слова, словосочетания и даже целые предложения, которые
возникают как стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают
|
|
первоначальную образность: При голосовании поднялся лес рук.
Следует помнить: наполненная словесными штампами речь не
вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций.
Убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается
как отрицательная характеристика человека, свидетельствует о
его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов, в конечном счете, о серости и неоригинальности мысли.
3. От речевых штампов следует отличать клише (или язы-
ковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве
легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. Они являются конструктивными оборотами
речи, т.к. облегчают восприятие текста и широко используются в публицистическом стиле (по сообщениям нашего корреспондента…), в официально-деловых документах (состоялась встреча на высшем уровне), в научной литературе (требуется доказать), в разных ситуациях разговорно-обиходной речи
(Примите мои поздравления, разрешите выразить соболезнования).
В отличие от штампа, речевые клише не воспринимаются
слушателем негативно.