К основным качественным характеристикам транспортной продукции от-нос ятс я:
- полнота (объем) перевозки;
- скорость доставки;
- своевременность и ритмич ность перевозки;
- сохранность груза во время перевозки;
- безопасность перевозки;
- уровень с ервисного обс луживания.
В условиях рыночной экономики именно качество продукта ил и услуги является решающим фактором в конкурентной борьбе за потребителя. Рассмот-рим каждый показатель конкурентоспособности более детально. Уровень удов-летворения спроса по объему перевозок определяется как следующий коэффи-цие нт:
К-=Ш,
где ^Рф^Рф – соответственно фактический объем перевозок и согласованный плановый спрос на перевозки грузов за период t.
Степень ритмичности отправления и прибытия грузов определяется следующим образом:
где п1 ф - фактическое количество поставок продукции, доставленных с соблюдением установленного нормативного интервала за период времени t; п1о - общее количество поставок за период времени.
Степень регулярности перевозок грузов определяется так:
|
|
сред
где Рmax - максимальный объем перевозок грузов за определенный интервал времени (например, за месяц) в течение анализируемого периода (например, за год); Pсред - средний объем перевозок за интервал времени того же периода.
Коэффициент, определяющий уровень скорости доставки грузов, исчисляется по формуле:
где ^Рф - фактический объем перевозок грузов, доставленных грузополучателем с соблюдением нормативных сроков доставки; ^Ро - общий объем перевозок анализируемых грузов.
Степень сохранности перевозимых грузов определяется так:
где Qо - общий объем перевозимых грузов;
Qпот – потери продукции в пунктах погрузки, выгрузки и при транспортировке в
сопоставимом периоде.
Перечисленные выше коэффициенты принимают значение 0 до 1 и вычисляются для отдельных видов транспорта и груза и т.п. В отдельности каждый показатель имеет большое значение, но систематизация и интеграция всех этих показателей дают показатель, который дает комплексную оценку качества перевозки. Такой показатель называется «колесом качества» транспортного обслуживания грузовладельцев и вычисляется по следующей формуле:
Ко = αопКоп + αрКр+ αдКд+ αсгКсг,
где αоп, αр, αд, αсг – рейтинговые коэффициенты, учитывающие потребитель-ские оценки отдельных показателей тр анс по р тно й продукции и их взаимовлия-ние. Данные коэффициенты получают методом экспертных оценок. На рис. 4.2 приведено графическое изображение «колес качества».
Рис. 4.2. «Колесо кач ества» транспортного обслу живания клиентов