Предшественником современных бесплатных газет, используемых как в политических, так и в торгово-рекламных целях являются «летучие листки». Венецианские газетные листки ведут свое начало с 1493 года. Они распространялись бесплатно.
В ноябре 1723 года в Москве было отпечатано 80 экземпляров каталога «Рукописных книг греческих в Синодальной библиотеке обретающихся». Каталог распространялся бесплатно.
В 60-80-х годах в России стали издаваться бесплатные рекламные газеты: «Торговый листок», «Киевская справочная газета», «Всеобщий листок объявлений промышленности и торговли».
Редактор «Всеобщего листка» И. Ф. Рено писал: «Листок мой будет раздаваться бесплатно всем городским подписчикам, получающим через мою экспедицию разные газеты и журналы, а также, пет почти ни одной гостиницы, ни одного трактира, ни одного кабинета для чтения, куда бы не были доставлены моими посыльными какие-нибудь газеты и журналы и куда как известно, стекается много публики, то, следовательно, прочих лиц, получающих мой листок у моих рассыльных... листок мой будут читать еще новые лица...»
|
|
В 1989-1992 годы среди региональных и локальных изданий появились бесплатные рекламные и справочные издания. Примером бесплатных изданий являются: «Спутник ВСП», «Ямщик», «Тотал», «Иркутский вестник», «Из рук в руки».
Первый номер газеты «Иркутский вестник» попал в руки читателя в ноябре 1994 года. Газета имела другое название «Рекламный вестник» и была новым периодическим изданием.
Издатель газеты - редакционно-издательская фирма «Слобода», до этого публикующая рекламу своих заказчиков в других изданиях. Тираж «Вестника» 200 ООО экземпляров, распространяется бесплатно. Принцип бесплатной подачи коммерческой информации используется для того, чтобы привлечь как можно больше жителей Иркутска, и среди них найти «полезных». Круг заинтересованных в газете лиц сравнительно невелик, чаще всего это «мелкие» и «средние» коммерсанты.
Клиентом газеты (фирмы) может стать любая коммерческая фирма, юридическое или физическое лицо, обговорив условия и заплатив определенную сумму за «производство рекламы».
У газеты есть «двойник» - это газета «Total», принцип использован тот же, и вообще оба издания очень похожи, с той лишь разницей, что «Total», выпускается фирмой «Ефим Давыдов». Бесплатное издание «Ямщик» - издательской группой «КП Байкал». Суть та же - объявления, оформленные в яркие, привлекающие «картинки» разного формата. Отличается эта газета формой (внешней структурой) и тем, что чаще других публикует рекламные статьи.
Прежде чем напечатать рекламу и выпустить газету необходимо собрать, так называемую, рекламную информацию, а это значит найти заказчиков. Персонал рекламной газеты состоит отнюдь не из журналистов. Редактором, как правило, является директор всей фирмы («Слобода», «КП Байкал»). Обязательно имеются рекламные агенты, бухгалтер, программисты.
|
|
Рекламные агенты ищут клиентов, агитируют, предлагают услуги своей фирмы. На этом этапе многое зависит от личности агента. В рекламно-издательской фирме, как правило, работают очень коммуникабельные люди, обладающие способностью убеждать, недаром при приеме на работу проводится собеседование. С агентом заключается контракт или трудовое соглашение.
Когда фирма дает свое согласие на рекламу в издании, оформляется договор, где очень подробно оговариваются размеры будущей рекламы, ее внешний вид, число опубликований и стоимость. Оплата может быть произведена как наличным, так и безналичным расчетом, по перечислению на банковский счет. Договор содержит массу пунктов, по которым фирма обязуется исполнить взятую на себя работу на уровне, соответствующем современным технологиям не позднее указанного срока. С момента заключения договора обе стороны несут ответственность.
Чтобы привлечь внимание к своей рекламе, нужна оригинальная «картинка». Изображение (фотография, рисунок, логотип), выделение специальным шрифтом (курсивом) какой-то части текста называется оригинал-макетом. Для выполнения оригинал-макета может быть использован компьютер (компьютерная графика), но в наших иркутских газетах чаще всего используются уже готовые картинки, фотографии, нередко взятые из зарубежных журналов. Эти иллюстрации хороши своим качеством, и поэтому «сделать» из них рекламу не составляет труда. В РИФ «Слобода» имеется художник и фотограф, которые оформляют индивидуальную рекламу какой-либо солидной фирмы, потому как стоит это недешево, и «мелкие» заказчики денег на это не тратят. После того как «реклама» готова, ее обязательно относят к заказчику, который соглашается или же требует доработать, переделать.
«Одобренная» реклама поступает непосредственно в компьютерный цех, где верстаются оригинал-макеты полос газеты «Вестник», «Total». Позже в типографии с этих «заготовок» (ничего не меняя) печатается весь тираж бесплатного издания.Тираж доставляется на почты. Где часть тиража уничтожается