Регулирование осуществления международных бизнес-операций может осуществляться на нескольких уровнях:
- национальном – регулирование осуществляют государственные органы страны, резидентом которой является участник ВЭД;
- межгосударственном – регулирование посредством межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений;
- международном – деятельность и регламентации международных организаций, носящие универсальный характер.
Разработкой единообразных правил общего характера относительно заключения и исполнения внешнеторговых сделок, занимаются три группы организаций:
- межправительственные (ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА – Международный институт унификации частного права, ЮНКТАД, ЕЭК ООН – Европейская экономическая комиссия ООН);
- региональные (ЕС, НАФТА);
- неправительственные(МТП);
Конвенции и соглашения, регламентирующие исполнение международных бизнес-операций, в зависимости от их предмета можно разделить на следующие группы:
- двусторонние межгосударственные соглашения– например, Общие условия поставок товаров (ОУП), регулирующие особенности заключения и исполнения внешнеторговых контрактов между сторонами и представляющие собой международные межведомственные соглашения диспозитивного характера. Положения данных соглашений отличаются как нормативным, так и инструктивным содержанием и могут также иметь оговорку о том, что их положения подлежат применению только в том случае, если стороны в контракте или в отдельном соглашении договорились об этом. Так, применительно к России, наибольшее практическое значение имеют договоры, заключенные с Китаем, Северной Кореей, Финляндией, а также со странами-членами СНГ (ОУП 1992 г. Вступило в силу 1 июля1992 г. Участники: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина);
|
|
- унифицированные правила заключения и исполнения договоров международной купли-продажи;
- конвенции по конкретным видам заключаемых сделок– например, Оттавская конвенция по международному факторингу (Ottawa Convention on International Factoring), Оттавская конвенция по международному финансовому лизингу (Ottawa Convention on International Financial Leasing);
- унифицированные правила и нормы регулирования отдельных аспектов внешнеэкономической деятельности, в том числе:
- международные расчеты,
- международное инвестиционное сотрудничество,
- международные перевозки,
- международный торговый арбитраж.
Проблема унификации международных правовых норм состоит в основном в преодолении различий, существующих в национальном законодательстве государств, а также в создании единой системы стандартов используемых терминов и торговой документации. Международное правовое регулирование отдельных аспектов внешнеторговой деятельности осуществляется на основе следующих документов:
|
|
1) Международные расчеты:
· Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г),
· Унифицированные правила по инкассо, 1978 г. (ред. 1995 г),
· Конвенция ООН о международном переводном векселе и международном простом векселе, 1988 г.
2) Интеллектуальная собственность:
· Парижская конвенция об охране промышленной собственности, 1883 г.,
· Всемирная конвенция об авторском праве, 1952 г.
· Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, 1989 г.,
· Евразийская патентная конвенция, 1994 г.
· Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от14 апреля1891 г.
3) Международный арбитраж:
· Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, 1958 г.,
· Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, 1961 г.
4) Международные перевозки:
· Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила), 1924 г.,
· Конвенция ООН о морской перевозке грузов(Гамбургские правила), 1978г.,
· Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г.,
· Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г.,
· Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), 1980 г.,
· Соглашение о международном грузовом сообщении(СМГС), 1951 г.,
· Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа, 1973 г.,
· Конвенция ООН«О международных смешанных перевозках грузов», 1980 г.
Кроме официальных регламентаций в отношении внешнеэкономической практики действуют и неправовые средства регулирования– так называемые торговые обычаи и обыкновения, то есть сложившиеся на практике правила поведения, за которыми компетентными государственными органами признается юридически обязательный характер. Чаще всего используемые в практике осуществления международных бизнес-операций обычаи и обыкновения обобщены и систематизированы международными организациями в несколько групп:
· Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс),
· Унифицированные правила по инкассо (1995 г., МТП),
· Унифицированные правила для договорных гарантий (1978 г., МТП),
· Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г., МТП),
· Правила регулирования договорных отношений (1979 г., МТП),
· Оговорки для морского страхового полиса (1982 г., Институт лондонских страховщиков),
· Йорк-Антверпенские правила об общей аварии (1994 г., Комитет торгового мореплавания),
· Типовые проформы договоров по отдельным видам сделок.
Некоторые из таких унифицированных правил получили широкое применение. Это в первую очередь относится к сфере международных расчетов. Не менее распространена практика использования Инкотермс.
Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций.
Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:
· Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.
· Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.
· Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
|
|
В состав внешних функций входят следующие позиции:
· Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.
· Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.
· Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
· Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.