Типология педагогических игр обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно-деятельностные игры. Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся.
Известна классификация в количественной плоскости на игры одиночные (индивидуальные), парные, групповые (командные), массовые.
Игра есть самый активный вид деятельности, состоящий в имитации или моделировании различных форм человеческой деятельности, выражающиеся в свободной манере.
М. Бахтин считал, что игра по своему содержанию карнавальна («дурачество»).
Й. Хейзинга: игра энергична по сути, интенсивна, развлекательна, это забава. Игра может пониматься как целостность.
Игра не привязана ни к одной из форм мировоззрения или периоду культурного развития. Она - нечто самостоятельное, имеющее свои законы.
Сущность игры по Й. Хейзинги:
1. Игра есть свободная деятельность, взрослые обретают свободу в игре, протекающей в свободное время. Игра – всегда «понарошку».
|
|
2. Есть игры серьёзные. Самозабвенные и приводящие в восторг. Она поднимается до высот прекрасного и священного.
3. Игра изолирована от обыденной жизни, времени и пространства. Она разыгрывается в определённых рамках. Её течение и смысл заключаются в ней самой. Обязательные элементы игры – повторяемость, «чередование». Импровизация.
4. Её границы. В замкнутости содержательность игры. Игра обязательно несёт в себе напряжение. Она характеризуется неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью, то есть она подвергает проверке физическую и интеллектуальную силу играющего желанием выиграть с соблюдением правил.
5. Правила игры (честно/нечестно).
6. Игра объединяет людей в особую ассоциацию (собрание играющих партнёров), собранную и консолидируемую, распределение людей по отношению друг к другу, которые склонны к самосохранению, консервации даже тогда, когда игра уже сыграна.
7. Игра есть инобытие => тайна.
Существует ряд видов игровой деятельности:
а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека;
б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т. п.;
в) художественные, природы, настроение и пр.;
г) дидактические, формирующие навыки;
д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;
е) военные, прогнозирующие ход сражения.
Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать самого себя и окружающий их мир, органично войти в него.
|
|
Классификация игры:
1. По месту, времени и пространству (игры в закрытых/открытых помещениях; зимние/летние игры).
2. Области деятельности (физические/интеллектуальные; трудовые/социально-психологические).
3. По характеру педагогического процесса (тренинги): педагогические/воспитательные/познавательные/развивающие/ творческие/диагностические.
4. По игровым методикам (кубик-рубик): сюжетные/ролевые/деловые/соревновательные (спортивные).
5. По предметной области: математическая, искусствоведческая, литературная, производственная, экономическая, педагогическая.
6. По игровой среде (настольные/компьютерные/мобильные/ситуативные).
Игра – традиционное занятие человека. Универсальность как основной признак. Игра -ясно воспринимаемое явление.