Основные признаки и функции праздника

«Праздник» преследует несколько основных целей:

- развлекательная - отдых от повседневных трудовых будней с обязательной психологической разгрузкой.
- воспитательно-обучающая – не случайно обязательным аспектом любого праздника у наших предков была психолого-педагогическая функция через игровые моменты. Это и передача традиций, и освоение обычаев, и обучение формам поведения в различных ситуациях и многое другое.
- коммуникативная функция (т.е. область общения) любого праздника, это социализация участников-гостей праздника, где по средствам игровой формы, у них есть возможность проявиться ни к чему не обязывая себя, а также сблизиться духовно с другими пришедшими на праздник гостями. К примеру, незнакомые или малознакомые до сих пор люди на праздничных мероприятиях, при грамотно составленной программе, к концу вечера становятся хорошими приятелями.

Всякий исследователь, рассматривающий проблему праздников, в той или иной степени касался вопроса функций праздников. В этом плане можно отметить работы Д. М. Генкина, Я. П. Белоусова, Л. С. Лаптевой, Д. М. Угриновича, М. В. Литвиновой и др. Все эти исследователи предлагали свое видение и понимание функций праздников. Выделим самые основные из них: коммуникативную, идеологическую или воспитательную, компенсаторную, рекреативную, игровую, интегративную (сплочение), эстетическую и другие функции.

Идеологическая функция праздника. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколения к традициям, идеям и верованиям предков. Здесь играли роль и календарь, и предмет праздника, и обычаи, и обряды, в нем действенно представленные. Идеологичность заложена в природе праздника и, будучи осознанной, активно эксплуатировалась правящими классами, кастами, сословиями, партиями в целях самоутверждения, навязывания своей идеологии, верований, ценностей.

Компенсаторная функция праздника. Ее обычно связывают с неудовлетворенными потребностями личности в буднях: ограничение в питье, пище, отдыхе, сдерживание в поведении, эмоциональная бедность жизни. Праздник возмещает запретные в будни удовольствия. Данную функцию также называют функцией проективной разрядки. Здесь речь идет о восстановлении психического равновесия, ликвидации напряжения и дисгармонии, которые накапливаются в организме человека. Проективная разрядка - способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или иллюзорный.

Рекреативная функция праздника. Если компенсаторная функция праздника связана прежде всего с удовлетворением социопсихологических потребностей, то рекреативная - биопсихологических. Речь идет об удовлетворении потребности в удовольствиях, наслаждении жизнью. Для этого праздничная пора - самая благоприятная. Песни, танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность, пора примитивных удовольствий сами по себе, без домысливания их значения, есть ценность жизни для части субъектов праздника, не озабоченной философскими вопросами жизни.

обучающая функция – сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные, танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств подростка при подготовке выступления, расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, общение между сверстниками в процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;

эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;

– развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;

релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.

Признаки праздника:

Существуют разные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности, осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем, определенным ритуалом, танцем, приемом и более или менее добровольным согласием в принятии участия в праздничной деятельности. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство коллективности. На празднике люди, более чем где-либо, ощущают свое единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других. Праздник связан с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: