Результативность воспитательного процесса во многом зависит от правильно организованной педагогической поддержки. В современной педагогической литературе такая поддержка рассматривается как:
•^ превентивная и оперативная помощь человеку, направленная на решение его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, с обучением, с жизненным и профессиональным самоопределением (Т.В. Анохина и др.);
•^ педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы становления индивидуальности человека (В.П. Бедерханова, О.С. Газман и др.);
•^ особый вид взаимодействия, способствующий преодолению трудностей девиантного поведения (С.А. Расчетина);
•^ дифференцированная, адресная помощь дезатаптированному подростку (С.В. Бойкова);
•^ сопровождение ребенка (Е.И. Казакова);
•^ принцип жизни образовательного учреждения (С.М. Юсфин);
•^ взаимодействие учителя и ученика, направленное на организацию пространства в обучении и воспитании, выступающего условием для самопознания детьми себя (ГА. Давыдов).
|
|
Педагогическая поддержка — это: а) ответ воспитателя на доверие воспитанников; б) помощь воспитанникам, которые нуждаются в поддержке, часто не осознавая этого.
Сущность педагогической поддержки заключается в создании комфортной психологической обстановки; ситуации успеха, условий для самореализации личности; в совместном преодолении препятствий, мешающих сохранять
человеческое достоинство и достигать положительных результатов; желании оказать поддержку каждому нуждающемуся, а не только тому, кто открыто об этом просит; ориентации воспитателя на проблемы воспитанника, ищущего свое место в жизни; профессионализме воспитателя.
Формы проявления педагогической поддержки — доброе слово; умение выслушать, в случае необходимости — дать совет; доверие к воспитанникам; защита их прав; приветливое отношение воспитателя с воспитуемым; положительная оценка достижений и др.
Г.А. Давыдов предлагает рассматривать педагогическую поддержку как последовательность определенных ситуаций. Например, контактное взаимодействие воспитателя с воспитанником; диалог между ними, направленный на возникновение потребности рассказать о себе; включение воспитанника в общение с другими сверстниками, совместную работу над проблемой (если это может помочь в ее разрешении) или взаимодействие «лицом-к-лицу».
Представляют интерес модели индивидуальной и личностной педагогической поддержки, предложенные Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневичем1.
В индивидуальной модели все средства поддержки, которыми пользуется воспитатель, подразделены на две группы средств.
|
|
Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех воспитанников, создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, которая проявляется в приветливом отношении и доверии к ним, в создании ситуации взаимного сотрудничества.
Вторая группа направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, определения личных проблем у каждого воспитанника.
Содержание педагогической поддержки в личностной модели состоит в преодолении препятствий — того, что отдаляет личность от желаемого результата. Авторы выделяют препятствия:
• субъективные (личностные) «Я»-препятствия: отсутствие необходимой информации для самостоятельного при-
1 Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. М., Ростов н/Д, 2000. С. 120—127.
нятия решения (достаточно пополнить недостаток информации и препятствие может быть устранено); необходимость в дополнительном труде личности (поддержка в преодолении трудностей базируется на оказании помощи в мотивации); переживаемые личностью недостатки (физические, психические, коммуникативные); отсутствие знаний и опыта;
• объективные (социальные) «ОНИ»препятствия: (социальная среда — учителя, администрация, друзья, сверстники, семья и пр.);
• материальные препятствия (финансовое положение семьи и др).