Педагогическая поддержка, ее сущность и способы организации

Результативность воспитательного процесса во многом зависит от правильно организованной педагогической поддержки. В современной педагогической литературе такая поддержка рассматривается как:

•^ превентивная и оперативная помощь человеку, направленная на решение его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, с обучением, с жизненным и профессиональным самоопределением (Т.В. Анохина и др.);

•^ педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы становления индивидуальности человека (В.П. Бедерханова, О.С. Газман и др.);

•^ особый вид взаимодействия, способствующий преодолению трудностей девиантного поведения (С.А. Расчетина);

•^ дифференцированная, адресная помощь дезатаптированному подростку (С.В. Бойкова);

•^ сопровождение ребенка (Е.И. Казакова);

•^ принцип жизни образовательного учреждения (С.М. Юсфин);

•^ взаимодействие учителя и ученика, направленное на организацию пространства в обучении и воспитании, выступающего условием для самопознания детьми себя (ГА. Давыдов).

Педагогическая поддержка — это: а) ответ воспитателя на доверие воспитанников; б) помощь воспитанникам, которые нуждаются в поддержке, часто не осознавая этого.

Сущность педагогической поддержки заключается в создании комфортной психологической обстановки; ситуации успеха, условий для самореализации личности; в совместном преодолении препятствий, мешающих сохранять


человеческое достоинство и достигать положительных ре­зультатов; желании оказать поддержку каждому нужда­ющемуся, а не только тому, кто открыто об этом просит; ориентации воспитателя на проблемы воспитанника, ищу­щего свое место в жизни; профессионализме воспитателя.

Формы проявления педагогической поддержки — доб­рое слово; умение выслушать, в случае необходимости — дать совет; доверие к воспитанникам; защита их прав; при­ветливое отношение воспитателя с воспитуемым; положи­тельная оценка достижений и др.

Г.А. Давыдов предлагает рассматривать педагогическую поддержку как последовательность определенных ситуа­ций. Например, контактное взаимодействие воспитателя с воспитанником; диалог между ними, направленный на воз­никновение потребности рассказать о себе; включение вос­питанника в общение с другими сверстниками, совмест­ную работу над проблемой (если это может помочь в ее разрешении) или взаимодействие «лицом-к-лицу».

Представляют интерес модели индивидуальной и лично­стной педагогической поддержки, предложенные Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневичем1.

В индивидуальной модели все средства поддержки, ко­торыми пользуется воспитатель, подразделены на две груп­пы средств.

Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех воспитанников, создает атмосферу добро­желательности, взаимопонимания и сотрудничества, кото­рая проявляется в приветливом отношении и доверии к ним, в создании ситуации взаимного сотрудничества.

Вторая группа направлена на индивидуально-личност­ную поддержку и предполагает диагностику индивидуаль­ного развития, обученности, воспитанности, определения личных проблем у каждого воспитанника.

Содержание педагогической поддержки в личностной модели состоит в преодолении препятствий — того, что отдаляет личность от желаемого результата. Авторы выде­ляют препятствия:

• субъективные (личностные) «Я»-препятствия: отсут­ствие необходимой информации для самостоятельного при-

1 Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. М., Ростов н/Д, 2000. С. 120—127.


нятия решения (достаточно пополнить недостаток информа­ции и препятствие может быть устранено); необходимость в дополнительном труде личности (поддержка в преодолении трудностей базируется на оказании помощи в мотивации); переживаемые личностью недостатки (физические, психи­ческие, коммуникативные); отсутствие знаний и опыта;

• объективные (социальные) «ОНИ»препятствия: (со­циальная среда — учителя, администрация, друзья, сверст­ники, семья и пр.);

• материальные препятствия (финансовое положение семьи и др).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: