Раздел I. Введение в педагогическую деятельность
Семинарское занятие по теме: «Сущность и специфика педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения:
Деятельность как форма активности человека. Понятие о структуре и содержании деятельности.
Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом.
Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд.
Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты.
Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением.
Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.
|
|
Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.
Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.
Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру:
· Мотивация
· Педагогические цели и задачи
· Предмет педагогической деятельности
· Педагогические средства и способы их решения поставленных задач
· Продукт и результат педагогической деятельности
Педагогическая деятельность как особый вид социальной деятельности.
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
3. Особенности профессионально-педагогической деятельности.
- Управляющая деятельность педагога, т. е. деятельность по организации образовательной деятельности обучающегося;
|
|
- Педагог является важнейшим источником социализации обучающегося. В самом широком смысле педагог является примером человека;
- Педагог должен постоянно учиться сам;
Третья особенность педагогической деятельности «постоянное саморазвитие»
Педагог «и начальник, и актер, и ученик»