Важнейшей составляющей социального взаимодействия является социальная коммуникация. Хотя в каких-то ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.
Коммуникация — это взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Она включает в себя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошедших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей.
Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.
|
|
Но сигнал — это не всегда сообщение или информация. Например, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном языке, которого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни коммуникации, ни получения информации. Если говорится что-то такое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не является для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.
Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, так как комму-
никация по своей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, который они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.
Знаками являются слова, жесты, позы, мимика, иногда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).
Язык — важнейшая знаковая система, институционализированная обществом и имеющая поэтому исторический характер. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. Поэтому язык любого общества опосредованно отражает структуру самого общества и как бы задает специфику социальной коммуникации.
Важной характеристикой любого коммуникативного процесса является намерение участников повлиять друг на друга. Влияние может осуществляться за счет использования таких механизмов психологического воздействия, как:
|
|
О убеждение — процесс целенаправленного коммуникативного воздействия, характеризующийся логическим обоснованием сообщения (или нескольких сообщений) с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения[175];
О внушение — способ коммуникативного воздействия, рассчитанного на некритическое восприятие информации; такой характер восприятия не требует ни развернутого логического анализа, ни оценки, ни глубоких размышлений, а реализуется за счет воздействия на чувства, эмоции, которые в свою очередь влияют на интеллектуальные и волевые характеристики индивида, не подозревающего о том, что он подвергается внешнему воздействию.
Внушение используется для того, чтобы создать у собеседника состояние, побуждающее его к определенным действиям. Результативность этого процесса напрямую зависит от индивидуальных особенностей индивида, уровня его образования, культуры, психического состояния и степени подверженности влияниям. Кроме того, сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффективность коммуникативных средств во многом определяется тем, насколько содержание внушаемого сообщения в общем и целом соответствует интересам и потребностям аудитории.
12.1. Типы социальной коммуникации
Существует несколько типов социальной коммуникации: межличностная, публичная, массовая; особым типом социальной коммуникации является невербальная коммуникация ритуальных действий.
Человеческая коммуникация может осуществляться между единицами различной величины и сложности.
Индивид должен овладеть искусством межличностной коммуникации, научиться коммуникации с самим собой — интралично- стной коммуникации и саморефлексии. Он должен быть способен не только думать и чувствовать, но также думать и чувствовать о собственных мыслях и чувствах.
Группы можно определить как ряд индивидов, между которыми существует взаимная коммуникация. Если структура групповой коммуникации формализована и четко иерархически выстроена, то такую группу называют формальной организацией.
На уровне общества коммуникация осуществляется в рамках принятых законов общения, более или менее формализованных правил, конвенций, нравов и привычек, а также в рамках национального языка и традиций.
Государства вступают в коммуникацию со своими гражданами обычно формализованным образом: с помощью объявлений, актов парламента, указов правительства и т.д. В пределах своих территориальных границ государства обладают также монополией на грубую форму коммуникации — организованное физическое насилие.
Таким образом, коммуникация может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и тип организации социальных групп.
Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты коммуникации, наличие каналов, по которым коммуникация может реализоваться, правил ее осуществления.
Коммуникация как процесс представляет собой разновидность социального действия, направленного на общение людей друг с другом и обмен информацией. Коммуникативное действие отличается от других типов социальных действий тем, что оно ориентировано на действующие в обществе нормы коммуникации. В социологии существуют два подхода к коммуникативному действию:
рационально-технологический, рассматривающий коммуникацию как простую совокупность средств и методов передачи информации, которыми располагает общество; феноменолого-понимающий, представленный концепциями А. Шюца и Ю. Хабермаса и фокусирующий внимание на взаимном понимании субъектов коммуникации как цели и основе всего процесса.
|
|
По содержанию коммуникации классифицируются следующим образом:
новационные — сообщающие новые сведения; ориентационные — помогающие ориентироваться в жизни, ценностях и информации;
стимуляционные — актуализирующие мотивации.
В 1920-х гг. изучение социальной коммуникации выделилось в отдельную дисциплину.
Символический интеракционизм проявил наибольший интерес к проблемам социальной коммуникации. В частности, Дж. Мид пытался объяснить механизм интеракции, выявляя специфику человеческой коммуникации в сравнении с коммуникацией в животном мире.
Анализируя язык жестов, он выяснил, что жест одного из участников коммуникации понятен другому участнику, если он понимает его как начало конкретного действия. Например, когда собака оскаливает зубы, другая собака понимает это как сигнал к нападению и в свою очередь оскаливается или убегает. Таким образом, начальный жест — это знак, символизирующий целиком все действие, которое может за ним последовать.
Условием такого опережающего понимания является способность второго партнера к такой же реакции. Именно благодаря ей у него возможны конкретные ожидания в отношении поведения другого. Действие ориентируется на эти поведенческие ожидания, а способность обоих партнеров к сходным реакциям определяет возможность взаимопонимания и взаимодействия.
Эти поведенческие ожидания Мид называет ролевыми ожиданиями. Прикидка на себя роли другого позволяет предвидеть его поведение в той или иной ситуации. Такое предвидение как внутренний акт сознания предполагает, что сознание само расщепляется на Я и Другого. Это означает способность поставить себя на место другого и, наоборот, взглянуть глазами другого на самого себя. «Вступая в коммуникацию с другими людьми, я от каждого из них получаю какое-то представление о себе самом, каким видит меня каждый из них. Из таких представлений у меня складывается единый образ себя самого».
|
|
Таким образом, основа социальной коммуникации — в способности, ставя себя на место другого, предвидеть его ролевое поведение и соответствующим образом ориентировать свое. Коммуникативные навыки развиваются из врожденных биопсихических задатков в игре. Ребенок, играя с воображаемыми партнерами, одновременно разыгрывает несколько ролей, попеременно ставя себя на место то одного из них, то другого, то самого себя. Следующей стадией является групповая игра с реальными партнерами, в которой оттачиваются навыки предвидения поведения других.
Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как инструмент социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходят в первичных группах, в которых индивиды связаны непосредственными отношениями. Человек приобретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации осуществляются обмен представлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в человеке — это его непреодолимое стремление к общению с другими и продукт этого общения. В коммуникации пересекается индивидуальное и социальное, она представляет собой средоточие интеракции. Это объясняется тем, что в ходе коммуникации вырабатываются и шлифуются представления людей друг о друге и об обществе, в котором они живут. Такие представления составляют «социальное сознание» индивида, связывающее его с обществом.
Можно сказать, что в символическом интеракционизме коммуникация выступает как бы матрицей социальной жизни. Другие подходы к феномену социальной коммуникации более конкретны и направлены на изучение ее исторической динамики.
В 1960 г. канадский ученый М. Мак-Лухан выдвинул тезис, согласно которому современное общество находится на пути от «культуры печатного слова» к «визуальной культуре». Это означает, что среди молодежи предпочтительными каналами коммуникации все более становятся телевидение, звукозапись, а в дальнейшем — компьютер и Интернет. В конце XX в. центр исследовательского интереса к коммуникации сместился в сторону индустрии массовой коммуникации, ее воздействия на аудиторию, влияния информационных технологий, динамики вербальной, невербальной и экстрасенсорной коммуникации, особенностей индивидуального восприятия различных видов коммуникации и т.д.
Под массовой коммуникацией понимается совокупность современных технических средств, позволяющих социальному актору обращаться к максимально многочисленной аудитории. Если представить все виды коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидов — членов различных социальных структур[176].
Основные средства массовой коммуникации — это пресса, телевидение, радио, реклама, Интернет. Телевидение занимает лидирующие позиции в ряду средств массовой коммуникации, и его влияние растет с каждым годом. Результаты исследования, прове-
денного Институтом социологии РАН, явно демонстрируют приоритет телевидения в системе способов проведения свободного времени у представителей разных поколений (рис. 12.1).
С начала 1930-х гг. массовая коммуникация стала рассматриваться как социальная проблема, а до этого рубежа единственной ролью прессы считалось снабжение общества информацией. Вследствие стремительного развития кинематографа, а затем телевидения резко возрос интерес к средствам массовой коммуникации и возможностям их использования в таких сферах, как политическая пропаганда и образование. Эти возможности вызывают в интеллектуальной среде опасения, что чрезмерное влияние средств массовой коммуникации на население может повлечь за собой вредные культурные и социальные последствия. В США подобное беспокойство и опасение привело к созданию в 1960-е гг. особой отрасли социальной науки, изучающей масс-медиа. Заметим, что исследование масс-медиа сопряжено с рядом трудностей, главная из которых состоит в том, чтобы отделить научный подход к ним от публицистического. Это свидетельствует о двойственности понятия «массы», которое теперь чаще используется в нормативном смысле (массы легко поддаются обману и манипуляции), чем просто в количественном (массы — многочисленные группы людей). Поэтому социальные науки стремятся абстрагироваться от второго смысла понятия «массы».
В 1960 г. Т. Парсонс и У. Уайт предложили описывать масс-медиа как механизм, образующий как бы мост между теми, кто передает информацию, и массовой публикой. С такой точки зрения содержание масс-медиа определяется не только волей передающих сообщение, но представляет собой результат взаимной адаптации спроса и предложения.
Аудиторию масс-медиа социологи классифицируют на возрастные, половые, профессиональные группы и по уровню материальной обеспеченности. Потребление информации масс-медиа очень различается в таких группах. Например, телевидение представляет собой «семейный» вид масс-медиа, радио слушают преимущественно женщины и те, кто за рулем, в кино ходит в основном молодежь, ежедневные газеты читают главным образом мужчины, «толстые» журналы — те социальные группы, которым они специально предназначаются: мужчины — журналы для мужчин, женщины — женские журналы и журналы мод и т.д.
Относительно природы интереса, который аудитория испытывает к масс-медиа, существует широкий диапазон мнений — от того, что массы некритически поглощают любое предложенное им содержание и вообще зачарованы масс-медиа, и до того, что массовый читатель избирателен, интеллектуально выше уровня подачи информации в масс-медиа и относится к ним иронически или равнодушно. Реальное различие отношения к масс-медиа определяется культурным уровнем аудитории, ее представлениями о масс-медиа и источнике предлагаемой ими информации, а также, возможно, типом содержания. Но в целом симпатии, неприязнь, ожидания публики в отношении средств массовой информации стабильны.
Классические американские исследования в области содержания информации масс-медиа ставили своей целью определение различий и соответствий между миром, описываемым масс-медиа, и реальным миром аудитории. В целом анализ содержания сообщений масс-медиа показывает соответствие сообщений моральным, культурным, социальным стереотипам общества. Например, герои многих сериалов и телефильмов, как правило, принадлежат к наиболее социально престижным этническим и социопрофессиональным группам; некоторые типы содержаний исключают тревожащие темы, такие, как смерть, болезнь, старость, социально-экономические проблемы и т.д.
Понятие «массовая культура» часто используется для обозначения совокупности наиболее характерных содержаний сообщений масс-медиа. Масс-медиа и массовая культура рассматриваются не только как выражение современного общества, но и как его символ. Поэтому в наши дни социальная критика часто сводится к критике масс-медиа: на них возлагается ответственность за разрыв традиционных связей, создание псевдокультуры, за различные формы «манипуляции сознанием», «отчуждения» или «подавления». Такая критика всегда вписана в контекст социальных теорий, на которые опирается. Однако трудно объяснить, почему социальный контроль, выраженный через масс-медиа, в большей степени является отчуждающим или репрессивным фактором, чем такой контроль, осуществленный по традиционным каналам.
Исследования культурного измерения массовой коммуникации свидетельствуют о сложности отношений между сообщением и другими элементами процесса коммуникации. Согласно Дж. Клапперу, средства массовой коммуникации не оказывают прямого причинно-следственного воздействия на общество, но действуют на него через опосредующие элементы. Иными словами, обычно невозможно установить прямую причинно-следственную связь между содержанием сообщений, исходящих от масс-медиа, и явлениями социального порядка. Действительно, степень слияния масс-медиа с социокультурным комплексом такова, что здесь невозможно отделить причину от следствия. Исследователи отмечают только тенденцию масс-медиа к сохранению социального статус-кво.
История массовой коммуникации начинается фазой роста и сейчас переходит в фазу огромной социальной значимости. Такое направление развития вызывает серьезную обеспокоенность растущей концентрацией масс-медиа в руках небольшой группы людей, а также глобализацией и коммерциализацией средств массовой информации. Подлинная проблема заключается в том, следует ли массовая коммуникация в целом коммерческой логике капитализма или ее скорее следует рассматривать как составную часть социокультурной сферы.
Реклама как одно из средств масс-медиа оказывает огромное воздействие на сознание и поведение людей и в условиях формирования новых стилей жизни и методов их легитимации стала особым фактором общественной коммуникации, выступая инструментом манипуляции массовым сознанием.
Реклама носит коммуникативный характер; это «платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через СМИ и другие виды связи, агитирующее в пользу товара, марки, фирмы»[177], или другими словами, неперсонифицированная передача информации, обычно оплачиваемая, обычно имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях[178].
Различают рекламу коммерческую и социальную, «...коммерческая реклама преследует достаточно банальные и очевидные цели — побуждение к повышению покупательской активности, информирование о выходе нового товара на рынок, изменение отношения потребителей к той или иной услуге или товару... основное предназначение социальной рекламы состоит в привлечении внимания широкой общественности к тому или иному явлению общественной жизни, причем, как правило, проблемному»[179].
Социальная реклама акцентирует внимание на конкретных общественных проблемах, вызванных нравственными, психологическими или иными причинами: например, низкий уровень рождаемости, отсутствие внимания к престарелым, недостаточная забота об окружающей среде и т.д. Соответственно задача социальной рекламы заключается в том, чтобы актуализировать в обществе наболевшие и жизненно важные проблемы, а также вызвать к ним интерес в тех кругах и у тех общественно-политических сил, которые могут реально воздействовать на изменение ситуации, так как принимают участие в принятии важных экономических, политических и социальных решений.
Очевидно, что эффективность социальной рекламы как коммуникативного фактора оценивается совершенно иначе, нежели коммерческой рекламы, и связана с такими показателями, как степень узнаваемости в обществе того или иного социального феномена, проблемы, динамика изменений общественного мнения по отношению к социально значимым проблемам. Социальная реклама призвана также изменить отношение общества к определенным проблемам. Например, задача социальной рекламы Вооруженных Сил в России заключается в том, чтобы изменить отношение молодых людей и общества в целом к военной службе, которое, как известно, негативно.
Контроль над средствами массовой информации в большинстве стран имеет олигополистический характер: отдельные крупные держатели акций контролируют различные издания и телеканалы. Хотя некоторые издания и каналы принадлежат государству и считаются общественными, но основная тенденция связана с концентрацией контроля в руках узкого круга лиц.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Мать, пеленающая ребенка, непрерывно «разговаривает» с ним. Ребенок смеется. Происходит ли здесь коммуникация? Если да, то какая?
2. Охотник дает команду своей собаке искать подстреленную птицу. Собака находит ее, останавливается и лает. Происходят ли здесь символическая коммуникация и символическая интеракция?
3. Христианин молится Богу, чтобы тот исполнил его определенное желание. В конце молитвы у него возникает ощущение, что он услышан. Назовет ли социолог такой процесс интеракцией? Будет ли ответ зависеть от того, верующий ли сам социолог или агностик?
4. Молодой ученый на банкете по случаю завершения конгресса сидит рядом с юной дамой. Его старший коллега держит речь. Так как оратору свойственны некоторые комичные черты в речи, его младший коллега посмеивается и с улыбкой поворачивается к даме. Тут он встречает непроницаемый взгляд ученого, сидящего напротив. Он отпрянул от дамы и оставил язвительное замечание при себе. После банкета он узнает, что его соседка была дочерью оратора. Охарактеризуйте коммуникацию, которая произошла во время обеда.
5. Многие очень боятся делать доклад перед большой аудиторией даже тогда, когда перед ними текст и они в любое время могут посмотреть в него. Но находясь в узком кругу, они абсолютно непосредственны и могут держать длинную речь о сложных предметах. Их также не смущают вопросы оппонентов, к которым они не готовились. Они отвечают на них и снова отражают выпады. Вызван ли страх лишь большой аудиторией? Меньше ли боятся маленькой аудитории? Ведь именно здесь можно найти особенно компетентных и критически настроенных слушателей. Или все дело в разных видах коммуникации? (Всегда ли процесс коммуникации опосредован символически?)
6. Приведите пример, в котором политик считает необходимым предоставить своему побежденному противнику шанс сохранить «свое лицо». Поясните случай на абстрактном уровне, применяя понятия «коммуникация», «информация», «интеракция», «целерациональное действие».
7. Как вы думаете, почему известный социолог Ю. Хабермас назвал современное общество коммуникативным? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ