Введение
Студенты, изучающие «Основы политологи» должны:
– иметь теоретические знания о политике, политической власти, политической системе, государстве, политических партиях, демократии, гражданском обществе и уметь использовать эти знания применительно к специфике российского общества;
– иметь теоретические знания о том, что такое политическая культура и политическое участие, политические процессы и политические конфликты, и уметь использовать эти знания для понимания особенностей политической культуры и политического участия, политических процессов и политических конфликтов в российском обществе;
– иметь теоретические знания о том, что такое глобализация и международные отношения, и уметь использовать эти знания для понимания особенностей современных международных отношений и внешней политики российского государства.
В настоящее время выделяют следующие функции политологии в обществе: теоретико-познавательную, практико-ориентирующую, проектно-прогностическую, управленческую, образовательную и идейно-воспитательную.
|
|
Политологии изучает общество как политическую реальность, которое актуально существует «здесь и сейчас» в различных его национальных и территориальных модификациях..
В учебном пособии ставится задача не только ознакомить студентов с новейшими достижениями в области политологии, но и создать интеллектуальные условия для активизации познавательной их самостоятельности путем развития у студентов способностей решать проблемы и логические задачи, умений проектировать и организовывать процесс получения новых знаний и использовать их в своей познавательной и профессиональной деятельности.
Надеемся, что учебное пособие окажет существенную помощь студентам не только в усвоении предметного содержания учебной дисциплины «Основы политологии», но и в овладении ими разнообразными способами познавательной деятельности.
Доктор философских наук, профессор
А.В. Лубский
глава 8. политика и политическая власть
§ 8.1. Представления о политике
Древнегреческий философ Платон называл политику самым высоким, «царским» искусством управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т.д.) и умением «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими». Французский государственный деятель Ш. Талейран говорил: «Политика – это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать». По мнению русского мыслителя Н.А. Бердяева, политика – это самая зловещая форма объективации человеческого существования, основанная на лжи. Немецкий ученый М. Вебер называл политику сплавом божественного и дьявольского начал, утверждая, что последнее слишком часто берет в ней верх. Французский писатель П. Валери иронично заметил: «Политика – это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является главным».
|
|
В повседневной жизни слово «политика» вызывает у людей самые разные ассоциации: с образом президента, с представлениями о деятельности парламента и политических партий, с участием в выборах, митингах и демонстрациях. Для многих политика– это «интригантство», умение управлять и манипулировать людьми, заставлять их выполнять любую волю правителя, способность маскировать подлинные цели и добиваться этих целей любыми средствами, выдавать личные интересы за общественные и придавать грязным средствам благородный вид.
Слово «политика» (от греч. politika – государственные и общественные дела, от polis – государство) пришло из Древней Греции, где оно обозначало искусство управления государством (полисом).
В истории общественной мысли взгляды на политику постоянно изменялись. Начиная с Древней Греции и до XVII в. включительно доминировало представление о политике как государственной жизни. Политическая мысль сводила предметную область политики преимущественно к государству и государственным отношениям. В рамках такой государствоцентристской парадигмы политики государство рассматривалось в качестве носителя верховной власти, органа регулирования жизни людей с целью создания оптимальной общественной организации. Так, Аристотель полагал, что сущность политики состоит в объединении людей для достижения высшего блага государства и человека. Поэтому жизнь в разумном государстве (полисе) должна основываться на таких принципах, как прекрасное и справедливое.
При таком взгляде на политику основное внимание уделялось ее роли в обществе. Политика трактовалась, с одной стороны, как социальная этика, задающая общезначимые нормы «государственного поведения» и устанавливающая «идеальные правила» взаимоотношений правителей и подданных, а с другой – как «механизм» сохранения целостности общества, достигаемого путем или согласования социальных интересов, или подавления одних социальных общностей другими с помощью государственной власти.
Значительные изменения представлений о политике породили смысловую многозначность самого термина «политика», что всякий раз требует уточнения значения, в котором он употребляется в современной политологии.
Например, в английском языке три ключевых слова имеют отношение к термину «политика»: 1) «politics» – политическая сфера общества; 2) «polity» – политический строй; 3) «policy» – политическая стратегия, проводимая различными властными структурами. Поэтому в современной зарубежной литературе политика часто определяется как: осуществление влияния и власти; форма господства; способ разрешения конфликтов; достижение коллективных целей; социальная активность, связанная с производством и распределением ресурсов.
Ряд зарубежных исследователей считает, что наиболее точно смысл политики отражает ее определение, во-первых, как курса, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формулировке задач (например, внутренняя политика, международная политика, социальная политика и т.д.); во-вторых, как конкретной сферы, где люди и политические образования ведут борьбу за государственную власть (в этом смысле говорят: «Заниматься политикой», «Держаться подальше от политики»); в-третьих, какискусствауправлять людьми в обществе (поэтому говорят: «Все – политика»).
В русском языке слово «политика» употребляется в таких значениях, как:
|
|
О политическая жизнь общества;
О стратегия деятельности в определенной сфере;
О управление общественными делами;
О борьба за власть;
О форма общественного сознания.
Разнообразие подходов к изучению политики в современной политической науке позволяет рассматривать политику как многомерное общественное явление. Некоторые исследователи видят многомерность политики в том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера общественной жизни, 2) как один из видов активности социальных субъектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведения; 3) как тип социальных отношений (между индивидами, социальными группами).
В качестве наиболее общего определения политики, отражающего ее многогранную социальную природу, можно предложить следующее.
Политика – сфера социальной жизни и деятельности, связанная с отношениями власти–подчинения в обществе, с завоеванием, удержанием, пользованием властью.
В настоящее время сложились два основных понимания политики – как подсистемы общества и как управленческой деятельности.
§ 8.2. Стили и типы политики
Политика как управленческая деятельность всегда связана с принятием политических решений. Акторы, участвующие в политической жизни, а также принимающие политические решения, в политологии называют политическими субъектами. К ним относятся народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, индивиды через соответствующие организации и непосредственно.
Процедура принятия политических решений получила название стиля политики. Основой выделения стилей политики выступают:
1) подходы политического субъекта к решению управленческих задач, которые могут быть:
О реактивные, характеризующиеся установкой реагирования на ситуацию (политика «латания дыр»);
О креативные, характеризующиеся предвидением возможного изменения ситуации и творческой активностью, направленной на изменение ситуации в нужном направлении («развивающая политика»);
|
|
2) отношения политического субъекта, принимающего политические решения с другими участниками политического процесса, которые могут строиться на основе:
О принятия управленческих решений путем согласования различных групп интересов;
О навязывания политических решений другим политическим субъектам.
На выработку стиля политики существенное влияние оказывают:
О политическая культура «управляющих»;
О «массовизация» политического процесса, связанная с активизацией различных групп интересов, что затрудняет достижение согласованных решений в отдельных секторах политики;
О появление различных форм нетрадиционного политического участия, практикующих такие методы действия, которые противоречат устоявшимся политическим нормам.
В большинстве современных обществ доминирует такой стиль политики, где подход правительства к решению управленческих задач носит скорее реактивный характер, а политические изменения достигаются путем навязывания правительством своих решений вопреки сопротивлению определенных групп интересов.
В политологии выделяют также различные типы политики как управленческой деятельности:
О директивную, основанную на прямом принудительном насилии. Основной организационный ресурс такой политики – сплоченность и воля «своих», жестко и враждебно противостоящих «чужим». Это – политика силы, где противники стремятся нанести ущерб друг другу, а «побеждает» тот, у кого он оказался меньшим;
О функциональную, акцентирующую внимание на «правилах игры», учитывающих разнообразие существующих социальных ролей и институтов. Это – политика компромисса, когда каждый в конечном счете должен получить ровно столько, сколько отдает, а общий и частный «выигрыш» заключается в недопущении «ущерба»;
О коммуникативную, также основанную на «правилах игры», которые, однако допускается изменять по ходу дела на заранее оговоренных принципах. Это – политика сотрудничества, которая приводит к общему «выигрышу».
Перечисленные типы политики – это ее «идеальные типы». В реальной политической жизни наблюдается противоречивое их соединение.
§ 8.3. Представления о политической власти
Уже с древнейших времен понятие «власть» ассоциировалось с необходимостью порядка и согласия между людьми. Так, Аристотель считал, что власть, связанная «с порядком государственного управления», нужна для регулирования общения между людьми. Но уже тогда обращались внимание на то, что властью «злоупотребляют» и власть – это не только «целесообразная сила», но и «злая воля». Древнегреческий политик и оратор Цицерон утверждал: «Нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть». В XVIII в.
французский философ и правовед Ш. Монтескье также считал, что «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Более того, «власть теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять», – писал в прошлом веке П. Валери.
Американский государственный деятель, лауреат Нобелевской премии мира Г. Киссинджер полагал, что «власть самое сильное возбуждающее средство», и в этом он был солидарен с австрийским писателем С. Цвейгом: «Кто хоть раз испытал хмельное наслаждение власти и повеления, не в состоянии от нее отказаться». По мысли английского историка и политического деятеля XIX в. Дж. Актона, «власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».
Ученые и мыслители всегда отмечали две опасности власти: «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре», – писал великий Шекспир. «Нет ничего опаснее власти в неумелых руках», – утверждал французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо.
Во все времена ценилась прежде всего власть мудрая. Еще древнекитайский философ Лао-Цзы (IV–III вв. до н.э.) писал: «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает».
В современной политической жизни понятию «власть» приписывают разные значения и смыслы.
В современном русском языке слово «власть» (ед. число) употребляется в нескольких значениях: могущественное влияние чего-либо, неодолимая сила чего-либо; право и возможность повелевать, распоряжаться действиями, поведением кого-либо; средство поддержания определенного порядка в обществе и государстве; право и возможность управлять государством; права и полномочия органов государственного и местного управления; права и полномочия должностных лиц. Слово «власти» (мн. число) в русском языке употребляется, как правило, в двух значениях: органы государственного и местного управления; должностные лица.
Обобщая известные определения и понятия власти в современной науке, можно дать следующее определение.
Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп, общества в целом посредством различных механизмов – экономических, идеологических, организационно-правовых, психологических, которые могут быть основаны на силе авторитета, традиций, права. Власть – центральная категория политической науки, в зависимости от содержания которой трактуются сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики и соответственно основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.
Политическая власть может рассматриваться как реальная способность определенного класса, социальной группы, а также представляющих их организаций и индивидов оказывать влияние наповедение других индивидов, социальных групп и обществав целом, проводить свою волю путем принятия и реализации политических решений различными способами (как насильственными, так и ненасильственными).
§ 8.4. Ресурсы политической власти
В организационном смысле политическая власть – это способность и возможность управляющих добиваться от управляемых реализации своих «замыслов». Поэтому политическая власть всегда опирается на ресурсы – все то, что позволяет осуществлять управленческую деятельность. Ресурсы политической власти являются инструментами авторитарно-властного господства или авторитетно-властного полномочия. При этом одни и те же ресурсы политической власти в зависимости от политической ситуации могут быть функционально эффективными или дисфункционально неэффективными. Например, сегодня население демократических стран невозможно заставить силой подчиняться власти, для этого нужны другие ресурсы-инструменты. Так, американский футуролог О. Тоффлер предсказал, что в начале XXI в. таким важнейшим ресурсом станет информация.
В целом можно выделить следующие ресурсы-инструменты политической власти: силовые и правовые; материальные и интеллектуальные; организационные и информационные.
К силовым ресурсам политической власти относятся угроза применения силы или ее применение, что составляет основу косвенного или прямого насилия.
К правовым ресурсам относятся нормативно-правые акты, составляющие правовой механизм политического управления и регулирующие политическое взаимодействие между управляющими и управляемыми.
Основу материальных ресурсов политической власти составляет богатство, в том числе деньги, с помощью которых можно купить многие другие ресурсы. При этом в современном обществе основой материальных ресурсов является не столько само богатство или деньги, а возможность распределять их.
Интеллектуальные ресурсы политической власти составляют компетенции управляющих, связанные со способностями, с одной стороны, к познанию, пониманию и разрешению социальных проблем, ас другой – к социальной коммуникации и генерированию политических ценностей и норм политического поведения, в том числе этического характера. Говорят, что политика – безнравственное занятие, но еще Н. Макиавелли учил правителей облекать государственное принуждение в добродетельные «упаковки». В современном, динамичном и постоянно усложняющемся социальном мире способность управлять людьми все больше зависит от интеллектуальных способностей управляющих. Основой формирования интеллектуальных ресурсов политической власти выступают политическая наука, политическая идеология и политическая мораль.
Организационные ресурсы политической власти представляют собой способности всех звеньев административного аппарата управления к решению стратегических, координационных и оперативных задач управления. Высшее звено политического управления ориентировано в первую очередь на разработку стратегии управленческой деятельности и ее координацию в глобальном масштабе, а также принятие важнейших политических решений. Среднее звено призвано обеспечить эффективность политического управления путем координации деятельности всех управленческих подразделений. Низшее звено сосредоточено на оперативном выполнении политических решений и организационных усилиях, связанных с непосредственным решении управленческих задач. Благодаря организационным ресурсам политической власти особенно влиятельными в политическом управлении становятся бюрократические структуры, которые непосредственно обладают этими ресурсами.
Информационные ресурсы политической власти – это не только подконтрольные средства массовой информации, о которых уже давно говорят как о «четвертой власти», но и возможность бюрократических структур управления, создающих информационные барьеры и фильтрующих информацию на пути к управляющим.
Специфическим ресурсом политической власти выступает добровольное согласие управляемых с управляющими, основанное на уважении подвластных к законности. В основе такой политической власти лежат принципы легитимности и легальности, которые иногда не различаются, особенно в публицистической литературе. Это происходит потому, что прилагательные «легальный» (от лат. legalis) и «легитимный» (от лат. legitimus) переводятся на русский язык как «законный».
Легальной является та политическая власть, которая носит правовой характер и законность которой не оспаривается подвластными. Поэтому формирование и функционирование органов легальной политической власти, их деятельность обоснованы юридическими актами и правоотношениями.
Легитимной является та политическая власть, деятельность органов которой встречает поддержку подвластных и опирается на согласие управляемых с управляющими. Легитимность политической власти зависит в первую очередь от того, насколько результаты деятельности управляющих оправдывают социальные ожидания управляемых, а принимаемые управляющими политические решения в плане целей и средств общественного развития соответствуют интересам и ценностям управляемых. В связи с этим не всякая легальная политическая власть является легитимной и не всякая легитимная политическая власть – легальной.
§ 8.5. Типыи формыполитической власти
Типы политической власти выделяют следующие:
о государственную власть – средство управления такой политической организации, как государство;
о общественную власть – средство политического управления таких негосударственных политических организаций и объединений, как политические партии, общественные движения, независимые средства массовой информации, а также органы местного самоуправления;
о рациональную (от лат rationalis – разумно обоснованный, целесообразный) власть – средство политического управления как целесообразной деятельности, опирающейся на профессиональное мышление управляющих и их инструментальные знания (компетенции);
о иррациональную (от лат. irrationalis – неразумный, нелогичный) власть – средство политического управления как нелогичной деятельности, опирающейся на интуицию, чувства, веру;
о инновационную власть – средство политического управления как деятельности, ставящей принципиально новые цели и опирающейся на нетрадиционные ресурсы и направленной на качественное изменение предмета управленческого воздействия;
о традиционную (от лат. traditio – то, что передается) власть – средство политического управления как деятельности, опирающейся на привычные ресурсы и стандартные действия, которые избавляют управляющих от необходимости каждый раз заново переосмысливать создавшуюся ситуацию и принимать нестандартные решения;
о харизматическая (от греч. charisma – милость, божественный дар, благодать) власть – разновидность традиционной власти – средство политического управления, опирающегося во всех случаях на исключительные свойства политического лидера, стоящего во главе системы политического управления. По определению М. Вебера, «харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». Благодаря харизматической власти политический лидер производит на подвластных особо сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы, не раздумывая, следовать за ним.
Формы политической власти выделяют в зависимости от того: как она реализуется в политическом управлении как деятельности (явные, теневые и скрытые формы); кто является ее обладателем; на чем она основывается.
Явные формы политической власти представляют собой средство публичного взаимодействия управляющих и управляемых. Публичность политической власти проявляется в том, что различные ее субъекты, во-первых, демонстрируют свою заинтересованность в общественной поддержке своей политической деятельности; во-вторых, принимают политические решения и осуществляют политические действия навиду у всего общества; в-третьих, декларируют, что политические решения принимаются во имя интересов населения и под его контролем. Это ведет к появлению у управляющих и управляемых определенных взаимных обязательств, а также к легитимации правил и норм их политического взаимодействия.
Теневые формы политической власти – средство политического управления, которое носит непубличный характер. Это проявляется в том, что, во-первых, на формирование целей политического управления, выбор средств и принятие политических решений оказывают влияние определенные группы давления, формально не обладающие такими правами; во-вторых, управляющие зачастую не нуждаются в широкой огласке своих действий и ориентируются на отстранение общественности от обсуждения некоторых управленческих проблем; в-третьих, принятие управленческих решений является процессом значительно менее формализованным, чем это демонстрируется официально или видится со стороны.
Скрытые формы политической власти – такое средство политического управления, которое осуществляется организациями, формально не имеющими к нему отношения (группы интересов, криминальные сообщества). Скрытость политической власти проявляется в том, что эти организации, поставив себе на службу управленческие структуры, стали доминирующими в определении целей, выбора средств политического управления и принятия политических решений.
В политической науке в зависимости от того, кто является обладателем политической власти, выделяются:
о автократия (от греч. autokratia – самовластие) – законная власть одного правителя;
о аристократия (от греч. aristokratia – власть лучших) – законная власть родовитой знати;
о бюрократия (от фр. bureau – бюро, канцелярия) – власть канцелярии, аппарата чиновников;
о геронтократия (от греч. gerontos – старик) – власть мудрецов-старейшин;
о демократия (от греч. demokratia – народовластие) – власть народа;
о клептократия (от греч. kleptх – ворую) – власть разворовывающих богатство общества;
о меритократия (от лат. meritus – достойный) – власть достойных, способных;
о милитакратия (от лат. militaris – военный) – власть военных;
о нациократия (от лат. natio – народ) – власть нации;
о этнократия (от греч. ethnos – народ) – власть этнической группы;
о элитократия (от фр. Mite – лучшие, отборные) – власть элиты. Кроме того, иногдавыделяют формы политической власти
исходя из того, на чем основывается эта власть, например: о агиократия (от греч. hagios – святой) – власть, основанная на
сакральности;
о идеократия (от греч. idea – мысль) – власть, основанная на идеологии;
о маникратия (от англ. money – деньги) – власть денег;
о медиакратия (от англ. mass media – средства массовой информации) – власть, основанная на массированном воздействии средств массовой информации;
о ноократия (от лат. noos – разум) – власть разума;
о юрократия (от лат. juris – право) – власть, основанная на праве.
Основные определения
Политика – сфера социальной жизни и деятельности, связанная с отношениями власти-подчинения в обществе, с завоеванием, удержанием, пользованием властью.
Стиль политики – процедурапринятия политических решений.
Политическая власть – реальная способность определенного класса, социальной группы, а также представляющих их организаций и индивидов оказывать влияние на поведение других индивидов, социальных групп и обществав целом, проводить свою волю путем принятия и реализации политических решений различными способами (как насильственными, так и ненасильственными).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какие представления о политике сложились в науке? Какое из них наиболее удачное, на ваш взгляд, и почему?
2. Что общего и различного между понятиями «власть» и «политическая власть»?
3. На какие ресурсы опирается политическая власть?
4. В чем различие между легальной и легитимной политической властью?
5. Можно ли сказать, что политическая власть в современной России является легитимной? Аргументируйте свой ответ.
6. Перечислите основные типы политической власти и выявите отличие традиционной политической власти от инновационной.
7. Ответьте на вопросы теста«Мораль и политика» и определите уровень своей политической морали.
Глава 9. Политическая система
§ 9.1. Представления о политической системе
Понятие «политическая система» (от греч. systema – составленное из частей, соединение) стало особенно широко употребляться в ХХ в., когда в общественной жизни наряду с государством большую роль начали играть другие политические организации.
В настоящее время существуют различные представления о политической системе общества. Так, Английский толковый словарь Уэбстера (США) упоминает до двух десятков определений политической системы. Примерно столько же определений этого понятия можно встретить в отечественной литературе. В разных странах эти определения имеют характерные особенности. Например, в Германии представления о политической системе формируются преимущественно в русле философских интерпретаций; во Франции внимание акцентируется на конституционно-правовых аспектах политической системы; в США определения этого понятия носят в большей степени политико-прагматический характер и политическая система рассматривается главным образом как совокупность политических структур, процедур и институтов. В России политическая система в основном трактуется как совокупность политических субъектов, отношений и институтов.
Политическая система – совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Кроме того, политическая система может быть определена как универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти. Как следует из этих определений, связующим звеном различных элементов политической системы общества является категория политической власти.
§ 9.2. Структура политической системы
Рассматривая структуру политической системы, прежде всего выясняют, из каких элементов она состоит и как взаимосвязаны эти элементы. В качестве элементов политической системы выступают такие ее политические субъекты, как государство, политические партии, общественно-политические движения и группы давления, которые формируются специально для участия в политической жизни общества.
Государство – это особая политическая организация, которая обладает монопольным правом на контролируемой ею территории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги и различные платежи, контролировать соблюдение законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.
В этом плане государство является главным субъектом политической власти и политического управления, выполняя функции социальной интеграции, мобилизации и контроля, регуляции социальных отношений и защиты национальных интересов. Все другие политические субъекты так или иначе взаимодействуют с государством, и вообще их деятельность вне связи с государством немыслима, поскольку она связана или с удержанием государственной власти, или с борьбой за завоевание государственной власти, или со стремлением оказать давление на органы государственной власти.
Эти организации, которые часто называют институтами политического опосредования, можно разделить на две группы: о политические партии, группы давления и общественно-политические движения, которые формируются специально для участия в политической жизни общества; средства массовой информации, профсоюзы, трудовые коллективы и церковь, которые создаются с другими целями, но также принимают участие в политической жизни.
Политические партии претендуют на выражение интересов отдельных социальных групп или социальных слоев, на участие от их имени в принятии и исполнении ответственных политических решений.
Группы давления представляют интересы отдельных профессиональных или территориальных групп (групп интересов). Группы давления, реализуя сугубо корпоративные (от лат. corporatio – объединение, сообщество) интересы, не претендуют на легальное представительство в органах государственной власти и осуществляют политическую деятельность путем лоббирования (от англ. lobby – кулуары), оказывая давление на органы государственной власти с целью принятия ими законов или управленческих решений, выгодных для групп интересов.
Общественно-политические движения представляют собой не имеющие членства массовые общественные объединения, преследующие конкретные политические цели, по достижении которых они прекращает существование либо приобретают иные формы. В качестве инициатора и организационного ядра таких движений может выступать партия или иная организация, не обязательно политическая в своей основе.
Средства массовой информации, профсоюзы, трудовые коллективы и церковь, создаваемые в обществе с другими целями, иногда принимают участие в политической жизни, становясь тем самым субъектами политической системы. Например, прямое назначение большинства средств массовой информации состоит в обеспечении каналов информационного обмена и создании единого информационного пространства в обществе; вместе с тем в современном обществе СМИ широко используются в качестве инструмента политического воздействия, что превращает их, как иногда говорят, в «четвертую власть». Профсоюзы по своему назначению также не являются политическими организациями, поскольку призваны отстаивать сугубо экономические интересы тех или иных социальных слоев общества; однако их деятельность может принимать политический характер в тех условиях, когда профсоюзы не могут реализовать свои основные функции, или в стране нет политической партии, которая взяла бы на себя политическую защиту экономических интересов определенных социальных групп. Трудовые коллективы создаются для реализации производственных целей и удовлетворения экономических интересов, но когда в стране отсутствуют условия для нормального производ-стваи удовлетворения экономических интересов, трудовые коллективы выходят наполитические митинги, организуют политические стачки, оказывая давление на органы государственной власти, а иногда создают параллельные органы политической власти. Церковь также претендует на активную роль в политической жизни; пользуясь значительным моральным авторитетом, прежде всего среди верующих, церковь может воздействовать на многие стороны политического процесса.
§ 9.3. Функции политической системы
Благодаря своему структурному разнообразию политическая системаспособнавыполнять многочисленные функции в обществе. Т. Парсонс писал, что политическая сис-тема«думает», как и с помощью каких средств обществу развиваться, поэтому важнейшей функцией политической системы является определение общих целей и задач общества. Французский ученый Ф. Бро считал, что главная функция политической системы состоит в производстве социальных предписаний, основанных на узаконенном принуждении, организационной структурой которого выступает государство.
В политической науке существует представление о том, что политическая система выполняет функции производства и воспроизводства обязательных образцов жизнедеятельности людей, облекаемых в правовую форму, а также функцию регуляции общественных отношений в части их общезначимых целей и интересов. Регулирующее воздействие политической системы, опирающееся на особое средство, называемое политической властью, и носящее нормативно-обязательный для всего общества характер, получило название политического управления.
Любая политическая система выполняет следующие важнейшие и универсальные функции:
о интеграционную, которая выражается в объединении в общественное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов, политических установок, формирующихся господствующими экономическими и политическими силами и элитами;
о целеполагающую, которая состоит в определении целей и задач социально-политического развития общества;
о организаторскую, заключающуюся в мобилизации человеческих, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества;
о регулятивную, состоящую прежде всего в легитимации политики, т.е. в обеспечении общественного признания политики и власти, в обеспечении политического участия граждан и политической стабильности;
о контролирующую, которая заключается в том, что должна контролировать конфликты интересов разных социальных групп и обеспечивать необходимый консенсус для сохранения целостности общества и государства. Эта функция предполагает способность политической системы ослаблять социальную напряженность, разрешать конфликты и может быть осуществима только через контроль за распределением социальных ресурсов (материальные и духовные ресурсы, политические привилегии, культурные достижения, доступность различных форм образования и досуга).
Политическая система, выполняя разнообразные функции, обеспечивает целостность общества, мобилизует его возможности для нормального функционирования и целенаправленного развития.
§ 9.4. Типы политических систем
Многообразие политических систем современных обществ обусловлено как традициями исторического и социокультурного развития той или иной страны, так и характером происходящих в современном мире социально-экономических, политических и духовных изменений. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо произвести типологический анализ (от греч. тypos – образец, analysis – разложение) политических систем, т.е. разделить политические системы на отдельные группы на основе общности каких-либо логически выделяемых признаков.
Критериями типологии политических систем и одновременно источниками различий могут быть: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, тип политической культуры, географическая, национальная, религиозная принадлежность и др.
В зависимости от форм правления традиционно со времен Платона выделяют следующие типы политических систем: о монархия – правление одного человека, ее искаженная форма– тирания;
о аристократия – правление нескольких достойных людей, ее искаженная форма – олигархия;
о демократия – правление многих или всего народа, ее искаженная форма – охлократия.
В соответствии с этим критерием современные политические системы обществаделятся намонархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские).
В зависимости от преобладающего типа политической культуры и специфики ее выражения в формах организации политической власти, Г. Алмонд выделял четыре типа политических систем:
о англо-американский, характеризующийся преобладанием в политической культуре таких ценностей, как свобода личности, экономический либерализм, благосостояние, социальная безопасность и мировоззренческий индивидуализм. Основу политических систем данного типа составляют четкое разделение властей, наличие механизмов сдержек и противовесов, высокая организованность и стабильность;
о континентально-европейский, отличающийся фрагментарностью политической культуры, сосуществованием традиционных и новых культур, неравномерным распространением и развитием отдельных субкультур. Здесь доминируют элементы, присущие англо-саксонской политической системе, но также сильны влияния традиций, пришедших из доиндустриальной эпохи;
о индустриальный и частично индустриальный, которые тоже имеют политическую культуру смешанного типа, их основой является нечеткое разделение властей, здесь выше уровень насилия и более низкий уровень рационализма в решениях и действиях;
о тоталитарный, запрещающий всякую политическую самодеятельность. Здесь все социальные коммуникации находятся под контролем государства-партии и доминирует принудительный тип политической активности.
Французский ученый Ж. Блондель в ХХ в. выделял пять типов политических систем:
о либерально-демократические, опирающиеся при принятии политических решений налиберализм;
о радикально-авторитарные, или коммунистические, основанные на равенстве в распределении социальных благ;
о традиционные, отличающиеся господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства:
о популистские, характеризующиеся стремлением к большему равенству в распределении благ с помощью авторитарных средств;
о авторитарно-консервативные, проводящие активную политику по сохранению сложившегося неравенства и противодействию широкому политическому участию.
В современной западной политической науке различают также такие типы политических систем, как военные и гражданские; консервативные и либеральные; закрытые и открытые; традиционные и современные.
В отечественной политической науке в качестве особых типов политических систем выделяют:
о административно-командную, соревновательную и социо-примирительную, в которых основой типологизации выступают способы управления обществом;
о этакратическую и демократическую, где основой типологизации выступают место и роль государства в политической системе.
В зависимости от территориального устройства политической системы обществавыделяют политические системы унитарные, федеративные, конфедеративные.
В зависимости от практики формирования правительства политическими партиями выделяют однопартийные, двухпартийные, многопартийные политические системы общества.
Наиболее распространенной в современной научной литературе является типология политических систем в зависимости от специфики политических режимов, предложенная американским ученым Р. Далем, который разделил политические системы на демократические, авторитарные и тоталитарные по такому основанию, как степень демократизации политической власти и наличие эффективных механизмов разрешения политических противоречий.
Для демократических политических систем характерны следующие признаки:
О конституционность и законность (правовое государство), равенство всех граждан перед законом;
О равное право всех граждан на участие в управлении делами государства и общества;
О разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;
О выборность органов государственной власти как в центре, так и наместах;
О многопартийность, конкуренция правящих и оппозиционных партий;
О равенство прав и свобод всех граждан;
О контроль общества (большинства) над властью.
При этом если личность имеет автономию, права и свободы и признается важнейшим источником власти, то такая демократия называется либеральной.
Однако демократическая политическая система не лишена определенных недостатков: 1) недостаточная оперативность при принятии законов и решений, вызванная многочисленными процедурами обсуждении и согласования; 2) недостаточно эффективный контроль за исполнением принятых решений; 3) подверженность недемократическим влияниям, а зачастую и неспособность противостоять чуждым демократии силам. Более того, если в демократической политической системе власть большинства оказывается ничем не ограниченной и начинает контролировать общественную и личную жизнь граждан, то такая демократия может стать тоталитарной.
Авторитарные политические системы отличаются неограниченной властью одного лица или группы лиц над людьми в политической сфере при сохранении автономии личности в других сферах жизни общества.
Тоталитарные политические системы характеризуются полным подчинением общества и личности государству, наличием политических репрессий и всеобъемлющего контроля государства за гражданами во всех сферах их жизнедеятельности.
Авторитарные и тоталитарные политические системы неоднородны: в зависимости от того, кто – один человек или группа лиц – является источником власти, авторитарные и тоталитарные системы могут быть автократическими, аристократическими, олигархическими, а в особых случаях – этнократическими.
Основные определения
Политическая система – совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе, или: универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти. Государство – главный субъект политической власти и политического управления, выполняющий функции социальной интеграции, мобилизации и контроля, регуляции социальных отношений и защиты национальных интересов.
Политическая культура – системаполитических представлений, ценностей и установок, выступающих духовной основой политической деятельности в том или ином обществе.
Политическая идеология – систематизированная совокупность идей об идеальном политическом устройстве общества с точки зрения интересов определенных его социальных групп.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Контрольные вопросы и задания/. Что представляет собой политическая система и какова ее структура?
2. Какие функции в обществе выполняет политическая система? Может ли общество существовать без политической системы?
3. Сравните англо-американский и континентально-европейский типы политических систем.
4. Назовите признаки авторитарной и тоталитарной политической системы.
5. Назовите признаки демократической политической системы. Определите, является ли современное российское государство действительно демократическим.
§ 10.1. Представления о государстве
Глава 10. Государство и политические партии
§ 10.1. Представления о государстве
В истории политической мысли многие мыслители размышляли о роли и задачах государства и государственной власти:
о Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести (древнекитайский мыслитель Конфуций VI–V вв. до н.э.);
о Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое (французский писатель и философ эпохи Возрождения М. Монтеня);
о Законодательная власть – сердце государства, исполнительная власть – его мозг (французский мыслитель XVIII в. Ж.Ж. Руссо);
о Хорошее правительство – не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как этого добиться (английский историк XIX в. Т. Маколей);
о С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы (германский политик и государственный деятель XIX в. О. Бисмарк);
о Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад (русский философ ХХ в. Н.А. Бердяев).
Современный российский ученый В.А. Кувакин отмечает, что само по себе государство «ни друг и не враг, но оно может и бывает и тем и другим. Гуманизация государства лежит на путях гуманизации конституции и права, на путях сотрудничества между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой».
Понятие «государство» (stato, итал.; stat, англ.; Staat, нем.; etat, фр.) получило широкое распространение в европейской политической мысли в XVI–XVII вв., прежде всего благодаря работам итальянского политического мыслителя Н. Макиавелли.
В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в Киевской Руси), которое в свою очередь связано со словом «господарь»; считается, что древнерусское «господарь» происходитот слова«господь».
Понятие «государство» используется в различных контекстах – правовом, политическом или социальном, поэтому существуют различные его определения. В современной научной и учебной литературе «государство» определяется как: 1) особая организация общества, объединенного общими социальными, культурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом; 2) форма организации политической власти в обществе, выступающая его официальным представителем, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом, опираясь на правовые нормы и средства принуждения; 3) политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизировавшей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия; 4) основной институт политической системы, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной; 5) совокупность официальных органов власти, действующих в масштабе всей страны; 6) машина для угнетения одного класса другим; 7) субъект международного права, включающий в себя политическую организацию власти и населения, которым принадлежит определенная территория.
Термин «государство» в широком смысле понимается как страна, общество, народ на определенной территории, представляемые органом высшей власти. В узком, собственном значении термин «государство» определяется как организация, обладающая верховной властью на конкретной территории. В современном научном понимании государство представляет собой многогранную и многофункциональную целостность, обладает большей, чем негосударственные институты, способностью к решению жизненно важных задач и наведению порядка в любом обществе. Государство выступает как политическая сила, символизирующая и выражающая ту или иную страну в целом.
Таким образом, государство представляет собой единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридические обязательные постановления, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения.
§ 10.2. Современное государство и его признаки
Современное государство обладает рядом формальных признаков, важнейшие из которых используются в международном праве в качестве критериев признания отдельных государств субъектами международных отношений. Такими конституирующими признаками современного государства являются: суверенная публичная власть, территория, население (народ).
Суверенная публичная власть выступает одним из важнейших формальных признаков современного государства. Понятие публичной власти шире, чем государственной власти, поскольку подразумевает любую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами. Публичная (от лат. publicus – общественный) власть – это власть, с помощью которой публично (гласно) реализуется определенный общественный интерес. В узком смысле понятие «публичная власть» употребляется в качестве родового понятия, объединяющего власть органов государственной власти и местного самоуправления, в широком смысле – как власть государства и его органов, муниципальных образований и органов местного самоуправления, общественных объединений, территориальных коллективов граждан.
Понятие «суверенитет» (от фр. souverainete – верховная власть) был введен в XVI в. французским юристом Ж. Боденом, который трактовал его как абсолютную и незыблемую власть монарха в государстве. Затем идея суверенитета была использована для обоснования самостоятельности и верховенства национального государства на собственной территории. В связи с этим возникло понятие государственного суверенитета –неотчуждаемого юридического качества независимого государства, символизирующего его политико-правовую самостоятельность как первичного субъекта международного права; свидетельствующего об исключительном верховенстве государственной власти во внутренних делах и предполагающего неподчинение власти другого государства; возникающего или исчезающего в силу добровольного изменения статуса независимого государства.
С государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что не только государство, но и народ может быть «сувереном», т.е. источником высшей власти в государстве. Идея народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность концепции «божественного права», предполагавшей, что носителем суверенитета может быть только монарх, получивший свою власть непосредственно от бога. В настоящее время идея народного суверенитета является общепринятой не только в государствах с республиканскими, но и иными формами правления, поскольку все они так или иначе апеллируют для своей легитимации к «воле народа».
В 1933 г. на международной конференции в Монтевидео (Уругвай) была принята концепция суверенитета. Согласно ей, государство для признания его суверенным должно обладать не только публичной властью, но и такими признаками, как наличие определенной территории и проживающее на этой территории постоянное население.
Государственная территория – часть земного шара, находящаяся под юрисдикцией государства, границы которой закрепляются международными договорами с другими государствами. Территория как признак современного государства неприкосновенна и нераздельна. Это находит выражение в международном праве, в котором закреплен принцип территориальной целостности государств и которое запрещает насильственный захват территорий других государств, использование их территорий без согласования с ним, а также нарушение государственных границ. Территория государства исключительна: в пределах ее границ господствует власть только данного государства.
Современное международное право допускает возможность, т.е. признает законными, изменения границ государственной территории лишь в строго определенных случаях: во-первых, изменение границ государственной территории, произведенное на основе принципа самоопределения народов и наций; во-вторых, обмен, передача или уступка государственной территории, производимые добровольно и в интересах развития мирных добрососедских отношений между государствами.
Население (народ) как признак современного государства представляет собой человеческое сообщество, проживающее на территории определенного государства и подчиняющееся его власти. В состав населения входят: граждане данной страны; иностранцы, живущие в ней длительное время; лица без гражданства (апатриды); лица с двойным (бипатриды) и более гражданством. Всеобщее подчинение населения органам государственной власти является необходимым условием целостности государства.
§ 10.3. Формы государства
В современной науке выделяют формы государства, различающиеся: формой правления, формой государственного устройства, характером политических режимов.
Форма правления – это способ организации высшей государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Главным признаком формы правления является правовой статус главы государства – выборный или наследственный. По этому признаку выделяют такие формы правления, как республика (от лат. respublica, res – дело, publicus – общественный) и монархия (от греч. monarchia, monos – один, archos – правитель).
В республике все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением, а граждане обладают личными и политическими правами. Обычно различают формы республиканского правления:
о президентскую, где президент юридически является главой государства и исполнительной власти. Классическая модель такой формы правления сложилась в США, где президент: избирается всенародно; формирует с согласия сената (верхней палаты парламента) администрацию (правительство), ответственную только перед президентом; не имеет права распустить парламент; может быть смещен парламентом только в порядке импичмента(особой, предусмотренной законом процедуры привлечения высших должностных лиц государства к суду парламента). В президентской республике функции правительства может выполнять и обособленный от администрации президента высший коллегиальный орган исполнительной государственной власти, руководимый административным премьером, но обязательно возглавляемый президентом;
о парламентскую, где полновластным высшим представительным и законодательным органом государственной власти является парламент. Классическая модель парламентской республики существует в Италии. Здесь парламент: формирует политически ответственное перед ним правительство во главе с премьер-министром; избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти; может отправить правительство в отставку, но президент в этом случае по предложению правительства может распустить парламент и объявить досрочные выборы;
о смешанную, или полупрезидентскую, которую характеризует дуализм (от лат. dualis – двойственность) исполнительной власти: с одной стороны, парламент формирует ответственное перед ним правительство, руководимое премьер-министром, а с другой – правительство назначается наделенным большими полномочиями всенародно избранным президентом. Исполнительная власть как бы «раздваивается» между двумя центрами – президентом и его администрацией, премьер-министром и правительством. Это часто приводит к конфликтам, особенно, если президент и премьер-министр принадлежат к соперничающим политическим партиям. Классическим образцом республики смешанного типа (полупрезидентской республики) в настоящее время является Франция, где: президент (глава государства), избираемый на всеобщих выборах, осуществляет общее руководство правительством во главе с премьер-министром и может распустить парламент при наступлении определенных обстоятельств (например, при выражении вотума недоверия правительству); правительство формируется парламентом и несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом.
Монархия – форма правления, при которой существует единоличный глава государства, чья власть является, как правило, пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Различают монархии:
О абсолютную, характеризуемую сосредоточением в руках монарха всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), атакже духовной (религиозной);
О конституционную, характеризуемую ограничением власти монарха конституцией и наличием выборного законодательного органа (парламента) и независимых судов. Конституционная монархия бывает двух типов – дуалистическая, где высшей законодательной властью обладает парламент, а монарх является главой исполнительной власти, и парламентская, где правамо-нарха ограничены во всех сферах государственной власти, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении министров (контрассигнации), а правительство (исполнительная власть) ответственна только перед парламентом.
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства и взаимоотношения центральных и иных органов государственной власти. Основными формами государственного устройства выступают федеративное (от лат. foederatio – объединение, союз) и унитарное (от лат. unitas – единство) государства, а также конфедерация.
Федеративное государство представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований – субъектов федерации (штатов, земель, областей, республик), обладающих юридически определенной политической самостоятельностью и имеющих свое собственное административно-территориальное деление.
Выделяют следующие признаки федеративного государства:
О две системы органов государственных власти – федеральные и субъектов федерации;
О разграничение компетенций между федеральными органами государственных власти и органами государственных власти субъектов федерации;
О двухпалатная структура федерального парламента (верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, а нижняя – интересы населения);
О принадлежность верховной законодательной, исполнительной и судебной власти федеральным государственным органам;
О право субъектов федерации принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы), а также региональные законы;
О наличие у субъектов федерации, как правило, собственного гражданства, столицы, герба и иных признаков конституционно-правового статуса государства;
О отсутствие у субъектов федерации полного государственного суверенитета (они не являются субъектами международных отношений, юридически лишены права участия в международных политико-правовых отношениях, не обладают правом одностороннего выходаиз федерации);
О право федеральной интервенции у федеральных органов власти т.е. они имеют юридическое право принимать принудительные меры по отношению к субъекту федерации при нарушении им союзной конституции или федерального законодательства.
В настоящее время различают такие типы федерации, как: территориальные (США, ФРГ, Бразилия и др.), национальные (Индия, Бельгия, Пакистан), национально-территориальные (Канада, Швейцария, Россия); конституционные (США, Канада, Бразилия), конституционно-договорные (Россия), договорные (Швейцария).
Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой входящие в государство административно-территориальные единицы не обладают статусом государственных образований. Признаками унитарных государств являются:
о наличие общего для всего государства учредительного нормативно-правового акта (или совокупность таких актов) и единой системы законодательства, нормы которых имеют верховенство навсей территории страны;
о наличие единого гражданства;
о наличие единой системы высших органов государственной власти;
о управление административно-территориальными образованиями на основе законов, принимаемых центральными органами государственной власти;
о возможность изменения границ этих образований на основе общегосударственного закона без согласия территориальных органов власти и местного населения.
В настоящее время существуют унитарные государства:
о централизованные, где подчинение территориальных органов государственной власти центральным осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан);
о децентрализованные, где территориальные органы государственной власти формируются независимо от центра, отношения с которым строятся наоснове конституции и законов (Великобритания, Италия, Япония). В состав унитарных государств могут входить национально-государственные автономии (например, Крым в составе Украины).
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей, главным образом внешнеполитических. Объединяясь в добровольный союз, каждый член конфедерации, сохраняя государственную самостоятельность, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для проведения согласованной политики в конфедерации существуют специальные исполнительные органы власти.
Политический режим. Понятие «политический режим» употребляется в узком и широком смыслах. Политический режим в узком смысле отождествляется с формальными нормами и методами осуществления государственной власти, а в широком смысле рассматривается как совокупность способов и методов функционирования основных субъектов политической власти, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.
Обычно политические режимы подразделяются на демократические, авторитарные и тоталитарные.
Демократические (от греч. demos – народ, kratos – власть) политические режимы предоставляют всем субъектам публичной политики реальные права, а гражданам обеспечивают участие в управлении обществом. Демократические режимы характеризуются следующими признаками:
о верховенство конституции и законов;
о равноправие граждан;
о наличие прав, свобод и обязанностей граждан;
о участие граждан в политическом управлении обществом;
о выборность основных органов государственной власти;
о организация местного самоуправления;
о политический и идейный плюрализм, многопартийность;
о невмешательство государства в частную жизнь граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Один из принципов демократического политического режима: «Разрешено все, кроме того, что запрещено законом».
Существующие в реальной политической жизни варианты демократических режимов, которые можно свести к двум типам:
о либерально-демократическим, основанным на принципах: приоритета индивидуальных интересов и ценностей перед общественными, роли государства в обществе как «ночного сторожа», третейского судьи, приоритета права над «общим благом», разделения властей, власти большинства при защите прав меньшинства;
о радикально-демократическим, для которых характерны такие принципы, как: приоритет общественных интересов и ценностей перед индивидуальными; ограничение прав государства «суверенитетом народа»; приоритет «общего блага» перед правом; единство властей; подчинение меньшинства большинству (демократический централизм).
Авторитарные (от лат. autoritas – власть, влияние) – такие политические режимы, которые характеризуются концентрацией государственной власти у одного ее субъекта и соответственно снижением роли других субъектов публичной власти. В целом авторитарные политические режимы опираются не только насилу, но и нахаризму лидера, религиозные и культурные традиции.
Признаками авторитарных режимов являются следующие: о монополия на государственную власть одного лица, олигархической группы или военной хунты, ни перед кем не подотчетных;
о доминирование главы государства или органов исполнительной власти;
о ограничение роли пре