А.В. Лубский

Введение

Студенты, изучающие «Основы политологи» должны:

– иметь теоретические знания о политике, политической власти, политической системе, государстве, политических партиях, демократии, гражданском обществе и уметь использовать эти знания применительно к специфике российского общества;

– иметь теоретические знания о том, что такое политическая культура и политическое участие, политические процессы и политические конфликты, и уметь использовать эти знания для понимания особенностей политической культуры и поли­тического участия, политических процессов и политических конфликтов в российском обществе;

– иметь теоретические знания о том, что такое глобализация и международные отношения, и уметь использовать эти знания для понимания особенностей современных международных отношений и внешней политики российского государства.

В настоящее время выделяют следующие функции политологии в обществе: теоретико-познавательную, практико-ориентирующую, проектно-прогностическую, управлен­ческую, образовательную и идейно-воспитательную.

Политологии изучает общество как по­литическую реальность, которое актуально существует «здесь и сейчас» в различных его нацио­нальных и территориальных модификациях..

В учебном пособии ставится задача не только ознакомить студентов с новейшими достижениями в области политологии, но и соз­дать интеллектуальные условия для активизации познаватель­ной их самостоятельности путем развития у студентов способностей решать проблемы и логиче­ские задачи, умений проектировать и организовывать процесс получения новых знаний и использовать их в своей познава­тельной и профессиональной деятельности.

Надеемся, что учебное пособие окажет существенную по­мощь студентам не только в усвоении предметного содержания учебной дисциплины «Основы политологии», но и в овладении ими разнообразными способами познаватель­ной деятельности.

Доктор философских наук, профессор

А.В. Лубский

глава 8. политика и политическая власть

§ 8.1. Представления о политике

Древнегреческий философ Платон называл политику самым высоким, «царским» искусст­вом управлять всеми иными искусствами (ора­торским, военным, судебным и т.д.) и умением «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими». Французский государ­ственный деятель Ш. Талейран говорил: «Поли­тика – это всего лишь способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать». По мнению русского мыслителя Н.А. Бердяева, политика – это самая зловещая форма объекти­вации человеческого существования, основан­ная на лжи. Немецкий ученый М. Вебер называл политику сплавом божественного и дьявольско­го начал, утверждая, что последнее слишком час­то берет в ней верх. Французский писатель П. Ва­лери иронично заметил: «Политика – это искус­ство не давать людям заниматься тем, что для них является главным».

В повседневной жизни слово «политика» вы­зывает у людей самые разные ассоциации: с об­разом президента, с представлениями о деятель­ности парламента и политических партий, с уча­стием в выборах, митингах и демонстрациях. Для многих политика– это «интригантство», умение управлять и манипулировать людьми, заставлять их выполнять любую волю правителя, способ­ность маскировать подлинные цели и добиваться этих целей любыми средствами, выдавать лич­ные интересы за общественные и придавать грязным средст­вам благородный вид.

Слово «политика» (от греч. politika – государственные и об­щественные дела, от polis – государство) пришло из Древней Греции, где оно обозначало искусство управления государст­вом (полисом).

В истории общественной мысли взгляды на политику посто­янно изменялись. Начиная с Древней Греции и до XVII в. включи­тельно доминировало представление о политике как государст­венной жизни. Политическая мысль сводила предметную область политики преимущественно к государству и государственным от­ношениям. В рамках такой государствоцентристской парадигмы политики государство рассматривалось в качестве носителя вер­ховной власти, органа регулирования жизни людей с целью созда­ния оптимальной общественной организации. Так, Аристотель полагал, что сущность политики состоит в объединении людей для достижения высшего блага государства и человека. Поэтому жизнь в разумном государстве (полисе) должна основываться на таких принципах, как прекрасное и справедливое.

При таком взгляде на политику основное внимание уделя­лось ее роли в обществе. Политика трактовалась, с одной сто­роны, как социальная этика, задающая общезначимые нормы «государственного поведения» и устанавливающая «идеальные правила» взаимоотношений правителей и подданных, а с дру­гой – как «механизм» сохранения целостности общества, дос­тигаемого путем или согласования социальных интересов, или подавления одних социальных общностей другими с помощью государственной власти.

Значительные изменения представлений о политике поро­дили смысловую многозначность самого термина «политика», что всякий раз требует уточнения значения, в котором он упот­ребляется в современной политологии.

Например, в английском языке три ключевых слова имеют отношение к термину «политика»: 1) «politics» – политиче­ская сфера общества; 2) «polity» – политический строй; 3) «policy» – политическая стратегия, проводимая различными властными структурами. Поэтому в современной зарубежной литературе политика часто определяется как: осуществление влияния и власти; форма господства; способ разрешения кон­фликтов; достижение коллективных целей; социальная актив­ность, связанная с производством и распределением ресурсов.

Ряд зарубежных исследователей считает, что наиболее точ­но смысл политики отражает ее определение, во-первых, как курса, на основе которого принимаются решения, меры по вы­полнению и формулировке задач (например, внутренняя по­литика, международная политика, социальная политика и т.д.); во-вторых, как конкретной сферы, где люди и поли­тические образования ведут борьбу за государственную власть (в этом смысле говорят: «Заниматься политикой», «Держаться подальше от политики»); в-третьих, какискусствауправлять людьми в обществе (поэтому говорят: «Все – политика»).

В русском языке слово «политика» употребляется в таких значениях, как:

О политическая жизнь общества;

О стратегия деятельности в определенной сфере;

О управление общественными делами;

О борьба за власть;

О форма общественного сознания.

Разнообразие подходов к изучению политики в современ­ной политической науке позволяет рассматривать политику как многомерное общественное явление. Некоторые исследователи видят многомерность политики в том, что она выступает в един­стве трех взаимосвязанных аспектов: 1) как сфера обществен­ной жизни, 2) как один из видов активности социальных субъ­ектов, их совокупной деятельности и индивидуального поведе­ния; 3) как тип социальных отношений (между индивидами, социальными группами).

В качестве наиболее общего определения политики, отра­жающего ее многогранную социальную природу, можно пред­ложить следующее.

Политика – сфера социальной жизни и деятельности, свя­занная с отношениями власти–подчинения в обществе, с за­воеванием, удержанием, пользованием властью.

В настоящее время сложились два основных понимания политики – как подсистемы общества и как управленческой деятельности.

§ 8.2. Стили и типы политики

Политика как управленческая деятельность всегда связана с принятием политических решений. Акторы, участвующие в политической жизни, а также принимающие политические решения, в политологии называют политически­ми субъектами. К ним относятся народные массы, социальные группы, общности (нации), коллективы, индивиды через соот­ветствующие организации и непосредственно.

Процедура принятия политических решений получила название стиля политики. Основой выделения стилей политики выступают:

1) подходы политического субъекта к решению управлен­ческих задач, которые могут быть:

О реактивные, характеризующиеся установкой реагирования на ситуацию (политика «латания дыр»);

О креативные, характеризующиеся предвидением возможного изменения ситуации и творческой активностью, направлен­ной на изменение ситуации в нужном направлении («разви­вающая политика»);

2) отношения политического субъекта, принимающего по­литические решения с другими участниками политического процесса, которые могут строиться на основе:

О принятия управленческих решений путем согласования раз­личных групп интересов;

О навязывания политических решений другим политическим субъектам.

На выработку стиля политики существенное влияние ока­зывают:

О политическая культура «управляющих»;

О «массовизация» политического процесса, связанная с активи­зацией различных групп интересов, что затрудняет достижение согласованных решений в отдельных секторах политики;

О появление различных форм нетрадиционного политического участия, практикующих такие методы действия, которые про­тиворечат устоявшимся политическим нормам.

В большинстве современных обществ доминирует такой стиль политики, где подход правительства к решению управ­ленческих задач носит скорее реактивный характер, а полити­ческие изменения достигаются путем навязывания правитель­ством своих решений вопреки сопротивлению определенных групп интересов.

В политологии выделяют также различные типы политики как управленческой деятельности:

О директивную, основанную на прямом принудительном наси­лии. Основной организационный ресурс такой политики – сплоченность и воля «своих», жестко и враждебно противо­стоящих «чужим». Это – политика силы, где противники стре­мятся нанести ущерб друг другу, а «побеждает» тот, у кого он оказался меньшим;

О функциональную, акцентирующую внимание на «правилах игры», учитывающих разнообразие существующих социаль­ных ролей и институтов. Это – политика компромисса, когда каждый в конечном счете должен получить ровно столько, сколько отдает, а общий и частный «выигрыш» заключается в недопущении «ущерба»;

О коммуникативную, также основанную на «правилах игры», ко­торые, однако допускается изменять по ходу дела на заранее оговоренных принципах. Это – политика сотрудничества, ко­торая приводит к общему «выигрышу».

Перечисленные типы политики – это ее «идеальные типы». В реальной политической жизни наблюдается противоречивое их соединение.

§ 8.3. Представления о политической власти

Уже с древнейших времен понятие «власть» ас­социировалось с необходимостью порядка и согласия между людьми. Так, Аристотель считал, что власть, связанная «с по­рядком государственного управления», нужна для регулирова­ния общения между людьми. Но уже тогда обращались внима­ние на то, что властью «злоупотребляют» и власть – это не толь­ко «целесообразная сила», но и «злая воля». Древнегреческий политик и оратор Цицерон утверждал: «Нет зверя свирепее че­ловека, если к страстям его присоединяется власть». В XVIII в.

французский философ и правовед Ш. Монтескье также считал, что «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупот­реблять ею». Более того, «власть теряет все свое очарование, ес­ли ею не злоупотреблять», – писал в прошлом веке П. Валери.

Американский государственный деятель, лауреат Нобелев­ской премии мира Г. Киссинджер полагал, что «власть самое сильное возбуждающее средство», и в этом он был солидарен с австрийским писателем С. Цвейгом: «Кто хоть раз испытал хмельное наслаждение власти и повеления, не в состоянии от нее отказаться». По мысли английского историка и политиче­ского деятеля XIX в. Дж. Актона, «власть развращает, абсолют­ная власть развращает абсолютно».

Ученые и мыслители всегда отмечали две опасности власти: «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре», – писал великий Шекспир. «Нет ничего опаснее власти в неумелых руках», – ут­верждал французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо.

Во все времена ценилась прежде всего власть мудрая. Еще древнекитайский философ Лао-Цзы (IV–III вв. до н.э.) писал: «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не заме­чают их существования. Там, где властвуют невеликие мудре­цы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властву­ют еще меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где еще меньшие, народ их презирает».

В современной политической жизни понятию «власть» приписывают разные значения и смыслы.

В современном русском языке слово «власть» (ед. число) употребляется в нескольких значениях: могущественное влия­ние чего-либо, неодолимая сила чего-либо; право и возмож­ность повелевать, распоряжаться действиями, поведением ко­го-либо; средство поддержания определенного порядка в об­ществе и государстве; право и возможность управлять государством; права и полномочия органов государственного и местного управления; права и полномочия должностных лиц. Слово «власти» (мн. число) в русском языке употребляется, как правило, в двух значениях: органы государственного и местно­го управления; должностные лица.

Обобщая известные определения и понятия власти в совре­менной науке, можно дать следующее определение.

Власть – это форма социальных отношений, характери­зующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп, общества в целом посредством различных механизмов – экономиче­ских, идеологических, организационно-правовых, психологи­ческих, которые могут быть основаны на силе авторитета, тра­диций, права. Власть – центральная категория политической науки, в зависимости от содержания которой трактуются сущ­ность и механизм реализации политических процессов и ин­ститутов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуще­ствление власти является основным содержанием политики и соответственно основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.

Политическая власть может рассматриваться как реальная способность определенного класса, социальной группы, а так­же представляющих их организаций и индивидов оказывать влияние наповедение других индивидов, социальных групп и обществав целом, проводить свою волю путем принятия и реа­лизации политических решений различными способами (как насильственными, так и ненасильственными).

§ 8.4. Ресурсы политической власти

В организационном смысле политическая власть – это способность и возможность управляющих доби­ваться от управляемых реализации своих «замыслов». Поэтому политическая власть всегда опирается на ресурсы – все то, что позволяет осуществлять управленческую деятельность. Ресур­сы политической власти являются инструментами авторитар­но-властного господства или авторитетно-властного полномо­чия. При этом одни и те же ресурсы политической власти в за­висимости от политической ситуации могут быть функционально эффективными или дисфункционально неэф­фективными. Например, сегодня население демократиче­ских стран невозможно заставить силой подчиняться власти, для этого нужны другие ресурсы-инструменты. Так, американ­ский футуролог О. Тоффлер предсказал, что в начале XXI в. та­ким важнейшим ресурсом станет информация.

В целом можно выделить следующие ресурсы-инструмен­ты политической власти: силовые и правовые; материальные и интеллектуальные; организационные и информационные.

К силовым ресурсам политической власти относятся угроза применения силы или ее применение, что составляет основу косвенного или прямого насилия.

К правовым ресурсам относятся нормативно-правые акты, составляющие правовой механизм политического управления и регулирующие политическое взаимодействие между управ­ляющими и управляемыми.

Основу материальных ресурсов политической власти состав­ляет богатство, в том числе деньги, с помощью которых можно купить многие другие ресурсы. При этом в современном обще­стве основой материальных ресурсов является не столько само богатство или деньги, а возможность распределять их.

Интеллектуальные ресурсы политической власти составляют компетенции управляющих, связанные со способностями, с од­ной стороны, к познанию, пониманию и разрешению социаль­ных проблем, ас другой – к социальной коммуникации и гене­рированию политических ценностей и норм политического по­ведения, в том числе этического характера. Говорят, что политика – безнравственное занятие, но еще Н. Макиавелли учил правителей облекать государственное принуждение в доб­родетельные «упаковки». В современном, динамичном и посто­янно усложняющемся социальном мире способность управлять людьми все больше зависит от интеллектуальных способностей управляющих. Основой формирования интеллектуальных ре­сурсов политической власти выступают политическая наука, политическая идеология и политическая мораль.

Организационные ресурсы политической власти представляют собой способности всех звеньев административного аппарата управления к решению стратегических, координационных и оперативных задач управления. Высшее звено политического управления ориентировано в первую очередь на разработку стра­тегии управленческой деятельности и ее координацию в глобаль­ном масштабе, а также принятие важнейших политических ре­шений. Среднее звено призвано обеспечить эффективность политического управления путем координации деятельности всех управленческих подразделений. Низшее звено сосредоточено на оперативном выполнении политических решений и ор­ганизационных усилиях, связанных с непосредственным реше­нии управленческих задач. Благодаря организационным ре­сурсам политической власти особенно влиятельными в политическом управлении становятся бюрократические структу­ры, которые непосредственно обладают этими ресурсами.

Информационные ресурсы политической власти – это не только подконтрольные средства массовой информации, о ко­торых уже давно говорят как о «четвертой власти», но и воз­можность бюрократических структур управления, создающих информационные барьеры и фильтрующих информацию на пути к управляющим.

Специфическим ресурсом политической власти выступает добровольное согласие управляемых с управляющими, осно­ванное на уважении подвластных к законности. В основе такой политической власти лежат принципы легитимности и легаль­ности, которые иногда не различаются, особенно в публици­стической литературе. Это происходит потому, что прилага­тельные «легальный» (от лат. legalis) и «легитимный» (от лат. legitimus) переводятся на русский язык как «законный».

Легальной является та политическая власть, которая носит правовой характер и законность которой не оспаривается под­властными. Поэтому формирование и функционирование ор­ганов легальной политической власти, их деятельность обос­нованы юридическими актами и правоотношениями.

Легитимной является та политическая власть, деятельность органов которой встречает поддержку подвластных и опирает­ся на согласие управляемых с управляющими. Легитимность политической власти зависит в первую очередь от того, на­сколько результаты деятельности управляющих оправдывают социальные ожидания управляемых, а принимаемые управ­ляющими политические решения в плане целей и средств об­щественного развития соответствуют интересам и ценностям управляемых. В связи с этим не всякая легальная политическая власть является легитимной и не всякая легитимная политиче­ская власть – легальной.

§ 8.5. Типыи формыполитической власти

Типы политической власти выделяют следующие:

о государственную власть – средство управления такой полити­ческой организации, как государство;

о общественную власть – средство политического управления таких негосударственных политических организаций и объе­динений, как политические партии, общественные движения, независимые средства массовой информации, а также органы местного самоуправления;

о рациональную (от лат rationalis – разумно обоснованный, це­лесообразный) власть – средство политического управления как целесообразной деятельности, опирающейся на профес­сиональное мышление управляющих и их инструментальные знания (компетенции);

о иррациональную (от лат. irrationalis – неразумный, нелогич­ный) власть – средство политического управления как нелогич­ной деятельности, опирающейся на интуицию, чувства, веру;

о инновационную власть – средство политического управления как деятельности, ставящей принципиально новые цели и опи­рающейся на нетрадиционные ресурсы и направленной на ка­чественное изменение предмета управленческого воздействия;

о традиционную (от лат. traditio – то, что передается) власть – средство политического управления как деятельности, опи­рающейся на привычные ресурсы и стандартные действия, ко­торые избавляют управляющих от необходимости каждый раз заново переосмысливать создавшуюся ситуацию и принимать нестандартные решения;

о харизматическая (от греч. charisma – милость, божественный дар, благодать) власть – разновидность традиционной власти – средство политического управления, опирающегося во всех случаях на исключительные свойства политического лидера, стоящего во главе системы политического управления. По оп­ределению М. Вебера, «харизмой называется качество лично­сти, признаваемое необычайным, благодаря которому она оце­нивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловече­скими или по меньшей мере специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям». Благодаря хариз­матической власти политический лидер производит на подвла­стных особо сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы, не раздумывая, следовать за ним.

Формы политической власти выделяют в зависимости от то­го: как она реализуется в политическом управлении как дея­тельности (явные, теневые и скрытые формы); кто является ее обладателем; на чем она основывается.

Явные формы политической власти представляют собой средство публичного взаимодействия управляющих и управ­ляемых. Публичность политической власти проявляется в том, что различные ее субъекты, во-первых, демонстрируют свою заинтересованность в общественной поддержке своей полити­ческой деятельности; во-вторых, принимают политические решения и осуществляют политические действия навиду у все­го общества; в-третьих, декларируют, что политические ре­шения принимаются во имя интересов населения и под его контролем. Это ведет к появлению у управляющих и управляе­мых определенных взаимных обязательств, а также к легитима­ции правил и норм их политического взаимодействия.

Теневые формы политической власти – средство политиче­ского управления, которое носит непубличный характер. Это проявляется в том, что, во-первых, на формирование целей политического управления, выбор средств и принятие полити­ческих решений оказывают влияние определенные группы давления, формально не обладающие такими правами; во-вторых, управляющие зачастую не нуждаются в широкой огласке своих действий и ориентируются на отстранение об­щественности от обсуждения некоторых управленческих про­блем; в-третьих, принятие управленческих решений являет­ся процессом значительно менее формализованным, чем это демонстрируется официально или видится со стороны.

Скрытые формы политической власти – такое средство по­литического управления, которое осуществляется организа­циями, формально не имеющими к нему отношения (группы интересов, криминальные сообщества). Скрытость политиче­ской власти проявляется в том, что эти организации, поставив себе на службу управленческие структуры, стали доминирую­щими в определении целей, выбора средств политического управления и принятия политических решений.

В политической науке в зависимости от того, кто является обладателем политической власти, выделяются:

о автократия (от греч. autokratia – самовластие) – законная власть одного правителя;

о аристократия (от греч. aristokratia – власть лучших) – законная власть родовитой знати;

о бюрократия (от фр. bureau – бюро, канцелярия) – власть кан­целярии, аппарата чиновников;

о геронтократия (от греч. gerontos – старик) – власть мудре­цов-старейшин;

о демократия (от греч. demokratia – народовластие) – власть на­рода;

о клептократия (от греч. kleptх – ворую) – власть разворовываю­щих богатство общества;

о меритократия (от лат. meritus – достойный) – власть достой­ных, способных;

о милитакратия (от лат. militaris – военный) – власть военных;

о нациократия (от лат. natio – народ) – власть нации;

о этнократия (от греч. ethnos – народ) – власть этнической группы;

о элитократия (от фр. Mite – лучшие, отборные) – власть элиты. Кроме того, иногдавыделяют формы политической власти

исходя из того, на чем основывается эта власть, например: о агиократия (от греч. hagios – святой) – власть, основанная на

сакральности;

о идеократия (от греч. idea – мысль) – власть, основанная на идеологии;

о маникратия (от англ. money – деньги) – власть денег;

о медиакратия (от англ. mass media – средства массовой инфор­мации) – власть, основанная на массированном воздействии средств массовой информации;

о ноократия (от лат. noos – разум) – власть разума;

о юрократия (от лат. juris – право) – власть, основанная на праве.

Основные определения

Политика – сфера социальной жизни и деятельности, связанная с от­ношениями власти-подчинения в обществе, с завоеванием, удержа­нием, пользованием властью.

Стиль политики – процедурапринятия политических решений.

Политическая власть – реальная способность определенного класса, социальной группы, а также представляющих их организаций и инди­видов оказывать влияние на поведение других индивидов, социаль­ных групп и обществав целом, проводить свою волю путем принятия и реализации политических решений различными способами (как на­сильственными, так и ненасильственными).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Какие представления о политике сложились в науке? Какое из них наи­более удачное, на ваш взгляд, и почему?

2. Что общего и различного между понятиями «власть» и «политическая власть»?

3. На какие ресурсы опирается политическая власть?

4. В чем различие между легальной и легитимной политической властью?

5. Можно ли сказать, что политическая власть в современной России является легитимной? Аргументируйте свой ответ.

6. Перечислите основные типы политической власти и выявите отличие традиционной политической власти от инновационной.

7. Ответьте на вопросы теста«Мораль и политика» и определите уровень своей политической морали.

Глава 9. Политическая система

§ 9.1. Представления о политической системе

Понятие «политическая система» (от греч. systema – составленное из частей, соединение) стало особенно широко употребляться в ХХ в., когда в общественной жизни наряду с государством большую роль начали играть другие по­литические организации.

В настоящее время существуют различные представления о политической системе общества. Так, Английский толко­вый словарь Уэбстера (США) упоминает до двух десятков оп­ределений политической системы. Примерно столько же оп­ределений этого понятия можно встретить в отечественной литературе. В разных странах эти определения имеют харак­терные особенности. Например, в Германии представления о политической системе формируются преимущественно в русле философских интерпретаций; во Франции внимание акцентируется на конституционно-правовых аспектах поли­тической системы; в США определения этого понятия носят в большей степени политико-прагматический характер и поли­тическая система рассматривается главным образом как со­вокупность политических структур, процедур и институтов. В России политическая система в основном трактуется как совокупность политических субъектов, отношений и инсти­тутов.

Политическая система – совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и поли­тических норм, принципов организации и осуществления по­литической власти в обществе. Кроме того, политическая сис­тема может быть определена как универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функцио­нирования всех других подсистем общества на основе исполь­зования государственной власти. Как следует из этих опреде­лений, связующим звеном различных элементов политиче­ской системы общества является категория политической власти.

§ 9.2. Структура политической системы

Рассматривая структуру политической систе­мы, прежде всего выясняют, из каких элементов она состоит и как взаимосвязаны эти элементы. В качестве элементов поли­тической системы выступают такие ее политические субъекты, как государство, политические партии, общественно-полити­ческие движения и группы давления, которые формируются специально для участия в политической жизни общества.

Государство – это особая политическая организация, кото­рая обладает монопольным правом на контролируемой ею тер­ритории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги и раз­личные платежи, контролировать соблюдение законов и пра­вовых норм вплоть до применения или угрозы применения фи­зического принуждения.

В этом плане государство является главным субъектом по­литической власти и политического управления, выполняя функции социальной интеграции, мобилизации и контроля, регуляции социальных отношений и защиты национальных интересов. Все другие политические субъекты так или иначе взаимодействуют с государством, и вообще их деятельность вне связи с государством немыслима, поскольку она связана или с удержанием государственной власти, или с борьбой за за­воевание государственной власти, или со стремлением оказать давление на органы государственной власти.

Эти организации, которые часто называют институтами по­литического опосредования, можно разделить на две группы: о политические партии, группы давления и общественно-поли­тические движения, которые формируются специально для участия в политической жизни общества; средства массовой информации, профсоюзы, трудовые кол­лективы и церковь, которые создаются с другими целями, но также принимают участие в политической жизни.

Политические партии претендуют на выражение интересов отдельных социальных групп или социальных слоев, на уча­стие от их имени в принятии и исполнении ответственных по­литических решений.

Группы давления представляют интересы отдельных про­фессиональных или территориальных групп (групп интере­сов). Группы давления, реализуя сугубо корпоративные (от лат. corporatio – объединение, сообщество) интересы, не претенду­ют на легальное представительство в органах государственной власти и осуществляют политическую деятельность путем лоб­бирования (от англ. lobby – кулуары), оказывая давление на ор­ганы государственной власти с целью принятия ими законов или управленческих решений, выгодных для групп интересов.

Общественно-политические движения представляют собой не имеющие членства массовые общественные объединения, преследующие конкретные политические цели, по достиже­нии которых они прекращает существование либо приобрета­ют иные формы. В качестве инициатора и организационного ядра таких движений может выступать партия или иная орга­низация, не обязательно политическая в своей основе.

Средства массовой информации, профсоюзы, трудовые кол­лективы и церковь, создаваемые в обществе с другими целями, иногда принимают участие в политической жизни, становясь тем самым субъектами политической системы. Например, прямое назначение большинства средств массовой информа­ции состоит в обеспечении каналов информационного обмена и создании единого информационного пространства в общест­ве; вместе с тем в современном обществе СМИ широко ис­пользуются в качестве инструмента политического воздейст­вия, что превращает их, как иногда говорят, в «четвертую власть». Профсоюзы по своему назначению также не являются политическими организациями, поскольку призваны отстаи­вать сугубо экономические интересы тех или иных социальных слоев общества; однако их деятельность может принимать по­литический характер в тех условиях, когда профсоюзы не могут реализовать свои основные функции, или в стране нет полити­ческой партии, которая взяла бы на себя политическую защиту экономических интересов определенных социальных групп. Трудовые коллективы создаются для реализации производст­венных целей и удовлетворения экономических интересов, но когда в стране отсутствуют условия для нормального производ-стваи удовлетворения экономических интересов, трудовые коллективы выходят наполитические митинги, организуют политические стачки, оказывая давление на органы государст­венной власти, а иногда создают параллельные органы полити­ческой власти. Церковь также претендует на активную роль в политической жизни; пользуясь значительным моральным ав­торитетом, прежде всего среди верующих, церковь может воз­действовать на многие стороны политического процесса.

§ 9.3. Функции политической системы

Благодаря своему структурному разнообразию политическая системаспособнавыполнять многочисленные функции в обществе. Т. Парсонс писал, что политическая сис-тема«думает», как и с помощью каких средств обществу разви­ваться, поэтому важнейшей функцией политической системы является определение общих целей и задач общества. Фран­цузский ученый Ф. Бро считал, что главная функция политиче­ской системы состоит в производстве социальных предписа­ний, основанных на узаконенном принуждении, организаци­онной структурой которого выступает государство.

В политической науке существует представление о том, что политическая система выполняет функции производства и вос­производства обязательных образцов жизнедеятельности людей, облекаемых в правовую форму, а также функцию регуляции об­щественных отношений в части их общезначимых целей и инте­ресов. Регулирующее воздействие политической системы, опи­рающееся на особое средство, называемое политической вла­стью, и носящее нормативно-обязательный для всего общества характер, получило название политического управления.

Любая политическая система выполняет следующие важ­нейшие и универсальные функции:

о интеграционную, которая выражается в объединении в обще­ственное целое всех элементов социальной структуры на базе ценностей, идеалов, политических установок, формирующих­ся господствующими экономическими и политическими сила­ми и элитами;

о целеполагающую, которая состоит в определении целей и за­дач социально-политического развития общества;

о организаторскую, заключающуюся в мобилизации человече­ских, материальных и духовных ресурсов для выполнения це­лей и задач общества;

о регулятивную, состоящую прежде всего в легитимации поли­тики, т.е. в обеспечении общественного признания политики и власти, в обеспечении политического участия граждан и поли­тической стабильности;

о контролирующую, которая заключается в том, что должна кон­тролировать конфликты интересов разных социальных групп и обеспечивать необходимый консенсус для сохранения целост­ности общества и государства. Эта функция предполагает спо­собность политической системы ослаблять социальную напря­женность, разрешать конфликты и может быть осуществима только через контроль за распределением социальных ресур­сов (материальные и духовные ресурсы, политические приви­легии, культурные достижения, доступность различных форм образования и досуга).

Политическая система, выполняя разнообразные функ­ции, обеспечивает целостность общества, мобилизует его воз­можности для нормального функционирования и целенаправ­ленного развития.

§ 9.4. Типы политических систем

Многообразие политических систем современ­ных обществ обусловлено как традициями исторического и социокультурного развития той или иной страны, так и ха­рактером происходящих в современном мире социально-эко­номических, политических и духовных изменений. Чтобы ра­зобраться в этом вопросе, необходимо произвести типологиче­ский анализ (от греч. тypos – образец, analysis – разложение) политических систем, т.е. разделить политические системы на отдельные группы на основе общности каких-либо логически выделяемых признаков.

Критериями типологии политических систем и одновремен­но источниками различий могут быть: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствую­щая в обществе идеология, тип политической культуры, геогра­фическая, национальная, религиозная принадлежность и др.

В зависимости от форм правления традиционно со времен Платона выделяют следующие типы политических систем: о монархия – правление одного человека, ее искаженная фор­ма– тирания;

о аристократия – правление нескольких достойных людей, ее искаженная форма – олигархия;

о демократия – правление многих или всего народа, ее искажен­ная форма – охлократия.

В соответствии с этим критерием современные политиче­ские системы обществаделятся намонархические (абсолют­ные или конституционные) и республиканские (парламент­ские или президентские).

В зависимости от преобладающего типа политической культу­ры и специфики ее выражения в формах организации политиче­ской власти, Г. Алмонд выделял четыре типа политических систем:

о англо-американский, характеризующийся преобладанием в по­литической культуре таких ценностей, как свобода личности, экономический либерализм, благосостояние, социальная безо­пасность и мировоззренческий индивидуализм. Основу поли­тических систем данного типа составляют четкое разделение властей, наличие механизмов сдержек и противовесов, высокая организованность и стабильность;

о континентально-европейский, отличающийся фрагментарно­стью политической культуры, сосуществованием традиционных и новых культур, неравномерным распространением и развити­ем отдельных субкультур. Здесь доминируют элементы, прису­щие англо-саксонской политической системе, но также сильны влияния традиций, пришедших из доиндустриальной эпохи;

о индустриальный и частично индустриальный, которые тоже имеют политическую культуру смешанного типа, их основой яв­ляется нечеткое разделение властей, здесь выше уровень насилия и более низкий уровень рационализма в решениях и действиях;

о тоталитарный, запрещающий всякую политическую самодея­тельность. Здесь все социальные коммуникации находятся под контролем государства-партии и доминирует принудительный тип политической активности.

Французский ученый Ж. Блондель в ХХ в. выделял пять ти­пов политических систем:

о либерально-демократические, опирающиеся при принятии политических решений налиберализм;

о радикально-авторитарные, или коммунистические, основан­ные на равенстве в распределении социальных благ;

о традиционные, отличающиеся господством олигархии и кон­серватизмом в защите социального неравенства:

о популистские, характеризующиеся стремлением к большему ра­венству в распределении благ с помощью авторитарных средств;

о авторитарно-консервативные, проводящие активную полити­ку по сохранению сложившегося неравенства и противодейст­вию широкому политическому участию.

В современной западной политической науке различают также такие типы политических систем, как военные и граж­данские; консервативные и либеральные; закрытые и откры­тые; традиционные и современные.

В отечественной политической науке в качестве особых ти­пов политических систем выделяют:

о административно-командную, соревновательную и социо-примирительную, в которых основой типологизации выступа­ют способы управления обществом;

о этакратическую и демократическую, где основой типологизации выступают место и роль государства в политической системе.

В зависимости от территориального устройства политиче­ской системы обществавыделяют политические системы уни­тарные, федеративные, конфедеративные.

В зависимости от практики формирования правительства политическими партиями выделяют однопартийные, двухпар­тийные, многопартийные политические системы общества.

Наиболее распространенной в современной научной лите­ратуре является типология политических систем в зависимо­сти от специфики политических режимов, предложенная американским ученым Р. Далем, который разделил политические системы на демократические, авторитарные и тоталитарные по такому основанию, как степень демократизации политической власти и наличие эффективных механизмов разрешения поли­тических противоречий.

Для демократических политических систем характерны сле­дующие признаки:

О конституционность и законность (правовое государство), ра­венство всех граждан перед законом;

О равное право всех граждан на участие в управлении делами го­сударства и общества;

О разделение законодательной, исполнительной и судебной вет­вей власти;

О выборность органов государственной власти как в центре, так и наместах;

О многопартийность, конкуренция правящих и оппозиционных партий;

О равенство прав и свобод всех граждан;

О контроль общества (большинства) над властью.

При этом если личность имеет автономию, права и свободы и признается важнейшим источником власти, то такая демо­кратия называется либеральной.

Однако демократическая политическая система не лишена определенных недостатков: 1) недостаточная оперативность при принятии законов и решений, вызванная многочисленны­ми процедурами обсуждении и согласования; 2) недостаточно эффективный контроль за исполнением принятых решений; 3) подверженность недемократическим влияниям, а зачастую и неспособность противостоять чуждым демократии силам. Более того, если в демократической политической системе власть большинства оказывается ничем не ограниченной и на­чинает контролировать общественную и личную жизнь граж­дан, то такая демократия может стать тоталитарной.

Авторитарные политические системы отличаются неогра­ниченной властью одного лица или группы лиц над людьми в политической сфере при сохранении автономии личности в других сферах жизни общества.

Тоталитарные политические системы характеризуются пол­ным подчинением общества и личности государству, наличием политических репрессий и всеобъемлющего контроля государ­ства за гражданами во всех сферах их жизнедеятельности.

Авторитарные и тоталитарные политические системы неод­нородны: в зависимости от того, кто – один человек или группа лиц – является источником власти, авторитарные и тоталитар­ные системы могут быть автократическими, аристократически­ми, олигархическими, а в особых случаях – этнократическими.

Основные определения

Политическая система – совокупность государственных и обществен­ных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в об­ществе, или: универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти. Государство – главный субъект политической власти и политического управления, выполняющий функции социальной интеграции, моби­лизации и контроля, регуляции социальных отношений и защиты на­циональных интересов.

Политическая культура – системаполитических представлений, цен­ностей и установок, выступающих духовной основой политической деятельности в том или ином обществе.

Политическая идеология – систематизированная совокупность идей об идеальном политическом устройстве общества с точки зрения интере­сов определенных его социальных групп.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Контрольные вопросы и задания/. Что представляет собой политическая система и какова ее структура?

2. Какие функции в обществе выполняет политическая система? Может ли общество существовать без политической системы?

3. Сравните англо-американский и континентально-европейский типы политических систем.

4. Назовите признаки авторитарной и тоталитарной политической системы.

5. Назовите признаки демократической политической системы. Определите, является ли современное российское государство действитель­но демократическим.

§ 10.1. Представления о государстве

Глава 10. Государство и политические партии

§ 10.1. Представления о государстве

В истории политической мысли многие мысли­тели размышляли о роли и задачах государства и государствен­ной власти:

о Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести (древнекитайский мыслитель Конфуций VI–V вв. до н.э.);

о Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое (французский писатель и философ эпохи Возрождения М. Монтеня);

о Законодательная власть – сердце государства, исполнительная власть – его мозг (французский мыслитель XVIII в. Ж.Ж. Руссо);

о Хорошее правительство – не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как этого добиться (англий­ский историк XIX в. Т. Маколей);

о С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и са­мые лучшие законы (германский политик и государственный деятель XIX в. О. Бисмарк);

о Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно пре­вратиться в ад (русский философ ХХ в. Н.А. Бердяев).

Современный российский ученый В.А. Кувакин отмечает, что само по себе государство «ни друг и не враг, но оно может и бывает и тем и другим. Гуманизация государства лежит на пу­тях гуманизации конституции и права, на путях сотрудничества между человеком и обществом, с одной стороны, и государ­ством – с другой».

Понятие «государство» (stato, итал.; stat, англ.; Staat, нем.; etat, фр.) получило широкое распространение в европейской политической мысли в XVI–XVII вв., прежде всего благодаря работам итальянского политического мыслителя Н. Макиа­велли.

В русском языке слово «государство» происходит от древ­нерусского «государь» (так называли князя-правителя в Киев­ской Руси), которое в свою очередь связано со словом «госпо­дарь»; считается, что древнерусское «господарь» происходитот слова«господь».

Понятие «государство» используется в различных контек­стах – правовом, политическом или социальном, поэтому су­ществуют различные его определения. В современной научной и учебной литературе «государство» определяется как: 1) осо­бая организация общества, объединенного общими социаль­ными, культурными интересами, занимающая определен­ную территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом; 2) форма организации политической власти в обществе, выступающая его официальным представителем, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление об­ществом, опираясь на правовые нормы и средства принужде­ния; 3) политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной терри­тории, где с помощью политической элиты, монополизиро­вавшей власть, поддерживается юридический порядок, вклю­чая законное право применения насилия; 4) основной инсти­тут политической системы, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной; 5) совокупность официальных органов власти, действующих в масштабе всей страны; 6) машина для угнетения одного класса другим; 7) субъект международного права, включающий в себя полити­ческую организацию власти и населения, которым принадле­жит определенная территория.

Термин «государство» в широком смысле понимается как страна, общество, народ на определенной территории, пред­ставляемые органом высшей власти. В узком, собственном значении термин «государство» определяется как организация, обладающая верховной властью на конкретной террито­рии. В современном научном понимании государство пред­ставляет собой многогранную и многофункциональную цело­стность, обладает большей, чем негосударственные институты, способностью к решению жизненно важных задач и наведе­нию порядка в любом обществе. Государство выступает как по­литическая сила, символизирующая и выражающая ту или иную страну в целом.

Таким образом, государство представляет собой единую политическую организацию общества, которая распространя­ет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридические обязательные постановления, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и при­нуждения.

§ 10.2. Современное государство и его признаки

Современное государство обладает рядом фор­мальных признаков, важнейшие из которых используются в международном праве в качестве критериев признания отдель­ных государств субъектами международных отношений. Таки­ми конституирующими признаками современного государства являются: суверенная публичная власть, территория, населе­ние (народ).

Суверенная публичная власть выступает одним из важней­ших формальных признаков современного государства. Поня­тие публичной власти шире, чем государственной власти, по­скольку подразумевает любую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностны­ми лицами. Публичная (от лат. publicus – общественный) власть – это власть, с помощью которой публично (гласно) реализуется определенный общественный интерес. В узком смысле понятие «публичная власть» употребляется в качестве родового понятия, объединяющего власть органов государст­венной власти и местного самоуправления, в широком смыс­ле – как власть государства и его органов, муниципальных об­разований и органов местного самоуправления, общественных объединений, территориальных коллективов граждан.

Понятие «суверенитет» (от фр. souverainete – верховная власть) был введен в XVI в. французским юристом Ж. Боденом, который трактовал его как абсолютную и незыблемую власть монарха в государстве. Затем идея суверенитета была исполь­зована для обоснования самостоятельности и верховенства на­ционального государства на собственной территории. В связи с этим возникло понятие государственного суверенитета –не­отчуждаемого юридического качества независимого государ­ства, символизирующего его политико-правовую самостоя­тельность как первичного субъекта международного права; свидетельствующего об исключительном верховенстве госу­дарственной власти во внутренних делах и предполагающего неподчинение власти другого государства; возникающего или исчезающего в силу добровольного изменения статуса незави­симого государства.

С государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что не только государство, но и народ может быть «сувереном», т.е. источником высшей власти в государстве. Идея народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность концеп­ции «божественного права», предполагавшей, что носителем суверенитета может быть только монарх, получивший свою власть непосредственно от бога. В настоящее время идея на­родного суверенитета является общепринятой не только в го­сударствах с республиканскими, но и иными формами правле­ния, поскольку все они так или иначе апеллируют для своей ле­гитимации к «воле народа».

В 1933 г. на международной конференции в Монтевидео (Уругвай) была принята концепция суверенитета. Согласно ей, государство для признания его суверенным должно обладать не только публичной властью, но и такими признаками, как наличие определенной территории и проживающее на этой территории постоянное население.

Государственная территория – часть земного шара, находя­щаяся под юрисдикцией государства, границы которой закре­пляются международными договорами с другими государства­ми. Территория как признак современного государства непри­косновенна и нераздельна. Это находит выражение в международном праве, в котором закреплен принцип террито­риальной целостности государств и которое запрещает насильственный захват территорий других государств, использование их территорий без согласования с ним, а также нарушение го­сударственных границ. Территория государства исключитель­на: в пределах ее границ господствует власть только данного го­сударства.

Современное международное право допускает возмож­ность, т.е. признает законными, изменения границ государст­венной территории лишь в строго определенных случаях: во-первых, изменение границ государственной территории, произведенное на основе принципа самоопределения наро­дов и наций; во-вторых, обмен, передача или уступка государственной территории, производимые добровольно и в интересах развития мирных добрососедских отношений между государствами.

Население (народ) как признак современного государства представляет собой человеческое сообщество, проживающее на территории определенного государства и подчиняющееся его власти. В состав населения входят: граждане данной стра­ны; иностранцы, живущие в ней длительное время; лица без гражданства (апатриды); лица с двойным (бипатриды) и более гражданством. Всеобщее подчинение населения органам госу­дарственной власти является необходимым условием целост­ности государства.

§ 10.3. Формы государства

В современной науке выделяют формы госу­дарства, различающиеся: формой правления, формой государ­ственного устройства, характером политических режимов.

Форма правления – это способ организации высшей государ­ственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Главным при­знаком формы правления является правовой статус главы госу­дарства – выборный или наследственный. По этому признаку выделяют такие формы правления, как республика (от лат. respublica, res – дело, publicus – общественный) и монархия (от греч. monarchia, monos – один, archos – правитель).

В республике все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением, а граждане обладают личны­ми и политическими правами. Обычно различают формы рес­публиканского правления:

о президентскую, где президент юридически является главой го­сударства и исполнительной власти. Классическая модель такой формы правления сложилась в США, где президент: из­бирается всенародно; формирует с согласия сената (верхней палаты парламента) администрацию (правительство), ответст­венную только перед президентом; не имеет права распустить парламент; может быть смещен парламентом только в порядке импичмента(особой, предусмотренной законом процедуры привлечения высших должностных лиц государства к суду парламента). В президентской республике функции прави­тельства может выполнять и обособленный от администрации президента высший коллегиальный орган исполнительной го­сударственной власти, руководимый административным пре­мьером, но обязательно возглавляемый президентом;

о парламентскую, где полновластным высшим представитель­ным и законодательным органом государственной власти яв­ляется парламент. Классическая модель парламентской рес­публики существует в Италии. Здесь парламент: формирует политически ответственное перед ним правительство во главе с премьер-министром; избирает президента, являющегося гла­вой государства, но не исполнительной власти; может отпра­вить правительство в отставку, но президент в этом случае по предложению правительства может распустить парламент и объявить досрочные выборы;

о смешанную, или полупрезидентскую, которую характеризует дуализм (от лат. dualis – двойственность) исполнительной вла­сти: с одной стороны, парламент формирует ответственное пе­ред ним правительство, руководимое премьер-министром, а с другой – правительство назначается наделенным большими полномочиями всенародно избранным президентом. Испол­нительная власть как бы «раздваивается» между двумя центрами – президентом и его администрацией, премьер-министром и правительством. Это часто приводит к конфликтам, особен­но, если президент и премьер-министр принадлежат к сопер­ничающим политическим партиям. Классическим образцом республики смешанного типа (полупрезидентской республи­ки) в настоящее время является Франция, где: президент (глава государства), избираемый на всеобщих выборах, осуществляет общее руководство правительством во главе с премьер-мини­стром и может распустить парламент при наступлении опреде­ленных обстоятельств (например, при выражении вотума не­доверия правительству); правительство формируется парла­ментом и несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом.

Монархия – форма правления, при которой существует еди­ноличный глава государства, чья власть является, как правило, пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Раз­личают монархии:

О абсолютную, характеризуемую сосредоточением в руках монар­ха всей полноты государственной власти (законодательной, ис­полнительной, судебной), атакже духовной (религиозной);

О конституционную, характеризуемую ограничением власти мо­нарха конституцией и наличием выборного законодательного органа (парламента) и независимых судов. Конституционная монархия бывает двух типов – дуалистическая, где высшей за­конодательной властью обладает парламент, а монарх является главой исполнительной власти, и парламентская, где правамо-нарха ограничены во всех сферах государственной власти, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении министров (контрассигнации), а правительство (исполнительная власть) ответственна только перед парламентом.

Форма государственного устройства – это способ территори­альной организации государства и взаимоотношения цен­тральных и иных органов государственной власти. Основными формами государственного устройства выступают федератив­ное (от лат. foederatio – объединение, союз) и унитарное (от лат. unitas – единство) государства, а также конфедерация.

Федеративное государство представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований – субъектов федерации (штатов, земель, областей, республик), обладающих юридически определенной политической само­стоятельностью и имеющих свое собственное административ­но-территориальное деление.

Выделяют следующие признаки федеративного государства:

О две системы органов государственных власти – федеральные и субъектов федерации;

О разграничение компетенций между федеральными органами государственных власти и органами государственных власти субъектов федерации;

О двухпалатная структура федерального парламента (верхняя па­лата представляет интересы субъектов федерации, а нижняя – интересы населения);

О принадлежность верховной законодательной, исполнитель­ной и судебной власти федеральным государственным орга­нам;

О право субъектов федерации принимать свои нормативные пра­вовые акты учредительного характера (например, конститу­ции, уставы, основные законы), а также региональные законы;

О наличие у субъектов федерации, как правило, собственного гражданства, столицы, герба и иных признаков конституцион­но-правового статуса государства;

О отсутствие у субъектов федерации полного государственного суверенитета (они не являются субъектами международных от­ношений, юридически лишены права участия в международ­ных политико-правовых отношениях, не обладают правом од­ностороннего выходаиз федерации);

О право федеральной интервенции у федеральных органов вла­сти т.е. они имеют юридическое право принимать принуди­тельные меры по отношению к субъекту федерации при нару­шении им союзной конституции или федерального законода­тельства.

В настоящее время различают такие типы федерации, как: территориальные (США, ФРГ, Бразилия и др.), национальные (Индия, Бельгия, Пакистан), национально-территориальные (Канада, Швейцария, Россия); конституционные (США, Ка­нада, Бразилия), конституционно-договорные (Россия), дого­ворные (Швейцария).

Унитарное государство – форма государственного устройст­ва, при которой входящие в государство административно-тер­риториальные единицы не обладают статусом государственных образований. Признаками унитарных государств являются:

о наличие общего для всего государства учредительного норма­тивно-правового акта (или совокупность таких актов) и единой системы законодательства, нормы которых имеют верховенст­во навсей территории страны;

о наличие единого гражданства;

о наличие единой системы высших органов государственной вла­сти;

о управление административно-территориальными образова­ниями на основе законов, принимаемых центральными орга­нами государственной власти;

о возможность изменения границ этих образований на основе общегосударственного закона без согласия территориальных органов власти и местного населения.

В настоящее время существуют унитарные государства:

о централизованные, где подчинение территориальных органов государственной власти центральным осуществляется при по­средстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидер­ланды, Казахстан);

о децентрализованные, где территориальные органы государст­венной власти формируются независимо от центра, отношения с которым строятся наоснове конституции и законов (Велико­британия, Италия, Япония). В состав унитарных государств мо­гут входить национально-государственные автономии (напри­мер, Крым в составе Украины).

Конфедерация представляет собой союз суверенных госу­дарств, созданный для достижения каких-либо общих целей, главным образом внешнеполитических. Объединяясь в добро­вольный союз, каждый член конфедерации, сохраняя государ­ственную самостоятельность, делегирует центру строго огра­ниченный круг полномочий. Для проведения согласованной политики в конфедерации существуют специальные исполни­тельные органы власти.

Политический режим. Понятие «политический режим» упот­ребляется в узком и широком смыслах. Политический режим в узком смысле отождествляется с формальными нормами и ме­тодами осуществления государственной власти, а в широком смысле рассматривается как совокупность способов и методов функционирования основных субъектов политической вла­сти, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Обычно политические режимы подразделяются на демо­кратические, авторитарные и тоталитарные.

Демократические (от греч. demos – народ, kratos – власть) политические режимы предоставляют всем субъектам публич­ной политики реальные права, а гражданам обеспечивают уча­стие в управлении обществом. Демократические режимы ха­рактеризуются следующими признаками:

о верховенство конституции и законов;

о равноправие граждан;

о наличие прав, свобод и обязанностей граждан;

о участие граждан в политическом управлении обществом;

о выборность основных органов государственной власти;

о организация местного самоуправления;

о политический и идейный плюрализм, многопартийность;

о невмешательство государства в частную жизнь граждан, за ис­ключением случаев, предусмотренных законом.

Один из принципов демократического политического ре­жима: «Разрешено все, кроме того, что запрещено законом».

Существующие в реальной политической жизни варианты демократических режимов, которые можно свести к двум ти­пам:

о либерально-демократическим, основанным на принципах: приоритета индивидуальных интересов и ценностей перед об­щественными, роли государства в обществе как «ночного сторо­жа», третейского судьи, приоритета права над «общим благом», разделения властей, власти большинства при защите прав мень­шинства;

о радикально-демократическим, для которых характерны такие принципы, как: приоритет общественных интересов и ценно­стей перед индивидуальными; ограничение прав государства «суверенитетом народа»; приоритет «общего блага» перед пра­вом; единство властей; подчинение меньшинства большинст­ву (демократический централизм).

Авторитарные (от лат. autoritas – власть, влияние) – такие политические режимы, которые характеризуются концентра­цией государственной власти у одного ее субъекта и соответст­венно снижением роли других субъектов публичной власти. В целом авторитарные политические режимы опираются не только насилу, но и нахаризму лидера, религиозные и культур­ные традиции.

Признаками авторитарных режимов являются следующие: о монополия на государственную власть одного лица, олигархи­ческой группы или военной хунты, ни перед кем не подотчет­ных;

о доминирование главы государства или органов исполнитель­ной власти;

о ограничение роли пре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: